Педагогический проект «Волшебные ступеньки мнемотехники»
проект по логопедии

Аверина Ольга Геннадьевна

Посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon averina_proekt_mnemotehnika.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогический проект

«Волшебные ступеньки мнемотехники»

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам –

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких

слов с картинками, и он усвоит на лету»

К. Д. Ушинский

Паспорт проекта

Тема проекта: «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи 5-7 лет».

Вид проекта: среднесрочный 

       Тип: коррекционный, познавательно-речевой, творческий, практический.    

Сроки реализации: 5 месяцев (с сентября по январь)

 Руководители проекта: учитель-логопед Аверина О.Г.

                                             

Участники проекта: дети 5-7 лет, посещающие логопедические занятия, педагоги, родители воспитанников.

Цель проекта

      Посредством использования элементов мнемотехники в логопедической практике повысить эффективность коррекционного процесса при преодолении общего недоразвития речи у детей 5-7 летнего возраста, т. е. научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях.

Задачи проекта:

  •  обогащение активного словаря;
  • закрепление навыков словообразования; совершенствование грамматического строя речи;
  • формирование и совершенствование умения использовать в речи различные синтаксические конструкции;
  • развитие фонематических процессов; навыка правильного звукопроизношения и звуко-буквенного анализа и синтеза;
  • развитие связной речи;
  •  развитие коммуникативных навыков;
  • развитие высших психических функций (ВПФ) у детей, а именно зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, ассоциативного мышления, воображения.
  • формирование мотивации к учебной деятельности.

        

        Актуальность  проекта

В настоящее время количество детей с общим нарушением речи значительно увеличилось. Речевые нарушения негативно влияют на развитие умственных способностей, поведения и социализацию ребенка в целом. Все это стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционно-логопедическую работу.

Нарушения речи многообразны. Они имеют различную степень выраженности, зависят от причины и особенностей развития ребенка. Наиболее распространенной речевой патологией является общее недоразвитие речи. Для детей с ОНР характерно: односложная, состоящая лишь из простых предложений речь, неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение; ограниченный словарный запас; бедная диалогическая речь; неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ; дефектное произношение звуков, плохая дикция. Известно, что неполноценная речевая деятельность детей с ОНР накладывает отпечаток на формирование их сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сферы. У них отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.

Анализируя коррекционную работу с детьми с ОНР можно сделать вывод, что методы и приемы, традиционно используемые в логопедии, оказываются недостаточно эффективными. Поэтому наряду с общепринятыми принципами вполне обоснованно использование оригинальных, творческих методов. В данном случае эффективным средством в коррекционной работе логопеда служат приемы мнемотехники.

Мнемотехника (от греч. mnemonikon – искусство запоминания) – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации. Использование мнемотехники для дошкольников сегодня становится всё более актуальным. Этот метод заметно облегчает детям овладение связной речью, наличие зрительного плана –схемы делает рассказы (сказки) четкими, связными и последовательными

Особенность мнемотехники – применение не изображения предметов, а символов. Символизм характерен для детского рисунка в дошкольном возрасте и не вызывает трудностей в восприятии мнемотаблиц. 

Приёмы мнемотехники позволяют повысить интерес детей к логопедическим занятиям, а соответственно повышает их эффективность.

Образовательный продукт:

- презентация проведенных мероприятий;

 - домашнее задание для родителей и детей (мнемодорожки, мнемотаблицы, коллажи);

- проведение коррекционных занятий и мастер-классов.

- картотека для воспитателей

- выступление на педсовете в ДО и на ММО учителей-логопедов.

Этапы реализации проекта:

-Подготовительный. Изучение методической литературы по теме проекта с привлечением родителей.

Разработка методического материала и планов проведения проекта «Волшебные ступеньки мнемотехники».

 Подготовка наглядного материала (мнемоквадратов, мнемодорожек, мнемотаблиц).

 Подготовка дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.

-Основной. Работа с детьми:

- Учить детей заменять ключевые слова в предложениях

значками – символами.

- Учить зарисовывать предметы и явления природы не  

только символами, но и буквами.

- Самостоятельно, с помощью знаков – символов, заполнять схему – модель. Используя схему – модель как план пересказа.

- Использовать мнемотаблицу при закреплении материала по

лексической теме.

- Использовать мнетаблицу при разучивании стихотворений,

пальчиковой гимнастики.

- Заучивание коротких текстов скороговорок, чистоговорок

при автоматизации звука.

- Для закрепление полученных знаний изготовить с детьми  

альбом-картатеку по пройденным темам с рассказами и

рисунками.

Проведение коррекционных занятий и мастер-классов по плану, создание презентаций, буклетов.

Взаимодействие с родителями (консультации, родительские собрания с мастер-классом).

-Итоговый. Презентация в ДО на педсовете. Анализ результатов проекта. Выступление на ММО учителей-логопедов города.

Предполагаемый результат:

   Повышение   интереса к логопедическим занятиям у детей, улучшение взаимосвязи с родителями и педагогами, повышение эффективности коррекционной работы, используя метод мнемотехники.

