Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.
материал на тему

Наталья Владимировна Ветряк


I Всероссийская педагогическая Конференция «Опыт успешного освоения ФГОС: проблемы, решения, результаты».

 

Автор:          Ветряк Наталья Владимировна,       воспитатель МБДОУ №33 

 г. Славгорода, Алтайского края.

 

Проектная деятельность как одна из инновационных педагогических технологий.

"Детство  -  важнейший  период человеческой  жизни, не  подготовка  к будущей жизни, а настоящая,  яркая,  самобытная,  неповторимая  жизнь. И  от того, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в  детские годы, что вошло в  его  разум и  сердце из  окружающего мира,-  от  этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш. (Сухомлинский В.А.)

 

ОТ ФГТ к ФГОС:

Сегодня в системе дошкольного образования происходят серьёзные изменения, которых не было с момента её создания.

Во-первых, в связи с введением с 1 сентября 2013 года в действие нового  «Закона об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование становится первым уровнем общего образования. Оно остаётся в отличие от общего образования необязательным, но существенным образом меняется отношение к дошкольному образованию как к ключевому уровню развития ребёнка. Дошкольное детство – это главный и самый ответственный этап, когда закладываются основы личностного развития: физического, интеллектуального, эмоционального, коммуникативного. Это период, когда ребёнок начинает осознавать себя и своё место в этом мире, когда он учится общаться, взаимодействовать с другими детьми и с взрослыми.

На сегодняшний день возросли требования к детям, поступающим в первый класс, следовательно, новая модель выпускника детского сада предполагает изменение характера и содержания педагогического взаимодействия с ребенком: если раньше на первый план выходила задача воспитания стандартного члена коллектива с определенным набором знаний, умений и навыков. То сейчас, стоит необходимость формирования компетентной, социально-адаптированной личности, способной ориентироваться в информационном пространстве, отстаивать свою точку зрения, продуктивно и конструктивно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. То есть акцент идет на развитие качеств и социальную адаптацию.

В ФГОСе Дошкольного образования от « 17 » октября 2013 г. № 1155, который вступил в действие с 1 января 2014г прописано  – нужно развивать мотивационную готовность к обучению, а не просто учить ребенка чтению, письму и т.д. После дошкольной жизни должно появиться желание учиться.

Давайте рассмотрим подробнее некоторые пункты документа, которые можно реализовать посредством проектной деятельности;

Часть 1  Общие положения

В основе Стандарта заложены принципы: (вот некоторые из них)

1.4   Основные принципы дошкольного образования:

3.  содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

4.     поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5.     сотрудничество Организации с семьёй;

7.     формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

 

Часть 2 Требования к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему

2.1. Программа направлена на:

создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;

 

Часть 3. Требования к условиям реализации основной  Образовательной программы дошкольного образования

Указанные требования направлены на создание социальной ситуации развития для участников образовательных отношений, включая создание образовательной среды, которая:

2.     способствует профессиональному развитию педагогических работников;

3.     создаёт условия для развивающего вариативного дошкольного образования;

      5. создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности

- п. 3.2.5. Взаимодействие с родителями по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

 Метод проектов как педагогическая технология:

 

Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность ис­следовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути, то есть в его основе лежит развитие познава­тельных навыков детей, умений самостоятельно кон­струировать свои знания, ориентироваться в инфор­мационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется

 Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества.

Основное предназначение метода проектов — предоставление детям возможности самостоятельно­го приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

Из этого следует, что выбранная тема «проецируется»  на все  образовательные области, предлагаемых как в ФГТ, так и ФГОС, и на  все структурные единицы образовательного процесса, через различные виды детской деятельности.  Таким образом, получается целостный, а не разбитый на части образовательный процесс. Это позволит ребенку «прожить» тему в разных видах деятельности, не испытывая сложности перехода от предмета к предмету, усвоить больший объем информации, осмыслить связи между предметами и явлениями.

           Проект - это специально организованный взрослым и выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ.

Метод проектов - система обучения, при которой дети приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий - проектов. Метод проектов всегда предполагает решение воспитанниками какой-то проблемы.

Метод проектов описывает комплекс действий ребенка и способы (техники) организации педагогом этих действий, то есть является педагогической технологией

Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании детьми, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни.

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 5 «П»:

Проблема;

Проектирование или планирование;

Поиск информации;

Продукт;

Презентация.

