Организация развивающей среды в группе раннего возраста в области художественно-эстетического развития
методическая разработка по теме
Данный материал поможет педагогам организовать развивающую предметно-пространственную среду в раннем возрасте в области художетсвенно-эстетического развития.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Организация развивающей предметно-пространственной среды в группах раннего возраста»
Важной задачей дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) становится совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации развивающей среды, обеспечивающей творческую деятельность каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды для игровой деятельности в группах раннего возраста
Развивающая предметно-пространственная среда оказывает формирующее воздействие на все стороны развития ребенка.
Развивающая предметно-пространственная среда в группах детей раннего возраста должна способствовать реализации всех компонентов образования и воспитания детей. С точки зрения полноценного образования и воспитания развивающая среда в дошкольном учреждении должна создавать условия для:
- познавательного развития ребенка (создание условий для его познавательной деятельности; возможностей для экспериментирования, систематических наблюдений за объектами живой и неживой природы; усиление интереса к явлениям природы, к поиску ответов на интересующие ребенка вопросы и постановке новых вопросов);
- эстетического развития ребенка (развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразие его красок и форм, отдавать предпочтение объектам природы перед искусственными объектами);
- оздоровления ребенка (использование экологически безопасных материалов для оформления интерьеров, игрушек; грамотное озеленение территории; создание условий для экскурсий, занятий на свежем воздухе);
- формирование нравственных качеств ребенка (создание условий для каждодневного ухода за живыми объектами и общения с ними; формирование желания и умения сохранить окружающий мир природы; воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам);
- формирование экологически грамотного поведения (развитие навыков рационального природопользования; ухода за животными, растениями)
При создании развивающей предметно-пространственной среды необходимо руководствоваться следующими принципами:
- полифункциональности среды: предметно-пространственная среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.
- трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).
- вариативности, сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметно-пространственной среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.
- безопасность среды
- доступность среды
Развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.
Материалы и оборудование для продуктивной деятельности должны быть представлены двумя видами:
- материалами для изобразительной деятельности и конструирования,
- оборудование общего назначения.
Набор материалов и оборудования для изобразительной деятельности включает материалы для рисования, лепки и аппликации. Материалы для конструирования включают строительный материал, детали конструкторов, бумагу разных цветов и фактуры, а также природные и бросовые материалы.
Требования к среде развития ребенка раннего возраста определены в Государственном стандарте дошкольного образования (приказ Министерства образования Российской Федерации N448 от 22.08.96).
- Во-первых, в группах должен быть игровой материал для познавательного развития детей (мозаики, матрешки, пирамидки, панели с отверстиями разных геометрических форм и соответствующие вкладыши, коробки разных размеров, банки с крышками, разноцветные кубики, мячи, машинки и пр.; книжки с цветными картинками).
- Во-вторых, должен быть игровой материал для сюжетных игр детей (куклы и животные разных размеров, одежда для кукол, игрушечная мебель, строительные материалы различных форм и цветов, игрушечные телефоны, декорации для кукольного театра, неоформленный материал: кубики, палочки, лоскутки ткани).
- В-третьих, предметно-развивающая среда должна быть наполнена игровым материалом и оборудованием для музыкального развития детей (игрушечные музыкальные инструменты; аудиовизуальные средства: проигрыватель с набором пластинок или магнитофон).
Для развития продуктивной и творческой деятельности детей должны быть в наличии материалы и оборудование (листы бумаги и альбомы, кисти, краски, карандаши, разноцветные мелки, пластилин, глина, столы для работы с различными материалами, доски для рисования мелками, подставки для работы с пластилином, баночки для воды). Все материалы должны быть пригодны для работы: карандаши отточены, фломастеры свежие, кисти исправные и чистые.
Для игр во время прогулок требуются игрушки (ведерки, лопатки, формочки, совочки и пр.).
Игрушки в помещении расположены по тематическому принципу с тем, чтобы каждый ребенок мог выбрать себе занятие по душе и не мешал сверстникам. В помещении должно быть выделено место для совместных игр детей (столики, открытое пространство для подвешенных игрушек и др.).
В группах должен быть оригинальный дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для развития сенсорики, тонкой моторики рук, сюжетных игр).
