Программа социально-педагогической направленности
рабочая программа на тему
Программа социально-педагогической направленности "Я + мама" для детей раннего возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_.doc | 247.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
I раздел. Целевой………………………………………………………………………………………. .3
1. Пояснительная записка ………………………………………………………………………………3
1.1. Цель, задачи программы……………………………………………………………………………3
1.2. Принципы и подходы к формированию программы……………………………………………..4
1.3. Предполагаемые результаты реализации программы……………………………………………4
II раздел. Содержание программы …………….......................................................................................5
2.1. Содержание деятельности по образовательным областям…………………………......................5
2.2. Учебный план работы адаптационной группы «Я+ мама»…………….…..……………………5
2.3. Примерная структура совместной игровой деятельности ………………………………………..5
2.4. Тематический план работы с детьми с участием родителей…………………………………….6
III раздел. Организационное обеспечение реализации программы…..................................................10
3.1. Особенности организации развивающей предметно – пространственной среды
Материально – техническое обеспечение………………………………………………………… 10
3.2.Особенности организации:
3.3. Этапы реализации программы.………………………………………………………………………10
3.4. Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы ………………….12
3.5. Список используемой литературы…………………………………………………………………...13
I раздел. Целевой
- Пояснительная записка
При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс. Адаптивные возможности ребенка ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития и как следствие - к ухудшению здоровья.
Адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок раннего возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода.
Программа «Я + мама» (далее программа), разработана в соответствие с ФГОС для детей раннего дошкольного возраста (1года до 3 лет), предназначена для организации адаптационных групп и групп кратковременного пребывания детей раннего возраста до поступления или во время поступления в детский сад. Программа предусматривает организацию 16 встреч - игровых сеансов познавательного, художественно- эстетического, физкультурно- оздоровительного содержания. Встречу готовят специалисты детского сада (воспитатели, педагог- психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по физическому воспитанию, педагог ДО). Участие родителей в занятиях обусловлено необходимостью подготовки самих родителей к изменению семейной ситуации, ситуации воспитания и развития ребенка в связи с его поступлением в детский сад.
Участие родителей в непосредственно-образовательной деятельности, в тесном сотрудничестве педагогов, родителей и детей дает заинтересованность данной практики всех субъектов осуществляемого опыта.
1.1. Цель программы: создание комфортных психологических условий социальной адаптации детей в условиях детского сада, обеспечить высококвалифицированное психолого-педагогическое сопровождение в сотрудничестве со специалистами ДОУ и родителями.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.
2. Наладить более тесный контакт между педагогами ДОУ и родителями.
3. Подготовить ребенка раннего возраста к посещению детского сада, создавая непрерывную систему в образовательной и оздоровительной работе ДОУ с семьей, обеспечивая наличие единого пространства – родитель – ребенок - педагог.
4. Оказывать квалифицированную консультативную и практическую помощь родителям по уходу за ребенком, по вопросам его воспитания, развития и адаптации к ДОУ, способствуя формированию единого стиля общения и воспитания взрослого с ребенком в ДОУ и семье.
5. Использовать новые организационные формы привлечения родителей
к сотрудничеству с ДОУ. активизируя и обогащая воспитательные умения родителей, поддерживать их уверенность в собственных педагогических возможностях.
6. Формировать у ребенка чувства защищенности и доверия к окружающему миру.
Решение данных задач возможно лишь при определенных условиях:
- положительный эмоциональный фон встреч – игровых сеансов;
- конструктивное сотрудничество педагогов и родителей;
- наличие развивающей предметно-игровой среды в ДОУ;
- высокий уровень профессиональной компетентности воспитателя, педагога-психолога и других специалистов осуществляющего психологическое сопровождение развития ребенка в период адаптации в ДОУ.
1.2. Принципы работы:
- вариативность – предполагает различные формы взаимодействия ДОУ и семьи, гибкое реагирование на запросы жителей микрорайона в зависимости от социальных потребностей;
-научность – лежит в основе всех разработок по проблемам раннего детства, позволяет принимать решения исходя из объективной реальности и прогнозирования конкретного результата, осуществлять педагогический процесс на научной основе, используя новейшие технологии воспитания;
-непрерывность и целостность воспитательного процесса – умение работать с семьей, осуществляя единую линию взаимодействия на всех стадиях раннего возраста;
- преемственность – воспитание детей в пред дошкольном и дошкольном возрасте как единая система семейного и общественного воспитания;
-системность;
- планомерность.
