Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
методическая разработка на тему
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Поэтому сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом интегративных качеств.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №146 городского округа Самара
Круглый стол для педагогов
«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Разработала
Подсобилова Наталия Николаевна,
старший воспитатель
МБДОУ детского сада №146 г.о. Самара
г. Самара, 2013
Содержание образования в современном мире является приоритетной сферой, от которой зависит развитие человека, способного самостоятельно и сознательно строить свою жизнь в духе общечеловеческих ценностей с учётом традиций своего народа. Особый интерес в этом плане представляет дошкольное детство, как первая ступень системы непрерывного образования. Поэтому сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.
1. Анализ недостатков в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Жизнь выдвигает перед теорией и практикой образования и воспитания, кроме традиционных вопросов - чему и как учить в современных условиях, приоритетную проблему: как сформировать человека, который отвечал бы требованиям общества на нынешнем этапе исторического развития. Вот почему сегодня мы обращаемся к личности ребёнка, анализу процессов, влияющих на её формирование.
Основные структуры личности закладываются в первые годы жизни, а значит, на семью и дошкольные учреждения возлагается особая ответственность по воспитанию таких качеств у подрастающего поколения.
В связи с этим проблема социально-личностного развития ребёнка становится особо актуальной на современном этапе.
Данный факт находит своё отражение в основных федеральных документах, определяющих деятельность органов управления и учреждений образования. Так статьи 9 и 14 Закона РФ "Об образовании" устанавливают общие требования к программам и содержанию образования, которое в первую очередь должно ориентироваться на адаптацию личности к жизни в обществе, на обеспечение самоопределения личности и создание условий для её самореализации.
Концепция модернизации российского образования подчеркивает: "Важнейшие задачи воспитания - формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе".
Сегодня по запросу государства, общества, родителей (законных представителей) ребёнок должен быть успешным. Он должен обладать целым рядом интегративных качеств.
В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. № 655 утверждены федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. ФГТ призваны решать проблемы, связанные с повышением качества образования. Внимание акцентируется на обеспечении надлежащих условий для развития личности дошкольников и активизации инновационных аспектов деятельности.
Однако прежняя система образования не позволяет достичь новых результатов. Возникают противоречия между желаемыми результатами образовательного процесса и реальной ситуацией.
В этом есть ряд недостатков, которые прослеживаются в результатах, в основном процессе и в условиях профессиональной деятельности.
Недостатки в результатах
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социально-личностного развития и воспитания дошкольников. Проанализировав в ДОУ результат освоения образовательных областей, которые являются составляющими социально-личностного развития, а именно «Социализация», «Труд» и «Безопасность», мы пришли к выводу, что существуют проблемы в освоении образовательной области «Безопасность». У педагогов и у дошкольников вызывает затруднения освоение такого социально-значимого аспекта как «Пожарная безопасность».
В современных условиях формируется личность с безопасным типом поведения: ребёнок должен уметь адекватно вести себя в пожароопасных ситуациях дома, в ДОУ, на природе; уметь безопасно обращаться с электроприборами, предметами повышенной пожарной опасности. У дошкольников развивается возможность осознания своего здоровьесберегающего поведения. Ребенок из пассивного объекта превратится в активного субъекта собственного здоровья и безопасности.
Однако достичь желаемых результатов на практике не предоставляется возможным, поскольку не в полной мере происходит осознание педагогами и родителями необходимости целенаправленной деятельности в направлении формирования у дошкольников основ пожарной безопасности и её осуществлении в тесном сотрудничестве.
Недостатки в основном процессе
Содержание образовательного процесса в ДОУ осуществляется по Основной общеобразовательной программе дошкольного образования, в которой
нет разделов, соответствующих определённым учебным дисциплинам или предметам. Психолого-педагогическая работа строится на освоении детьми совокупности образовательных областей.
Каждой образовательной области соответствует определенный вид детской деятельности. Грани между образовательными областями очень тонкие (происходит интеграция образовательных областей).
Проявляются недостатки в недопонимании педагогом принципа интеграции образовательных областей: какие области интегрируется и как. Акцент со знаний, умений и навыков переносится на формирование общей культуры, развитие «качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность».
Решать поставленные цели и задачи предлагается максимально приближаясь к разумному «минимуму», то есть с помощью построения образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учётом принципа интеграции образовательных областей; в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей. Смена видов детской деятельности подчинена одной теме.
