«Программа дошкольного образования как средство реализации принципа преемственности в прогимназии»
статья на тему
Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольного отделения с отделением начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 64 КБ |
Предварительный просмотр:
«Школа не должна вносить резкого перелома в жизнь. Став учеником, ребенок продолжает делать сегодня то, что делал вчера. Пусть новое появляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений»
В.А.Сухомлинский
Проблема преемственности дошкольного и начального общего образования принадлежит к числу «сквозных» проблем психолого-педагогической теории и практики. Имея за собой значительную историю, она по-прежнему остается открытой, более того – приобретает особое звучание в условиях модернизации российского образования. Особую остроту проблема преемственности образовательных ступеней приобретает на изломе дошкольного и младшего школьного возраста, именно здесь происходит радикальная смена социальных ситуаций детского развития - от коммуникативно-игровой к учебной. Еще в 70-х гг. теперь прошлого столетия Даниил Борисович Эльконин указывал на внутреннюю общность двух «формаций» эпохи детства – дошкольного и младшего школьного возрастов. Это давало Д.Б. Эльконину основание считать, что дети 3-10 лет должны жить общей жизнью, развиваясь, воспитываясь и обучаясь в едином культурно-образовательном пространстве. По его мнению, конкретной формой организации такого пространства призван стать особый Детский центр. Там найдется место и дошкольным группам и начальным классам. Конечно, Детский центр – лишь один из вариантов решения проблемы преемственности дошкольного и начального общего образования. Другие варианты представлены различными подходами к ее построению на практике. Как минимум, четыре действующие в России образовательные программы прямо нацелены на комплексное обеспечение преемственности дошкольной и начальной ступеней: «Золотой ключик» (1996), «Из детства – в отрочество» (1997), «Преемственность» (1999), «Сообщество» (1999). Определенные попытки решения проблемы отражены в программах «Радуга» (1993-1996), «Развитие» (1994, 1999), «Детство» (1996, 1997), «От рождения до школы», «Тропинки» и др.
В четырех дошкольных общеразвивающих группах нашей прогимназии реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования. Обязательная часть Программы разработана с учетом примерной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
Эта программа нацелена на развитие в детях познавательного интереса, стремления к получению знаний, положительной мотивации к дальнейшему обучению в течение всей последующей жизни (в школе, институте и др.); понимания того, что всем людям необходимо получать образование. Формирование отношения к образованию как к одной из ведущих жизненных ценностей
Дошкольное воспитание – это первое звено единой системы образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом
Период дошкольного детства является очень важным в формировании личности ребенка, ведь после детского сада выпускник идет учиться в школу, поэтому необходимо дать детям не багаж знаний, а научить их добывать знания. Вся образовательная деятельность в детском саду, через различные формы направлена на одну цель: подготовить ребенка к успешному обучению в школе.
Каждый год череду совместных мероприятий в прогимназии открывает праздничная линейка 1 сентября, посвященная дню знаний и началу учебного года. Дошкольники, являясь не просто наблюдателями, а принимая непосредственное участие, осознают, что уже являются частичкой школы.
В течение учебного года поддерживается устойчивая связь между детьми подготовительной к школе группы и учащимися. Ознакомление дошкольников со школой, учебной и общественной жизнью школьников способствует расширению соответствующих представлений воспитанников дошкольного отделения, развивает у них интерес к школе, порождает желание учиться. Формами этой работы являются экскурсии в школу, посещение библиотеки, проведение совместных занятий, музыкальных и физкультурных досугов, театрализованных представлений, организация выставок рисунков и поделок и др. Дошкольники принимают участие в школьных концертах: День учителя, День Матери, 8 марта, День Победы, концерт, посвященный окончанию начальной школы. В свою очередь учащиеся школы также принимают активное участие в мероприятиях детского сада. На праздниках, вечерах развлечений исполняют разные роли, показывают театрализованные представления. В рамках различных проектов учащиеся проводят с дошкольниками тематические беседы, готовят тематические выставки, совместно мастерят различные поделки, проводят досуги по теме проекта.
Игровая деятельность является ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста. В организованной образовательной деятельности она выступает в качестве основы для интеграции всех других видов деятельности ребенка дошкольного возраста. Игровая деятельность представлена в образовательном процессе в разнообразных формах – это дидактические и сюжетно-дидактические, развивающие, подвижные игры, игры-путешествия, игровые проблемные ситуации, игры-инсценировки, игры-этюды и пр.