1.3. Целевые ориентиры:
- ребенок с желанием идёт в детский сад, интересуется окружающими предметами в группе, вступает в действие с ними;
- проявляет положительные эмоции в действиях с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;
- имеет специфические представления, выполняет некоторые культурно фиксированные предметные действия,
- понимает речь взрослых, узнает знакомые игрушки;
- стремится к общению с взрослыми, подражает им в движениях и действиях;
- проявляет интерес к сверстникам;
- проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки;
- стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;
- стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).
II раздел. Содержание программы
Форма организации – игровая
2.2. Учебный план работы адаптационной группы «Я+мама»
№ | Наименование разделов работы | в неделю | в месяц | за 2 месяца |
1 | Развитие познавательной и речевой активности (игры-ситуации; пальчиковые игры; чтение и рассказывание сказок, потешек; рассматривание объектов; дидактические игры) | 2 | 8 | 16 |
2 | Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка) | 1 | 4 | 8 |
3 | Физическое развитие (подвижные игры, развлечения, выполнение упражнений) | 1 | 4 | 8 |
4 | Музыкальное развитие | 1 | 4 | 8 |
| Итого: | 5 | 20 | 40 |
2.3. Примерная структура совместной игровой деятельности
Время | Совместная игровая деятельность. | Организатор |
10.00 – 10.10 | Приветствие. Сюрпризный или игровой момент. Адаптационные игры | воспитатель, педагог-психолог, логопед |
10.10-10.40 | Организованные игры: - игры, направленные на сенсорное развитие / художественное творчество; - игры, направленные на физическое развитие / развитие речи; - игры-развлечения, музыкальные игры. | воспитатель, педагог дополнительного образования, музыкальный руководитель |
10.40-10.50 | Самостоятельные игры детей вместе с родителями. Обучение родителей руководству свободной деятельностью детей. Групповое или индивидуальное консультирование родителей. | педагог-психолог, медик, узкие специалисты |
10.50-11.00 | Ритуал прощания. Релаксационные игры. Уход домой. | воспитатель |
2.4. Тематический план работы с детьми с участием родителей
№ занятия | Структура занятия |
1. | Образовательная ситуация Праздник знакомства 1. «В гостях у домовенка Кузи» 2. Целевая прогулка вокруг детского сада. Подвижная игра «Маленькие ножки шагали по дорожке», «Высоко как мячик», «Спрячемся в домик», «По ровненькой дорожке». 3.Свободная игровая деятельность на площадке детского сада, упражнения на развитие мелкой моторики «Собери шишки» 4.Беседа с родителями, организационные вопросы. |
2. | Образовательная ситуация «В гостях у сказки» (на улице) 1. Интерактивная сказка «Колобок» (перчаточные куклы), чтение потешек 2. Подвижные игры с мячом, «Послушный мяч», «Цветные шарики» 3. Лепка-экспериментирование «Тили – тили- тесто» (знакомство с пластическими материалами – соленое тесто) 4. Свободная игровая деятельность, консультации родителей |
3. | Образовательная ситуация «В гостях у сказки» (на улице) 1. Интерактивная сказка «Теремок», Русская народная игра «Работнички», «Зайка беленький сидит», «Шла коза по лесу» 2. Подвижные игры с выносным оборудованием «Прогулка по волшебному саду» 3. Посадка дерева в саду «Копаем, сажаем, поливаем» 4. Свободная игровая деятельность (велосипеды, самокаты, мячи, игры в песочнице)
|
4. | Образовательная ситуация «В гостях у сказки» 1. Интерактивная сказка «Три медведя», 2. Игровое занятие «В гостях у трех медведей» 3. Подвижные игры «Найди мишку», «Мишки идут по дорожке», «Карусель» 4. Аппликация «Тарелочка для мишки» |
5. | Образовательная ситуация «Весёлая ярмарка» Развлекательная деятельность участвуют в празднике дети с родителями |
6. | Образовательная ситуация «В гостях у сказки» 1. Чтение сказки «Очень голодная гусеница» 2. Подвижные игры со спортивным оборудованием 3. Дидактические игры, свободная игровая деятельность с играми на развитие мелкой моторики 4. Упражнения, направленные на развитие самообслуживания «Как носят стул» «Как ходят по комнате, не задевая предметов» |
7. | Образовательная ситуация «В гостях у сказки» 1. Дидактическая интерактивная игра с использованием фланелеграфа «Теремок» 2. Танцевально-двигательная сюжетная игра «Путешествие в волшебную страну» 3. Знакомство с пальчиковыми красками 4. Свободная игровая деятельность |
8. | Образовательная ситуация «Магазин игрушек» 1. Сюжетная подвижная игра « Путешествие в магазин игрушек» 2. Игровое занятие по подгруппам « Одень куклу на прогулку», «Уложи куклу спать», «Покатай коляску» 3. Знакомство с пластилином, техника отщипывание, размазывание, знакомство с шариковым пластилином. 4. Свободная игровая деятельность. Консультации родителей |
9.