Недостатки в условиях профессиональной деятельности
В настоящее время федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования(Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 2151 г. Москва) представляют собой совокупность требований, обеспечивающих реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования, направленных на достижение планируемых результатов дошкольного образования. В частности, предъявляются требования к кадровому обеспечению, к материально – техническому, к учебно – материальному обеспечению, к информационно – методическому обеспечению.
В условиях ФГТ уровень квалификаций педагогических и иных работников образовательного учреждения для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности. Педагогические работники должны:
-обладать основными компетенциями в организации мероприятий, направленных на укрепление здоровья воспитанников и их физическое развитие;
-организовывать различные виды деятельности и общения воспитанников;
-организовывать образовательную деятельность по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
-осуществлять взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников и работниками образовательного учреждения;
-владеть информационно-коммуникационными технологиями и уметь применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Но вместе с тем в практике нашей профессиональной деятельности зачастую мы сталкиваемся с тем, что многие педагоги не соответствуют квалификационным характеристикам по соответствующей должности, т.е. не обладают основными компетенциями по организации воспитательно - образовательного процесса; очень слабо владеют информационно-коммуникационными технологиями и не умеют применять их на практике; система методической помощи не удовлетворяет запросы педагогов; нет взаимодействия с социальными партнерами.
Развивающая среда в дошкольном учреждении не полностью соответствует требованиям, которые включают соблюдение следующих принципов: информативности, предусматривающего разнообразие тематики материалов и оборудования и активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением; полифункциональности, предусматривающего обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды; педагогической целесообразности, позволяющей предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развивающей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка; трансформируемости, обеспечивающего возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Согласно ФГТ к условиям реализации ООП ДО предметно-развивающая среда должна создаваться с учетом принципа интеграции образовательных областей, но на сегодняшний день это затрудняется из-за недопонимания педагогом этого принципа.
Предъявляются требования и к информационно-методическому обеспечению: необходимо создавать и редактировать электронные таблицы, тексты и презентации; использовать интерактивные дидактические материалы, образовательные ресурсы; проводить мониторинг и фиксировать ход воспитательно-образовательного процесса и результаты освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса.
Однако возникает существенное противоречие: ведь для поддержки информационного обеспечения образовательного процесса необходимы квалифицированные кадры, а в дошкольном учреждении таких очень мало.
Изучение опыта работы воспитателей показывает, что вопросы организации воспитания дошкольников в изменившихся социокультурных условиях вызывают затруднения как у начинающих воспитателей, так и у воспитателей с большим педагогическим стажем.
Анализ работы детского сада показывает, что существующие недостатки и в результатах, и в основном процессе, и в условиях профессиональной деятельности является основным препятствием для успешного освоения дошкольниками такого социально-личностного аспекта как «Пожарная безопасность».
2. Формулировка проблемы на основе проведенного анализа.
Формирование у детей осознанного и ответственного отношения к выполнению правил пожарной безопасности, навыков безопасности собственной жизнедеятельности.
3.Описание нового образовательного результата, сформированного у обучающегося.
В настоящее время в результате усвоения основной общеобразовательной программы у дошкольника формируется новый образовательный результат. Раньше педагоги развивали у детей знания, умения, навыки, а не представления. Сегодня же в сооветствии с ФГТ итоговые результаты освоения детьми образовательной области «Безопасность» должны описывать интегративные качества ребенка, которые он может приобрести в результате её освоения:
- способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений;
- соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения;
- поведение ребенка преимущественно должно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том "что такое хорошо и что такое плохо";
- способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели; соблюдает правила пожарной безопасности;
- ребёнок имеет представления о причинах возникновения пожара;
- знаком со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
- имеет представления о труде пожарных, их профессиональными действиями;
- знает правила безопасного поведения в случае возникновения пожара: умеет ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знает первые действия при пожаре, умеет вызывать службу спасения «01»;
- у ребенка сформировано осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
- он уважительно относится к профессии пожарных; осваивает новые роли и способы действия в пожароопасных ситуациях.
Дети становятся активными участниками образовательного процесса. Педагоги ориентируются на формирование у дошкольников новых компетенций осознанного поведения.
4.Характеристика изменений в образовательном процессе (содержание, средства обучения и воспитания, контроля).
Для успешной реализации такого социально – личностного аспекта как «Пожарная безопасность» необходимо произвести изменения в самом образовательном процессе, а в частности в его содержании, средствах обучения и воспитания, а также в системе контроля.
