Проектная деятельность как одна из современных технологий в работе педагогов ДОУ
методическая разработка на тему
Цель: Уточнить и дополнить знания педагогов по организации проектной деятельности
В семинаре рассматриваются способы разработки проектов: "Системная паутинка", "Модель трех вопросов", Метод "Мыслительных карт".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум
Проектная деятельность, как одна из современных технологий в работе педагогов ДОУ.
Подготовила: Потапова Н.В., старший воспитатель
МДОУ д/с № 8 «Сказка» Южноуральский городской округ
Цель: Уточнить и дополнить знания педагогов по организации проектной деятельности.
План:
- Актуальность
- Типы проектов
- Способы разработки проектов
- Практическая часть
- Рефлексия.
Ход семинара:
Интенсивное обновление, модернизация всех компонентов образовательного процесса подняли планку профессиональных требований к педагогам. Сегодня востребован педагог – новатор, педагог – исследователь, поэтому мы – педагоги-практики включаемся в активную поисковую, инновационную деятельность. В педагогике творческий поиск предполагает поисковую деятельность, создание нового педагогического опыта.
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования п. 1.4 Общие положения определены основные принципы дошкольного образования:
… построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - сотрудничество Организации с семьей; - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. п. 3.2.5. требования к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования определяет, педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условия развития детей – одним из условий является: «взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи».
Учет принципов определенных ФГОС ДО заложен в проектной деятельности, так как в основе проектирования лежит развитие познавательных навыков детей, родителей, педагогов, умение их ориентироваться в информационном пространстве, организовывать процесс познания.
Технология проектирования является уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом реализации личностно-ориентированного подхода к образованию.
Проектная деятельность – форма поддержки детской познавательной инициативы, направленная на получение ребенком позитивного опыта социальной реализации своих замыслов, опыта личностного роста и самосознания, поиска оригинальных и содержательных идей в процессе их обсуждения и совместной реализации с детьми и взрослыми.
Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.
Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.
Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией. Он стал результатом "педагогизации", включения в образовательный процесс (в котором ведущей деятельностью ребенка является познавательная деятельность) проектирования как вида деятельности.
Типология проектов в ДОУ
По количеству | Индивидуальные групповые |
По содержанию | Монопроекты (одна образовательная область) Интегративные (две и более образовательные области) |
По продолжительности | Краткосрочные (1-4 недели)Среднесрочные (до 1 месяца) Долгосрочные (полугодие, учебный год) |
По доминирующему виду проектной деятельности | Информационные Исследовательские Творческие Проектно-ориентированные |
Типы проектов в ДОУ (по Л.В. Киселевой)
Тип проекта | Содержание | Возраст детей |
Исследовательско-творческий | Дети экспериментируют, а затем оформляют результаты в виде газет, драматизации, детского дизайна | Старшая группа |
Ролево-игровой | Используются элементы творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы | Вторая младшая группа |
Информационно-практико-ориентированный | Дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.) | Средняя группа |
Творческий | Оформление результата работы в виде детского праздника, детского дизайна и т. п. | Вторая младшаягруппа |
Многие из вас используют проектную деятельность (метод проектов). Самостоятельно разрабатывают проекты на самые разные темы.
Отмечу, что есть несколько способов разработки проектов и чаще всего мы с вами используем способ «Системная паутинка». Это когда тема проекта интегрируется со всеми или частью образовательных областей через совместную деятельность педагога и детей, непосредственно образовательную деятельность и взаимодействие с семьями или социальными партнерами. (5 – социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие).
Способы разработки проектов:
Системная паутинка по проекту;
"Модель трёх вопросов"
Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Системная паутинка по проекту
Познавательное развитие ведущая деятельность - познавательно-исследовательская, формы: | Социально-коммуникативное развитие ведущая деятельность - игровая, формы: | Речевое развитие ведущая деятельность - коммуникативная, формы: |
Художественно-эстетическая ведущая деятельность - продуктивная, формы: | Физическое развитие ведущая деятельность - двигательная, формы: | Формы взаимодействия с семьей и соц.партнерами Режимные моменты интеграция разных видов деятельности, формы: |
Вопросы к педагогам:
- Скажите, пожалуйста, кто из вас пользуется способом трех вопросов при разработке проектов? В литературе этот способ еще называют технологией трех И.
- Используете ли вы в работе метод мыслительных карт?
Сегодня предлагаю вашему вниманию 2 способа разработки проектов:
- Модель трех вопросов
- Метод мыслительных карт
Технология трех «И» или "Модель трёх вопросов"
ЧТО ЗНАЮ? | ЧТО ХОЧУ УЗНАТЬ? | КАК УЗНАТЬ? |
Содержание, то что дети уже знают | План (тема проекта) | Источники новых знаний, т. е. средств |
Вед: первое и творческое задание «Выбор темы проекта. Примерный план работы воспитателя над проектом».
В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики.
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.
У вас на столах конверты. Откройте их и сложите картинку- это и будет ваша тема проекта.
