Круглый стол для педагогов ДОО
консультация на тему
Описание средового подхода к организации методической работы с педагогами
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2_sredovyy_podhod_po_fgos.doc | 292.5 КБ |
Предварительный просмотр:
структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко» ГБОУ СОШ № 2 «ОЦ» с. Борское
КРУГЛЫЙ СТОЛ
для педагогов
«Средовый подход
к организации методической
работы с педагогами»
Подготовила:
старший воспитатель
Хрон О.С.
Провела:
16.12. 2014.
При переходе на новые стандарты[1] изменилась парадигма образовательного процесса, изменились роли педагога и воспитанника. Функционирование образовательного учреждения требует пересмотра управления и создания образовательной среды, в условиях которой могут быть выполнены новые образовательные задачи.
Средовый подход к организации образовательного подхода предполагает наличие определенной кадровой, финансовой и методической базы, современного оборудования для достижения поставленных задач.
Успех развития системы образования в значительной степени зависит от профессионализма педагогических кадров, их готовности к инновационному обновлению образовательного процесса ДОО. Эту готовность призвана обеспечить методическая служба, охватывающая все категории педагогических работников ДОО.
Наше структурное подразделение, реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования – детский сад «Солнышко» с. Борское работает в инновационном режиме, что предполагает постоянный поиск неординарных форм организации воспитательно-образовательного процесса.
С сентября 2014 года в нашем детском саду функционирует инновационная деятельность по теме: «Формирование естественнонаучных представлений обучающихся (воспитанников) в условиях внедрения ФГОС дошкольного и начального уровней общего образования».
Логику преемственности Федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного и начального уровней образования видим в динамике развития целевых ориентиров, тем самым создания условий для успешного формирования универсальных учебных действий у будущих первоклассников.
Средовый подход к организации методической работы с педагогами осуществляется по следующему плану:
1. Ознакомление с компонентами предметно-развивающей среды по В.Я. Ясвину:
1.Предметно-пространственный компонент;
2. Социальный компонент;
3. Психо - дидактический компонент.
2. Выявление специфики реализации компонентов в условиях переемственности ДОО и НОО
3. Практическая разработка содержания компонентов в условиях преемственности ДОО и НОО
4. Реализация практических разработок
Начали работу с изучения социального компонента предметно - развивающей среды. Под этим термином понимается организации деятельности педагога дошкольного образовательного учреждения по социальному развитию детей и рассматривается идея по предоставлению комплекса условий и возможностей для социального развития и реализации индивидуально-личностного потенциала ребенка. Поставив приоритетной методическую задачу реализации содержания данного компонента, разработали новую форму конспекта НОД, отражающего в перспективе формирование УУД у первоклассников.
Термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность ребёнка к саморазвитию путём активного усвоения и получения знаний через практическую деятельность.
Современное занятие в ДОО рассматривается как постоянно развивающая форма и строится на основе принципов сотрудничества, деятельностного подхода и использования активных форм обучения. Именно на этой основе формируются коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия: умение планировать свою деятельность, устанавливать причинно - следственные связи; ориентироваться в источниках информации.
Таким образом, наша задача заключается в том, чтобы развивать у старших дошкольников способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта на основе системно - деятельностного подхода.
ФГОС начального общего образования[2] определяет следующую классификацию универсальных учебных действий (УУД).
1) личностные УУД;
2) регулятивные УУД (включающие также действия саморегуляции); 3) познавательные УУД;
4) коммуникативные УУД.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- самоопределение личностное, профессиональное, жизненное;
- смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
- планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом;
конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;
- оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что, еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.
Познавательные универсальные учебные действия: общеучебные, логические, постановка и решение проблемы.
Общеучебные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
- знаково-символические действия составляют особую группу общеучебных универсальных действий:
- моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные учебные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствия;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждении;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
- постановка и формулирование проблемы;
- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность. К коммуникативным действиям относятся:
- умение слушать и вступать в диалог;
- учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми;
- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Наш коллектив разработал схему предпосылок формирования УУД для занятий с детьми подготовительной к школе группы на основе структуры урока в первом классе.
