Тема: «Повышение эффективности коррекционной работы по исправлению речевых нарушений через взаимодействие с семьей»
статья по логопедии
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №24 «Журавушка»
комбинированного вида
города Искитима Новосибирской области
СТЕНДОВЫЙ ДОКЛАД
Тема: «Повышение эффективности коррекционной работы по исправлению речевых нарушений через взаимодействие с семьей».
Выполнила: учитель-логопед
Гридасова Е.Н.
2019г
Тема: «Повышение эффективности коррекционной работы по исправлению речевых нарушений через взаимодействие с семьей».
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных наблюдателей стали активными участниками воспитания и обучения своих детей.
Логопедическая работа в ДОУ включает в себя:
- Обследование речи детей.
- Профилактика речевых нарушений.
- Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи.
- Совместная работа с воспитателями, другими педагогическими работниками и семьей.
Родители нередко самопроизвольно отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, особенно, когда получают систематическую помощь логопеда в дошкольной образовательной организации. Причинами такого отношения родителей бывает недопонимание своей роли в коррекции речевых дефектов ребёнка, недостаточное владение необходимыми педагогическими знаниями и умениями, нежелание найти свободное время для занятий с ребенком дома.
Формы работы с семьей:
Пассивное участие семьи | Активное участие семьи |
Информационная среда | Круглый стол |
Родительское собрание (родители в роли слушателя) | Совместные занятия |
Групповые консультации | Мастер - классы |
Анкетирование | Тренинги |
День открытых дверей | Детско-родительские конференции |
Активные формы участия семьи формируют:
- Активность;
- осознанность;
- самостоятельность;
- компетентность;
- понимание собственной роли в коррекционно-образовательном процессе.
Самым эффективным и современным направлением взаимодействия с родителями считется непосредственное вовлечение их в образовательный процесс детского сада так, чтобы родители и другие члены семьи могли внести свой вклад в коррекционную, образовательную и воспитательную работу. Сотрудничество с родителями в условиях логопедической группы представляет собой систему активного взаимодействия детей, родителей, воспитателей и учителя-логопеда, направленную на преодоление речевых проблем ребёнка. Благодаря совместным занятиям, мастер-классам, тренингам, детско-родительским конференциям формируется у родителей активность, осознанность, самостоятельность, компетентность и понимание собственной роли в коррекционно-образовательном процессе.
Проведение мастер-классов для родителей с участием детей позволяет передавать опыт с помощью демонстрации оригинальных методов и приёмов освоения определённого содержания при активной роли всех участников занятия. В игровой форме, в разных видах деятельности, побуждать родителей повторять упражнения, необходимые для работы с детьми в домашних условиях.
Темы мастер – классов:
- Мастер-классы по выполнению артикуляционной гимнастики;
- нетрадиционный самомассаж;
- игры для формирования воздушной струи;
- пальчиковые гимнастики
- игры для развития фонематического слуха, лексико-грамматических компонентов речи и связной речи.
Тренинги с участием родителей можно проводить для развития определенных навыков, где материал не только «начитывается», но и прорабатывается в виде группового занятия, на котором собравшиеся участники заняты решением общей проблемы.
Таким образом, благодаря тренингам совместно с родителями решаются проблемы заучивания стихов наизусть, развития внимания и памяти, автоматизации звуков в речи.
Совместные занятия - одна из важных организационных форм, позволяющих развивать у родителей потребность собственного участия в преодолении речевых проблем у детей. На совместном занятии нет посторонних, нет зрителей. Именно на таких занятиях и родители, и дети являются равноправными участниками образовательного процесса, и вникают в приёмы развития всех компонентов речи. Вместе выполняют звуковой анализ и синтез, составляют предложения и рассказы, играют в игры, отгадывают ребусы. С одной стороны демонстрируются родителям успехи детей, с другой стороны проходит показ, как можно помочь ребёнку дома в преодолении трудностей развития.
Детско – родительские конференции:
Можно проводить в подготовительной группе с использованием мультимедийных презентаций. К данному мероприятию дети со своими родителями готовятся самостоятельно дома. Логопед или воспитатель являются координатором этой деятельности: отслеживание, корректировка материалов выступления, подготовка к ходу конференции. Конференции можно проводить по лексическим темам, а также по темам, которые связаны с занятием обучение грамоте (например: «Мир звуков», «Что такое ударение», «Многозначные слова» и т.д.)
Детский мастер – класс:
Еще одна современная форма непосредственного взаимодействия с родителями – это детский мастер-класс. Ребёнок выступает в роли «мастера» и обучает родителей тому или иному упражнению или игре, сопровождая действия диалогом и монологом. Дети с диагнозом общее недоразвитие речи в рамках различных проектов проводят мастер-классы для родителей по темам «В мяч играем, речь развиваем», «Играем - гимнастику для глаз выполняем», «Как приготовить морс?», «Как посадить дерево?». Детский мастер-класс хорошо показывает педагогам и родителям не только уровень развития речи, но и степень владения коммуникативными навыками.
Список Литературы
- Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Сфера, 2002.
- Аманатова М.М. Развитие фонематических процессов на логопедических занятиях // Логопедия. № 1. 2007.
- Балабанова В.М., Лопатина Л.В., Лалаева Р.И., Чистович И.А. и др. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения. – С-Пб, Детство-Пресс, 2001, С. 29-37.
- Бойкова С.В. Развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с ОНР. // Логопед в детском саду - 2006 – С.3.
- Большакова С.Е. Логопедическое обследование ребенка. Российская Академия образования. Ассоциация «Профессиональное образование», М., 1995.
- Большебратская Э.Э., Организация логопедической работы в ДОУ общеобразовательного вида. - Петропавловск, 2010 – 40 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование театрализованной деятельности, как способа повышения эффективности коррекционной работы в процессе формирования лексико-грамматического строя речи у детей-логопатов старшего дошкольного возраста.
Данная работа посвящена одной из важных проблем в логопедии - преодолению общего недорозвития речи у детей дошкольного возраста средствами игры.Последнее время становится важным вопрос о коррекции реч...
Интегрированная деятельность специалистов ДОУ как средство повышения эффективности коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии
В статье обобщается опыт интегрированной деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ по коррекции у детей отклонений в речевом развитии...
Передовой педагогический опыт по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»
Передовой педагогический опыт по теме:«Повышение уровня коррекционной работы в ДОУ через использование ИКТ как одной из форм инновационных технологий»...
Опыт работы на тему «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком»
Необходимость повышения эффективности коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи и детей, слабо владеющих русским языком, требует организацию взаимоотношений семьи и образовательного учрежд...
Консультация для воспитателей: «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений»
Успешная коррекционная работа с ребенком невозможна без определенного специального образования родителей. Вся работа ДОУ должна быть направлена на то, чтобы родители из пассивных ...
Презентация на тему: «Взаимодействие с семьей – важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений".
Презентция на тему: "Взаимодействие с семьей - важное условие коррекционной работы по исправлению речевых нарушений"...
Коррекционная программа по исправлению речевых нарушений у детей дошкольного возраста в условиях логопункта.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Коррекция нарушений речи» специально разработана для детей, имеющих отклонения в речевом развитии, в том числе с тяжелыми нару...