Эстетика оформления групповых помещений должна обеспечивать эмоциональный комфорт и эстетическое воспитание детей. Здесь очень важно наличие единого стиля и соответствие обстановки помещения его назначению. Цвет стен, гармоничность цветового решения, освещение, мебель - всё должно быть подчинено функции данного пространства и соответствовать потребностям детей. Оформление групповой комнаты должно пробуждать у детей познавательные интересы и позитивные эмоции. Рациональное размещение мебели, эстетическое оформление помещений способствует созданию домашней атмосферы, эмоционального комфорта, отражает заботу педагогов о поддержании у каждого ребенка положительного самоощущения.
Игровая комната оформляется в одной цветовой гамме (желтой, зеленой, голубой).
Модель организации развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста по разным видам деятельности: игровой, познавательной, продуктивной.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе детей раннего возраста
Под- пространства | Содержание развивающей предметно-пространственной среды |
«Игрового развития» | Кукольный уголок: гостиная комната (для игровых действий, игры с куклами): стол, стулья, сервант, мягкая мебель, можно средних размеров модули для детей. |
«Интеллектуального развития и творчества» | Легкий модульный материал – мягкие объемные геометрические фигуры разных цветов и размеров. |
Центр воды и песка (рядом с уголком природы): ведерки, лопатки, совочки, грабли, различные формочки; рыбки, черепашки, дельфины, лягушки (надувные, пластмассовые, резиновые, простые, заводные). Для экспериментирования: сачки, формочки (замораживание), различные емкости (наливание, переливание), лодочки, камешки (тяжелый - тонет, легкий - не тонет) | |
Книжный уголок: 3-4 экземпляра одинаковых по содержанию книг (по программе, любимые) в толстом переплете, к ним по содержанию сюжета игрушки для обыгрывания; иллюстрации (ламинированные); сюжетные картинки. | |
Уголок изодеятельности: доска, мел; специальное самостирающееся устройство или восковые доски с палочкой для рисования; рулон простых раскатывающихся белых обоев, восковые мелки; светлая магнитная доска для рисунков детей (выставка), магнитные кнопки | |
«Экологического развития» | Уголок природы: картины - пейзажи по времени года; цветы с характерным выделением листа, стебля, цветка; широколистные, с плотной поверхностью листа, обильноцветущие (фикус, бегония, бальзамин, фуксия, герань, гибискус) |
Таким образом, развивающая среда является необходимым условием для реализации игровой и других видов деятельности ребенка.
Модель развивающей предметно-пространственной среды для группы детей раннего возраста
Направления и образовательные области | Моделирование Центров активности |
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ | |
Художественное творчество |
|
Музыка | |
Чтение художественной литературы |
|
Окружающая среда рассматривается как возможность наиболее эффективного развития индивидуальности ребенка с учетом его склонностей, интересов, уровня активности. Переступив порог нашей группы, вы окажетесь в ярком, неповторимом мире детства, в котором созданы все условия для насыщенной и интересной жизни малыша. Теплая домашняя обстановка – основа развивающей среды группы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий образовательной ситуации в средней группе (Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие»).
РЕСУРСНЫЙ ЦЕНТР «Повышение профессиональной компетенции педагогов ...
Организация педагогического процесса в ДОО в области "Художественно-эстетическое развитие","познавательное развитие".
В ходе открытого занятия были прослушаны следующие материалы:Мастер класс на тему "Наши добрые дела"Презентация на тему "Лего-конструирование как средство развития творческой личности в...
Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада
Планирование образовательной деятельности в средней группе по образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" в средней группе детского сада по рисованию, лепке, аппликац...
Статья. Организация совместной деятельности с детьми первой младшей группы по образовательной области "художественно - эстетическое развитие"
В статье рассматривается использование педагогом разных видов технологий для развития коммуникативности детей первой младшей группы на примере организации досуга "прогулка в осенний лес"...
Конспект занятия кружка «Каруселька» по развитию музыкально-игрового творчества посредством театрализованной деятельности Тема «Волшебный сундучок» Средняя группа Приоритетная образовательная область « Художественно – эстетическое развитие»
Цель: развитие музыкально-игрового творчества детей среднего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности...
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной группе с интеграцией областей: художественно-эстетическое, физическое, социально-коммуникативное развитие. На тему: «День Матери»
Воспитывать чувство любви к маме через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины – матери. Выполнение поздравительной открытки для мамы с элементами оригами....