| Образовательная ситуация «Здравствуйте, птички» 1.Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Птичка») 2.Рассматривание иллюстраций и объектов (разные птички, птички – свистульки; звукоподражание) 3.Пальчиковая игра «Села птичка на окошко» 4.Дидактическая игра «Соберем зернышки для птичек» (опускание изюма в бутылку) 5.Подвижная сюжетная игра «Птички» Упражнения на воспитание КГН 6.Свободная игровая деятельность |
10. | Образовательная ситуация «Здравствуйте, киска» Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Кошечка») Рассматривание иллюстраций (кошка - котята), игрушки; звукоподражание Рассказывание потешки «Как у нашего кота…» Слушание песенки «Серенькая кошечка» Подвижная сюжетная игра «Непослушный котенок» Изобразительная деятельность, нестандартные методы рисования (монотипия) гуашь Свободная игровая деятельность |
11
| Образовательная ситуация «Здравствуйте, киска» 1.Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Собачка») 2.Рассматривание иллюстраций (собака – щенок - щенята), игрушки; звукоподражание 3.Дидактическая игра «Найди маму» 4.Подвижная сюжетная игра «Лохматый пес» 5.Упражнения на развитие самообслуживания « Как переносят различные предметы» 6.Свободная игровая деятельность |
12. | Образовательная ситуация «Здравствуйте, рыбка» 1.Инсценировка сказки о золотой рыбке (адаптированный вариант) 2. Подвижная сюжетная игра «Рыбки в аквариуме» 3.Знакомство с восковыми мелками и акварелью (Найди рыбку) 4 Свободная игровая деятельность |
13 | Образовательная ситуация «Здравствуйте, рыбка» 1.Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Лошадка») 2.Рассматривание иллюстраций (лошадь-конь-жеребенок), игрушки; звукоподражание. 3.Чтение «Лошадка» А.Барто 4.Подвижная игра «Цирковые лошадки» 5. Рисование пальчиками «Угостим лошадку травкой» 6. Свободная игровая деятельность |
14 | Образовательная ситуация «Здравствуйте, Курочка» Упражнение «Здравствуй» (детей встречает игрушка «Курочка») Рассматривание иллюстраций (курица - цыплята), игрушки; звукоподражание .Дидактическая игра «Найди маму» Подвижные игры «Курочка-хохлатка», «Найди курочку» Лепка «Зернышки для цыплят» Свободная игровая деятельность |
15. | Образовательная ситуация «Хорошо в садочке» 1.Игра «Летние забавы» 2. Подвижные игры на улице 3. Упражнения с водой «Переливание, поливание», «Поймай рыбку» 4. Свободная игровая деятельность |
16 | Образовательная ситуация «А у нас в садочке выросли цветочки» 1 Цветы на клумбе. Экскурсия по саду. 2 Подвижные игры на улице 3Лепка ромашек (пластилин, плоды ясеня) 4.Заключительная беседа с родителями, подведение итогов, ответы на вопросы. |
Взаимодействие с родителями
Педагоги строят свою работу в тесном сотрудничестве с семьёй, привлекая родителей к коллективным формам работы. Родители ребенка участвуют в игровых сеансах в различных формах образовательного процесса.
Организация совместной работы позволяет родителям лучше узнать своего ребенка, понять в чем он успешен и какие у него трудности. Подобная организация работы позволяет успешно строить сотрудничество с родителями, учитывать индивидуальные особенности семьи, влиять на формирование грамотной родительской позиции.
Обучение и консультирование родителей является важным условием организации оптимальной работы адаптационной группы. Ведущими формами обучения в условиях группы являются беседы, консультации, анкетирование, ответы на вопросы родителей.
