«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ» для детей5-7 лет
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
для детей дошкольного и младшего школьного возраста
«Начальная школа-детский сад » г. Усинска
«Ичöт школа – челядьöс видзанiн»
школаöдзса да ичöт класса челядьлы Усинск карса
муниципальнöй образовательнöй велöдан учреждение
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
для детей5-7 лет
срок реализации программы: 2 учебных года
направленность:
социально-педагогическая
составитель:
Кустова Ольга Васильевна
г. Усинск
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Азбука здоровья» – это единый «человекоцентрический» курс занятий, в котором доступная для детей дошкольного возраста информация по анатомии, физиологии, психологии, гигиене, кулинарии и многим другим предметам служит самопознанию, самопринятию и самоуважению. Программа дает дошкольнику возможность поэтапного открытия в себе главных психических и физических составляющих: о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут его поразить, о мире, в котором они живут.
Данная программа составлена на основе Программы «здоровый дошкольник» Зимоновский Ю.Ф.
Цель программы «Азбука здоровья» – знакомство детей старшего дошкольного возраста с самым тонким инструментом познания окружающего мира – с самим собой.
Задачи программы:
- Научить ребенка различным методам эмоционального сенсорного восприятия и оценки себя и окружающего мира;
- Показать практические методы общения между людьми в самом широком диапазоне: от желательного до крайне нежелательного; от полноценного конструктивного до пустого и разрушительного; научить ребенка позитивным методам решения конфликтных вопросов со взрослыми и сверстниками; научить ребенка практическим методам самостоятельного принятия решений, ориентированных на собственное здоровье.
- Познакомить с основами безопасного поведения в самых различных ситуациях.
Программа состоит из следующих разделов:
- «Мой организм» - цель этого раздела познакомить ребенка со своим телом, устройством и работой организма, сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу есть», «хочу спать» и т.д.
- «Моя Гигиена» – этот раздел направлен на формирование у детей навыков личной гигиены, на необходимость сформировать у ребенка желания следить за собой не по требованию взрослых, а по личному требованию.
- «Сам себе доктор» – цель раздела помочь ребенку не растеряться в экстремальной ситуации, какой она бы ни была и где бы она ни возникла направлен на профилактику детского травматизма, который базируется на двух противоположных принципах – пассивное и активное предотвращение травмоопасной ситуации. выработку травмобезопасного поведения
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
программы «Азбука здоровья»
№ раздела | Наименование раздела | кол-во часов |
1. | Мой организм | 3 |
2. | Моя гигиена | 3 |
3. | Сам себе доктор | 3 |
Итого: | 9 |
Основные требования
к знаниям, умениям и навыкам воспитанников
по программе «Азбука здоровья»
№ | РАЗДЕЛ | ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ |
1. | Мой организм |
|
2. | Моя гигиена |
|
3. | Сам себе доктор |
|
4. | Здоровый образ жизни |
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы «Азбука здоровья»
для детей 5-6 лет
(старшая возрастная группа)
№ | РАЗДЕЛ | ТЕМА | часы |
25мин 25мин 25мин | |||
1. | Мой организм | Вводное. Тело человека | |
Значение дыхания | |||
Значение питания | |||
2. | Моя гигиена | Не вреди здоровью | 25мин 25мин 25мин |
Вода и мыло - наши друзья | |||
Наши зубы | |||
3. | Сам себе доктор | Не болей | 25мин 25мин 25мин |
Не зарази другого | |||
Осторожно – лекарства! | |||
Итого | 9 занятий |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
программы «Азбука здоровья»
для детей 6-7 лет
(подготовительная группа)
№ | РАЗДЕЛ | ТЕМА | часы |
30мин 30мин 30мин | |||
1. | Мой организм | Вводное. Как устроено тело человека | |
Как мы дышим | |||
Мой друг - желудок | |||
2. | Моя гигиена | Микробы и вирусы | 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Вода и мыло - наши друзья | |||
Что любят и не любят наши зубы | |||
3. | Сам себе доктор | Здоровье и болезнь | 30 мин. 30 мин. 30 мин. |
Как вести себя во время болезни | |||
Осторожно – лекарства! | |||
Итого | 9 занятий |
Литература:
- Кузнецова М.Н. Система комплексных мероприятий по оздоровлению детей в ДОУ.АРКТИ.2003г.
- Коровина Н.А., Чебуркин А.В., Захарова И.Н. и др. Иммунореабилитация часто и длительно болеющих детей. БЭСТ-В.Киров.1996г.
- Рената Равич. Копилка семейного здоровья. Москва.1998г.
- Лаптев А.П. Как закалять детей. Москва. 1998г.
- Настольная книга медицинской сестры детского сада. Москва 1998г.
- Хабарова Т.В.Организация физкультурно-оздоровительной работы ДОУ. Сыктывкар. 2003г.
- Погадаев Г.И. Физкульт-Ура!. Москва. 2003г.
- Физкультура – это радость!Санкт-Петербург.2002г.
