Роль детской инициативы в создании развивающей предметно-пространственной среды
статья на тему
Данный материал содержит опыта работы по созданию развивающей предметно-пространственной среды в соотвествии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_konferentsiyu.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд 1
Роль детской инициативы в создании
развивающей предметно-пространственной среды
Дукова Мария Николаевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 51»
ЭМР Саратовской области
Слайд 2
Современная ситуация в Российском образовании характеризуется интенсивными поисками путей формирования инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора.
В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательной деятельности на уровне дошкольного учреждения, в основе которого лежит создание условий для развития познавательно-интеллектуальной активности и поддержки детской инициативы. И одним из условий является развивающая предметно-пространственная среда.
Слайд 3
Готовясь в 2014 году к введению в учреждении ФГОС ДО наш коллектив провел анализ состояния предметно-пространственной среды, ресурсов материально-технического обеспечения ООП ДО. Полученные результаты отразились в плане мероприятий по совершенствованию условий реализации образовательной программы.
На первоначальном этапе мы стремились к тому, чтобы предметно-пространственная среда в полной мере соответствовала ООП ДО и педагоги имели возможность осуществлять образовательную деятельность по всем направлениям развития детей.
Слайд 4
Для этого был оборудован Центр игровой поддержки, позволяющий реализовывать современные развивающие технологии, которые были выбраны педагогами и наиболее интересны воспитанникам: технология «Сказочные лабиринты игр» В.В.Воскобовича,
Слайд 5
познавательно-речевая технология развития интеллектуально-творческого мышления «Я познаю мир!» Т.А. Сидорчук.
Слайд 6
Картинная галерея ДОУ позволила разнообразить формы образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию.
Слайд 7
Специально выделено пространство для мини-музея, которое позволяет в соответствии планом работы демонстрировать экспозиции, например (в течение 2014-2015 года педагогами организованы тематические выставки, посвященные 70-летию Великой Победы и выставка «Народная кукла в нашей семье», посвященная «Дню семьи») и организовывать выставки детско-родительского творчества.
Слайд 8
Осуществлена реконструкция физкультурного зала,
Слайд 9
дооборудована физкультурная площадка на территории дошкольного учреждения
Слайд 10
тропа здоровья.
Слайд 11
Педагоги стремились создать благоприятные условия не только в учреждении, но и на территории. Оформлена зона отдыха,
Слайд 12
разбиты цветники и клумбы,
Слайд 13
в достаточном количестве имеется игровое оборудование для сюжетно-ролевых игр, подвижных игр и игр развлечений.
Одним словом, мы стремились создать благоприятные условия для всех детей, в целом несколько забывая о том, что ФГОС ДО выделяет наших воспитанников как полноправных субъектов образовательных отношений, говорит о необходимости поддерживать детскую инициативу и индивидуальность.
Это помогло нам пересмотреть взгляды на организацию развивающей предметно-пространственной среды, ее содержание, функции и принципы.
Слайд 14
Теперь мы постоянно стремимся к тому, чтобы предметно-пространственная среда была организована так, чтобы каждый ребенок имел возможность свободно заниматься любимым делом, чтобы она была:
-разнообразной по своему содержанию, например, в центре искусства, созданы условия для того, чтобы выполнить задуманное один ребенок будет рвать бумагу, а другой вырежет из нее ножницами с фигурными лезвиями замысловатую фигурку. Ведь именно так, у детей формируется способность сознательно делать выбор и реализовывать свои интересы и способности.
Слайд 15
-чтобы РППС стимулировала развитие поисково-познавательной деятельности детей. Не следует забывать, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал. Дети должны приобретать опыт творческой, поисковой деятельности, выдвигать новые идеи и гипотезы.
Слайд 16
-учитывать индивидуальные особенности и интересы детей. Это значит, что все материалы и оборудование, которые находятся в группе, ее интерьер учитывают особенности развития каждого из детей.
Мы стремимся к тому, чтобы построение развивающей предметно-пространственной среды в каждой группе детского сада было подчинено принципам, осуществление которых будет обеспечивать условия для формирования инициативности детей дошкольного возраста:
Слайд 17
- Принцип информативности, предусматривающий разнообразие тематики материалов и оборудования, а также проявление активности воспитанников во взаимодействии с предметным окружением.
Так как в соответствии с ФГОС ДО каждый ребенок имеет право на выбор представленных в предметно-пространственной среде пособий и игр, реализацию собственных потребностей и интересов, что расширяет возможности саморазвития и взаиморазвития. Свободный выбор предполагает ответственность ребенка за свой выбор.
Слайд 18
- Принцип вариативности, позволяющий поддерживать разнообразие дошкольного детства. Для реализации этого
принципа свою деятельность мы направили на:
-внедрение парциальных программ в части, формируемой частниками образовательных отношений;
-использование инновационных развивающих технологий ( в частности апробация методического комплекта «Я познаю мир» Т.А.Сидорчук и внедрение в образовательный процесс технологии «Сказочные лабиринты игр В.В.Воскобовича);
Мы стремимся к тому, чтобы среда была не завершенной, она периодически обновляется с учетом интересов детей, темы НОД, времени года, дополняется необходимыми для развертывания игровой деятельности материалами, детскими поделками, которые воспитанники приносят из дома или создают в процессе совместной деятельности в детском саду.
Слайд 19
- Принцип полифункциональности, предусматривающий обеспечение всех составляющих образовательной
деятельности и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-пространственной среды.
- Принцип трансформируемости, обеспечивающий возможность изменений предметно-пространственной среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства.
Данные принципы реализуется с помощью различного модульного оборудования, которым оснащены все помещения нашего детского сада. Использование модулей, способствует развитию воображения и знаково-символической функции мышления. В организации среды коллективом ДОУ предусматривается легкость трансформирования пространства детьми в соответствии с интересами (здесь представлены легкие ширмочки, заборчики, цветные шнуры, ленты разграничивающие пространство группы).
Все группы представлены развивающими центрами (уголками или зонами) - единицами развивающей предметно-пространственной среды, которые позволяют обеспечить как самостоятельную деятельность детей, так и совместную деятельность педагога и ребенка (или группы детей).
Слайд 20
Мы стремимся к тому, чтобы дети имели возможность не только созерцать среду, которую предлагают им взрослые, но и самостоятельно участвовать в ее создании и оформлении.
Слайд 21 Интервью воспитанников
И в заключении хочется сказать, что хоть мы и достаточно молодой коллектив, и что нам предстоит еще найти ответ на ряд интересующих нас вопросов, касающихся поддержки детской инициативы и развития индивидуальности. Но уже сейчас мы уверенны в том, что формирующаяся у ребенка картина мира, потребность в исследовании окружающей действительности будет зависеть от его индивидуального опыта, от среды, которая позволит обеспечить реализацию культурных практик детства (общения, игры, сотрудничества, рефлексии и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре, путем создания развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО.
Развитие детской инициативы и творчества в сюжетно-ролевой игре,путем создания развивающей предметно -пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Организация образовательной деятельности через создание развивающей предметно-пространственной среды в разновозрастном детском сообществе "Светлячок" МБДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад № 5 "Колокольчик" города Белёва Тульской обл.
Развивающие игры, представленные в развивающей среде разновозрастного детского сообщества «Светлячок», очень разнообразны по своему содержанию и, кроме того, как и любые игры, он...
Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"
Методическая разработка: Адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада посредством создания развивающей предметно-пространственной среды"...
Создание развивающей предметно-пространственной мини-среды для детей с РАС в условиях инклюзивного образования в группах общеразвивающей направленности ДОО
Презентация длявоспитателей детских садов компенсирующего вида...