Изменения в содержании образовательного процесса
Одним из приоритетных направлений деятельности ДОУ в текущем учебном году является социально-личностное развитие детей. Основной акцент делается на формирование основ пожарной безопасности дошкольников. Включение парциальных программ («Мы» Н.Н. Кондратьевой; «Основы безопасности детей дошкольного возраста» Р.Б. Стеркиной, О.Л. Князевой, Н.Н. Авдеевой) в Основную общеобразовательную программу ДОУ представляет более широкие возможности для формирования у детей данного социально-личностного аспекта.
Меняется содержание работы с дошкольниками. Образовательный процесс, направленный на освоение детьми правил пожарной безопасности строится на основании перспективного планирования по следующему принципу:
Работа с детьми | Работа с педагогами | Работа с родителями | |
Форма проведения | Содержание | ||
Сентябрь | |||
НОД | Труд пожарных | Изучение правил пожарной безопасности | Анкетирование. Выступление инспектора Госпожнадзора |
Чтение художественной литературы | Т.Потапова «Пожарный», С.Маршак «Сказка про спички» | ||
Дидактическая игра | Подбери материал | ||
Другие формы работы | Подвижная игра «Похитители огня» |
Содержание образовательного процесса реализуется через разнообразные виды деятельности:
систему теоретических, практических мероприятий, направленных на формирование основ пожарной безопасности («Осторожно, огонь!», «Путешествие в прошлое электрической лампочки», «Что делать при возникновении пожара», «Кошкин дом» и т.п.),
беседы («Спички не тронь – в спичках огонь», «Пожарная безопасность дома», «Почему огонь полезен и опасен»);
дидактические игры («Угадай электрический прибор», «Подбери предметы с одним назначением», «Что нужно пожарному для работы», «Дорисуй, чего не хватает»);
сюжетно – ролевые игры («Юные пожарные», «Спасатели», «Дружная команда»); игры – драматизации «Осторожно, огонь!»; игровые ситуации, связанные с пожарной тематикой; викторины; конкурсы; чтение художественной литературы; продуктивную деятельность; составление творческих рассказов на противопожарную тему; спортивные развлечения .
В образовательном процессе происходит интеграция образовательных областей.
Для более глубокого освоения дошкольниками пожарной безопасности используется метод проектов. Процесс обучения детей основам пожарной безопасности в ДОУ будет наиболее эффективным, если использовать инновационные подходы к обеспечению безопасности жизнедеятельности детей.
Характеристика изменений в средствах обучения и воспитания
Использование ТСО: проектора, компьютера; разработка блока познавательных мероприятий «За пожарную безопасность», методических пособий по пожарной безопасности; моделирование правил и ситуаций безопасного поведения во время пожара в помещении, на улице, в природе (разрезные картинки, лото); упражнения на ориентировку в пространстве; создание схем, маршрутов безопасного выхода из помещения при возникновении пожара.
Характеристика изменений в контроле за усвоением дошкольниками правил пожарной безопасности.
Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной области «Безопасность», в частности «Пожарная безопасность дошкольников» обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения.
В процессе мониторинга исследуются личностные качества ребенка путем наблюдений за ребенком, бесед, работы в тетрадях, критериально - ориентированных методик (Н.В. Верещагина «Мониторинг детского развития», Павлова Н.Н., Руденко Л.Г. «Экспресс – диагностика в детском саду», «Комплексная диагностика уровней усвоения «Программы воспитания и обучения в детском саду»). В дополнение к принятому мониторингу в ДОУ добавлены некоторые критерии, которые помогают определить степень усвоения дошкольниками основ пожарной безопасности. А именно:
- сформированность представлений о безопасном поведении; о причинах возникновения пожара;
- знание правил безопасного поведения в случае возникновения пожара: умеет ориентироваться в пространстве помещения группы, квартиры, знает первые действия при пожаре, умеет вызывать службу спасения «01»;
- знаком со свойствами и качествами предметов с точки зрения их пожарной опасности;
- у ребенка сформировано осторожное отношение к предметам – повышенным источникам пожарной опасности;
- имеет представления о труде пожарных, уважительно относится к профессии пожарных; осваивает новые роли и способы действия в пожароопасных ситуациях.
