Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
методическая разработка на тему

Подсобилова Наталия Николаевна

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Поэтому сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.   

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок  должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом  интегративных качеств. 

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №146 городского округа Самара

Круглый стол для педагогов

 «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Разработала

Подсобилова Наталия Николаевна,

старший воспитатель

МБДОУ детского сада №146 г.о. Самара

г. Самара, 2013

Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Поэтому сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.    

Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.

В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.

Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.

Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".

Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок  должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом  интегративных качеств.  

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.

        Однако прежняя система образования не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами  образовательного процесса и реальной ситуацией.

В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.

Недостатки в результатах

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Проанализировав в ДОУ результат освоения образовательных областей, которые являются составляющими социально-личностного развития, а именно «Социализация», «Труд» и «Безопасность», мы пришли к выводу, что существуют проблемы в освоении образовательной области «Безопасность». У педагогов и у дошкольников вызывает затруднения освоение такого социально-значимого аспекта как «Пожарная безопасность».

В современных условиях формируется личность с безопасным типом поведения: ребёнок должен уметь адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе; уметь безопасно обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения. Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.

Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным, поскольку не в полной мере происходит осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в направлении формирования у дошкольников основ пожарной безопасности  и её осуществлении в тесном сотрудничестве.

Недостатки в основном процессе

Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в которой

нет разделов, соответствующих определённым учебным дисциплинам или предметам. Психолого-педагогическая работа строится на освоении детьми совокупности образовательных областей.

Каждой образовательной области соответствует определенный вид детской деятельности. Грани между образовательными областями очень тонкие (происходит интеграция образовательных областей).

Проявляются недостатки в недопонимании педагогом принципа интеграции образовательных областей: какие области интегрируется и как. Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».

Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», то есть с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Смена видов детской деятельности подчинена одной теме.

Недостатки в условиях профессиональной деятельности

В настоящее время федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования(Приказ  Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва)  представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. В частности, предъявляются требования к кадровому обеспечению, к материально – техническому, к учебно – материальному обеспечению, к информационно – методическому обеспечению.

В условиях ФГТ уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Педагогические работники должны:

-обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;

-организовывать различные виды деятельности и общения воспитанников;

-организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;

-осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;

-владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь  применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Но вместе с тем в практике нашей профессиональной деятельности зачастую мы сталкиваемся с тем, что многие педагоги не соответствуют квалификационным характеристикам по соответствующей должности, т.е.  не обладают основными компетенциями по организации воспитательно - образовательного процесса; очень слабо владеют информационно-коммуникационными технологиями и не умеют применять их на практике; система методической помощи не удовлетворяет запросы педагогов; нет взаимодействия с социальными партнерами.

Развивающая среда в дошкольном учреждении не полностью соответствует требованиям, которые включают соблюдение следующих принципов: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.

Согласно ФГТ к условиям реализации ООП ДО предметно-развивающая  среда  должна создаваться с  учетом принципа интеграции образовательных областей, но на сегодняшний день это затрудняется из-за недопонимания педагогом этого принципа.

Предъявляются требования и к информационно-методическому обеспечению: необходимо создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.

Однако возникает существенное противоречие: ведь для поддержки информационного обеспечения образовательного процесса необходимы квалифицированные кадры, а в дошкольном учреждении таких очень мало.

Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.

Анализ работы детского сада показывает, что существующие недостатки и в результатах, и в основном процессе, и в условиях профессиональной деятельности является основным препятствием для успешного освоения дошкольниками  такого социально-личностного  аспекта как «Пожарная безопасность».

2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.

Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков безопасности собственной жизнедеятельности.

 3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.

В настоящее время в результате  усвоения основной общеобразовательной программы у дошкольника формируется новый образовательный результат. Раньше педагоги развивали у детей знания, умения, навыки, а не представления. Сегодня же в  сооветствии с ФГТ  итоговые результаты освоения детьми образовательной области «Безопасность» должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате её освоения:

- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;

- соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;

- поведение ребенка преимущественно должно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо";

- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдает правила пожарной безопасности;

- ребёнок имеет представления о причинах возникновения пожара;

- знаком со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;

- имеет  представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;

- знает правила безопасного поведения в случае возникновения пожара: умеет ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знает первые действия при пожаре, умеет вызывать службу спасения «01»;

- у  ребенка сформировано осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;

- он уважительно относится к профессии пожарных; осваивает новые роли и способы действия в пожароопасных ситуациях.

Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Педагоги ориентируются на формирование у дошкольников новых компетенций осознанного поведения.

4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).

Для успешной реализации такого социально – личностного аспекта как «Пожарная безопасность» необходимо произвести изменения в самом образовательном процессе, а в частности в его содержании, средствах обучения и воспитания, а также в системе контроля. 

Изменения в содержании образовательного процесса

Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ в текущем учебном году является социально-личностное развитие детей. Основной акцент делается на формирование основ пожарной безопасности дошкольников. Включение парциальных программ («Мы» Н.Н. Кондратьевой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой)  в Основную общеобразовательную программу ДОУ  представляет более широкие возможности для формирования у детей данного социально-личностного аспекта.

