Положение о смотре – конкурсе «Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»
материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) по теме
Данный материал содержит информацмю о смотре-конкурсе исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период. Имеется приложение, где представлено примерное содержание исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю:
Заведующая МБДОУ
________________
«____»_________________2015г
Положение
о смотре – конкурсе
«Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»
Цель: Развивать исследовательскую деятельность детей, формируя представления о работах, проводимых в весенний период в саду и огороде.
Задачи смотра:
1 Воспитание у детей желания участвовать в совместной трудовой и исследовательской деятельности.
2. Формирование у детей ответственности за выполнение трудовых поручений, подводя к оценке результата своей работы при совместной деятельности взрослого и детей.
3. Развитие умения доводить начатое дело до конца.
Показатели смотра – конкурса
№ | показатель | балл |
1. | Разнообразие посадочного материала - согласно возраста детей. | До 5 баллов |
2. | Эстетика оформления, охрана труда, безопасность | до 5 баллов |
3. | Творческий замысел, оригинальность. | До 5 баллов |
4. | Совместная деятельность педагога с детьми, - активность детей. | До 5 баллов |
5. | Исследовательская деятельность | до 5 баллов |
6. | Доступность | до 5 баллов |
7. | Показ результата своего труда детьми | до 5 баллов |
8. | Участие родителей в организации и проведения смотра-конкурса. | до 5 баллов |
Сроки проведения конкурса:
I этап – с 13.04.2015г. по 25.05.2015г.
- выращивание посадочного материала;
- высаживание саженцев на огород.
II этап – с 26.05.2015 г. по 25.09.2015г.
- наблюдение и уход за растениями;
- сбор урожая.
Подведение итогов
Победители награждаются грамотой и денежной премией:
1 место - рублей
2 место- рублей
3 место - рублей
Группы, не занявшие призовые места, получают сертификат участника и денежную премию по рублей.
Награждение проводится по этапам (денежную премию получает каждый педагог):
I этап
1 место - рублей
2 место- рублей
3 место - рублей
Группы, не занявшие призовые места, получают сертификат участника и денежную премию по рублей.
II этап
1 место - рублей
2 место- рублей
3 место - рублей
Группы, не занявшие призовые места, получают сертификат участника и денежную премию по рублей.
Состав комиссии:
Заведующая МБДОУ.
Старший воспитатель МБДОУ.
Воспитатель подготовительной группы.
Воспитатель старшей группы.
Воспитатель средней группы.
Воспитатель 2 младшей группы.
Воспитатель 1 младшей группы.
Музыкальный руководитель
Критерии оценки смотра – конкурса
«Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»
критерии | 1 мл. гр. | 2мл.гр | сред.гр | стар.гр. | подгот. гр. | разновозр. |
Разнообразие посадочного материала согласно возраста детей. | ||||||
Эстетика оформления, охрана труда. | ||||||
Творческий замысел, оригинальность | ||||||
Совместная деятельность педагога с детьми, активность детей. | ||||||
Исследовательская деятельность | ||||||
Показ результата своего труда детьми. | ||||||
Участие родителей в организации и проведения смотра-конкурса |
Приложение
Примерное содержание исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период.
Первая младшая группа (от 2 до 3 лет)
Ознакомление с природой нужно начинать с ближайшего окружения. Для этого следует создать необходимые условия в групповой комнате и на участке детского сада (с помощью игрушек и картинок).
В уголке природы поместите овощи и фрукты, которые произрастают в вашей местности. Учите различать по внешнему виду овощи (помидор, огурец, морковь и др.) и фрукты (яблоко, груша и др.). Для закрепления знаний нужно внимательно рассмотреть с детьми овощи и фрукты; предложить взять их в руки, потрогать, понюхать и попробовать кусочек на вкус.
Помогать детям замечать красоту природы в разное время года.
Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения, не нанося им вред). В уголке природы рекомендуется иметь комнатные растения 4-5 видов, по 2-3 экземпляра на выбор педагога: бальзамин, фикус, хлорофитум, кливия, бегония; календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал; материал для проведения элементарных опытов (песок, формочки), материал для развития трудовых навыков (лейки для полива комнатных растений)
Весна. Формировать представления о весенних изменениях в природе: потеплело, тает снег; появились лужи, травка, насекомые; набухли почки.
в весенний период необходимо организовать наблюдения за подготовкой почвы к посадке овощных и цветочных культур. Привлекайте детей к выполнению несложных поручений: попросите подержать семена, подать лопатку и т.д. Чаще привлекайте детей к выполнению индивидуальных поручений. В процессе ухода за растениями поясняйте свои действия, покажите, как надо поливать цветы, рыхлить землю, вытирать листья и т.д. Обязательно объясняйте детям, для чего это надо делать.
