педагогический проект " От ступеньки к ступеньки"
проект на тему
Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают все большее значение. модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ " Об образовании в Российской Федерации", требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад - школа , провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как 2 этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semenihina_l.n._proekt.docx | 62.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект «От ступеньки к ступеньке»
по созданию модели единого образовательного пространства
детский сад-семья-школа
Автор: Семенихина Людмила Николаевна
старший воспитатель
МКОУ Светловская ООШ
Краснозерского района
Актуальность темы проекта
Вопросы подготовки воспитанников детского сада к школе приобретают всё большее значение. Совсем недавно преемственность между двумя ступенями образования было принято считать «инструментом» для обеспечения непрерывности в обучении и воспитании. Акцент делался на процессе передачи «эстафетной палочки». Декларировалось, что, с одной стороны – дошкольная ступень, сохраняя самоценность дошкольного детства, формирует фундаментальные личностные качества ребёнка, которые служат основой успешного школьного обучения. С другой стороны - школа как преемник дошкольной ступени подхватывает достижения ребёнка- дошкольника и развивает накопленный им потенциал. Анализ педагогического опыта в условиях реализации инновационных образовательных технологий потребовал перехода от концептуальных форм решения проблемы преемственности в практическую плоскость. На наш взгляд, основное противоречие кроется, прежде всего, в несовпадении представлений о понятии «преемственность» представителей различных социальных позиций.
Модернизация в системе образования на современном этапе развития общества в свете принятия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», требует создания нового типа дошкольного учреждения, способного организовать единое образовательное пространство: детский сад – школа, провозглашая идею самоценности дошкольного периода детства, который исключительно важен для развития ребенка сам по себе, и будет восприниматься как значимый, уже ярко проживаемый и осознаваемый ребенком отрезок жизни, а не как “этап подготовки к будущей жизни в целом и подготовки к обучению в школе в частности”. Иногда дошкольная подготовка детей сводится к обучению их счёту, чтению, письму. Однако многолетний опыт показывает, что наибольшие трудности в школе испытывают не те дети, которые обладают недостаточно большим объёмом знаний, умений и навыков, а те, кто не готов к новой социальной роли ученика (умение слушать и слышать, работать в коллективе и самостоятельно, желание и привычка думать, стремление узнавать что-то новое). Подготовка детей к школе предполагает, с одной стороны, такую организацию воспитательной работы в детском саду, которая обеспечивает высокий уровень общего всестороннего развития дошкольников, с другой стороны, специальную подготовку детей к усвоению тех учебных предметов, которые они будут осваивать в начальных классах школы.
Подготовка ребёнка к школе не должна рассматриваться как раннее изучение программы 1-го класса школы, призванной формировать у дошкольника «узкопредметные знания и умения». Наличие знаний само по себе не определяет успешность обучения. Гораздо важнее воспитание у дошкольников качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью.
Опираясь на «Концепцию содержания непрерывного образования в построении преемственности между образовательными программами дошкольного и начального общего образования», следует отметить, что остро стоит проблема выравнивания стартовых возможностей детей при их поступлении в первый класс. Разноподготовленность детей на пороге школы существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса и вынуждает родителей искать способы «натаскивания» ребёнка к школе, что отрицательно сказывается на развитии и здоровье детей.
Современная дошкольная система отражает идеологию педагогического развития в русле модернизации Российского образования. Признание приоритета личности ребенка, его права на проявление своих интересов, склонностей и особенностей в аспекте творческой самореализации предполагает формирование новой модели обучения, которая понимается как средство интеграции социально-значимого опыта, индивидуального педагогического подхода и потребностно - мотивационной сферы личности ребенка-дошкольника.
