Реализация регионального компонента в соответствии с ООП ДО
методическая разработка на тему
Приводится пример содержания вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования за счет регионального компонента
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
региональный компонент в ООП ДО | 20.65 КБ |
Предварительный просмотр:
«Реализация регионального компонента в соответствии с ОПП ДО»
Успешность модернизации дошкольного образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между Федеральными и региональными компонентами системы дошкольного образования.
Под регионализацией образования надо понимать учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей и организации деятельности системы образования. Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем регионе.
Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях Восточно-Сибирского региона, об особенностях растительного и животного мира Прибайкалья, знакомятся с традициями и обычаями коренных народов Сибири, с историей и достопримечательностями родного города, историей родного края.
Содержательный аспект образовательной деятельности находит свое отражение в Образовательной программе дошкольного образования ДОУ и обеспечивается учебно - методическими пособиями: «Байкал – Жемчужина Сибири» и комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие /Руководитель Мишарина Л.А.
В детском саду разработана комплексно-тематическая циклограмма образовательной деятельности. Тематические недели включают в себя:
- растительный мир Прибайкалья
-животный мир Прибайкалья
-быт, традиции, культура народов Прибайкалья»
-«серебристое» богатство и «ластоногий» символ Байкала.
Творческой группой педагогов разработаны проекты: «Иркутск – литературный», «Иркутск – театральный», в рамках проектов разработан перспективный план.
Перспективный план работы
с детьми и родителями в соответствии с тематическими блоками.
№ | Название проекта | Вид проекта | Результат | Сроки | Ответственные |
1 | «Моя Родина-Россия» | На уровне ДОУ | Выставка детских работ для родителей. | 3-4 неделя января | Старшие воспитатели. Воспитатели групп. |
2 | «История и достопримечательности моего города» | На уровне ДОУ | Экскурсия по памятным местам г. Иркутска | 1-2 неделя февраля | Старшие воспитатели. Воспитатели групп. |
3 | «Народы Сибири» | На уровне ДОУ | Макеты: «Русская изба» «Жилище бурят» | 3-4 неделя февраля | Старшие воспитатели. Воспитатели групп. |
4 | «Игры народов Сибири» | групповой | Создание сборника игр народов Сибири | 1 неделя марта | Воспитатели групп |
5 | Мини-музей Литературный Иркутск | групповой | Создание библиотеки Иркутских детских писателей и поэтов | 2-3 неделя марта | Воспитатели групп |
6 | «Читательский уголок дома» | Семейный | Литературная зона дома. Посещение библиотек г. Иркутска. (фотоотчёт) | 4 неделя марта. 1 неделя апреля. | Воспитатели групп. Родители. |
7 | «Сказки Иркутска» | Семейно-групповой | Инсценировка сказки детьми для родителей. | 2-3 неделя апреля | Воспитатели групп. Родители и дети. |
8 | Поэтический Иркутск. Конкурс чтецов. | групповой | Чтение стихов Иркутских писателей и поэтов в сопровождении музыкальных произведений Иркутских композиторов | 4 неделя апреля | Воспитатели групп |
Собран материал по сибирским писателям, картотека игр народов Сибири, цикл консультаций для родителей по региональному компоненту.
С целью передачи детям дошкольного возраста культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности, в детском саду разработана программа нравственно-патриотического воспитания «Азбука нашего города».
В данной программе сделан акцент на определение культурологического содержания, направленного на приобщение детей к местной региональной культуре, через знакомство с достопримечательностями, природным богатством родного края посредством экскурсионной работы.
Цель - передать детям культурно-исторический опыт, накопленный в течение многих поколений и воплощенный в разнообразной человеческой деятельности.
Задачи:
- выявить особенности включения этнокультуры в культуросообразную среду дошкольного учреждения;
- определить содержание экспозиционной и экскурсионной работы с дошкольниками
- формировать бережное отношение ко всему, что создали и оставили нам наши предки, воспитывать ценностные отношения к историческому и культурному наследию;
- содействовать осознанию детьми смысла и значения исторических и духовных ценностей, понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее».
Условия реализации программы
Условия организации деятельности детей могут обеспечить необходимый уровень их познавательного и социально-этнического развития.
Среди них:
- использование богатств содержания русского этноса;
- использование возможности социально-регионального расположения образовательного учреждения и учет образовательной среды, в которой происходит жизнедеятельность детского коллектива и каждой личности в отдельности, как объективных социальных условий, которые наполняют и обогащают воспитательный процесс ДОУ;
- социокультурный опыт каждого субъекта образования, как субъективные социальные условия, учитывающие при создании и обогащении предметно-пространственной среды ДОУ;
- готовность педагогического коллектива к работе по созданию и обогащению предметно-пространственной среды ДОУ;
- активное обогащение игровой составляющей детского общества этническим содержанием русского народа;
- использование экскурсий, как основной активный метод для приобщения детей к региональной культуре.
Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.
Исходя из всего выше изложенного, можно отметить ряд основных задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.
1.Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.
2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.
3.Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.
4.Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).
5.Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.
Литература:
- Байкал – Жемчужина Сибири: учебное пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО», 2011.
- Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. Дошкольное воспитание N7/1998.
- Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг. Дошкольное воспитание N7/1999.
- Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие /Руководитель Мишарина Л.А.. - Иркутск: ВСГАО, 2011. 6,5 п.л.
- Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
- Серебрякова Т.А., Бакина Н.А. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N9/2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развивающая среда в ДОУ в соответствии реализацией регионального компонента»
Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение тат...
Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Знакомство с региональным компонентом начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дае...
Реализация регионального компонента в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
Региональный компонент в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Из опыта работы...
Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной»
Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду. В ситуации демократизации гражданск...
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...
"Организация художественно-эстетической деятельности старших дошкольников с учётом регионального компонента в соответствии с требованиями ФГОС."
В нашем детском саду очень важная роль отводится художественно-эстетическому развитию дошкольников, становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о ви...