Лето. Наблюдать природные изменения: яркое солнце, жарко, летают бабочки.
Осень. Обращать внимание детей на осенние изменения в природе: похолодало, на деревьях пожелтели и опадают листья. Формировать представления о том, что осенью созревают многие овощи и фрукты.
Подведите детей к пониманию того, что все живые объекты отличаются от неживых тем, что нуждаются в солнце, воздухе и воде.
Вторая младшая группа (от 3 до 4 лет)
Следует формировать у детей умение различать по внешнему виду и вкусу некоторые овощи (огурец, помидор, морковь, репа, капуста) и фрукты (яблоко, груша, персики и др.), (с учетом местных условий).
В уголке природы продолжайте знакомить детей с комнатными растениями (фикус, примула, бегония, герань коралловая, бальзамин, колеус), учите ухаживать за ними, видеть сезонные изменения. Научите называть их части (стебель, лист, цветок). Дать представления о том, что для роста растений нужны земля, вода и воздух. Продолжайте знакомить детей с растениями, растущими в вашей местности.
В уголке природы рекомендуется иметь овощи и фрукты, осенние листья для букетов, срезанные ветки деревьев и кустарников в воде; календарь погоды, наглядный иллюстрированный материал; книги с иллюстрациями, альбомы по временам года; дидактические игры; материалы для проведения элементарных опытов (песок, сосуд с водой, формочки); материал для развития трудовых навыков: природный и бросовый материал для ручного труда – шишки, веточки, желуди, флакончики и др.
Учим отражать полученные впечатления в речи и продуктивных видах деятельности.
Формировать умение понимать простейшие взаимосвязи в природе (если растение не полить, оно может засохнуть и т. п.).
Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).
Весна. В конце зимы малыши могут посадить лук. Каждый ребенок сажает свою луковицу в ящик с землей. Воспитатель показывает и рассказывает всю последовательность посадки лука. Дети под руководством педагога следят за ростом зеленого лука, осторожно поливают его и срезают выросшие зеленые листья. Ранней весной можно провести посев крупных семян бобов и фасоли.
Продолжать знакомить с характерными особенностями весенней природы: ярче светит солнце, снег начинает таять, становится рыхлым, выросла трава, распустились листья на деревьях, появляются бабочки и майские жуки.
Расширять представления детей о простейших связях в природе: стало пригревать солнышко — потеплело — появилась травка, запели птицы, люди заменили теплую одежду на облегченную.
Показать, как сажают крупные семена цветочных растений и овощей на грядки. Предложить детям взять в руки семена и внимательно их рассмотреть. Обратить внимание на то, что у луковицы есть верхушка, корешки (у гороха есть ростки). Покажите, как правильно нужно сажать луковицу (горох) в землю.
Лето. Расширять представления о летних изменениях в природе:
жарко, яркое солнце, цветут растения, люди купаются, летают бабочки, появляются птенцы в гнездах.
Дать элементарные знания о садовых и огородных растениях. Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи и ягоды.
Осень. Учить замечать изменения в природе: становится холоднее,
идут дожди, люди надевают теплые вещи, листья начинают изменять окраску и опадать, птицы улетают в теплые края.
Расширять представления о том, что осенью собирают урожай овощей и фруктов. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме наиболее распространенные овощи и фрукты и называть их.
В осенний период предложить детям собрать листья в кучу, собрать крупные семена растений, выдернуть морковь.
Средняя группа (от 4 до 5 лет)
У детей пятого года жизни следует поддерживать интерес к явлениям природы, формировать умение взаимодействовать с окружающим миром. Детей учат делать элементарные выводы, делиться с полученными впечатлениями от общения с природой, выражать отношение к миру природы в рассказах и продуктивной деятельности.
Детям этого возраста уже можно дать начальное представление о приспособленности растений к среде обитания; закреплять знания разнообразности растительного мира (деревья, кусты, травы); показать, что растения питаются через корень; дать представления о том, что одним из необходимых условий ухода за растениями является рыхление. Продолжать знакомить с фруктами (яблоко, груша, слива, персик и др.), овощами (помидор, огурец, морковь, свекла, лук и др.).
В уголке природы средней группы рекомендуется иметь комнатные растения (бальзамин, фикус, хлорофитум, герань, бегония, примула и др.); знакомить со способами ухода за ними; календари погоды и природы; наглядный иллюстрированный материал; альбомы; дидактические игры; материал для проведения элементарных опытов; материал для развития трудовых навыков; инвентарь; ящики и стаканчики для посадки рассады.
