Педагогический проект «Волшебные ступеньки мнемотехники»
проект по логопедии
Посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
averina_proekt_mnemotehnika.doc | 87.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический проект
«Волшебные ступеньки мнемотехники»
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких
слов с картинками, и он усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Паспорт проекта
Тема проекта: «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи 5-7 лет».
Вид проекта: среднесрочный
Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, практический.
Сроки реализации: 5 месяцев (с сентября по январь)
Руководители проекта: учитель-логопед Аверина О.Г.
Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, педагоги, родители воспитанников.
Цель проекта
Посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях.
Задачи проекта:
- обогащение активного словаря;
- закрепление навыков словообразования; совершенствование грамматического строя речи;
- формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции;
- развитие фонематических процессов; навыка правильного звукопроизношения и звуко-буквенного анализа и синтеза;
- развитие связной речи;
- развитие коммуникативных навыков;
- развитие высших психических функций (ВПФ) у детей, а именно зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, воображения.
- формирование мотивации к учебной деятельности.
Актуальность проекта
В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведения и социализацию ребенка в целом. Все это стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.
Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребенка. Наиболее распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи. Для детей с ОНР характерно: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; ограниченный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; дефектное произношение звуков, плохая дикция. Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Анализируя коррекционную работу с детьми с ОНР можно сделать вывод, что методы и приемы, традиционно используемые в логопедии, оказываются недостаточно эффективными. Поэтому наряду с общепринятыми принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методов. В данном случае эффективным средством в коррекционной работе логопеда служат приемы мнемотехники.
Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие зрительного плана –схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными
Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц.
Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышает их эффективность.
Образовательный продукт:
- презентация проведенных мероприятий;
- домашнее задание для родителей и детей (мнемодорожки, мнемотаблицы, коллажи);
- проведение коррекционных занятий и мастер-классов.
- картотека для воспитателей
- выступление на педсовете в ДО и на ММО учителей-логопедов.
Этапы реализации проекта:
-Подготовительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.
Разработка методического материала и планов проведения проекта «Волшебные ступеньки мнемотехники».
Подготовка наглядного материала (мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц).
Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.
-Основной. Работа с детьми:
- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях
значками – символами.
- Учить зарисовывать предметы и явления природы не
только символами, но и буквами.
- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа.
- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по
лексической теме.
- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений,
пальчиковой гимнастики.
- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок
при автоматизации звука.
- Для закрепление полученных знаний изготовить с детьми
альбом-картатеку по пройденным темам с рассказами и
рисунками.
Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций, буклетов.
Взаимодействие с родителями (консультации, родительские собрания с мастер-классом).
-Итоговый. Презентация в ДО на педсовете. Анализ результатов проекта. Выступление на ММО учителей-логопедов города.
Предполагаемый результат:
Повышение интереса к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами, повышение эффективности коррекционной работы, используя метод мнемотехники.
У детей:
- у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
- появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
- появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
- словарный запас выходит на более высокий уровень;
- дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
- у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;
- дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
- дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
- совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.
Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.
У родителей:
- Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДО с позиции сотрудничества.
У педагогов
- Помощь педагогам ДО в определении основных направлений и содержания работы по развитию речи у детей.
- Разработка методического и практического материала по проекту
Педагогический проект
«Волшебные ступеньки мнемотехники»
С сентября по январь
Месяцы | Мероприятия | Участники | Ответствен-ные |
Сентябрь |
с использованием мнемодорожек на этапе постановки звуков. (старшая группа) | Воспитатели Родители Дети Учитель-логопед Дети | Учитель-логопед Воспитатели |
Октябрь |
| Учитель-логопед Воспитатели Родители Дети | Учитель-логопед |
Ноябрь |
(подготовительная группа) | Учитель-логопед Дети Воспитатели | Учитель-логопед |
Декабрь |
| Учитель-логопед Родители Дети | Учитель-логопед |
Январь |
Сообщение с презентацией: «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи 5-7 лет»
| Учитель-логопед Родители Дети Воспитатели | Учитель-логопед |
Список литературы:
- Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
- Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
- Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
- Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
- Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
- Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
- Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
- Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
- Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
- Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
- Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
- Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
- Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Волшебная пуговица"
Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....
Педагогический проект "Волшебное озеро"
На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением является экологическое воспитание. Возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные ...
Педагогический проект Волшебный песок
Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...
Презентация педагогического проекта "Волшебный мир красок"
В этом проекте я представила результат работы по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....
Педагогический проект «Волшебная пуговица»
Цель проекта.Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте. ...
Педагогический проект "Волшебный мир общения"
Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста...
Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ
Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...