Консультации для родителей на период работы
консультативно – игрового пункта
№ | Тема консультации | Ответственные |
1. | «Особенности развития личности ребенка» | Педагог -психолог |
2. | Просмотр презентации о работе ДОУ | Старший воспитатель |
3. | «Значение режима дня для здоровья детей» | Инструктор по физ. культуре |
4. | «Сенсорное воспитание детей. Игры и упражнения по сенсорному воспитанию» | Воспитатель |
5. | «Речевое развитие ребенка» | Учитель –логопед |
6. | Практическое занятие – дидактические упражнения дома | Воспитатель |
7. | «Ребенок и музыка. Влияние музыки на эмоциональное настроение ребенка» | Музыкальный руководитель |
8. | Практическое музыкальное занятие | Музыкальный руководитель |
9. | «Роль и место народного фольклора в разных режимных моментах дома» | Музыкальный руководитель |
10. | «Традиции семьи в воспитании ребенка» | Воспитатель |
11. | «Нужны ли наказания?» (причины непослушания и меры их предупреждения) | Педагог -психолог |
12. | «Закаливание детей – путь к здоровью» | Инструктор по физ. культуре |
13. | Круглый стол по итогам работы консультативного пункта | Старший воспитатель, специалисты |
III раздел. Организационное обеспечение реализации программы
3.1. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды, материально-техническое обеспечение:
Помещение, отведенное для адаптационной группы, отвечает основным критериям оценки материально – технических и медико-социальных условий пребывания детей раннего возраста. Эстетическая, предметная и природная среда в ДОУ создана в соответствии с «Концепцией построения развивающей среды для организации жизни детей и взрослых в системе дошкольного образования». Адаптационная группа укомплектована оборудованием и дидактическим материалом, обеспечивающим безопасность в период самостоятельной двигательной игровой активности. Интерактивное оборудование: переносной экран, проектор, ноутбук, медиа библиотека.
3.2. Особенности организации:
- образовательная деятельность осуществляется при непосредственном участии взрослого;
- дети приходят в детский сад 2 раза в неделю;
- длительность посещения – 1 час;
- комплектование групп с учетом возраста детей, наполняемость - не более 10 человек;
образовательный процесс осуществляется как в группе, так и в других помещениях ДОУ (музыкальный зал, групповое помещение)
3.3. Этапы реализации программы.
1 этап: создание условий для работы адаптационной группы.
1. Создание предметно-развивающей среды в группе.
2. Оформление группы в соответствии с эстетическими, возрастными требованиями детей раннего возраста.
3. Оформление наглядности для родителей.
4. Оформление индивидуальных памяток, брошюр, рекомендаций для родителей.
5. Определение педагогического персонала для работы в адаптационной группе
6. Подготовка документации группы
2 этап: организация работы группы.
- Практическое проведение встреч – занятий с детьми и родителями.
- Работа консультативного пункта
- Анкетирование родителей
- Составление карты наблюдения за ребенком в адаптационный период
- Контрольно - аналитическая деятельность (мониторинг результатов адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ, анализ деятельности воспитателя и педагога – психолога группы, анализ степени адаптации детей)
3 этап: Заключительный.
- Анализ организации работы адаптационной группы (выполнение программы, перспективного плана, качество предоставляемых услуг)
- Проведение итогового обследования детей на определение степени адаптации к детскому саду
- Подведение итогов работы по взаимодействию ДОУ с родителями в адаптационный период.
- Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию программы
№ п/п | Направления деятельности | Цели, задачи | Методическое обеспечение |
1 | Художественно – эстетическое развитие. | Рисование: - формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности; - развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности и развитие мелкой моторики; | 1.Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г. 2.О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005г. 3. Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста». 4.Т.В. Королева «Игры с красками». Москва «Сфера» 2009 г. |
Музыка: - формирование готовности ребенка к вхождению в социум, посредством творческой деятельности; - развитие у детей музыкальной памяти и слуховых представлений. | 1.Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г. 2. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г. | ||
2 | Физическое развитие | - повышение адаптационных возможностей детского организма; - развитие двигательной активности и обогащение двигательно-игрового опыта. | 1. М.А. Фисенко «Физкультура. Первая младшая группа». Волгоград «Корифей» 2008 г. 2. М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». Москва «Сфера» 2008 г. |
3 | Познавательное развитие | - развитие внимания, речи, воображения; - развитие сенсорной культуры; | 1. Н.В. Нищева «Сенсомоторное развитие детей дошкольного возраста». Санкт - Петербург «Детство – Пресс» 2011 г. 2. Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду. Возрастные особенности, адаптация, сценарий дня». Ростов-на-Дону «Феникс» 2080 г. 3. С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год. |
4 | Социально – коммуникативное развитие | - формирование адекватного поведения ребенка в период адаптации; | 1. Г.И. Винникова «Занятия с детьми 2-3 года. Социальное развитие, окружающий мир». Москва «Сфера» 2009 г. 2.О.А. Айрих «Эмоциональное развитие детей в первой младшей группе». Волгоград «Издание» 2008г |
3.5.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.Л.В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ». «Учитель» – 2006 г.