Меняется содержание работы с дошкольниками. Образовательный процесс, направленный на освоение детьми правил пожарной безопасности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу: 

Работа с детьми

Работа с педагогами

Работа с родителями

Форма проведения

Содержание

Сентябрь

НОД

Труд пожарных

Изучение правил пожарной безопасности

Анкетирование. Выступление инспектора Госпожнадзора

Чтение художественной литературы

Т.Потапова «Пожарный», С.Маршак «Сказка про спички»

Дидактическая игра

Подбери материал

Другие формы работы

Подвижная игра «Похитители огня»

Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности:

систему теоретических, практических мероприятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности («Осторожно, огонь!», «Путешествие в прошлое электрической лампочки», «Что делать при возникновении пожара», «Кошкин дом» и т.п.),

беседы («Спички не тронь – в спичках огонь», «Пожарная безопасность дома», «Почему огонь полезен и опасен»);

дидактические игры («Угадай электрический прибор», «Подбери предметы с одним назначением», «Что нужно пожарному для работы», «Дорисуй, чего не хватает»);

сюжетно – ролевые игры («Юные пожарные», «Спасатели», «Дружная команда»); игры – драматизации «Осторожно, огонь!»; игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой; викторины; конкурсы; чтение художественной литературы; продуктивную деятельность; составление творческих рассказов на противопожарную тему; спортивные развлечения .

В образовательном процессе происходит интеграция образовательных областей.

Для более глубокого освоения дошкольниками пожарной безопасности используется метод проектов. Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.

Характеристика изменений в средствах  обучения и воспитания

Использование ТСО: проектора, компьютера; разработка блока познавательных мероприятий «За пожарную безопасность», методических пособий по пожарной безопасности; моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе (разрезные картинки, лото); упражнения на ориентировку в пространстве; создание схем, маршрутов безопасного выхода из помещения при возникновении пожара.

Характеристика изменений в контроле  за усвоением дошкольниками правил пожарной безопасности.

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной области  «Безопасность», в частности  «Пожарная безопасность дошкольников» обеспечивает  комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения.

В процессе мониторинга исследуются личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, работы в тетрадях, критериально - ориентированных методик (Н.В. Верещагина «Мониторинг детского развития», Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду», «Комплексная диагностика уровней усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»).  В дополнение к принятому мониторингу в ДОУ добавлены некоторые критерии, которые помогают определить степень усвоения дошкольниками основ пожарной безопасности. А именно:

- сформированность представлений о  безопасном поведении; о причинах возникновения пожара;

- знание правил безопасного поведения в случае возникновения пожара: умеет ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знает первые действия при пожаре, умеет вызывать службу спасения «01»;

- знаком со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;

- у  ребенка сформировано осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;

- имеет  представления о труде пожарных,  уважительно относится к профессии пожарных; осваивает новые роли и способы действия в пожароопасных ситуациях.

5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные).

Кадровые изменения

Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. На данном этапе работы в нашем ДОУ по формированию у детей правил пожарной безопасности необходимо: 

-изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения (беседа, опрос, анкетирование, «почтовый ящик») с целью оказания методической помощи по организации воспитательно-образовательного процесса;

 - расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению обновления системы образования: семинары «Пожарная безопасность для дошкольников», «Что? Где? Как?» и т.п.

- через систему открытых мероприятий в ДОУ закрепить практические навыки педагогов в организации образовательной деятельности в режимных моментах по ознакомлению дошкольников с ППБ: мастер – класс «Все обо  всем»,  «Детям о пожарной безопасности»; развлечения «Моя безопасность», «Я б в пожарные пошел…»; театрализованные представления «Лесной детектив», «Кошкин дом».

- создать эффективную систему курсовой подготовки по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросам обучения пожарной безопасности детей дошкольного возраста.

Научно – методические изменения:

Разработка методичек и буклетов «Основы пожарной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста; подборка и составление картотеки тематических игр для детей по пожарной безопасности ( «Угадай электрический прибор», «Что нужно пожарному для работы», «Отдых», «Подбери материал»); разработка сценариев развлечений («Человеку друг огонь, только зря его не тронь», «Смелые пожарные»), составление цикла бесед («Пожарная безопасность дома», «Чем опасны пожары в лесу», «Почему зажигается спичка», «Объясни Незнайке»); календарно-тематическое планирование, проектная деятельность, перспективное планирование работы по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста.

Материально-технические изменения: 

Проектирование развивающей среды в группах (создание центров активности, подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности: каска, рукав, огнетушитель), игрушки, макет пожарной станции; подбор видеоматериалов  по пожарной безопасности: видеозаписи по пожарной безопасности, мультфильмы «Смешарики и безопасность», «Кошкин дом», «Злой огонь»; использование технических средств обучения (электронные презентации на тему «Пожарная безопасность для дошкольников», компьютеры, проектор,). 

Нормативно-правовые изменения

В годовой план ДОУ и в Основную общеобразовательную программу  внесены задачи социально-личностного развития ребенка. Одной из них является формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста. Заключение договоров с родителями на организацию экскурсий для дошкольников.

Организационные изменения

Организация встреч с сотрудниками Госпожнадзора г.о. Самара; организация экскурсий в «Музей пожарной безопасности».

Информационные изменения

Подборка и создание картотеки книг по пожарной безопасности: С.Маршак «Пожар», Т.Потапова «Пожарный», Б.Житков «В дыму», С.Маршак «Сказка про спички», О Вациетис «Спички», Е.Хоринская «Спичка-невеличка», «Сказка о том, как огонь с человеком подружился» (марийская народная сказка), К.Чуковский «Путаница», О.Вациетис «Сказка о пожаре», Т.Фетисова «Куда спешат красные машины». Подборка периодических изданий : журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»;  информационные плакаты по пожарной безопасности; интернет-ресурсы; использование ИКТ.

В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.

 В нашем дошкольном учреждении для поддержания и создания интереса к пожарной безопасности, для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении определенных компетенций  мы используем один из эффективных методов – электронную  интерактивную  дидактическую игру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»

Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся

Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...

Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся

Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...

Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»

Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...