Формирование навыков конструктивного общения у педагогов ДОУ
план-конспект занятия на тему

Сухарь Анна Геннадьевна

Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Кратко опишем его основные характеристики.Общаясь с воспитанниками и их родителями, коллегами по работе, руководством детского сада, работниками управления образованием, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, педагог занимает определенные коммуникативные позиции: позицию «над» (тип А), позицию «наравне» (тип Б), позицию «под» (тип В).Взаимодействие типа А (над партнером по коммуникации) характеризуется тем, что активным, доминирующим субъектом общения выступает педагог. Он проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от педагога как ведущего объекта общения. Нетрудно заметить, что описанный тип коммуникации характерен для взаимодействия между педагогом и воспитанниками.Взаимодействие типа Б (наравне с партнером по коммуникации) реализуется в общении двух равных партнеров, при котором оба они проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Наиболее часто данный тип взаимодействия реализуется в общении среди коллег и в супружеских парах.Взаимодействия третьего типа В, в котором педагог занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководством детского сада и работниками органов управления образованием. Для успешного выполнения педагогической деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни часто происходит смещение позиций и нарушение «правил» общения. Данное занятие направлено на формирование внутренних средств, помогающих педагогу правильно сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konstruktivnoe_obshchenie.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков конструктивного общения у педагогов ДОУ

Процесс педагогического общения имеет определенную структуру. Ведущей ее составляющей является позиционное взаимодействие. Кратко опишем его основные характеристики.

Общаясь с воспитанниками и их родителями, коллегами по работе, руководством детского сада, работниками управления образованием, членами своих семей, а также в зависимости от условий складывающейся ситуации, педагог занимает определенные коммуникативные позиции: позицию «над» (тип А), позицию «наравне» (тип Б), позицию «под» (тип В).

Взаимодействие типа А (над партнером по коммуникации) характеризуется тем, что активным, доминирующим субъектом общения выступает педагог. Он проявляет инициативу, осуществляет управление, контроль и планирование ситуации, реализует свои цели. Партнер по коммуникации является зависимым от педагога как ведущего объекта общения. Нетрудно заметить, что описанный тип коммуникации характерен для взаимодействия между педагогом и воспитанниками.

Взаимодействие типа Б (наравне с партнером по коммуникации) реализуется в общении двух равных партнеров, при котором оба они проявляют инициативу и активность, стараются учитывать цели и интересы друг друга, вступают в отношения взаимозависимости. Наиболее часто данный тип взаимодействия реализуется в общении среди коллег и в супружеских парах.

Взаимодействия третьего типа В, в котором педагог занимает подчиненное положение относительно партнера по общению, характерно в его коммуникативных контактах с руководством детского сада и работниками органов управления образованием. Для успешного выполнения педагогической деятельности педагог должен уметь занимать коммуникативные позиции в зависимости от того, с кем и когда он вступает в коммуникативный контакт. Но в реальной жизни часто происходит смещение позиций и нарушение «правил» общения. Данное занятие направлено на формирование внутренних средств, помогающих педагогу правильно сориентироваться в ситуации и выбрать наиболее эффективную коммуникативную позицию.

Игровые упражнения для улучшения взаимоотношений с коллегами в педагогическом коллективе

Позиция «над», эффективная при воспитании детей, неприемлема в общении с коллегой по работе и в общении с родителями. В общении с детьми, вступая в коммуникативный контакт с другими педагогами, нужно уметь быстро и оперативно перестроиться: из позиции «над» перейти в позицию «наравне». Предлагаем несколько упражнений, помогающих такой перестройке.

Упражнение «Давление»

Разделитесь на пары и встаньте друг напротив друга. Поднимите руки на уровне груди и слегка прикоснитесь друг к другу ладонями. Договоритесь о том, кто будет ведущим. Его задачей является слегка надавить на ладони своего партнера. Затем поменяйтесь ролями и повторите движение давления на ладони партнера по игре.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее: когда вы давили или когда партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук - так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт).

