Реализация регионального компонента в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
материал (младшая группа) на тему
Региональный компонент в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад к презентации по Реализации регионального компонента в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО | 17.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация регионального компонента в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО по художественно-эстетическому развитию детей младшего дошкольного возраста
Дошкольный возраст – важнейший период становления личности ребёнка, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре. Дошкольный период является благоприятным для погружения ребенка в истоки региональной культуры.
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Очень важно своевременно привить детям правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.
Знакомясь с достопримечательностями своего города, края ребёнок учится осознавать себя живущим в определённый период, в определённых этнокультурных условиях, и в то же время приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.
Наиболее доступным средством формирования положительного отношения к своей малой родине является художественное творчество. Именно искусство обладает безграничным воспитательным потенциалом. Реализация регионального компонента в дошкольном учреждении осуществляется в том числе и через художественно-эстетическое развитие дошкольников. Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО (ФГОС ДО, раздел 2, п. 2.6) предполагает:
- развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру;
- формирование элементарных представлений о видах искусства;
- восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений;
реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.).
Становлению у дошкольников эстетического отношения к природе своего края, формированию элементарных представлений о культуре, быте народов севера способствует правильно организованная предметно-пространственная среда.
С этой целью в детском саду создан мобильный мини-музей «Родничок», в котором собраны экспонаты, отражающие национальные, природные особенности нашей страны и нашего округа: фотоальбомы, открытки, национальные игрушки народов ханты и ненцев, изделия из бересты и дерева; макеты чума, нарты,куклы в национальной одежде, фигурки животных (олень, лиса, заяц, песец).
В мини – музее «Родничок» проводятся экскурсии педагогами дошкольного учреждения. Тематика экскурсий: «Национальные куклы народов крайнего севера», «Переносной дом жителей севера – чум». Куклы в традиционной одежде коренных народов Севера.Особый интерес у детей вызывают национальная одежда. Дети с удовольствием наряжаются, рассматривают их. Национальная одежда востребована в нашем детском саду на фольклорно-музыкальных вечерах, праздничных утренниках, при встрече дорогих гостей, а также для выступления на городских фестивалях детского творчества.
В мини – музее организована библиотека художественной литературы и картотека загадок, пословиц народов крайнего севера.
В группе имеется уголок краеведения, содержание которого подобрано в соответствии с возрастом детей и включает в себя подборку иллюстраций, альбомы, методическую, краеведческую, художественную литературу, наборы открыток, фотографии и т.п.
Эффективность реализации регионального компонента в ДОУ зависит и от организованной образовательной деятельности дошкольников как на занятиях, так и кружковой деятельности. На занятиях дети знакомятся с достопримечательностями города, обогащают знания о животном и растительном мире родного края.В группе в вечернее время еженедельно проводятся занятия в творческой мастерской, где дети лепят, рисуют и выполняют различные аппликационные работы с применением нетрадиционных техник изобразительной деятельности (рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками, губкой, пластиковой вилочкой и др.).
Большую помощь в воспитании у детей любви к родному краю оказывают родители (законные представители) воспитанников: шьют одежду для кукол, национальные коми- костюмы, приносят журналы, диски с природой Ямала, трафареты с орнаментами.
Таким образом, хочется сказать, что без знания детьми народной культуры своего края не может быть достигнуто полноценное нравственное и патриотическое воспитание ребенка. Систематическая работа позволяет воспитать свободную, творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки, ориентироваться в современном мире, жить в мире и согласии со всеми народами
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Акварелька», программа дополнительной образовательной услуги художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста
Программа включает в себя 72 занятия, направленных на формирование творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования. Занятия проводятся в игровой занимательной форме, с испол...
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования «Хвостик для петушка»
Интегрированное занятие по художественно-эстетическому направлению развития детей младшего дошкольного возраста с использованием нетрадиционной техники рисования Тема: «Хвостик для петушка», 2-ая млад...
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»
Программа дополнительного образования художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста «Акварелька»...
Дополнительная общеобразовательная программа художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста от 3-4 лет "Волшебная радуга"
Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНая общеразвивающая программа ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА М.Б. Зацепиной Т.С. Комаровой А.В. Антоновой «КЛЯКСОЧКА»
Программа разработана на основе программы Т.С. Комаровой, А.В. Антоновой, М.Б. Зацепиной «Красота, радость, творчество» и технологии Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельно...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «ВОЛШЕБНЫЙ СУНДУЧОК» художественно-эстетической направленности для детей младшего дошкольного возраста Срок реализации 6 месяцев
Цель программыРазвитие творческих способностей детей младшего дошкольного возраста на основе изучения и освоения техник рисования, лепки и аппликации. Задачи программыСоздание условий для а...
«Использование техники Кинусайга при формировании художественно-эстетического вкуса у детей младшего дошкольного возраста»
Детское художественное творчество – это выражение индивидуальных способностей малыша, выражение в художественной форме отношения к окружающему миру и собственно к себе. Художественное творчество...