Проектная деятельность как одна из поисково-исследовательских технологий
проект на тему
В статье приводится пример организации проектной деятельности в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
проектная деятельность | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Организация проектной деятельность со всеми участниками образовательного процесса в ДОУ»
Диденко И.Г., старший воспитатель
Ковалёва Е.И., старший воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад №136
Достижения нового, современного качества образования невозможно без оптимизации методов обучения, активного использования технологий открытого образования; подготовки квалифицированных работников образования; создания гибких моделей образовательного процесса.
Технология как системный метод создания, применения и определения всего процесса обучения и усвоения знаний с учётом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставит своей задачей оптимизацию многоуровневых форм образования.
В современном дошкольном образовании применяются разнообразные виды педагогических технологий. Одна из них - поисково-исследовательская. Ее основной ценностью является то, что дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность (почему, зачем, как устроен мир?). Через поисково-исследовательскую деятельность ребёнок приобретает знания, жизненный опыт, формирует своё отношение к окружающему.
Поисково-исследовательская технология обучения разделяется на несколько видов: задачная технология обучения, проблемно-развивающая и проектная.
Педагоги нашего дошкольного учреждения реализуют проектную деятельность, которая является наиболее эффективной формой развития интеллектуальной инициативы детей. С помощью проектов воспитанники детского сада познают окружающий мир, учатся строить социальные отношения, реализуют свои творческие замыслы.
Поисково-исследовательская деятельность начинается с детьми второй младшей группы (3-4 года). Воспитатели проводят наблюдения, формируют у детей умения обследовать предметы, включая простейшие опыты: мокрый – сухой; гладкий – шершавый; кислый – сладкий. В среднем дошкольном возрасте педагоги продолжают развивать исследовательскую деятельность, оказывают помощь в оформлении результатов и создают условия для её презентации сверстникам. В старшем дошкольном возрасте педагоги создают условия для реализации детьми проектов трёх типов: исследовательский, нормотворческий и творческий.
Предварительной работой перед организацией каждого проекта определяется проблема, ставится цель, задачи, разрабатываются этапы реализации проекта, а результатом является совместный продукт взросло-детской деятельности. Проектная деятельность отражена в темах комплексно-тематической циклограммы ДОУ: «Семейный отдых на Байкале», «Безопасная дорога», «Зимние забавы», «Сувенирная лавка», «Юные патриоты», «Мамины профессии», «Я – взрослый, ты – ребёнок», «Птица семейного счастья», «Дети – цветы жизни», «Иркутск в моём окне» и др..
Предлагаем вам познакомиться с одним из проектов - «Иркутск в моём окне» для детей старшего дошкольного возраста (воспитатель Тирских И.Н.), который проходил в рамках тематической недели ДОУ «Родной город».
Участники проекта: воспитатель, педагог-психолог, дети, родители.
Цель проекта: создать оптимальные условия для всестороннего развития нравственно-патриотического потенциала дошкольников через поисково-исследовательскую деятельность, создание нового творческого продукта всеми участниками проекта.
Задачи:
- расширять представления детей о родном городе;
- продолжать знакомить с достопримечательностями родного города;
- предоставить возможность подумать и рассказать о своем городе Иркутске;
- развивать построение высказывания, помочь детям охарактеризовать объект;
- формировать умение излагать свои мысли понятно для окружающих;
- обогащать музыкальные впечатления детей, вызвать эмоциональный отклик при восприятии песни о любимом городе;
- формировать эстетическое отношение к объектам родного города, к совместной художественно-творческой деятельности детей и родителей.
Этапы разработки и реализации проекта «Иркутск в моем окне»:
- определение цели творческого проекта; привлечение родителей и детей к решению проблемы;
- сбор материалов и информации;
- разработка схемы творческого проекта;
- совместная деятельность педагогов, детей и родителей;
- презентация проекта.
Схема реализации проекта
1. Подготовительная часть | 2. Творческая часть | 3. Обсуждение |
- Тематические встречи, беседы, экскурсия в музей г. Иркутска - Рисование любимого города - Подготовка листов бумаги (30х50) для выполнения рисунка объектов города Иркутска - Подготовка помещения и оборудования для проведения проекта (столы, стулья). -Размещение художественных материалов для выполнения творческого задания. - Склеивание ватмана в большое полотно -Знакомство с участниками проекта | - Объяснение задания - Изображение объекта - Наклеивание объектов г. Иркутска на общую композицию | - Рассказ детей о своем рисунке - Обсуждение с родителями рисунков (объектов), которые они нарисовали совместно со своими детьми |
Итогом данного проекта был коллаж многоэтажного дома с окнами, в которых дети поместили рисунки и аппликации достопримечательностей родного города.
Непременными участниками проектов являются родители воспитанников как активные участники образовательного процесса. Одна из важнейших задач - стимулирование родителей к активному взаимодействию с ребёнком.
В работе с детьми используется художественное слово, мультимедийное, музыкальное сопровождение, что способствует более выразительной передаче образов, объектов.
В результате реализации проекта старшие дошкольники осваивают нетрадиционные техники продуктивной деятельности, самостоятельно и творчески работают с различными материалами, становятся более раскованными, раскрепощёнными, уверенными. У них развивается фантазия, творческое воображение, мышление, любознательность, продуктивность, потенциал и интуиция.
Литература:
1. Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса – М.: Мозаика-Синтез, 2008.112 с.
2. Дрезнина М.Г. Навстречу друг другу. Программа совместной художественно-творческой деятельности педагогов, родителей и детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста /М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина – М.: Линка – Пресс, 2007. 237с.
3. Никишина И.Н. Мастер-класс для руководителей и педагогов ДОУ. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии /И. Н. Никишина – М.: Планета, 2011. 408с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.
I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты». Автор: Ветряк Наталья Владимировна,...
Технология проектной деятельности как одно из позитивных условий социально-личностного развития ребенка
в материале описывается работа над проектом к Празднику Победы в ВОВ...
Проектная деятельность как одна из современных технологий в работе педагогов ДОУ
Цель: Уточнить и дополнить знания педагогов по организации проектной деятельностиВ семинаре рассматриваются способы разработки проектов: "Системная паутинка", "Модель трех вопросов"...
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри работе с детьми раннего возраста, основными задачами познавательного разв...
Сообщение "Проектная деятельность, как одна из форм инновационных технологий способствующая творческому развитию музыкального руководителя и детей"
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых. Задача музыкального руководителя - создать благоприятную творческую атмосферу....
Технология проектной деятельности как одна из эффективных форм познавательной активности детей старшего дошкольного возраста.
Интенсивное изменение окружающей жизни, активное проникновение научно-технического прогресса во все ее сферы диктуют нам педагогам необходимость выбирать более эффективные средства обучения и вос...
Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в...