КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Тема: «Вот и осень пришла».

Рассматривание репродукции картины И. Хруцкого «Цветы и плоды»

Цели:

- Обобщить представления об осенних явлениях природы,изменениях в растительном и животном мире.

-Уточнить представление о жанре живописи натюрморт.

-Упражнять в описании картины, побуждать пользоваться распространенными предложениями.

-Способствовать более полному   восприятию произведений искусства.

Оборудование демонстрационное: репродукция картины И. Хруцкого «Цветы и плоды», мяч.

Ход занятия

Воспитатель читает стихотворение А.Плещеева «Осень наступила….»,затем обращает внимание детей на изменения в природе.

Вопросы:

- Какая погода бывает осенью?

-Как изменился растительный мир?

-Что происходит с птицами ?

- Как ведут себя насекомые?

- Как готовятся дикие животные к наступлению зимы?

Воспитатель предлагает проанализировать осенние календари погоды, отметить изменение количества солнечных и дождливых дней, рассмотреть рисунки, которые делали в течении осени дежурные по уголку природы, сравнить  их с летними наблюдениями, сделать выводы.

Выслушав ответы детей, педагог уточняет, что ночи стали длинее, а дни короче; солнце светит все реже; низкие тучи повисли над землей; все чаще моросит мелкий дождик, который сменяется мокрым снегом; по утрам можно наблюдать туман и первые осенние заморозки, засохла трава и отцвели последние осенние цветы. Не видно уже насекомых-одни отложили яички и погибли, другие спрятались в коре деревьев или зарылись в землю и уснули. Стало холодно, исчезли насекомые. Которыми питались птицы, и начался массовый отлет перелетных птиц в теплые края. Звери в лесу готовятся к зимней спячке или готовят запасы на зиму и утепляют свое жилье. В парках можно увидеть белочек, которые тащат в  свое дупло увядшие траву или мох. Некоторые звери (зайцы, белки) меняют шубку. Все это приметы поздней осени.

Дидактическая игра «Наоборот». Воспитатель поочередно бросает мяч детям, называя приметы осени, дети подбирают к ним антонимы:

- Летом тепло, а поздней осенью ….(холодно).

- Летом дни длинные, а осенью ….(короткие).

- Летом ночи короткие, а осенью ….(длинные).

- Осенью цветов мало, а летом …(много).

- Осенью дожди идут часто, а летом ….(редко) и т.п.

Педагог интересуется. Какие подарки дарит нам осень, читает отрывок из стихотворения А. Кушнера «Песня о картинах»:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или морс в большом графине,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу -

Знай, что это натюрморт.

Воспитатель предлагает детям посмотреть на репродукцию картины И. Хруцкого « Цветы и плоды» и описать, что они видят.

Обобщив ответы детей, сообщает о том, что художник изобразил плоды и цветы как живые. Так хочется протянуть руку и попробовать спелый прозрачный виноград или сочную дыню, понюхать цветы. Чего  только здесь нет – каждый цветок очень красивый, такой яркий. Здесь и лесные незабудки, и красные садовые пионы, и полевые васильки и даже пшеничные колоски. Живописец специально поместил цветы среди зелени, каждый цветок выделяется в темно-зеленом обрамлении. Чувствуется, что сам художник любуется всем. Что находится на столе. И приглашает нас, зрителей, полюбоваться вместе с ним дарами садов и полей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Росток» по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста Тема: «Наблюдение за ростом огурца в комнатных условиях»

В последнее время проблемы экологического воспитания подрастающего поколения приобретают все большее значение и масштаб. Экологическое воспитание дошкольников – многогранная и системная работа, включа...

Непосредственно образовательная деятельность по формированию целостной картины мира у детей дошкольного возраста на тему «Осень в гости к нам пришла» для детей старшей группы

Цель: Расширение представлений детей об осени, как о поре сбора урожая.Задачи:1.      Обогащать и расширять представления и знания детей о приметах осени;2....

Методический час "Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста"

Целью данного методического мероприятия является повышение уровня профессиональной компетенции педагогов по формированию у детей целостной картины мира посредством тактильной книги....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Цвет.

В статье рассматриваются этапы формирования целостной картины мира ребенка на примере цвета....

Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста. Экология.

laquo;Картина мира является духовным образованием, «духовной призмой» К.Д.Ушинский...

Статья.Формирование целостной картины мира у детей дошкольного возраста.

С самого раннего возраста детям надо дать почувствовать существующую преемственность поколений, а себя наследниками традиций предков. Передача опыта от старших к младшим в семье и в детском саду являе...

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира для младшего дошкольного возраста «Кто в лесу живет?»

Материал содержит конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами русского фольклора....