Содержание программы «Азбука здоровья»
для детей 5-6 лет
№ п/п | дата | тема | задачи | содержание |
1 | сентябрь | Вводное. Тело человека |
| - вступительная беседа - работа со схемой - игра «назови и покажи» - исследование модели скелета - рефлексия |
2 | октябрь | Значение дыхания |
| - вступительная беседа -дыхательная гимнастика «Волшебный мяч» - игра «назови и покажи» - рефлексия |
3 | ноябрь | Значение питания |
| - вступительная беседа - игра «Мишка за столом» - работа со схемой - тренинг - рефлексия |
4 | декабрь | Не вреди здоровью |
| - вступительная беседа - эксперимент - викторина - тренинг - рефлексия |
5 | январь | Вода и мыло - наши друзья |
| - Художественное слово - Беседа по картине - Упражнение «Уроки Мойдодыра» - Рефлексия |
6 | февраль | Наши зубы |
| - рассказ «Кто живет во рту» - «нарисуй зубки» - тренинг «как правильно чистить зубы» - рефлексия |
7 | март | Не болей |
| - разыгрывание проблемной ситуации - игра «Мое здоровье» - игра «Правильные картинки» - рефлексия |
8 | апрель | Не зарази другого |
| - беседа по картине - с/р игра «Больница» - рефлексия |
9 | май | Осторожно – лекарства! |
| - с/р игра «Аптека» - упражнение «Что можно, что нельзя» - рефлексия |
Содержание программы «Азбука здоровья»
для детей 6-7 лет
№ п/п | дата | тема | задачи | содержание |
1 | сентябрь | Вводное. Как устроено тело человека |
| - вступительная беседа - работа со схемой - игра «назови и покажи» - исследование модели скелета - рефлексия |
2 | октябрь | Как мы дышим |
| - вступительная беседа -дыхательная гимнастика «Волшебный мяч» - игра «назови и покажи» - рефлексия |
3 | ноябрь | Мой друг желудок |
| - вступительная беседа - игра «Мишка за столом» - работа со схемой - тренинг - рефлексия |
4 | декабрь | Микробы и вирусы |
| - вступительная беседа - эксперимент - викторина - тренинг - рефлексия |
5 | январь | Вода и мыло - наши друзья |
| - Художественное слово - Беседа по картине - Упражнение «Уроки Мойдодыра» - Рефлексия |
6 | февраль | Что любят и не любят наши зубы |
| - рассказ «Кто живет во рту» - «нарисуй зубки» - тренинг «как правильно чистить зубы» - рефлексия |
7 | март | Здоровье и болезнь |
| - разыгрывание проблемной ситуации - игра «Мое здоровье» - игра «Правильные картинки» - рефлексия |
8 | апрель | Как вести себя во время болезни |
| - беседа по картине - с/р игра «Больница» - рефлексия |
9 | май | Осторожно – лекарства! |
| - с/р игра «Аптека» - упражнение «Что можно, что нельзя» - рефлексия |
Тематический план работы с родителями по программе «Азбука здоровья»
№ | тема | Форма занятия | Методы обучения | Сроки |
1 | Как поведение родителей влияет на ребенка? | Родительское собрание Одним из примеров здорового поведения и положительной ролевой модели для ребенка являются родители | Лекция педагога Лекция психолога Информация в уголке для родителей | октябрь |
2 | Режим дня | Родительское собрание Индивидуальное консультирование | Беседа Информация в уголке для родителей | ноябрь |
3 | Азбука питания | Родительское собрание Индивидуальное консультирование Рекомендации по рациональному питанию детей | Сообщение мед. работника Информация в уголке для родителей | декабрь |
4 | Как сохранить зубы здоровыми и красивыми | Открытое занятие | Информация в уголке для родителей | январь |
5 | Все о закаливании | Родительское собрание Индивидуальное консультирование | Сообщение мед. работника Информация в уголке для родителей | февраль |
6 | Чтобы глаза не уставали | Практическое занятие по профилактике снижения зрения | Упражнения Информация в уголке для родителей | март |
7 | Одежда | Индивидуальная работа | Беседы | апрель |
8 | Ознакомление родителей с результатами обучения детей | Совместный спортивный праздник «Здравствуй Спортландия» | Упражнения Конкурсы Подвижные игры | май |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное НОД по теме здоровье "Азбука здоровья"
Закреплять и расширять знания детей о полезных продуктах питания. Закреплять знания детей на здоровье, двигательную активность, правильное питание, гигиенические процедуры. Развивать познаватель...
"Азбука здоровья" мини-программа по пропаганде здорового образа жизни и оздоровления детей с ТНР среднего дошкольного возраста
Статистика приема детей в наше учреждение (МБДОУ ДСКВ №46 "Кот в сапогах") показывает, что речевая патология носит многообразный характер. К нам поступают дети с диагнозом «Общее недоразвитие речи» I,...
Мини-программа по пропаганде здорового образа жизни "Азбука здоровья"
Актуальность проблемы здоровьесбережения дошкольников непосредственно связана с нарастающей интенсификацией учебного процесса, поскольку в системе образования предусмотрена дошкольная подготовка будущ...
Конспект занятия по программе "Азбука здоровья""Мы выбираем здоровье""
Задачи:- закрепить у детей знания особенностей своего организма;- формировать мотивацию здорового образа жизни;- помочь детям осознать личностную ценность здоровья....
"Азбуку здоровья изучай и своё здоровье сохраняй"
Предлагаемый сценарий физкультурного досуга воплощает в себе новый подход знакомства детей с темой "Здоровья". Целью его является формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности в зд...