"ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ"
статья на тему
Анализ ожиданий родителей дошкольников и первоклассников от детского сада и школы. Прогноз школьных трудностей различными участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsionno-pedagogicheskie_usloviya.docx | 130.98 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В ДЕТСКОМ САДУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Ким Лариса Витальевна, педагог-психолог, ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района Санкт Петербурга.
Наше образовательное учреждение представляет собой единый комплекс «детский сад – школа». Экспериментальная деятельность в образовательном учреждении проходит в рамках районной экспериментальной площадки по теме: «Организационно-педагогические условия преемственности дошкольного и начального общего образования». В ходе аналитико-подготовительного и поисково-преобразующего этапов эксперимента, нами был разработан и апробирован диагностический инструментарий оценки эффективности взаимодействия педагогов и родителей.
В данной статье представлены отдельные материалы, которые, с нашей точки зрения, будут интересны различным участникам образовательного процесса, сталкивающимся с проблемой преемственности дошкольного и начального общего образования.
По результатам анкетирования различных групп родителей был проведён анализ ожиданий родителей от детского сада и школы:
Ожидания родителей от детского сада (на момент поступления ребёнка в детский сад)
Условия (комфорт и безопасность) – 30%
- Сохранение жизни и здоровья, психологический комфорт и безопасность
- Доброе, чуткое, заботливое, уважительное отношение к ребёнку
- Чтобы ребёнок шёл в детский сад с удовольствием
- Чтобы детский сад стал желанным и любимым местом, оставил счастливые воспоминания о детстве
- Индивидуальный подход, надлежащий уход и внимание к ребёнку
Социализация – 30%
- Научить правильному поведению, дисциплине, жизни в социуме
- Научить лучше понимать других детей, лучше говорить, дружить
- Чтобы ребёнок получил хорошее воспитание, манеры
- Развивать положительные черты характера
- Воспитать самодостаточного и счастливого ребёнка
- Активно взаимодействовать с родителями, помогать в воспитании ребёнка
Интеллектуальное развитие и обучение -10%
- Обучение необходимым навыкам
- Расширение кругозора
- Развитие интеллектуальных способностей
- Подготовка к школе
- Чтобы ребёнок получил желание учиться
Всестороннее творческое развитие – 30%
- Выявление и развитие талантов и способностей
- Развитие творческих способностей
- Всестороннее, гармоничное развитие
- Помощь в развитии ребёнка, как в умственном, так и в физическом
- Сохранение и развитие в ребёнке лучших качеств
Ожидания от школы родителей выпускников детского сада
Условия (безопасность, квалифицированность педагогов) – 53%
- Плавный переход из детского сада в школу, спокойный старт всех образовательных программ
- Индивидуальный подход, добрые и отзывчивые учителя
- Хорошее, заботливое, справедливое отношение к ученикам
- Внимание и требовательность педагогов
- Безопасность в школе, хорошая охрана
- Качественная материально-техническая база
- Квалифицированный педагогический состав
- Взаимная совместная работа, плодотворное сотрудничество педагогов, психологов и родителей
- Возможность обратиться в школу по любому вопросу
Социализация – 13%
- Чтобы ребёнок адаптировался к школьному коллективу, нашел себе друзей, был заинтересован школой
- Чтобы школа способствовала взрослению, самостоятельности, выработке ответственности, чувства коллективизма
- Научить четкой дисциплине, внутренне воспринимать необходимость получения знаний
Интеллектуальное развитие и обучение – 25%
- Вызвать и развивать у ребёнка интерес к учебному процессу
- Укрепление желания учиться, познавать новое и интересное
- Высокий уровень обучения детей, хорошие знания
- Развитие более структурного мышления
- Прививать любовь к знаниям и чтению
- Обязательные домашние задания и работы над ошибками
- Большее взросление ребёнка на научной основе
- Получение полного качественного образования
- Ценностный подход к обучению
Всестороннее творческое развитие – 9%
- Наличие дополнительных занятий и кружков
- Разностороннее развитие ребёнка
- Найти в каждом ребёнке способности и положительные черты характера, поощрять и развивать их
Ожидания от школы родителей первоклассников
Условия – 4,5% (Иметь возможность посещать открытые занятия в школе)
Социализация – 41%
- Воспитание в ребёнке коммуникабельности, умения устанавливать отношения и жить в социуме
- Участие в общественной жизни школы
- Больше направленности на развитие самостоятельности, ответственности и организованности в стенах школы
- Подготовка ребёнка к «взрослой жизни»
Интеллектуальное развитие и обучение – 41%
- Построить фундамент и зародить желание изучать предметы
- Интересный, увлекательный процесс обучения от занятия к занятию
- Научить думать, в том числе нестандартно мыслить
- Научить формулировать мысли и выражать свою точку зрения
Всестороннее развитие – 9%
- Больше интересных и качественных кружков
- Показательные выступления танцевальной и театральной студий
С нашей точки зрения, полученную динамику ожиданий родителей от образовательного учреждения в зависимости от возрастных задач в развитии ребёнка следует учитывать при планировании работы с родителями для реализации принципа преемственности в работе детского сада и начальной школы.