Пошаговая схема формирования предпосылок формирования УУД у воспитанников в условиях НОД
Этапы НОД | Цели этапа | Вид деятельности | Ключевые фразы | Формируемые УУД |
1. «Вызов интереса» | Создание условий для возникновения у воспитанников мотивации включения в деятельность: эмоциональность, личностная значимость («детская цель») | Беседа, сюрпризный момент | - Хотите? - Сможете? | Личностные УУД - включается механизм мотивации «надо – хочу - могу», вера собственные силы. Регулятивные УУД задаются свободным выбором цели, а не задаются сверху. Коммуникативные УУД – высказывание своего мнения, формулирование ответа |
2. Актуализация имеющегося опыта | Актуализация мыслительных процессов, знаний, опыта, необходимого для построения нового знания | Предметная деятельность, дидактические игры | - Как? - Каким образом? | Познавательные УУД - понимание инструкции, оперирование умениями, коррекция ошибок. |
3. Создание затруднения в ситуации, сюжете, деятельности | Создание условий для преодоления затруднений: 1. фиксация затруднений; 2. выявление его причин; 3. составление плана действий. Озвучивание детьми цели НОД («взрослой цели») | Беседа, разговор, диалог | - Смогли? - Почему не смогли? - Что сейчас вам надо узнать? | Личностные УУД – развитие способности к рефлексии, помогающие определить путь преодоления затруднений. Коммуникативные УУД – способность слышать и учитывать мнение другого, способность изложить свою точку зрения |
4. Самостоятельное открытие нового знания (способа действия) | Организация поиска необходимого знания, открытие нового знания. Выбор метода, способа решения проблемы | Проблемные диалоги | - Что нужно сделать, если чего-то не знаешь? | Познавательные УУД – поиск и извлечение информации. Регулятивные УУД – способность согласовывать свои действия с требованиями ситуации |
5. Включение нового знания (способа действия) в систему. | Создание условий для включения нового знания во внутренний опыт | Дидактические игры, работа в парах, в группах. Различные | - Что вы сейчас будете делать? - Как будете выполнять | Личностные УУД – формирование положительной мотивации к познанию. |
Вывод: средовый подход к организации целенаправленной, планомерной методической работы в ДОО обеспечивает понимание педагогами специфики формирования предпосылок универсальных учебных действий, позволяет в сотрудничестве с учителями обогатить методическую базу практических материалов детского сада и начальной школы.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва) [Электронный ресурс]. Режим доступа http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html. Дата доступа 13.03.2015.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 06 октября 2009 г. № 373)
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. Автореферат дисс. на соиск. уч. ст. докт. пед. наук. – М., 2011. – 23 с.
- Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. – М. – Нижний Новгород, 2002. – 126 с.
[1] Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва)
[2] Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России ) от 06 октября 2009 г. № 373)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Круглый стол для педагогов "Какой ты педагог"
Конспект мероприятия с педагогами, направленного на выявление знаний, педагогических навыков и умений...
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценност...
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...
Круглый стол с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС»
Сценарий круглого стола с педагогами ДОО на тему «Ключевые компетенции педагога ДОО в соответствии с ФГОС» поможет начинающему методист повысить профессиональный уровень своих педагогов, донести ...
Круглый стол для педагогов ДОУ "Как повысить мотивацию и профессиональную мобильность педагогов ДОУ, необходимые для самореализации в профессии?"
Материал для проведения круглого стола...
Круглый стол для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей детей путем повышения компетентности педагогов в продуктивной (изобразительной) деятельности»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством...
Круглый стол для педагогов. «Словесное творчество детей – результат работы педагога»
рабочий материал для проведения круглого втола с педагогами по направлению "работа над развитием словаря детей"...