Запомнить просто – пять пальцев руки. Шестое «П»- портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фото, рисунки, альбомы, макеты и др.).

 

Существуют и основные требования к использованию метода проекта в детском саду:

в основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск;

обязательные составляющие проекта: детская самостоятельность (при поддержки педагога),  сотворчество ребят и взрослых;

развитие коммуникативных способностей детей познавательных и творческих навыков.

Основной целью проектного метода в ДОУ является развитие свободной творческой личности ребёнка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Общие задачи развития, специфичные для каждого возраста:

обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

развитие познавательных способностей;

развитие творческого воображения;

развитие творческого мышления;

развитие коммуникативных навыков.

Задачи развития в младшем дошкольном возрасте:

вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль педагога);

активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации (вместе с педагогом);

формирование начальных предпосылок поисковой деятельности (практические опыты).

Задачи развития в старшем дошкольном возрасте:

формирование предпосылок поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы;

развитие умения определять возможные методы решения проблемы с помощью взрослого, а затем и самостоятельно;

формирование умения применять данные методы, способствующие решению поставленной задачи, с использованием различных вариантов;

развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской деятельности.        

 

Советы
 воспитателю по работе над проектом

·Глубоко изучить тематику проекта, подготовить предметно-пространственную развивающую среду.

·Создавать игровую мотивацию, опираясь на интересы детей и их эмоциональный отклик.

·Вводить детей в проблемную ситуацию, доступную для их понимания и с опорой на их личный опыт.

·Заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме.

·При составлении совместного плана работы с детьми над проектом поддерживать детскую инициативу.

·Тактично рассматривать все предложенные детьми варианты решения проблемы: ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться.

·Соблюдать принцип последовательности и регулярности в работе над проектом.

·В ходе работы над проектом создавать атмосферу сотворчества с ребенком, используя индивидуальный подход.

·Развивать творческое воображение и фантазию детей.

·Творчески подходить к реализации проекта; ориентировать детей на использование накопленных наблюдений, знаний, впечатлений.

·Ненавязчиво вовлекать родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества.

·Заключительный этап проекта тщательно готовить и проводить его                                                       презентацию всеми участниками.

· 

В младших группах выбор проекта осуществляет воспитатель, основываясь на интересах детей или данных диагностики. 
В группах старшего дошкольного возраста – выбор темы проекта может осуществлять как педагог, так и дети в, соответствии со своими желаниями и уровнем развития. Дети – это участники планирования, их вопросы, идеи, предложения и жизненный опыт являются важными критериями отбора содержания проекта.

Программа в соответствии с ФГТ направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, личностных качеств, формирование пред - посылок учебной деятельности. Программа в соответствии с ФГОС направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открывающей возможности позитивной социализации ребёнка, его всестороннего личностного морально-нрав - ственного и познавательного развития, развития инициативы и творческих способностей, сотрудничества с взрослыми и сверстниками в зоне ближайшего развития.

Список литературы

1. Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.

2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения  Директор школы. М.1995, №6

3. Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. Начальная школа. 2005. №9

4. Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников. Современное состояние и проблемы.  Начальная школа.2006. №1

   5. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших  

       школьников М.: Вентана - Граф, 2002

 6. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности.  Нар. образование. – 2000. - №7.

7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005

8. Полат Е.С. Как рождается проект. М., 1995.

9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М.: Народное образование, 1998.

10. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.

11. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения  Завуч  2003. №6

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТА

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИОННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ РАННЕГО ВОЗРАСТАПри  работе с детьми  раннего возраста, основными задачами познавательного разв...

Мастер-класс для педагогов «Квест - игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ».

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании квест-технологии в условиях внедрения ФГОС. Повысить мотивацию педагогического колле...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов « Квест-игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ»

Цель: предоставление практической помощи педагогам дошкольной образовательной организации в использовании квест-технологии в условиях внедрения ФГОС. Повысить мотивацию педагогического колле...

МАСТЕР-КЛАСС для педагогов « Квест-игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ»

МАСТЕР-КЛАССдля педагогов« Квест-игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ»...

Мастер-класс для педагогов «Квест-игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ»

Мастер-класс для педагогов «Квест-игра - одна из инновационных педагогических технологий ДОУ»...

Консультация для педагогов «Проектная деятельность как одна из инновационных форм работы с родителями в ДОУ»

В настоящее время важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей. В основе взаимодействия современного педагога дошкольно...