Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС
материал
Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшее обучение в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aleshina_l.i.docx | 25.96 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КОЛОКОЛЬЧИК»
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД НОЯБРЬСК
(МБДОУ «КОЛОКОЛЬЧИК»)
Россия, 629807, ЯНАО, г. Ноябрьск, ул. Ленина, д.64 тел.: (3496) 35-14-92,
e-mail: kolokolchik.1@yandex.ru
ИНН / КПП 8905024718 / 890501001 ОГРН 1028900706295 ОКПО 47198676
Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС
Подготовила:
воспитатель МБДОУ «Колокольчик» Алешина Л.И.
Ноябрьск 2021
- Преемственность дошкольного и начального звеньев образования – как процесс непрерывного образования ребенка.
Преемственность между дошкольным и начальным звеньями образования рассматривается на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребенка. Непрерывное образование понимается как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования для обеспечения преемственности в развитии ребенка.
Дошкольное детство – очень важный и сложный этап развития личности ребенка. В это время формируется фантазия, речь, социальные навыки, принятие ролей и нравственных норм. Если этот период не скомкать, то и дальнейшее обучение в школе, и вся жизнь человека сложится более успешно.
Завершение дошкольного периода и поступление в школу – это сложный и ответственный этап в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – общая задача ДОУ и школы.
Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка.
Детей в дошкольном учреждении не надо учить в школьном смысле этого слова. Они к этому еще не готовы. Если их преждевременно перегрузить знаниями и заданиями, это может навредить гармоничному развитию. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра, об этом, нам воспитателям нужно помнить: «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В. Сухомлинский).
При переходе детей в школу возникает проблема в недостаточном использовании игровой деятельности на уроках. А ведь резкая перемена основного вида деятельности ведет к стрессу и к дезадаптации детей.
Тревожит и проблема завышенных требований родителей к готовности ребенка к школьному обучению. Родители хотят, что бы при поступлении в школу ребенок бегло читал, оперировал цифрами. И приходится содержание дошкольного образования выстраивать в «школьной» логике - практикуется раннее обучение детей подготовительных групп письму, чтению, усложненной математике, вместо развития познавательных процессов.
- Формы работы в рамках реализации плана преемственности между МБДОУ «Колокольчик» и МБОУ СОШ № 8.
На наш взгляд преемственность – это единство требований к ребенку на «выходе» из детского сада и на «входе» в начальную школу.
В рамках осуществления преемственности мы стараемся решить одну из важных задач: создание единого образовательного процесса, связывающего дошкольные и школьные годы. Для решения этой задачи нами определены три основных направления обеспечения преемственности между дошкольным и школьным образованием:
- Методическая работа.
- Работа с родителями.
- Работа с детьми.
Методическая работа предполагает проведение семинаров-практикумов, круглых столов, бесед, методических встреч для педагогов школы и детского сада.
В рамках реализации плана преемственности меду МБДОУ и СОШ в 2015-2016 уч. году. Были проведены встречи с учителями школы в формате круглых столов по темам: «Уровень адаптации учащихся 1-х классов», «Будущий первоклассник, какой он?».
Традиционными стали взаимопосещения уроков в первых классах школы и открытых занятий в подготовительной группе. На занятиях присутствуют учителя, набирающие детей в первый класс, заканчиваются такие встречи обсуждением занятий, учителя могут получить разъяснение по возникшему вопросу, выслушать мнение воспитателя по работе с детьми.
Работа с родителями ведется на протяжении всего учебного года. В группах оформляются уголки «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу». В течение года для родителей разрабатываются, памятки, рекомендации по подготовке ребенка к школьному обучению «Готов ли ребенок к школе?», «Шесть или семь?», «Рекомендации учителя», «Праздник первой пятерки», «Советы родителям будущих первоклассников», «Десять заповедей для мамы и папы будущего первоклассника», «Как надо готовить родителям ребенка к поступлению в школу», «Готовим ребенка к школе», «Будущий первоклассник». Проводятся родительские собрания с участием педагога психолога ДОУ, а также с приглашением представителей школ.
И конечно работа с детьми. Традиционной формой знакомства со школой являются экскурсии в школу. Ребята посещают библиотеку, спортивный зал, медицинский кабинет. Знакомятся с режимом дня школьника.
С прошлого учебного года в практику введены проведения совместных досуговых и спортивных мероприятий, театрализация сказок, подобного рода встречи позволяют нашим воспитанникам легче пройти процесс адаптации в школе, мотивируют к школьному обучению, вселяет уверенность в своих силах. Думаю, что такое сотрудничество ради детей, позволит добиться положительных результатов в работе.
В заключении хочется сказать, что педагоги и школы, и детского сада должны работать в тесном сотрудничестве, учитывая специфику организации деятельности, друг друга, обязательно привлекая к работе родителей.
Список используемой литературы
- Майер А. А., Тимофеева Л. Л. «Условия и основания преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте стандартизации» // Управление ДОУ. 2013, №1.
- Маркова А. К., Матис Т. А., Орлов А. Б. «Формирование ФГОС мотивации учения: Кн. для учителя». - М.: Просвещение, 2015.
3.Письмо Министерства образования и науки № 08-249 от 28 февраля 2014 г. «Комментарии к ФГОС дошкольного образования» (http://www.firo.ru/?page_id=11821) 4.Полат Е.С. «Основные педагогические и информационные технологии в системе образования». – М., 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий проведения дискуссии на городском семинаре «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Дискуссионные качели «Логопедическое сопровождение детей дошкольного и школьного возраста. «Организация совместной деятельности ребенка с ОВЗ и с детьми дошкольного возраста» (презен...
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Лекция: Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации ФГОС ДО
Целью преемственности должно стать обеспечение полноценного личностного развития ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания....
Обобщение опыта на тему: «Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте реализации Федерального Государственного Образовательного Стандарта дошкольного образования».
Одной из главных задач дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу - это, прежде всего, переход ребенка на качественно - новую ступень своего р...
«Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Статья "Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования как основание преемственности дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»...
«Преемственность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС»
Преемственность дошкольного и начального звеньев образования – как процесс непрерывного образования ребенка...
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития ребёнка».
Окружной семинар-практикум «Преемственность и непрерывность дошкольного и начального общего образования в контексте ФГОС ДО и ФГОС НОО. Математика в детском саду и школе. Единая линия развития р...