5.Характеристика изменений условий, обеспечивающих достижение новых образовательных результатов (кадровые, научно-методические, материально-технические, нормативно-правовые, информационные, организационные). Кадровые изменения Любое обновление педагогического процесса в образовательном учреждении требует обновления не только содержания образования, но и кадрового потенциала. Эти стратегические направления должны развиваться параллельно. Поэтому повышение компетентности и профессионализма педагога – одно из важнейших условий улучшения качества дошкольного образования. На данном этапе работы в нашем ДОУ по формированию у детей правил пожарной безопасности необходимо: -изучить информационные потребности педагогических кадров дошкольного учреждения (беседа, опрос, анкетирование, «почтовый ящик») с целью оказания методической помощи по организации воспитательно-образовательного процесса; - расширить и систематизировать знания педагогов по актуальному направлению обновления системы образования: семинары «Пожарная безопасность для дошкольников», «Что? Где? Как?» и т.п. - через систему открытых мероприятий в ДОУ закрепить практические навыки педагогов в организации образовательной деятельности в режимных моментах по ознакомлению дошкольников с ППБ: мастер – класс «Все обо всем», «Детям о пожарной безопасности»; развлечения «Моя безопасность», «Я б в пожарные пошел…»; театрализованные представления «Лесной детектив», «Кошкин дом». - создать эффективную систему курсовой подготовки по обеспечению практической деятельности воспитателей и узких специалистов по вопросам обучения пожарной безопасности детей дошкольного возраста. Научно – методические изменения: Разработка методичек и буклетов «Основы пожарной безопасности» для детей старшего дошкольного возраста; подборка и составление картотеки тематических игр для детей по пожарной безопасности ( «Угадай электрический прибор», «Что нужно пожарному для работы», «Отдых», «Подбери материал»); разработка сценариев развлечений («Человеку друг огонь, только зря его не тронь», «Смелые пожарные»), составление цикла бесед («Пожарная безопасность дома», «Чем опасны пожары в лесу», «Почему зажигается спичка», «Объясни Незнайке»); календарно-тематическое планирование, проектная деятельность, перспективное планирование работы по пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста. Материально-технические изменения: Проектирование развивающей среды в группах (создание центров активности, подбор атрибутов для сюжетно-ролевых игр по пожарной безопасности: каска, рукав, огнетушитель), игрушки, макет пожарной станции; подбор видеоматериалов по пожарной безопасности: видеозаписи по пожарной безопасности, мультфильмы «Смешарики и безопасность», «Кошкин дом», «Злой огонь»; использование технических средств обучения (электронные презентации на тему «Пожарная безопасность для дошкольников», компьютеры, проектор,). Нормативно-правовые изменения В годовой план ДОУ и в Основную общеобразовательную программу внесены задачи социально-личностного развития ребенка. Одной из них является формирование основ пожарной безопасности у детей дошкольного возраста. Заключение договоров с родителями на организацию экскурсий для дошкольников. Организационные изменения Организация встреч с сотрудниками Госпожнадзора г.о. Самара; организация экскурсий в «Музей пожарной безопасности». Информационные изменения Подборка и создание картотеки книг по пожарной безопасности: С.Маршак «Пожар», Т.Потапова «Пожарный», Б.Житков «В дыму», С.Маршак «Сказка про спички», О Вациетис «Спички», Е.Хоринская «Спичка-невеличка», «Сказка о том, как огонь с человеком подружился» (марийская народная сказка), К.Чуковский «Путаница», О.Вациетис «Сказка о пожаре», Т.Фетисова «Куда спешат красные машины». Подборка периодических изданий : журналов «Обруч», «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду»; информационные плакаты по пожарной безопасности; интернет-ресурсы; использование ИКТ. В настоящее время внедрение информационно-коммуникационных технологий влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании, методах обучения. Перед современным воспитателем встает проблема поиска нового педагогического инструмента. В нашем дошкольном учреждении для поддержания и создания интереса к пожарной безопасности, для того чтобы сделать ребенка активным в приобретении определенных компетенций мы используем один из эффективных методов – электронную интерактивную дидактическую игру. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Презентация: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»
Итоговая работа на тему: «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся
Проектирование системы деятелььности педагога по обеспечению новых образовательных результатов обучающихся....
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Данная работа раскрывает значимость федеральных государственных требований в процессе дошкольного образования...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Итоговая работа на тему:«Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся»по курсу повышения квалификации по ИОЧ«Основные направления региона...
Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у обучающихся
Разработка для воспитателей на тему "Безопастность"...
Круглый стол для педагогов «Проектирование системы деятельности педагога по обеспечению новых образовательных результатов у воспитанников»
Преобразования, происходящие в России в последнее время, ставят особые задачи перед системой дошкольного образования.Сегодня образовательный процесс для детей дошкольного возраста направлен на ф...