В нашем детском саду новая модель обучения отразилась в создании педагогического проекта “ От ступеньки к ступеньке” с приоритетным направлением на построение модели единого образовательного пространства, столь актуального в современном мире, способного решить множество проблем становления и развития личности дошкольника. Проект определил общую стратегию развития дошкольного учреждения, основные направления деятельности по ее реализации; позволил привести систему образования в дошкольном учреждении в состояние, адекватное потребностям социума и личности ребенка, обеспечил целостность и непрерывность системы образования, не нарушая естественный ход развития маленького человека.
Кроме этого в проекте раскрыты особенности работы с родителями и семьями воспитанников ДОУ. Здесь представлены такие формы работы, как круглые столы, родительские собрания, лекции и семинары узких специалистов, совместная досуговая творческая и спортивная деятельность детей и родителей, а также праздники, развлечения и тематические вечера-встречи, способствующие решить разнообразные вопросы.
Цель и основные задачи проекта
Цель проекта: построение единой содержательной линии в преемственности между детским садом и школой, обеспечивающей эффективное развитие, воспитание и обучение, сохраняющей связь и согласованность всех компонентов методической работы.
Задачи:
- Создание условий для преемственности и успешной адаптации воспитанников при переходе из детского сада в школу, подготовить их к новому типу отношений - учебному сотрудничеству.
- Дать родителям необходимый уровень знаний о школьной готовности в рамках осуществления педагогики сотрудничества для успешной адаптации ребёнка в школе.
- Создание благоприятных условий для укрепления и сохранения здоровья детей, готовящихся к обучению в школе, их всестороннего и личностного развития.
Сроки реализации проекта
Реализация проекта рассчитана на один год.
Участники проекта: педагоги и специалисты ДОУ, воспитанники детского сада 5-7 лет, неорганизованные дети 5-7 лет, педагоги школы, родители воспитанников.
Этапы реализации проекта
1 этап – “Подготовительный”
- Выявление перспективных направлений преемственности детского сада и школы в условиях модернизации образования.
- Разработка плана - программы сотрудничества ДОУ и школы.
- Разработка плана - программы педагогического взаимодействия ДОУ с семьей.
2 этап – “Основной”
- Создание условий для реализации вопросов преемственности детского сада и школы.
- Выявление психолого – педагогических потребностей родителей.
- Осуществление диагностической деятельности.
- Повышение психолого–педагогической культуры у родителей, чьи дети готовятся к поступлению в школу.
- Реализация программы сотрудничества ДОУ и школы.
3 этап – “Итоговый”
- Обобщение и презентация опыта работы и анализ достигнутых результатов.
- Выявление перспектив дальнейшего сотрудничества ДОУ, школы и семьи.
Направления работы по проекту:
- работа с педагогическими кадрами ДОУ;
- взаимодействие с родителями;
- сотрудничество со школой;
- работа с детьми;
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
- будет обеспечена гуманизация педагогической среды, содержания обучения и методов работы с детьми старшего дошкольного возраста;
- появиться возможность расширить взаимодействие дошкольного учреждения, семьи и школы;
- педагогический процесс будет целостным, последовательным и будет носить перспективный характер;
- детский сад и школа будут действовать в тесной взаимосвязи, а не изолированно, что позволит школе опираться на развитие ребёнка в детском саду.
Ресурсы, необходимые для реализации проекта и имеющиеся в наличии:
- Квалифицированные педагогические кадры ДОУ и школы
- Нормативно-правовые документы:
- ФЗ «Об образовании в РФ»
- Конвенция о правах ребёнка и др.
3.Материально-техническая база:
- ДОУ: DVD плеер, музыкальный центр с дисками, предметно-развивающая среда группы д/с,
- учебные помещения щколы: классы начального звена, компьютерный класс, мультимедийный класс, библиотека, спортивный зал, актовый зал.
Перспективы и возможности распространения опыта:
- включение в план «ИМЦ» мероприятий детского сада по преемственности дошкольного и начального общего образования;
- использование разработки дошкольными и общеобразовательными учреждениями района.
