Реализация принципа преемственности в рамках единого ОУ на примере МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана и дошкольных групп «Гнездышко»
статья на тему

Актуальность данной темы в том, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Как показывает практика, очень часто принцип преемственности не реализуется в полной мере, это приводит к тому, что дети, приходящие в первый класс, оказываются неготовыми к обучению в школе не только предметно, но и психологически. Для решения этой проблемы в МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана в ноябре 2013 года открыто новое структурное подразделение - дошкольные группы «Гнездышко». Данный материал обобщает опыт работы по реализации принципа преемственности в рамках единого ОУ на примере МБОУ «СОШ №2» г.Абакана. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Светлана Петровна Волкова, МБОУ «СОШ №2» дошкольные группы «Гнездышко», воспитатель

Реализация принципа преемственности в рамках единого ОУ

на примере МБОУ «СОШ № 2» г. Абакана  и дошкольных групп «Гнездышко»

Актуальность темы преемственности в том, что школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном учреждении, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка. Осуществление преемственности в работе детского сада и школы заключается в том, чтобы развить у дошкольника готовность к восприятию нового образа жизни, нового режима, развить эмоционально-волевые и интеллектуальные способности ребенка, которые дадут ему возможность овладеть широкой познавательной программой.

Основная  проблема, которая стоит сегодня перед муниципалитетами – охват детей учреждениями дошкольного образования и создание единой информационной системы, позволяющей населению сориентироваться в многообразии услуг дошкольного образования.  Очень часто принцип преемственности не реализуется в полной мере, это приводит к тому, что дети, приходящие в первый класс, оказываются неготовыми к обучению в школе не только предметно, но и психологически.  

Для решения этой проблемы в МБОУ «СОШ № 2» в ноябре 2013 года открыто новое структурное подразделение - дошкольные группы «Гнездышко».  Данная модель организации дошкольного образования помогает более полному внедрению в педагогический процесс новых образовательных технологий, направленных на  разностороннюю подготовку детей 3-7 лет к обучению в общеобразовательной школе.
Главной задачей педагогического коллектива учреждения является создание надлежащих условий для преемственности уровней дошкольного и начального образования. Одной из важнейших задач, требующих комплексного решения, является создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Наш детский сад тесно сотрудничает со школой. В нашем случае делается упор на знакомство ребенка со школой еще до того, как он пойдет в первый класс. Ребенок успевает адаптироваться к школе до поступления в 1 класс.

Педагогический коллектив детского сада  работает в тесном сотрудничестве со школой. Для создания успешной преемственности между дошкольными группами и начальной школой реализуется следующие принципы:

• создание условий для гармоничного формирования готовности детей к обучению в школе;

• сохранение ценности каждого возрастного этапа жизни ребенка;

• опора на достижения дошкольного детства в начальной школе;

• сохранение ведущих видов деятельности на разных возрастных этапах;

• тесное сотрудничество учителей и воспитателей дошкольных групп с целью сохранения принципа преемственности.

В дошкольных группах проводится деятельность по  определенным направлениям развития и образования детей: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие. Имеют место в режиме дня  и дополнительные занятия театральной деятельностью. Сюжет «Мешок сказок» был представлен на городское телевидение, а театральное представление «Репка на новый лад» подготовлено для родителей и первоклассников. Совместно с группой кратковременного пребывания проведен  праздник осени «Приключение в осеннем лесу» и КВН по ПДД. Семинары включают в себя взаимопосещениия  уроков в первом классе школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях в детском саду присутствуют учителя, набирающие детей в 1 класс в следующем учебном году. После занятий педагоги имеют возможность совместно обсудить насущные проблемы и скорректировать свою деятельность, что даёт возможность совершенствовать методы обучения детей.
      Традиционной формой знакомства будущих первоклассников со школой являются экскурсии. Посещение спортивного и актового залов, экскурсии в школьную библиотеку, где проводятся литературные чтения, викторины по сказкам, беседы и встречи с учащимися школы, которые посещали наш детский сад – всё это вызывает у наших ребятишек желание пойти в школу, интерес, побеждает страх и вселяет уверенность в своих силах. Дети сидят за партами, бывают на уроках, ученики обязательно дарят ребятишкам сувениры, сделанные своими руками. 

Наши дети показывают для гостей концерты, организуются выставки  детских поделок. Частые и желанные гости наши выпускники. Они рассказывают о школе много интересного нашим будущим первоклассникам. 

Во всех дошкольных группах работают учителя начального уровня образования: музыкальный работник, инструктор по физической культуре, а также узкие специалисты: педагог – психолог, учитель – логопед.  В  это время они имеют возможность познакомиться с индивидуальными особенностями будущих первоклассников.

 При организации такой работы переход в первый класс становится  безболезненным для ребенка, помогает предотвратить проблему школьной адаптации. Комплексная подготовка детей дошкольных  групп  к обучению в начальной школе дает хорошие результаты, в большинстве своем дети хорошо осваивают образовательную программу школы.