Почувствовали ли вы, на сколько приятнее взаимодействовать на равных, не добиваясь превосходства? Осуществление совместной деятельности в общении с коллегами дает больше положительных эмоций, нежели противостояние и борьба за то, кто первым захватит коммуникативное лидерство и реализует позицию «над». Кроме этого, не забывайте, что стремясь к психологическому давлению на партнера по общению, вы рискуете вызвать у него реакцию не подчинения, а возмущения, как в описанном выше примере. И вместо помощи он просто откажется от контакта с вами. Подумайте, что лучше?

Упражнение «Поставь себя на место другого»

Вспомните свой недавний конфликт с коллегой по работе, в котором вы заняли позицию «над». А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того человека, с кем вы разговаривали. Представили? Внутренне, про себя спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Продумайте, что бы мог сказать о вас ваш бывший собеседник.

Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что прежде всего изменилась ваша внутренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими воспитанниками в группе, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.

Упражнение «Второй план»

В общении с коллегой по работе старайтесь сформировать для себя «второй план» беседы: как ваш собеседник воспринимает вас, что он думает о вас, что он говорит и что он не говорит, что он чувствует. Стройте беседу так, чтобы представленный вами «второй план» был одним из ведущих факторов вашего общения. Не говорите того, что было бы неприятно вашему собеседнику, старайтесь оставить о себе хорошее впечатление, думайте о последствии своих слов. Упражнение развивает способность к осознанию своей собственной позиции в общении.

Упражнение «Монолог с двойником»

Вы сидите, например, на педагогическом совете. Выступает один из педагогов, а вы в это время можете потренироваться в развитии своего умения понимать и чувствовать другого человека. Повторяйте про себя каждую фразу выступающего непосредственно после того, как вы ее услышали. Постарайтесь представить чувства и мысли говорящего, попробуйте интуитивно постигнуть его невысказанные переживания. Смотрите на выражение лица и движения рук учителя, повторяйте эти движения в своем воображении, вживайтесь в его образ. Упражнение способствует углублению понимания другого человека, партнера по общению.

Игровые методы оптимизации взаимодействий педагога с родителями воспитанников

Каждый педагог знает, как нелегко бывает вести беседу с некоторыми родителями. Очень часто родители реализуют оборонительную позицию и стремятся во всем оправдать собственное невмешательство в воспитание своего ребенка, они формулируют следующие аргументы: «Мы заняты на работе, у нас нет времени, чтобы воспитывать своего ребенка», «Мы перепробовали все меры, ничего не получается». Часто также родители занимают и наступательную позицию: «Детский сад должен воспитывать, а не мы!», «Детский сад виноват в том, что ребенок такой невоспитанный!». Иногда родители приходят с желанием получить помощь: «Ребенок нас не слушает, помогите нам!», «Мы растеряны, не знаем, что делать». В любом из этих случаев педагог должен стремиться к конструктивному разговору с родителями. Как этого достичь?

Упражнение «Нейтрализация»

Упражнение «Нейтрализация» направлено на улучшение взаимодействия в ходе беседы с родителями, демонстрирующими наступательную позицию и позицию растерянности, беспомощности. Главным образом, упражнение «Нейтрализация» нацелено на то, чтобы педагог не попал под влияние родителя. Дело в том, что при потере самостоятельности и «подыгрывания» родителю, становится невозможным достижение конструктивных результатов в разговоре. Например, если родитель демонстрирует наступательную позицию, то педагог, попавший под его влияние, в одном случае будет вынужден оправдываться, доказывать свою «невиновность» в том, что ребенок нарушает дисциплину, и не усваивает предложенный материал. Если же родитель реализует позицию беспомощности, то педагог, по-человечески жалея его, стремится его успокоить, обещает что-то сделать для того, чтобы изменить к лучшему поведение ребенка.

Однако при реализации родителем и той, и другой позиций не происходит его реального, содержательного взаимодействия с воспитателем и последний остается один на один с проблемой ребенка.

