Семинар: Повышение эффективности методической работы в ДОУ через аналитическую деятельность
методическая разработка по теме
Не претендуя на всеобъемлющий и окончательный характер теоретических выводов и практических рекомендаций, хочется надеяться, что предлагаемое содержание семинара заинтересует вас и будет полезным.
Данные материалы по диагностике и оценке эффективности образовательной деятельности педагогов, степени сформированности их личностных и профессиональных качеств требуют творческого их преломления и использования с учётом конкретных целей, условий и возможностей образовательного учреждения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар:
Повышение эффективности методической работы в ДОУ через аналитическую деятельность
Горбунова С.С.,
заместитель заведующего по ВиМР
МБДОУ «Д/с «Санаторный» г. Абакана
В настоящее время педагогическое сообщество нашего учреждения находится на этапе подведения первых итогов деятельности в формате инновационной образовательной площадки.
Что же необходимо для того, чтобы коллектив сумел осуществить рефлексию собственной деятельности ?
Во – первых, необходимо дать педагогам чёткое представление о сущности деятельности в условиях реализации программы площадки, её специфичности.
Во – вторых, обеспечить полноценные условия для повышения профессиональной компетентности каждого педагога, осуществляя при этом дифференцированный подход.
Залогом успеха при реализации этих задач, по-нашему убеждению, является глубокий анализ и изучение актуальных потребностей педагогов, выявление трудностей в теоретической подготовке и практической деятельности, рациональной координации их работы.
Ведущая роль в реализации этих задач принадлежит руководителю методической службой образовательного учреждения. По ёмкому и точному определению Т.В. Плаховой: «Заместитель заведующего ДОУ по воспитательной и методической работе сегодня – это учитель учителей по проблемам воспитания и образования дошкольников, посредник между наукой и практикой, умный стратег, талантливый организатор, методист, психолог, АНАЛИТИК, духовный наставник».
На современном этапе, в связи со сменой образовательной парадигмы, заметно меняются содержание, методы и формы методической работы с педагогическими кадрами. Начинают доминировать системный, программно-целевой, вариативный подходы к организации этой деятельности.
Создание системы эффективной методической работы начинается с инвентаризации, пересмотра используемых ранее форм и методов, выработке особых подходов, поискам нестандартных управленческих решений.
Ведущим направлением профессиональной деятельности руководителя методической службы, как менеджера образования, является осуществление педагогического анализа. В.А. Сухомлинский, говоря об этой деятельности, видел в педагогическом анализе «первую ступеньку педагогической мудрости, основу педагогического опыта руководителя». Он писал: «Умение анализировать, обобщать, применять обобщения как инструмент мастерства, подхода к конкретным явлениям – это самая сущность педагогического руководства».
Педагогический анализ, диагностика и мониторинговые исследования в настоящее время являются ведущими составляющими деятельности учреждений образования всех уровней. Значительно возросло количество теоретических и практических работ, авторы которых предлагают определённые виды анализа, диагностики и мониторинга: ДИДАКТИЧЕСКИЙ, ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ, УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ, СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ и другие.
Педагогический анализ – синоним мыслительной, эмоционально-оценочной, интеллектуальной, а также исследовательской деятельности ; вид управленческого анализа и общая функция управления. Смыслом анализа как вида управленческих действий является переработка значимой, ролевой информации для подготовки и принятия управленческих задач.
Анализ (от гр. analysis – разложение) педагогический – условное расчленение педагогических явлений на составляющие элементы с целью их рассмотрения в «крупном плане» и определении их свойств.
Каждый вид анализа имеет системно-структурный подход – метод, основанный на принципе системного подхода, состоящий из нескольких этапов: уточнение, выявление возможно большего числа элементов целого, группирование элементов, установление различных связей и отношений между элементами, подструктурами и целым.
Диагностика педагогическая – система деятельности по изучению и определению состояния развития педагогического процесса, педагогической системы, а также её объектов и субъектов. Цель диагностики в работе с педагогическими кадрами – не только выявление определённых качеств личности, мнения и отношения педагога к чему-либо, но и сбор содержательного материала для различных форм методической работы, а также для изучения индивидуального своеобразия каждого педагога.
Мониторинг (от англ. monitor – контроль, наблюдение) состояния воспитательного процесса характеризуется постоянным наблюдением за процессом воспитания с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям; специально организованное наблюдение за чем-либо. Если диагностика ситуации осуществляется систематически с определённо заданной периодичностью и с использованием одной и той же (во всяком случае, базовой) си темы индикаторов, мы имеем дело с мониторингом. Главное назначение мониторинга – полнота, качество и регулярность доставки необходимой для принятия управленческих решений информации.
При организации анализа, диагностики и мониторинга в методической работе необходимо ориентироваться на современные достижения в таких сферах, как информационные технологии управления данными, педагогическое и компьютерное моделирование.