В расписание дошкольного отделения включено занятие – познавательно-исследовательская деятельность. Такая исследовательская деятельность значительно повышает у ребят уровень развития мышления, памяти, речи, внимания, воображения, мотивации к учебной деятельности, что очень важно для будущих первоклассников.
На занятиях по подготовке к обучению грамоте и математики педагоги используют современные информационно-компьютерные технологии и наиболее эффективные методы работы.
Подготовка руки ребенка к письму осуществляется на занятиях по изобразительной деятельности и ручному труду.
Будущий первоклассник – это здоровый ребёнок! Поэтому большое внимание в образовательной программе дошкольного образования уделяется физическому воспитанию детей. Для этого с детьми проводятся физкультурные занятия, физминутки, прогулки на свежем воздухе, закаливание.
Нельзя не сказать и о психолого-педагогическом сопровождении каждого ребёнка. Задача психолога на основе диагностики совместно с родителями вывести каждого выпускника до нормы личностного развития и психологической зрелости.
Одна из главных целей основной образовательной программы дошкольного образования – это вызвать у каждого ребёнка желание пойти в школу и учиться.
Однако для полноценного осуществления преемственности одной отдельно взятой программы дошкольного образования не достаточно, поэтому педагогический коллектив прогимназии поставил перед собой задачу разработать программу преемственности дошкольного и начального общего образования МБОУ «Прогимназия № 2» в рамках реализации ФГОС НОО и ДО.
Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы МБОУ «Прогимназия № 2» в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.
Основанием для создания программы преемственности дошкольного и школьного отделения прогимназии явились особенности нашего учебного заведения:
- единство социокультурного пространства;
- взаимодействие воспитателей дошкольного отделения и учителей начальных классов в вопросах выбора содержания, форм и методов образования.
- непрерывное обучение английскому языку и информатике в рамках занятий в дошкольном отделении, уроков и кружковой работы в отделении начальной школы.
- взаимодействие педагогов дополнительного образования, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре и педагогов-предметников, направленное на художественно - эстетическое и физическое развитие детей;
- психолого-педагогическое сопровождение ребенка специалистами (педагогом-психологом, учителем-логопедом) на протяжении всего пребывания в прогимназии.
Проанализировав единство целей и задач на дошкольном и школьном уровне, мы определили общую цель программы преемственности. Это:
1. Создать комплекс условий, обеспечивающих сотрудничество дошкольного отделения с отделением начальной школы на основе согласованности и перспективности компонентов методической системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) с учётом внедрения ФГОС ДО и НОО.
2. Реализовать единую линию развития ребенка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный, последовательный и перспективный характер.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс;
- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;
- совершенствование образовательного содержания, форм организации и методов обучения;
- совершенствование содержания работы по приоритетному направлению прогимназии;
- формирование фундаментальных предпосылок к учебной деятельности (дошкольное образование) и навыков «умения учиться» (начальное общее образование);
- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса: воспитателей, учителей, детей и родителей;
- раннее выявление одаренных детей и последующее развитие одаренной направленности в начальной школе;
- всестороннее психолого-педагогическое сопровождение детей и просвещение родителей;
- оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;
- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей;
- повышение социального статуса прогимназии.
Реализация принципа преемственности в МБОУ «Прогимназия № 2» осуществляется через следующие организационно-педагогические условия:
1. Наличие в штате опытных специалистов.
2. Современная материально-техническая база.
(Наличие современных кабинетов с мультимедийным оборудованием, в том числе и в дошкольных группах, библиотека, спортивный зал, зал хореографии и многое другое)
3. Разнообразная предметно-развивающая среда.
(Многочисленные микроцентры в дошкольных группах: уголок природы, уголок развивающих игр, уголок дежурного и т.д., в школе – техническое оснащение кабинетов, учебно-методическая литература, учебно-практическое и лабораторное оборудование).
В программе мы выделили 3 основных направлений в работе:
1. Организационно-методическое обеспечение.
(Это и совместные заседания и МО, взаимопосещения и изучения опыта различных форм и методов работы)
2. Работа с детьми дошкольного отделения и отделения начальной школы.
(Совместные экскурсии, праздники, спортивные мероприятия, коррекционная работа и т.д.)
3. Работа с родителями.
(Проведение дней открытых дверей, консультации, совместные праздники и соревнования, проекты, мастер-классы)
Механизм осуществления преемственности, его составные части функционируют с помощью определенных форм и методов, реализуемых в процессе специально организованной деятельности администрации, педагогов и специалистов дошкольных групп, учителей начальных классов, учителей-предметников и других специалистов прогимназии.
