Реализация регионального компонента в соответствии с ООП ДО
методическая разработка на тему

Диденко Ирина Геннадьевна

Приводится пример содержания вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования за счет регионального компонента

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл региональный компонент в ООП ДО20.65 КБ

Предварительный просмотр:

 «Реализация регионального компонента в соответствии с ОПП ДО»

             Успешность модернизации дошкольного образования в Российской Федерации в значительной степени зависит от обеспечения оптимального соотношения между Федеральными и региональными компонентами системы дошкольного образования.

          Под регионализацией образования надо понимать  учет историко-культурных, социально-экономических, этнографических, экологических особенностей и организации деятельности системы образования.  Благодаря региональному компоненту образования дети получают возможность беспрепятственно включаться в те области человеческой практики, которые традиционно сложились в нашем  регионе.

Организация образовательного процесса в ДОУ строится с учетом национально-культурных, демографических, климатических особенностей. В процессе организации различных видов детской деятельности дети получают информацию о климатических особенностях Восточно-Сибирского региона, об особенностях растительного и животного мира Прибайкалья, знакомятся с традициями и обычаями коренных народов Сибири, с историей и достопримечательностями родного города, историей родного края.

Содержательный аспект образовательной деятельности находит свое отражение в Образовательной программе дошкольного образования ДОУ и обеспечивается  учебно - методическими пособиями: «Байкал – Жемчужина Сибири»  и комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие /Руководитель Мишарина Л.А.

В детском саду  разработана комплексно-тематическая циклограмма образовательной деятельности. Тематические недели включают в себя:

- растительный мир Прибайкалья

-животный мир Прибайкалья

-быт, традиции, культура народов Прибайкалья»

-«серебристое»  богатство и «ластоногий»  символ Байкала.

Творческой группой педагогов разработаны проекты: «Иркутск – литературный», «Иркутск – театральный», в рамках проектов разработан перспективный план.

Перспективный план работы

 с детьми и родителями в соответствии с тематическими блоками.

Название проекта

Вид проекта

Результат

Сроки

Ответственные

1

«Моя Родина-Россия»

На уровне ДОУ

Выставка детских работ для родителей.

3-4 неделя

января

Старшие воспитатели.

Воспитатели групп.

2

«История и достопримечательности моего города»

На уровне ДОУ

Экскурсия по памятным местам г. Иркутска

1-2 неделя

 февраля

Старшие воспитатели. Воспитатели групп.

3

«Народы Сибири»

На уровне ДОУ

Макеты: «Русская изба» «Жилище бурят»

3-4 неделя

февраля

Старшие воспитатели. Воспитатели групп.

4

«Игры народов Сибири»

групповой

Создание сборника игр народов Сибири

1 неделя

марта

Воспитатели групп

5

Мини-музей Литературный Иркутск

групповой

Создание библиотеки Иркутских детских писателей и поэтов

2-3 неделя

марта

Воспитатели групп

6

«Читательский уголок дома»

Семейный

Литературная зона дома.

Посещение библиотек

г. Иркутска.

(фотоотчёт)

4 неделя марта.

1 неделя апреля.

Воспитатели групп.

Родители.

7

«Сказки Иркутска»

Семейно-групповой

Инсценировка сказки детьми для родителей.

2-3 неделя апреля

Воспитатели групп.

Родители и дети.

8

Поэтический Иркутск.

Конкурс чтецов.

групповой

Чтение стихов Иркутских писателей и поэтов в сопровождении музыкальных произведений Иркутских композиторов

4 неделя апреля

Воспитатели групп

 Собран материал по сибирским писателям, картотека игр народов Сибири, цикл консультаций для родителей по региональному компоненту.

С целью передачи детям дошкольного возраста культурного, исторического опыта, накопленного в течение многих поколений и воплощенного в разнообразной человеческой деятельности, в детском саду разработана программа нравственно-патриотического воспитания «Азбука нашего города».

В данной программе сделан акцент на определение культурологического содержания, направленного на приобщение детей к местной региональной культуре, через знакомство с достопримечательностями, природным богатством родного края посредством экскурсионной работы.