По результатам анкетирования педагогов детского сада, педагогов начальной школы, родителей дошкольников и родителей первоклассников был получен прогноз школьных трудностей ребёнока при переходе из детского сада в школу, с точки зрения различных участников образовательного процесса:
Трудности в адаптации к школе
педагоги | детский сад | 72% |
школа | 74% | |
родители | детский сад | 52% |
школа | 33% |
Трудности в освоении школьной программы
педагоги | детский сад | 47% |
школа | 58% | |
родители | детский сад | 29% |
школа | 37% |
Низкий уровень учебной мотивации первоклассников
педагоги | детский сад | 35% |
школа | 47% | |
родители | детский сад | 31% |
школа | 29% |
Иные трудности (неблагополучие в семье, трудности в поведении, саморегуляции)
педагоги | детский сад | 50% |
школа | 50% | |
родители | детский сад | 12% |
школа | 11% |
Выявленные различия в ожиданиях потенциальных трудностей первоклассника, с точки зрения педагогов и родителей, позволяют выстраивать просветительскую работу с родителями будущих первоклассников с учётом данной специфики.
По результатам опроса различных участников образовательного процесса нами был проведён анализ различных форм осуществления преемственности, наиболее приемлимых и значимых с точки зрения педагогов и родителей:
Педагогическое просвещение родителей
педагоги | детский сад | 65% |
школа | 65% | |
родители | детский сад | 32% |
школа | 63% |
Круглые столы для родителей с участием специалистов
педагоги | детский сад | 77% |
школа | 62% | |
родители | детский сад | 46% |
школа | 43% |
Информационные стенды для родителей будущих первоклассников
педагоги | детский сад | 71% |
школа | 73% | |
родители | детский сад | 69% |
школа | 80% |
Открытые мероприятия в школе и детском саду
педагоги | детский сад | 72% |
школа | 56% | |
родители | детский сад | 82% |
школа | 99% |
Совместная работа педагогов и родителей со службами сопровождения
педагоги | детский сад | 82% |
школа | 63% | |
родители | детский сад | 66% |
школа | 50% |
Несовпадение точек зрения на проблему преемственности со стороны различных участников образовательного процесса необходимо учитывать при разработка системы взаимодействия дошкольного и начального общего образования, создавая организационно-педагогические условия для реализации принципа преемственности при переходе дошкольников в начальную школу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Спортивное развлечение по преемственности между детским садом и начальной школой "Путешествие в страну Спортландию"
Спортивное развлечение для дошкольников (6-7 лет) , первоклассников и их родителей. В развлечении используются: эстафеты, игры, танцы....
Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием ИКТ Тема: «Животные жарких стран в цирке» (в рамках реализации плана по преемственности детского сада и начальной школы)
Активизировать словарь по теме: “Животные жарких стран”. Продолжать учить различать гласные, согласные твердые мягкие звуки.Совершенствовать умение находить слова с заданным звуком, делить слова ...
Преемственность детского сада и начальной школы в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования
Переход ребенка-дошкольника в школьную образовательную среду – это переход его в иное культурное пространство, в другую возрастную категорию и социальную ситуацию развития. Обеспечение успешности этог...
проект "Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни"
Реализация проекта «Преемственность в работе детского сада и начальной школы как условие успешной адаптации детей к школьной жизни» позволит улучшить подготовку детей к школе. Успешно адап...
КОНСУЛЬТАЦИЯ: - «Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»
laquo;Основы преемственности детского сада и начальной школы с реализацией ФГОС дошкольного воспитания и ФГОС начального образования»...
Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества универсальных учебных действий, сформированных в дошкольном детстве, от ур...
Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»
Мастер-класс на тему «Преемственность между детским садом и начальной школой»Цель: Повышение профессионального мастерства и обмен опытом по преемственности между детским садом и ...