У детей:

  • у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
  • появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
  • появляется интерес к заучиванию стихов и потешек;
  • словарный запас выходит на более высокий уровень;
  • дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией;
  • у детей автоматизация звуков речи происходит быстрее и интереснее;
  • дети учатся добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;
  • дети учатся формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения.
  • совершенствуются психические процессы: внимание, память, мышление.

Следовательно, можно сделать вывод, что, анализируя новый материал и графически его обозначая, ребенок (под руководством взрослых) учится самостоятельности, усидчивости, зрительно воспринимает план своих действий. У него повышается чувство заинтересованности и ответственности, появляется удовлетворенность результатами своего труда, совершенствуются такие психические процессы, как память, внимание, мышление, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы.

У родителей:

  • Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе ДО с позиции сотрудничества.

У педагогов

  • Помощь педагогам ДО в определении основных направлений и содержания работы по развитию речи у детей.
  • Разработка методического и практического материала по проекту

Педагогический проект

«Волшебные ступеньки мнемотехники»

                                                    С сентября по январь

Месяцы

Мероприятия

Участники

Ответствен-ные

Сентябрь

  • Сбор материала по теме проекта.
  • Объявление о теме проекта.
  • Родительское собрание с тренингом: «Что такое мнемотехника?»
  • Индивидуальное занятие

с использованием мнемодорожек на этапе постановки звуков. (старшая группа)

Воспитатели

Родители

Дети

Учитель-логопед

Дети

Учитель-логопед

Воспитатели

Октябрь

  • Памятка для воспитателей «Использование мнемотехники в работе с детьми по развитию речи»
  • Буклет для родителей «Мнемотехника в помощь мамам и папам»
  • Занятия в микрогруппах: «Мнемотехника на этапе автоматизации звуков» (старшая группа)

Учитель-логопед

Воспитатели

Родители

Дети

Учитель-логопед

Ноябрь

  • Картотека для воспитателей «Мнемотаблицы для развития связной речи»
  • Мастерская по изготовлению мнемодорожек и мнемотаблиц.
  • Подгрупповое занятие «Составление описательных рассказов по мнемотаблице»

           (подготовительная группа)

Учитель-логопед

Дети

Воспитатели

Учитель-логопед

Декабрь

  • День открытых дверей для родителей и воспитателей «Волшебные ступеньки мнемотехники»
  • Домашнее задание для родителей и детей «Моя мнемотаблица»
  •  Индивидуальные занятия: «Расскажи сказку»    (старшая группа)

Учитель-логопед

Родители

Дети

Учитель-логопед

Январь

  •         Выступление на ММО:

Сообщение с презентацией: «Использование приёмов мнемотехники в логопедической работе с детьми с общим недоразвитие речи 5-7 лет»

  • Занятия в микрогруппах: «Мнемотехника при заучивании стихотворений» (подготовительная группа)
  • Презентация проекта на педсовете.

Учитель-логопед Родители

Дети        

Воспитатели

Учитель-логопед

Список литературы:

  1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб.,2005 — 71с.
  2. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В.К. – М., 2005 — 114с.
  3. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л.Н. – М., 1985 — с.92
  4. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В.П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с.6
  5. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16
  6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи / Под ред. Ю.Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с.18
  7. Кудрова Т.И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т.И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51-54.
  8. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.
  9. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1. – С. 7-12.
  10. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.
  11. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.
  12. Малетина, Н. «Моделирование в описательной речи детей с ОНР», 2004.
  13. Чохонелидзе, Н. «Учим стихи по картинкам», 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Волшебная пуговица"

Проект направлен на развитие фантазии, творческого мышления у детей дошкольного возраста....

Педагогический проект "Волшебное озеро"

На протяжении многих лет в нашем дошкольном учреждении приоритетным направлением является экологическое воспитание. Возможность воспитания экологической культуры у подрастающего поколения, заложенные ...

Педагогический проект Волшебный песок

Педагогический проект "Волшебный песок" разработан для детей с ограниченными возможностями здоровья. Ориентирован на средний и старший дошкольный возраст. Продолжительность проекта - 1 учебный год. Це...

Презентация педагогического проекта "Волшебный мир красок"

В этом проекте я представила результат работы по использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста....

Педагогический проект «Волшебная пуговица»

Цель проекта.Заинтересовать и увлечь детей идеей коллекционирования, развить желание больше узнать о каком-либо объекте.                    ...

Педагогический проект "Волшебный мир общения"

Данные педагогический проект предназначен для детей 4-5 лет. Его целью является развитие коммуникативных навыков детей среднего длшкольного возраста...

Педагогический проект «Волшебная вода» (проект о свойствах воды для взаимодействия с детьми с ОВЗ

Педагогический проектТема: «Волшебница вода»Срок реализации: 2 недели (10 – 21февраля 2020 г.)Участники проекта:воспитатель, воспитанники 2 группы, родители.Тип проекта:...