Условия эффективного анализа (по Нечаеву М. П.)
- Чётко сформулированная цель.
- Соответствие программы наблюдений поставленной цели.
3. Системность анализа воспитательно-образовательного процесса,
характеристика отдельных его этапов.
4. Выводы и рекомендации по результатам анализа с глубоким
рассмотрением причин: (логическая цепочка «недостаток – причина –
рекомендация»).
5. Оценка анализируемого процесса исходя из объективных данных
(а не из общих впечатлений и личного отношения).
- Логичность вывода.
Структура справки
по результатам контроля, исследования, посещения
- Тема
- Цель
- Участники
- Время и объём
- Содержание
- Результаты
- Причины положительных и отрицательных явлений
- Способы устранения причин на уровне цели
- Система мер по устранению выявленных причин с указанием сроков и ответственных
- Прогнозирование результатов после реализации системы мер
Функции педагогического менеджмента (или управления), по определению В.П. Симонова, - это «особые виды действий субъекта менеджмента с информацией». Информация необходима для управления, она является как исходным материалом для изучения и анализа, так и продуктом всего менеджмента. Исходным материалом в контексте темы сегодняшнего семинара является:
- Документация педагога (перспективное и календарное планирование, планы работы с родителями и т.п.)
- Предметно-пространственная среда приёмной, игровой, спальни, комнаты гигиены
- Продукты детской деятельности
- Материалы педагогической диагностики детей
- Конспекты открытых мероприятий
- Материалы анкет, тестов
- Самоанализ и самооценка (рефлексия)
- План по самообразованию
- Педагогический портфолио
- Материалы презентаций, творческих отчётов
- Продукты художественного творчества и ручного труда
Продуктом деятельности менеджера (заместителя заведующего по воспитательной и методической работе) являются аналитические справки, свод данных, ведущие за собой то или иное управленческое решение. Управленческое решение, в свою очередь, ведёт к созданию или модификации имеющихся условий для повышения уровня педагогической компетентности и эрудиции, повышающие мотивацию педагогов к саморазвитию. Создание благоприятных условий для саморазвития и самореализации каждого педагога особенно актуально в связи с повышением роли субъектного фактора человеческой деятельности вообще, педагогической в частности. Тенденция гуманизации образования нацеливает нас и на подбор форм и методов сбора информации. Помимо традиционного контроля деятельности педагога, широко используются смотры-конкурсы, выставки дидактический пособий, взаимопосещения, экскурсии в творческую лабораторию, открытые просмотры деятельности, участие в профессиональных и творческих конкурсах, публикации, разработка авторских программ и методических рекомендаций, педагогические чтения и научно-практические конференции. В настоящее время, следует отметить, проявляется всеобщий интерес к диагностическим методикам, отмечается положительное отношение к диагностике как одному из способов получения достоверной информации. Изучение, оценка и анализ результативного компонента образовательного процесса как деятельностной системы, возможна только как итог всестороннего изучения личности, профессиональной компетентности и эффективности деятельности главного субъекта этого процесса – педагога. А поскольку каждая из этих составляющих интегральна, инструментарий диагностирования велик.
Это наблюдение, беседа, блиц-опрос, лекция-дискуссия, отчёт, анализ, самоанализ, тестирование, анкетирование.
Среди методик интерес вызывают недописанный тезис, метод ранжирования (расстановка в порядке значимости), цветограмма (раскрашивание дней недели, часов дня соответственно настроению, душевному состоянию).
Приняв за основу ряд тестовых и анкетных методик, разработанных известными психологами и педагогами, частично адаптированных нами, в ряде случаев составленных нами, мы осуществили попытку свести в одну общую карту полученные данные.