Основная цель общения воспитателя с родителем трудного ребенка состоит не в оправдывающихся или агрессивно-оборонительных действиях педагога и не в принятии на себя всей тяжести воспитательной коррекции поведения ребенка, но в объединении усилий педагога и родителя  в решении проблемы.

На первой фазе общения с родителем вы реализуете действие «сопротивления» его эмоциональному воздействию. Для этого следует обрести нейтральное состояние «резервуара» - пустой формы, не наполняемой психологическим содержанием вашего собеседника. Не включайтесь эмоционально в ситуацию вашего разговора, будьте психологически отстраненными от нее, поддерживайте в себе спокойный и отстраненный нейтралитет.

Как показывает практика, вам необходимо будет «продержаться» примерно 10-15 минут, в течение которых родитель в форме монолога будет либо высказывать свои претензии к детскому саду либо лично к вам, либо жаловаться на свою беспомощность в воспитании. В первом случае постарайтесь молча выслушивать и оставаться спокойным, уверенным в себе, не теряя вежливой доброжелательности. Во втором случае спокойно кивайте вашему собеседнику головой, вставляйте некоторые нейтральные фразы, такие например, как «Я вас слушаю», «Я вас понимаю».

Почувствовав вашу нейтральную позицию и эмоциональную отстраненность, родитель начинает «остывать», его эмоции станут иссякать и гаснуть. В конце концов он успокоится, в нем будет формироваться психологическая готовность к конструктивному разговору с вами.

Упражнение «Равенство»

Наступает время для второй фазы вашей беседы. Приступайте к выполнению действий, описанных в данном упражнении. Теперь вашей задачей является организовать равноправное взаимодействие с родителем.

Это означает, что вы должны убедить его в незамедлительном включении в активную деятельность по воспитанию своего ребенка. Как это сделать? Родители часто начинают жалеть своего ребенка и обвинять «плохого» воспитателя, который в беседе проявил себя «несимпатичным» человеком.

Очень важно развивать в себе стремление к равной позиции с родителями. Первый шаг в этом направлении должен сделать педагог, поскольку это находится в рамках его компетенции и выступает проявлением его профессионализма.

Людям очень нравится ощущать собственную значимость. Одним из эффективных способов привлечения родителей к воспитательному сотрудничеству является подчеркивание его значимости в этом процессе. Приложите все усилия к тому, чтобы объяснить отцу или матери их реальную роль в воспитании и развитии ребенка. В одной ситуации покажите несостоятельность доминирования их ориентации только на профессиональную карьеру. В другой - постарайтесь разрушить внутренний эгоцентризм родителя, его обращенность только на свои собственные проблемы и покажите, что в содержание его человеческого «Я» входят не только моменты его личной жизни, но и жизни ребенка как его духовного продолжения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у дошкольников с помощью ЛЕГО

Работа направлена на развитие у дошкольников познавательной активности и конструктивно-игровых навыков посредством LEGO-конструирования....

"Формирование навыков конструктивного общения"

Практическое занятие с педагогами ДОУ с целью формирования коммуникативных навыков, активизации процесса самопознания и самоактуализации   ...

на тему: «Формированию навыков конструктивного общения педагога с родителями»

Цель: способствовать преодолению трудностей начинающих педагогов в общении взаимодействии с родителями.Задачи:1. Актуализация существующих проблем во взаимодействии с родителями;2. Содействие повышени...

семинар практикум «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»

семинар практикум  «Общение в системе «педагог - родитель» Разрешение конфликтов. Навыки конструктивного общения»...

Презентация "Развитие навыков конструктивного общения"

Презентация для выступления "Развитие навыков конструктивного общения с ребенком"...

Коммуникативный тренинг «Формирование у педагогов навыков конструктивного общения»

Цель: формирование коммуникативных навыков педагогов.Задачи:— расширение возможностей установления контакта в различных ситуациях общения;— отработка навыков понимания других людей, себя, ...

Семинар-практикум для педагогов Тема: «Воспитатель и родители. Навыки конструктивного общения»

Цель: повышение уровня профессионального мастерства педагогов в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.Задачи:Развивать умение конструктивного взаимодействия педагогов с родителями.Повысить п...