Механизм оценки результатов
- Отслеживание динамики развития дошкольников (тестовые методики)
- Анкетирование
Содержание проекта
Вся работа с детьми по мере реализации проекта исходила из принципа «не навреди» и была направлена на сохранение здоровья, эмоционального благополучия и развитие индивидуальности каждого ребенка. Поэтому для решения поставленных задач нами была составлена план - программа преемственности детского сада и школы, которая помогла обеспечить эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. План – программа строится по трем направлениям: педагог – ребенок – родитель и включает следующие разделы:
- учебный план;
- план работы ДОУ со школой ;
Учебный план
№ | Наименование занятий |
1 | Развитие речи |
2 | Развитие моторики |
3 | Урок первоклассника |
Тематическое планирование занятий
№ | Тема |
Развитие речи | |
1 | Коррекция произносительной стороны речи |
2 | Заучивание стихотворений. |
3 | Представление о словах и предметах. |
4 | Составление рассказов по сюжетным картинкам. |
5 | Гласные и согласные звуки. |
6 | Пересказ текста |
Развитие моторики | |
1 | Подготовительная работа. Выполнение штриховки, полуовалов, овалов, кругов, линий различного вида. |
2 | Графические диктанты. |
3 | Гимнастика для пальцев. Пальчиковые игры. |
4 | Конструирование из мелких деталей |
5 | Вырезание фигур по трафарету из бумаги, ткани. |
Урок первоклассника | |
1 | Классификация предметов |
2 | Игры на развитие внимания и памяти |
3 | Ролевые игры |
4 | Инсценирование сказок |
5 | Игры и этюды на развитие эмоционально-коммуникативных умений |
6 | Игры с правилами |
Режим занятий: один раз в неделю по два «урока». Продолжительность «урока» — 30 минут, включая две игровые физкультминутки. Между занятиями предусмотрены 10-минутные перемены.
План работы ДОУ со школой
№ | Мероприятия | Время проведения | Ответственный |
I. Организационная работа | |||
1 | Экскурсии и целевые прогулки в школу. | Сентябрь | Воспитатели подг. гр. |
2 | Шефская работа: - Проведение в детском саду недели игрушки |
Март |
|
3. | Тематические творческие выставки: - для воспитанников МДОУ - «Скоро в школу мы пойдем»; - для учащихся 1-х клас. - «Вот что я умею!» - Объединённая выставка рисунков детей подготовительной группы и 1 класса | В течение года | Воспитатели, учитель 1 кл. |
II. Методическая работа | |||
1 | Проведение предшкольных занятий и развивающих уроков для будущих первоклассников | ||
Развитие речи | сентябрь | Воспитатель, учитель 1кл. | |
Развитие моторики | |||
Урок первоклассника | |||
2 | Взаимопосещение воспитателями детских садов уроков в 1-м классе на-чальной школы и учителей выпускных 4-х классов занятий в детском саду. | В течение года | Воспитатель, учитель 4кл |
3 | Педсовет «Об эффективности совмест-ной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе» | январь | |
4 | Контрольные срезы по усвоению программы воспитанников МДОУ; Педконсилиум «Особенности готовности детей к школе - личностная, волевая, интеллектуальная» | апрель май | Педагоги и специалисты ДОУ и школы |
III. Работа с родителями. | |||
1 | Оформление уголка для родителей | август | воспитатель учитель |
2 | Родительские собрания для родителей, будущих первоклассников | октябрь | воспитатель учитель |
3 | Изучение семейных условий | В течение года | воспитатель учитель |
4 | Собеседование учителей и специалистов ДОУ и с родителями. | апрель | воспитатель учитель |
5. | Консультации для родителей будущих первоклассников | воспитатель учитель | |
5 | Праздник «Прощание с детским садом». | май | воспитатель |
6. | День открытых дверей для родителей | март | воспитатель учитель |
Планирование мероприятий
Мероприятия с детьми | Совместные мероприятия воспитателя ДОУ и учителя школы | Мероприятия с родителями | |