Диагностические методики
№ | Аспект диагностирования | Автор (ы) методики |
1 | Стиль отношений с коллегами, детьми | Ситаров В.А., Маралов В.Г |
2 | Психологический микроклимат, отношения между сотрудниками | Поздняк Л.В., Лященко Н.Н. |
3 | Психодиагностика педагогических способностей | Аминов Н.А., Морозова Н.А., Смятских А.Л. |
4 | Выявление темперамента и других свойств личности | Айзенок Г. |
Оценка направленности личностных притязаний: | ||
5 | Социальное поведения в процессе взаимодействия | Лири Т., Лафорг Р., Сазек Р. |
6 | Основные акцентуации характера | Леонгард К. |
7 | Личностные и психофизиологические методики | Мельников М.В., Ямпольский Л.Т., Козлова В.Т. |
8 | Индивидуальный стиль педагогической деятельности | Никонова А.Я. |
9 | Межличностные отношения | Симонов В.П. |
10 | Выявление профессиональной мотивации педагога и уровня его самооценки | Симонов В.П. |
11 | Оценка основных рейтинговых показателей личности | Симонов В.П. |
12 | Самочувствие педагога в ДОУ | Капустин Н.П. |
13 | Оценка способов реагирования личности на конфликтные ситуации | Хусаинова Н.Ю., Фиганов И.С. |
14 | Определение социального статуса педагога в коллективе | Коломинский Я.Л. |
15 | Синдром «выгорания» в педагогическом коллективе | Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. |
16 | Диагностика мотивационной структуры личности | Мильман В. |
17 | Q – сервировка | Стефансон В. |
18 | Оценка характеристики коллектива | Лазарев В.С. |
19 | Креативность личности | Джонсон |
20 | Исследование творческого мышления | Торренс, Гилфорд Дж., Дьяченко О.М. |
21 | Диагностика творческих склонностей | Вишнякова Н.Ф. |
22 | Диагностика личности на мотивацию к успеху | Элерс Т. |
23 | Определение уровня профессиональной компетентности | Агафонова А.С., Ахматова Л.Н., Воротникова С.А., Орлова А.А. |
Такой широкий спектр диагностических методик позволяет руководителю методической службы ОУ более эффективно подойти к выявлению уровня профессиональной компетентности педагогов с позиции психолого-педагогических знаний, методических умений и профессионально-ценностных ориентаций.
Оценка уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива даёт возможность определить точки и перспективы профессионального роста каждого из педагогов. Практика показывает, что основной путь, способный существенно повлиять на повышение уровня педагогической компетентности и эрудиции педагогов, стимулирование, рост мастерства, стремление к саморазвитию и самореализации лежит через организацию эффективной методической работы. Это особенно актуально при подготовке педагогических кадров к включению в экспериментальную деятельность. Эффективную методическую работу можно выстроить только с опорой на методологические основы педагогической технологии, определённые в исследованиях Беспалько В.П., Загвязинского В.И., Кашлева С.С., Новикова Д.А., Селевко Г.К.
Методы методической работы – это упорядоченные способы деятельности по достижению целей.
Форма – это внутренняя организация содержания, конструкция отрезков, циклов методического процесса, отражающая систему его компонентов и устойчивых связей.
Формы методической работы
групповые индивидуальные
педсоветы консультации, беседы
семинары наставничество
работа творческих групп самообразование
Ориентирами в построении системы эффективной методической работы для нас являются :
- Цель и задачи ДОУ (миссия)
- Количественный и качественный состав коллектива
- Сравнительная эффективность форм и методов работы
- Особенности образовательного процесса
- Морально – психологический климат
- Материальные условия
- Реальные возможности
- Передовой опыт и научные рекомендации Наиболее эффективными формами методической работы, на наш взгляд, являются:
- Педсоветы (нетрадиционные)
- Семинары – практикумы
- Проблемные семинары
- Взаимопросмотры педдеятельности
- Экскурсии в творческую лабораторию
- Творческий день педагога (презентация опыта)
- Деятельность постоянных и временных творческих групп
- Психологичекий практикум
- Школа педагогов
- Смотры – конкурсы
- Лекции, дискуссии, обзоры литературы по проблеме
- Педагогические чтения
На сегодня в ДОУ работают 4 творческие группы, создан пресс-центр, организована система дополнительного образования детей силами специалистов нашего образовательного учреждения.
Не претендуя на всеобъемлющий и окончательный характер теоретических выводов и практических рекомендаций, хотелось надеяться, что предлагаемое содержание семинара заинтересовало вас и будет полезным.
Данные материалы по диагностике и оценке эффективности образовательной деятельности педагогов, степени сформированности их личностных и профессиональных качеств требуют творческого их преломления и использования с учётом конкретных целей, условий и возможностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Из опыта работы "Использование фольклора как средства повышения эффективности логопедической работы"
Использование малых фольклорных форм в коррекционно-логопедической работе...
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Тема: «Повышение эффективности коррекционной работы по исправлению речевых нарушений через взаимодействие с семьей»
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали ак...
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"
Консультация на методическое объединение "Использование элементов логосказки на занятиях для детей с ОНР, как средство повышения эффективности коррекционной работы учителя-логопеда"...
Консультация для педагогов в рамкам семинара: « Повышения качества образования в дошкольной организации через эффективное взаимодействие с семьями воспитанников» «Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимод
laquo;Понятие «взаимодействие»", «взаимодействие взрослого с ребенком» «педагогическое взаимодействие» Типы взаимодейст...
Методическая разработка «Су-Джок терапия - как средство повышения эффективности коррекционной работы логопеда детского сада»
В данной разработке рассматривается актуальность применения нетрадиционной Су-Джок технологии, как средства повышения эффективности коррекционной деятельности логопеда детского сада. Представлен консп...