После того как тема проекта выбрана, воспитатель организует «погружение в проект». Его цель: в мл. группах - активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом, родителями) ; для старших групп – это развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затее и самостоятельно.
Предлагает проводить погружение в проект по технологии «трёх И» (для работы понадобятся половина ватманского листа и маркеры).
Первое «И» - Известно (Что мы знаем о …..?)
Второе «И» - Интересно узнать (Что мы хотим узнать о…?)
Третье «И» - Изучили (Что мы узнали о ….?)
Первое «И».
Первый этап выявления известных детям фактов и сведений. Воспитатель под рубрикой «Известно» фиксирует высказывания каждого ребёнка, подписывая под ним имя автора высказывания.
Второе «И». Воспитатель записывает идеи и факты о которых им было бы интересно узнать. Из полученной информации создают «проектную паутинку» - карту проекта, где показана взаимосвязь дополняющих друг друга тем. «Проектная паутинка» представляет собой схему развития будущего проекта.
Третье «И». Третий этап на котором происходит совместное исследование, проекта тема за темой, день за днём. Ежедневно во время утренней встречи или утреннего круга воспитатель спрашивает детей о том, что они вчера узнали. Что им запомнилось и понравилось. Однако окончательное заполнение рубрики произойдёт только после завершения темы или блока. (Или «Что мы можем узнать у взрослых….?).
Завершается презентацией проекта.
Метод "Мыслительных карт" (Тони Бьюзен)
Майндмэппинг (mindmapping, ментальные карты) - это удобная и эффективная техника визуализации мышления и альтернативной записи. Это - ваши мысли, изложенные на бумаге графическим способом. Именно этот приём - обрамление мыслей в графические образы и является механизмом, запускающим в работу правое полушарие мозга! Это не очень традиционный, но очень естественный способ организации мышления, имеющий несколько неоспоримых преимуществ перед обычными способами записи.
Последовательность действий по составлению мыслительных карт
Берем лист бумаги формата не меньше А 4. В центре листа обозначаем словом (рисунком, картинкой) основную идею, проблему. Это крупная картинка, задающее направление нашим размышлениям. Работаем над схемой индивидуально.
От центральной идеи проводим несколько радиальных изогнутых линий (каждая может иметь свой цвет). Над каждой линией-ветвью пишется только одно ключевое слово, ассоциативно связанное с основной идеей. Писать следует печатными буквами, без наклона, максимально вертикально. Длина ветви под написанным словом желательно совпадает с длиной слова.
Центральные линии должны быть толще. Связи обозначаются стрелками. Понятия организуются иерархически. Можно обводить, подчеркивать, использовать разные шрифты. Горизонтальные карты обычно удобнее вертикально ориентированных.
От главных (радиальных) ветвей рисуем ветви второго, третьего и т.д. порядка, продолжая цепочки ассоциаций. Можно использовать не только слова и аббревиатуры, но и рисунки, картинки, делать выделения цветом. Это повышает привлекательность, оригинальность и эффективность интеллектуальных карт.
Не забывайте о конкретных примерах, цитатах, иллюстрациях. Более важные слова пишите крупнее, чем детали. Некоторые целостные утверждения можно заключить в овалы (обвести) или другие геометрические фигуры.
Практическая часть.
Мы с Вами рассмотрели два способа разработки проектов. Предлагаю Вам разделиться на 2 группы. Первая группа используя технологию трех «И» или «Модель трех вопросов», а вторая – метод мыслительных карт создаст проект «Мой любимый город Южноуральск».
Каждая группа по истечении определенного времени представляет свой проект.
Рефлексия: Хотели бы вы использовать способы создания проектов, представленные сегодня в своей работе? Почему?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Метод проектной деятельности как одна из эффективных форм воспитательно-образовательной работы с дошкольниками в современной ДОО в условиях реализации ФГОС»
Одним из важных направлений Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является « создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастн...
Статья "Проектная деятельность как современная педагогическая технология в работе педагога с дошкольниками".
В статье представлены аспекты проектной деятельности в ДОУ, особенности работы над проектом, раскрыт современный взгляд педагога на технологию пректов....
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри работе с детьми раннего возраста, основными задачами познавательного разв...
Мастер- класс по технологии - Детский фитнес для детей дошкольного возраста как одна из современных инновационных форм работы по здоровьесбережению для педагогов.
Расширение знаний педагогов по освоению и последующего применения фитнес технологий, а именно оздоровительной аэробики, в физкультурно-образовательном процессе ДОУ...
Презентация "Метод проектной деятельности как одна из современных форм нравственно - патриотического воспитания"
В презентации хочу показать свою работу по проектной деятельности как одну из эффективных форм нравственно - патриотического воспитания.Презентации: "День Государственного...
Проектная деятельность, как одна из эффективных технологий по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста
В настоящее время проблемы экологического воспитания вышли на первый план, и им уделяется все больше и больше внимания. Почему эти проблемы стали актуальными? Причина – в деятельности человека в...