Программа  работы школьного  педагога-психолога в дошкольных группах направлена на развитие у детей таких психологических характеристик, как внимание, память, логика, образное мышление. Целью работы является всестороннее формирование готовности к обучению в школе. Наряду с коррекционными мероприятиями педагог-психолог проводит профилактическую работу с воспитателями по проблеме речевого развития детей дошкольного возраста (консультации, семинары, семинары-практикумы и другие формы и виды работ), с  родителями детей  посещающих его занятия (консультации, мастер-классы, практикумы).

Показателем работы учителя-логопеда с детьми дошкольных групп является состояние звукопроизношения детей, выпускаемых в школу.

Дети дошкольного возраста  занимаются физической подготовкой. Под руководством инструктора по физкультуре проходят занятия на воздухе, на спортивной площадке, в зимнее время они проходят в физкультурном зале школы. В феврале месяце было проведено большое спортивное мероприятие «Мы - олимпийцы» совместно с ДОУ «Кристаллик» и «Тополек».

Не остается в стороне и музыкальное развитие дошкольников. Музыкальный руководитель школы также совмещает работу в дошкольных группах. Целью работы является формирование системы непрерывного музыкального образования и обеспечения преемственности между дошкольными группами и школой. Результатом работы стало участие детей дошкольных групп «Гнездышко» и группы кратковременного пребывания в Муниципальном конкурсе «Серебристый колокольчик». Получен Сертификат участника.

В рамках совместной работы педагогов дошкольных групп и школы имеет место сотрудничество с родителями. На 9 мая дети совместно с родителями посещают митинг у памятника Павшим Коммунарам и возлагают цветы.

Проводятся совместные родительские собрания, круглые столы с воспитателями, узкими специалистами и учителями школы, встречи родителей с будущими учителями. С целью изучения семьи  проводится анкетирование и тестирование родителей,  изучаются жилищные условия.

В результате контакта педагогов дошкольных групп, школы и родителей достигается их взаимопонимание. Воспитатели яснее осознают требования школы, задачи подготовки детей к учебе и успешнее их решают. Учителя, в свою очередь, глубже вникают в содержание работы дошкольных групп, что помогает им установить преемственность в методах воспитательного воздействия. А родители психологически готовы привести своего ребенка в стены уже ставшей родной школы.

В совместной работе педагогов важна не столько преемственность знаний, умений и навыков, сколько преемственность методов и приемов работы. Педагогами избрана единая методическая тема. Совместная деятельность  строится в соответствии с планом работы на год.

Педагогами школы  ведется учет достижений детей,   которых они смогли добиться на уровне дошкольного образования. Ведь все лучшее, что начнет формироваться в дошкольном детстве, найдет свое отражение в дальнейшей жизни детей.

За весь год работы, наши дети много узнали о школе, подружились с учениками, узнали многих педагогов. С легкостью ориентируются в здании школы, с удовольствием туда идут. И мы надеемся, что вся работа, проведенная нами, сложится в систему и поможет выпускникам дошкольных групп легко адаптироваться и хорошо учиться в школе.

В перспективе перед педагогами стоит задача работать по организации преемственности между  педагогическими коллективами ДОУ и школы совместно и системно. Только, заинтересованность  обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему  преемственности дошкольного и начального образования,  Сделать переход из ДОУ,  в начальную школу безболезненным и успешным. Так как,  установление  связи и творческого сотрудничества,  между детским садом и начальной школой - необходимое условие успешного решения задач подготовки детей к школе, преемственности в системе непрерывного образования для реализации ФГОС.

 Закончить свой доклад хочу словами В.А.Сухомлинского

«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей.

Пусть, став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера…

Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…"

В.А. Сухомлинский 

Литература:

1. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 304 с.

2. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-Синтез, 2010.– 232с.

3. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования //http: //do.isiorao.ru

4. Слепцова И.Ф. Основы личностно-ориентированного взаимодействия воспитателя с детьми дошкольного возраста: теория и практика // Дошкольное воспитание. – 2007 - № 3 – с. 74-80.

5. Сухомлинский В.А. «Сердце отдаю детям»

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным искусством (из опыта работы).

Реализация принципов комплексно-тематического планирования и интеграции образовательных областей в процессе ознакомления детей младшего дошкольного возраста с декоративно – прикладным и...

План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24 с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год

План работы по реализации проекта «Преемственность в работе МБДОУ №64 «Пингвиненок» и МБОУ № 24  с детьми старшего дошкольного возраста седьмого года жизни на 2014-2015 учебный год...

Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.

В работе представлены мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ №684 "Берегиня" для реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования....

"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"

Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса....

«Программа дошкольного образования как средство реализации принципа преемственности в прогимназии»

Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольного отделения с отделением начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы....

«Реализация принципа преемственности образования как условие сопровождения одаренного ребенка в прогимназии»

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в прогимназии - образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста...