Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
статья
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДОУ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДО
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования.
Современные требования к организации образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении с учетом региональных особенностей вызывают необходимость создания педагогами дошкольных образовательных учреждений дополнительных образовательных программ, помогающих педагогам и родителям осуществлять нравственно-патриотическое развитие дошкольников.
Чтобы заложить в ребенке основу народной культуры, понимание народных обычаев и традиций, необходимо разработать систему занятий, подвижных игр, упражнений, эстафет, развлечений.
Начинала я свою работу с самообразования, чтения литературы, подбора методического материала. Народные игры должны передаваться из поколения в поколение, поэтому я собрала картотеку подвижных, хороводных игр и игр у реки казачьей направленности. Составила классификационный перечень подвижных игр в помощь педагогам ДОУ, разработали систему разучивания игр в течение учебного года.
Основными направлениями в моем блоке работы была:
-систематизация и внедрение казачьих народных игр;
-разработка методических рекомендаций для родителей Доу по использованию в семье казачьих игр;
- разработка цикла конспектов.
Региональный компонент в образовательной области «Физическое развитие» включает:
«Физическая культура»:
∙ беседы об Олимпиаде, ознакомление с символикой;
∙ беседы о спортсменах – чемпионах;
∙ беседы о видах спорта;
∙ широкое использование народных игр.
∙ проведение спортивных праздников, развлечений, эстафет, соревнований, мини-Олимпиад.
«Здоровье»:
∙ беседы о здоровье: «Я и мое тело», «Уроки Айболита», «Уроки этикета», «Уроки Мойдодыра»;
∙ проектная деятельность;
∙ устройство в группе уголка здоровья.
Задача педагога заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.
В своей работе внедряю региональный компонент в казачьих подвижных играх в образовательной деятельности и двигательной активности детей на прогулке и развлечениях.
Изучив различные казачьи подвижные игры, я разработала картотеку подвижных игр. Изготовила атрибуты к играм. Разработала тематический план на весь учебный год, описание игр, перечень раздаточного материала, игрушек, спортивного инвентаря.
В народные подвижные игры можно играть без специальной спортивной подготовки в любом возрасте, так как в них нет сложной техники и тактики, а правила можно даже изменять в зависимости от ситуации.
Народные игры, сложившиеся и используемые в течение столетий должны служить для укрепления здоровья детей. Они рождены самой жизнью, появившись из окружающей природы, благодаря складывающимся обстоятельствам, они способны не только физически развивать детей, сделать из них сильных и выносливых взрослых, но и дать им возможность прикоснуться к родной культуре, понять и осознать менталитет того или иного народа.
Несмотря на то, что в текстах встречаются незнакомые современным детям или звучащие непривычно слова, дети проявляют живой интерес к содержанию, быстро запоминают текст, а, верно поняв смысл таких слов, быстро находят им синонимы. Провожу беседу, объясняю «непонятные» слова. Чтобы интерес к игре не ослабевал, использую различные методические приемы. Выразительно показываю движения. Живой интерес вызывает использование различных атрибутов и элементов костюма. Стараюсь создать игровую ситуацию. Материал повторяется и варьируется для лучшего усвоения. Провожу пояснения в ходе выполнения. Очень важно дать ребёнку положительную оценку, поддержать интерес. Полюбившиеся подвижные игры дети могут закрепить как в группе, где в спортивных уголках есть необходимые иллюстрации, игрушки, детские спортивные атрибуты для самостоятельной деятельности, так и на прогулках. У детей появляются любимые игры, в которые они чаще стараются играть. Игровая ситуация увлекает и воспитывает ребенка, а встречающиеся в некоторых играх зачины, диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия, которые надо умело подчеркнуть в образе, что требует от детей умственной деятельности.
В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, содействующего расширению сенсорной сферы развития ребенка, развитию его мышления и самостоятельности действий. Так, например, в связи с движениями водящего и изменением игровой ситуации ребенок должен проявить более сложную, т.е. мгновенную и правильную, реакцию, поскольку лишь быстрота действий приводит к благоприятному результату («Плетень», «Сон казака» и др.).
Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, содействуют формированию воли, т.е. они обеспечивают условия, в рамках которых ребенок не может проявить воспитываемые у него качества. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма, слаженности действий, взаимопомощи («один – за всех и все – за одного»), ответственности, смелости, находчивости.
В казачьих играх много юмора, шуток, соревновательного задора; движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми и любимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками.
Игра это любимое занятие детей. Она имеет огромное значение для гармоничного, всестороннего развития дошкольника. Двигаясь и играя, дети учатся любить, познавать и понимать окружающий мир – действовать в нём. Игровая деятельность ценна тем, что в увлекательной, интересной и доступной для ребёнка форме доносит новую и необходимую информацию. Это позволяет включить и такую немаловажную составляющую в общее развитие ребенка как региональный компонент. Внедрение регионального компонента в подвижные игры решает нужные задачи в области воспитания и формирования духовно-нравственного отношения к культуре родного края, чувства сопричастности к наследию своего народа. Национальный колорит в подвижных играх, досугах, спортивных эстафетах и в других формах двигательной активности способствует развитию уважения и интереса к своей малой родине. Через подвижные игры, в которые включён региональный компонент, дети приобщаются к национальной культуре, традициям народа. Так же подвижные игры и спортивные мероприятия с региональным компонентом, являются оптимальным вариантом художественно-эстетического, нравственного и патриотического воспитания дошкольника.
Подвижные игры с региональным содержанием могут использоваться самостоятельно – на прогулках, занятиях по физической культуре, в группе. А также могут объединяться в группу для использования в развлечениях, праздниках, досугах.
В детских дошкольных образовательных учреждениях организация весёлых развлечений, шумных праздников и досугов проводится систематически. Досуги позволяют стимулировать двигательную активность ребёнка, а развлечения вызывают огромный интерес к двигательному материалу. Так же эти мероприятия хороши тем, что создают отличные условия для эмоционального, психологического благополучия ребёнка. Поэтому, особо ценным является включение в них подвижных игр с использованием регионального компонента.
Детям нравится играть в казачьи игры, а я тем самым решаю задачи современного дошкольного образования — заложив нравственные основы в детях, которые сделают их более устойчивыми к нежелательному влиянию, посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, к истории родного края, созданной трудом родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками.
Результаты использование подвижных игр в образовательной деятельности в течение учебного года заключаются в следующем:
- дети знают казачьи народные игры, могут самостоятельно организовать знакомые игры и игровые упражнения с элементами соревнования; соблюдать правила игр.
- по итогам диагностики повысились показатели физической подготовленности: ловкость, быстрота, гибкость, общая выносливость.
Перспективы на следующий учебный год:
- улучшение условий работы путем сбора информации об обычаях и традициях народов Дона, пополнения картотеки подвижных и казачьих игр и атрибутов для них; картотеки игр по блокам «Семья», «Детский сад», «Растительный мир», «Животный мир» и т.п.
- работа с педагогическим персоналом через проведение бесед и консультаций;
- в работе с родителями провести анкетирование на выявление знаний о нашем регионе, обычаях и играх, оформить папки-передвижки;
- включение в физкультурные занятия народных и казачьих подвижных игр, а также проведение физкультурных досугов и развлечений в рамках ознакомления детей с подвижными играми народов Дона;
- показать открытое мероприятие для педагогов ДОУ по региональному компоненту;
- провести спортивный праздник «Казачьи игры и забавы»;
- разработать программу «Играйте на здоровье» (региональный компонент содержания образовательной программы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Реализация регионального компонента в системе образовательной работы МБДОУ в условиях ФГОС»
Роль личностной и профессиональной готовности педагога к реализации регионального компонента....
Статья "Реализация регионального компонента в образовательном процессе ДОУ в соответствии с ФГОС ДО»
Знакомство с региональным компонентом начинается с малого.Этой задачей служит формирование постранственных представлений.Специально организованная работа по ориентировке в пространстве дае...
Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО
С 1 января 2014 года вступил в силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного станд...
Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Региональный компонент в образовательной программе ДОО в соответствии с ФГОС ДО...
Региональный компонент в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Федеральные государственные образовательные стандарты рассматривают учет регионального компонента, как необходимое условие вариативности дошкольного образования. Современные требования к о...
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Реализация регионального компонента в физическом воспитании ДОУ в соответствии с ФГОС ДО...