2.Т.М. Бабуновой «Группа кратковременного пребывания, для детей раннего возраста». «ТЦ Сфера» – 2009 г.
3.М.А. Васильева «Программа обучения и воспитания детей в детском саду». «Москва Мозаика – Синтез» – 2010г.
4.Н.Е. Веракса «От рождения до школы». Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Мозайка синтез» Москва – 2006 г.
5.О.И. Давыдова, А.А. Майер Приложение к журналу «Управление». «Адаптационные группы в ДОУ». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
6.Е. В. Жердева «Дети раннего возраста в детском саду». Ростов на Дону Феникс – 2008.
7.Т.В. Иванова «Адаптация ребенка к ДОУ». «Корифей» – 2009.
8.М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких». «ТЦ Сфера» – 2008 г.
9.Н.А. Карпухина «Конспекты занятий в ясельной группе детского сада». «Воронеж» – 2010 г.
10.Т.В. Королева «Игры с красками». Москва – 2009 г.
11.М.Д. Маханева, С.В. Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». «ТЦ Сфера» – 2005 г.
12.Приложение к журналу «Воспитатель». «Адаптация детей к детскому саду» Москва «Сфера» – 2008 г.
13.Л.Н. Павлова «Развивающие игры – занятия с детьми от рождения до трех лет». «Мозаика - синтез» Москва – 2003 г.
14.Е. В. Полозова «Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста».
15.Н.В. Соколовская «Адаптация ребенка к условиям детского сада» (управление процессом, диагностика, рекомендации). «Волгоград» – 2010г.
16.Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать до того, как он научится говорить». «Сова» – 2008 г.
17.Л.В. Томашевская, Е.Ю. Герц, «Интегрированные занятия с детьми в период адаптации к детскому саду». Санкт - Петербург, Детство-пресс 2012.
18.Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина «Как приобщить малыша к гигиене и самообслуживанию». Москва «Просвещение» 1997 г.
19.С. Шанина, А. Гаврилова «Пальчиковые упражнения для развития речи и мышления ребенка». Москва – 2008 год.
20.Е.А. Янушко «Лепка с детьми раннего возраста». Москва 2009 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по модулю «Где не жить - Родине служить.» дополнительной общеразвивающей программы социально –педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Л
Проведение занятий по модулю «Где не жить - Родине служить»в старшей группе является неотъемлемой частью всей работы по патриотическому воспитанию и развитию дошкольников.Патриотизм...
Рабочая программа по модулю «Дорога к храму» дополнительной общеразвивающей программы социально – педагогической направленности муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад комбинированного вида №3 города Лебе
Данный модуль направлен на духовно-нравственное воспитание, формирование и углубление понятия о православной вере и культуре, определение роли православия в нашей стране и родном городе, способст...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности по коррекции звукопроизношения у детей 5-7 лет, не посещающих группу компенсирующей направленности «Весёлый язычок»
Программа кружка "Весёлый язычок". (Платный логопункт)....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Вдохновленное взаимодействие» (программа взаимодействия воспитателя с семьями воспитанников ДОО)
Дополнительная общеразвивающая программа «Вдохновлённое взаимодействие» в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р «Об утверждении Концепции развития до...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 лет к школе
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Успешный старт» по психолого-педагогической подготовке детей-инвалидов 5-7 л...
Дополнительная общеразвивающая программа «Запоминай-ка!» Мнемотехника Направленность программы: Социально -педагогическая Уровень программы: Вводный
Дополнительная общеразвивающая программа«Запоминай-ка!» МнемотехникаНаправленность программы: Социально -педагогическаяУровень программы: Вводный...