Формы осуществления преемственности могут быть разнообразными, и их выбор обусловлен степенью взаимосвязи, стилем, содержанием взаимоотношений. Они условно разделены на четыре направления:
1. Работа с детьми (дошкольниками).
2. Взаимодействие педагогов.
3. Сотрудничество с родителями.
4. Сотрудничество в социуме.
Разработанная Программа преемственности между ДОО и начальной школой в прогимназии, способствует успешной адаптации и социализации ребенка на первом этапе школьного обучения в условиях реализации ФГОС ДО И НОО.
Работа по организации преемственности должна проводиться педагогическими коллективами ДОО и школы совместно и системно. Только заинтересованность обеих сторон и родителей, позволит по-настоящему решить проблему преемственности дошкольного и начального образования, сделать переход из детского сада в начальную школу безболезненным и успешным.
Детский сад в нашем понимании является фундаментом образования, а школа - само здание, где идет развитие образовательного потенциала, базовая культура личности
Вашему вниманию представлена модель выпускника начальной школы и выпускника ДОУ. Если их сопоставить, то выявится много общего.
Образ выпускника дошкольных групп. | «Портрет выпускника начальной школы» |
1. Компетентность: - коммуникативная; - социальная; - интеллектуальная; - компетентность ребенка в плане физического развития. 2. Инициативность: - любознательность; - умение найти сферу применения своего опыта переживания и познания в любом виде деятельности; - стойкая мотивация достижения 3. Креативность: - активная позиция экспериментатора; - способность к речевому комментированию процесса и результата своей деятельности; - готовность к разработке нескольких вариантов или способов решения интеллектуальной или практической задачи; - развитое воображение. 4. Произвольность: - настойчивость, умение преодолевать трудности; - соподчинение мотивов деятельности; - самостоятельность и ответственность. 5. Самосознание и самооценка: - осознание своего места в коллективе; - мотивация к освоению новой социальной позиции в обществе; - сформированность внутренней позиции; - способность к принятию собственных решений. | 1. Любящий свой народ, свой край и свою Родину. 2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. 3. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир. 4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности. 5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом. 6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение. 7. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни. |
Будущий первоклассник должен обладать интеллектуальными, коммуникативными, организационными, практическими умениями (на индивидуальном уровне), которые получают дальнейшее развитие в школе и добавляются информационные умения. Основой всех умений являются физический, нравственный и познавательный потенциалы.
Таким образом, новые взгляды на воспитание, обучение и развитие детей, обозначенные в федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования и начального общего образования требуют нового подхода к осуществлению преемственности детского сада и школы, построении новой модели выпускника, что позволит обеспечить непрерывность образовательного процесса.
Литература:
1. Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе? М.: Будущий первоклассник, 2010, изд. 2-ое, 115с.
2. Веракса Н.Е. «О раннем обучении и развитии детей», М. Психологическая наука и образование, 2005.
3. Должикова Р.А., Федосимов Г.М. «Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе», М, 2008
4. Мухина В.«Возрастная психология» М., 1998.
5. Усова А. «Обучение в детском саду» М., 1970.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Коммуникация
В статье раскрываются вопросы реализации принципа интеграции в примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Мир открытий» на примере образовательной области Ком...
Принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с задержкой психического развития 5-7 лет.
В материале представлены и раскрыты принципы и подходы к формированию и реализации адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ЗПР 5-7 лет....
Система работы ГБОУ СОШ №684 «Берегиня» Московского района по реализации принципа преемственности дошкольного и начального общего образования.
В работе представлены мероприятия, проводимые в ГБОУ СОШ №684 "Берегиня" для реализации принципа преемственности между дошкольным и начальным общим уровнями образования....
Требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования Кадровые условия реализации Программы (опыт работы)
Данная статья посвящена актуальной проблеме современного образования - профессиональным компетенциям педагога - дошкольника, приведены краткие результаты проекта, реализованного в дошкольном образоват...
АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ по реализации образовательной области «Физическое развитие» С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА МАДОУ ДС №29 «Ёлочка»
Адаптированная образовательная программа для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения г. Нижневартовска детский с...
«Реализация принципа преемственности образования как условие сопровождения одаренного ребенка в прогимназии»
Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в прогимназии - образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста...
Выступление на ММО педагогов-психологов, тема: «Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования»
Реализация принципов преемственности дошкольного и начального образования....