Август | Праздник «1 сентября – День Знаний» - Торжественная линейка - Мероприятие в библиотеке с участием первоклассников Цель: 1. Создать для будущего выпускника детского сада условия возникновения желания учиться в школе. 2. Создать для учащихся 1-го класса условия возникновения гордости быть учеником
| 1.Уточнение списков детей, которые будут первоклассниками. 2.Предварительный сбор «Знакомство» | Оформление уголка (для родителей). - рекомендации родителям будущих первоклассников «Поступление в школу – важное событие в жизни детей» «Памятка первоклассника» (наставления родителям). |
Сентябрь
| Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. | Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников с сентября по май Взаимопосещение занятий в детском саду учителем и первой недели уроков в 1-х классах школы воспитателем. Цель: 1. Познакомить воспитателей детских садов с методами и приемами, применяемыми на различных уроках учителями начальной школы. 2. Познакомить учителей с методами и приемами, применяемыми на занятиях в детских садах. 3. Определить возможное адаптированное применение «школьных» методов и приемов на занятиях в детском саду. 4. Выявить возможные ошибки при обучении и воспитании вновь прибывших первоклассников. | Изучение семейных условий детей. |
Октябрь | Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. Экскурсия детей в школу:
|
| Проведение совместного родительского собрания «Подготовка к школе в системе «детский сад – семья – школа» 1.Привлечь родителей к обучению детей в школе . 2. Сформулировать задачи детского сада и семьи в подготовке детей к школе. 3. Обозначить требования учителей к уровню подготовки выпускников ДОУ к обучению в школе |
Ноябрь | Тематическая выставка для воспитанников МДОУ - «Скоро в школу мы пойдем» Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. | Изучение семейных условий детей, которые не посещают детский сад. | |
Декабрь | Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. | Акция «Начальная школа – детскому саду» | Консультации для родителей будущих перво-классников «Как правильно организовать внеучебное время ребенка» Цель: помощь родителям в решении педагогических проблем |
Январь | Объединённая выставка рисунков детей подготовительной группы и 1 класса Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. | Педагогический совет «Об эффективности совместной работы учителей и воспитателей по подготовке детей к школе». | Анкетирование родителей будущих первоклассников (выявление ожиданий семьи от школы) |
Февраль | Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. | Взаимопосещение занятий. Изучение опыта использования вариативных форм, методов и приёмов работы в практике учителей школы и воспитателей» ДОУ. | День открытых дверей для родителей будущих первокласников |
Март | Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад. Совместное с первоклассниками развлечение «Мой друг Светофорик» Цель: закрепление правил дорожного движения, основ безопасного поведения на улице
| Предварительное комплектование первых классов. Проведение в детском саду недели игрушки | Консультации для родителей будущих перво-классников «Итоги усвоения программы детьми» |
Апрель | Проведение предшколь-ных занятий и развиваю-щих уроков для будущих первоклассников Цель:создание благоприятных условий для подготовки детей к школе с привлечением детей не посещающих детский сад.
| Контрольные срезы по усвоению программы воспитанников ДОУ Цель: 1.Выявить уровень ключевых компетенций, творческих способностей воспитанников ДОУ. 2. Наметить пути преодоления выявленного низкого уровня ключевых компетенций для отдельных воспитанников МДОУ в условиях сокращенных сроков | Собеседование учителей и специалистов ДОУ и школы с родителями. Цель: Изучить общение с разных точек зрения, учить точной правильной речи, общению со взрослыми и сверстниками. |
Май | 3 занятия.
