Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
статья

Возлюбленная Наталья Николаевна

Из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_fiz-ra_innovatsiya.docx28.45 КБ

Предварительный просмотр:

РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО

        Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.  

        Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.          

       Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, необходимо разработать систему занятий, подвижных игр, упражнений, эстафет, развлечений.

       Начинала я свою работу с самообразования, чтения литературы, подбора методического материала.  Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому я собрала картотеку подвижных, хороводных игр и игр у реки казачьей направленности. Составила классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам ДОУ, разработали систему разучивания игр в течение учебного года.  

      Основными направлениями в моем блоке работы была:

-систематизация и внедрение казачьих народных игр;

-разработка методических рекомендаций для родителей Доу по использованию в семье казачьих игр;

 - разработка цикла конспектов.

  Региональный компонент в образовательной области «Физическое развитие» включает:

«Физическая культура»:

 беседы об Олимпиаде, ознакомление с символикой;

 беседы о спортсменах – чемпионах;

 беседы о видах спорта;

 широкое использование народных игр.

 проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини-Олимпиад.

«Здоровье»:

 беседы о здоровье: «Я и мое тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;

 проектная деятельность;

 устройство в группе уголка здоровья.

      Задача  педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

     В своей работе внедряю региональный компонент в казачьих подвижных играх в образовательной деятельности и двигательной активности детей на прогулке и развлечениях.

   Изучив различные казачьи подвижные игры, я разработала картотеку подвижных игр. Изготовила атрибуты к играм. Разработала тематический план на весь учебный год, описание игр, перечень раздаточного материала, игрушек, спортивного инвентаря.

        В народные подвижные игры можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять в зависимости от ситуации.  

       Народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий должны служить для укрепления здоровья детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельствам, они способны не только физически развивать детей, сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять и осознать менталитет того или иного народа.

       Несмотря на то, что в текстах встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. Провожу беседу, объясняю «непонятные» слова. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую различные методические приемы. Выразительно показываю движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма.   Стараюсь создать игровую ситуацию. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения. Провожу пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.

       В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).

       Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.  

       В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.  

       Игра это любимое занятие детей. Она имеет огромное значение для гармоничного, всестороннего развития дошкольника.  Двигаясь и играя, дети учатся любить, познавать и понимать окружающий мир – действовать в нём.     Игровая деятельность ценна тем, что в увлекательной, интересной и доступной для ребёнка форме доносит новую и необходимую информацию. Это позволяет включить и такую немаловажную составляющую в общее развитие ребенка как региональный компонент. Внедрение регионального компонента в подвижные игры решает нужные задачи в области воспитания и формирования духовно-нравственного отношения к культуре родного края, чувства сопричастности к наследию своего народа.  Национальный колорит в подвижных играх, досугах, спортивных эстафетах и в других формах двигательной активности способствует развитию уважения и интереса к своей малой родине. Через подвижные игры, в которые включён региональный компонент, дети приобщаются к национальной культуре, традициям народа.   Так же подвижные игры и спортивные мероприятия с региональным компонентом, являются оптимальным вариантом художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольника.  

       Подвижные игры с региональным содержанием могут использоваться самостоятельно – на прогулках, занятиях по физической культуре, в группе. А также могут объединяться в группу для использования в развлечениях, праздниках, досугах. 
      В детских дошкольных образовательных учреждениях организация весёлых развлечений, шумных праздников и досугов проводится систематически.  Досуги позволяют стимулировать двигательную активность ребёнка, а развлечения вызывают огромный интерес к двигательному материалу. Так же эти мероприятия хороши тем, что создают отличные условия для эмоционального, психологического благополучия ребёнка. Поэтому, особо ценным является включение в них подвижных игр с использованием регионального компонента.

       Детям нравится играть в казачьи игры, а я тем самым решаю задачи  современного дошкольного образования  — заложив нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.  

       Результаты использование подвижных  игр  в образовательной деятельности в  течение учебного года заключаются в следующем:

  • дети знают казачьи народные  игры,  могут самостоятельно организовать знакомые игры и игровые  упражнения с элементами  соревнования; соблюдать правила игр.
  • по итогам диагностики повысились показатели физической подготовленности:  ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.

     Перспективы на следующий учебный год:

  • улучшение условий работы путем сбора информации об обычаях и традициях народов Дона, пополнения картотеки подвижных и казачьих игр и атрибутов для них; картотеки игр по блокам «Семья», «Детский сад», «Растительный мир», «Животный мир» и т.п.
  • работа с педагогическим персоналом через проведение бесед и консультаций;
  • в работе с родителями провести анкетирование на выявление знаний о нашем регионе, обычаях и играх, оформить папки-передвижки;
  • включение в физкультурные занятия народных и казачьих подвижных игр, а также проведение физкультурных досугов и развлечений в рамках ознакомления детей с подвижными играми народов Дона;
  • показать открытое мероприятие для педагогов ДОУ по региональному компоненту;
  • провести спортивный праздник «Казачьи игры и забавы»;
  • разработать программу «Играйте на здоровье» (региональный компонент содержания образовательной программы).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»

Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....

Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»

Знакомство с региональным компонентом  начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве  дае...

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд...

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО...

Региональный компонент в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Федеральные государственные образовательные стандарты  рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.  Современные требования к о...

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО

Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...