Цель -  передать детям культурно-исторический опыт, накопленный в течение многих поколений и воплощенный в разнообразной человеческой деятельности.

            Задачи:

- выявить особенности включения этнокультуры в культуросообразную среду дошкольного учреждения;

- определить содержание экспозиционной и экскурсионной работы с дошкольниками

-  формировать бережное отношение ко всему, что создали и оставили нам наши предки, воспитывать ценностные отношения к историческому и культурному наследию;

- содействовать осознанию детьми смысла и значения исторических и духовных ценностей, понятий «прошлое», «настоящее» и «будущее».

        

Условия реализации программы

           Условия организации деятельности детей могут обеспечить необходимый уровень их познавательного и социально-этнического развития.  

         Среди них:

  • использование богатств содержания русского этноса;
  • использование возможности социально-регионального расположения образовательного учреждения и учет образовательной среды, в которой происходит жизнедеятельность детского коллектива и каждой личности в отдельности, как объективных социальных условий, которые наполняют и обогащают воспитательный процесс ДОУ;
  • социокультурный опыт каждого субъекта образования, как субъективные социальные условия, учитывающие при создании и обогащении  предметно-пространственной среды ДОУ;
  • готовность педагогического коллектива к работе по созданию и обогащению предметно-пространственной среды ДОУ;
  • активное обогащение игровой составляющей детского общества этническим содержанием русского народа;
  • использование экскурсий, как основной активный метод для приобщения детей к региональной культуре.

           Каждый момент ознакомления дошкольников с родным городом должен быть пронизан воспитанием уважения к человеку — труженику, защитнику города, достойному гражданину. Задачи приобщения детей к жизни города, его истории, культуре, природе наиболее эффективно могут быть решены, когда на занятиях устанавливается связь поколений и познание ближайшего окружения обязательно связывается с культурными традициями прошлого.

       Исходя из всего выше изложенного, можно отметить ряд основных задач нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

1.Формировать любовь к родному городу и интерес к прошлому и настоящему родного края.

2.Развивать эмоционально-ценностное отношение к семье, дому, улице, краю, стране.

3.Воспитывать чувства гордости за своих земляков, ответственности за все, что происходит в городе, сопричастности к этому.

4.Развивать бережное отношение к городу (достопримечательностям, культуре, природе).

5.Формировать умение ориентироваться в ближайшем природном и культурном окружении и отражать это в своей деятельности.

Литература:   

  • Байкал – Жемчужина Сибири: учебное пособие. – Иркутск: ГОУ ВПО «ВСГАО»,  2011.
  • Зебзеева В. О формах и методах экологического образования дошкольников. Дошкольное воспитание N7/1998.
  • Зебзеева В. Эколого-психологический тренинг. Дошкольное воспитание N7/1999.
  • Комплексно-тематическое планирование регионального компонента по образовательной области «Познание» для детей 3-7 лет: Учебно-методическое пособие /Руководитель Мишарина Л.А.. - Иркутск: ВСГАО, 2011. 6,5 п.л.
  • Нифонтова С.Н., Гаштова О.А., Жук Л.Н. Цикл развивающих целевых и тематических экскурсий для детей 4-7 лет. – ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2010.
  • Серебрякова Т.А., Бакина Н.А. Экскурсии как средство воспитания экологической культуры. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения N9/2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развивающая среда в ДОУ в соответствии реализацией регионального компонента»

Согласно статье 8 Конституции Республики Татарстан татарский и русский языки являются равноправными государственными языками. Статус татарского языка как государственного предусматривает овладение тат...

Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дае...

Проект по реализации национально-регионального компонента в соответствии с ФГОС «Мой край родной»

Современный этап модернизации отечественного образования предполагает повышение его качества во всех типах образовательных учреждений, в том числе и в детском саду. В ситуации демократизации гражданск...

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...

"Организация художественно-эстетической деятельности старших дошкольников с учётом регионального компонента в соответствии с требованиями ФГОС."

В нашем детском саду очень важная роль отводится художественно-эстетическому развитию дошкольников, становлению эстетического отношения к окружающему миру; формированию элементарных представлений о ви...