| Изучение психолого-педагогической готовности будущих первоклассников в школе. Цель: 1. Обозначить проблемы контрольного среза по усвоению программы воспитанниками ДОУ. 2. Подвести итоги совместной работы начальной школы и ДОУ по решению проблемы преемственности. 3. Составить примерный план совместной работы начальной школы и ДОУ на новый учебный год. | Праздник «Прощание с детским садом». |
В процессе реализации проекта воспитатели выявляли готовность детей к обучению в школе, способности умственной деятельности, состояние речи и особенности их социального развития. Учителю без этой информации невозможно осуществлять эффективное педагогическое воздействие на ребенка. Поэтому совместная целенаправленная работа воспитателей и учителя дала возможность детям с разным уровнем подготовленности, с разным уровнем развития чувствовать себя комфортно в начальной школе, и каждому ребенку продвигаться своим темпом. Разный стиль отношений воспитателя к детям по-разному сказывается на их привыкании к школе, на поведение, его отношение к делу, к учителю. Большое значение при этом играет преемственность стиля отношений к ребенку воспитателя и учителя, что является благоприятным условием для уверенности в своих силах, проникновения доверия к учителю, включения в учебу с желанием, радостью. Реализация данного проекта коллективу ДОУ и школы в решении этой проблемы.
В ходе реализации проекта использовались различные формы и методы обучения и воспитания. Например, организация игры "в школу" после посещения детьми школьного класса, когда один ребёнок исполняет роль учителя, а остальные дети – учеников, сидящих за партами, учит детей сидеть и внимательно слушать, поднимать руку, работать в тетрадях и на доске.
В уголке литературы дети изготовили азбуку, дневник будущего первоклассника, расписание дошкольника, составили кроссворд о школе, сочинили статью на тему "Что я узнал о школе".
В уголке науки закрепили знания о времени, частях суток, часах, познакомились со школьными учебниками, провели опыты с водой.
Широко использовались занятия в уголке искусства: азбуку, которую составили сами, оформили иллюстрациями; изготовили из пластилина и других материалов модель школьного класса; из бросового материала сконструировали модель часов; нарисовали школьные предметы; пофантазировали на тему «Какая она – школа будущего?».
В уголке математики была изготовлена настольная игра "Я иду в школу", а в центре строительства построили школу для кукол, используя различный строительный материал.
Кроме этого проводилась работа по ознакомлению детей с новыми словами, чтение художественной литературы о школе, использовались дидактические игры ("Назови школьные принадлежности", "Придумай предложение", "Подбери синонимы", Звук потерялся", "В портфеле лежат...", "Что изменилось?", "Скажи, какие это часы", "Назови страны мира").
Итогом проекта стала коллективная работа – стенгазета о школе, в которой дети выразили свои впечатления и представления о школе, а так же поделились новыми знаниями.
По окончании реализации проекта дети умели:
- соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию как позицию ученика;
- слушать и выполнять инструкцию;
- проявлять волевые усилия для достижения учебной цели;
- применять простейшие приемы запоминания;
- делать простые обобщения, распознавать различия;
- на слух выделять звуки в слове, давать им характеристику (гласный-согласный, твердый -мягкий, звонкий -глухой);
- составлять рассказ по картинке из 4-5 предложений;
- пересказывать небольшие тексты;
- правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект « Книга - к мудрости ступенька».
Цель проекта - воспитание любви к книге....
Инновационный педагогический проект «Ступеньки творчества» развитие творческих способностей старших дошкольников средствами декоративно – прикладного творчества с использованием нетрадиционных техник.
В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Однако до сих пор проблема развития творчества остаётся наименее изученной и недоста...
Педагогический проект по развитию речи у детей старшего дошкольного возраста «Театральные ступеньки»
Почему театрализованная деятельность может помочь в повышении уровня речи детей? Потому, что театрализованная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артику...
Педагогический проект работы с молодыми педагогами «По ступенькам педагогического мастерства»
Педагогический проект работы с молодыми педагогами«По ступенькам педагогического мастерства»...
Педагогический проект "Ступеньки к здоровью"
Долгосрочный проект...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА социально-педагогической направленности «Раз – ступенька, два - ступенька» Модуль №4
Пояснительная записка с обоснованием: Программа «"Раз-ступенька, два - ступенька» разработана на основе програм...
Педагогический проект «Волшебные ступеньки мнемотехники»
Посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. н...