Расширять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание и т. п.).
Учить детей замечать изменения в природе.
Сезонные наблюдения
Весна. Рассказывать детям о том, что весной зацветают многие комнатные растения.
Формировать представления о работах, проводимых в весенний период в саду и в огороде. Учить наблюдать за посадкой и всходами семян. Привлекать детей к работам в огороде и цветниках.
В конце апреля предложите детям посеять семена гороха, а в начале мая – посадить лук (дети делают лунки и кладут семена). Дети совместно с воспитателем могут выполнять несложные действия в огороде и на цветнике (посев семян, поливка). Необходимо показать детям, как нужно аккуратно рыхлить землю, чтобы не повредить корневую систему растений. Необходимо учить детей планировать свои трудовые действия.
Лето. Расширять представления детей о летних изменениях в при-
роде: голубое чистое небо, ярко светит солнце, жара, люди легко одеты, загорают, купаются.
В процессе различных видов деятельности расширять представления детей о свойствах песка, воды, камней и глины.
Закреплять знания о том, что летом созревают многие фрукты, овощи, ягоды.
Осень. Учить детей замечать и называть изменения в природе: похолодало, осадки, ветер, листопад, созревают плоды и корнеплоды, птицы улетают на юг.
Закрепляйте умение детей устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы. Обратите внимание на появившиеся семена растений, объясните. Что из них появляются новые растения, переносчиками этих семян являются птицы и животные, а в садовых условиях семена высаживают люди. Привлекайте детей к участию в сборе семян растений.
В процессе проведения элементарных опытов подведите детей к пониманию того, что для роста растений необходимы свет, воздух и тепло; покажите как комнатные растения могут поворачиваться к свету. Можно провести наблюдение за растением, на которое падает больше света, чем ему нужно (в этом случае растение приобретет светлую окраску), Подведите детей к пониманию того, что недостаток света так же плохо влияет на рост растений.
Старшая группа (от 5 до 6 лет)
Детей старшей группы учат вести календарь природы. Где они должны ежедневно отмечать состояние погоды. Делать зарисовки растений, за которыми ведут наблюдение.
Продолжайте знакомить детей с комнатными растениями, учите правильно за ними ухаживать; описывать комнатные растения, выделяя характерные признаки и сравнивая растения между собой. Покажите способы вегетативного размножения растений.
Расширяйте и уточняйте представления детей о природе. Учить наблюдать, развивать любознательность. Учите детей взаимодействовать с природой, формируйте представления о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать ее. Учите укреплять свое здоровье в процессе общения с природой.
Закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках и травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг» и «сад».
В уголке природы детей старшей группы рекомендуется иметь: растения (фикус, примула, бегония, герань, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ, ), овощи и фрукты (помидор, огурец, лук, картофель, свекла, морковь, репа, капуста, болгарский перец; яблоко, груша, слива); срезанные ветки деревьев и кустарников поставленные в воду; календарь погоды; наглядный иллюстрированный материал; книги; дидактические игры; альбомы, рисунки и поделки детей; материал для проведения элементарных опытов; материал для развития трудовых навыков; инвентарь.
Использовать в процессе ознакомления с природой произведения художественной литературы, музыки, народные приметы.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (сезон — растительность — труд людей).
Показать взаимодействие живой и неживой природы.
Рассказывать о значении солнца и воздуха в жизни человека, животных и растений.
Сезонные наблюдения
Весна. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях
в природе: тает снег, разливаются реки, прилетают птицы, травка и цветы быстрее появляются на солнечной стороне, чем в тени.
Учите видеть изменения, происходящие в жизни комнатных растений. Покажите некоторые способы вегетативного размножения комнатных растений (черенками, листьями, усами). На огороде и в цветнике учите детей отличать сорняки от садовых и культурных растений. На участке детского сада дети могут вместе с воспитателем перекопать землю для грядок и цветочных клумб; посеять семена, высадить рассаду; летом – поливать, полоть, рыхлить растения; осенью – собирать урожай.
В это время можно провести опыты и показать детям, что растения дышат, растут, цветут и т.д.
Лето. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», много ягод, фруктов, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей).
Осень. Закреплять представления о том, как похолодание и сокращение продолжительности дня изменяют жизнь растений, животных и человека. Необходимо закреплять знания детей о характерных свойствах овощей и фруктов, о семенах растений. Особый интерес у детей вызывает сбор овощей и фруктов.
Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)
Расширять и уточнять представления детей о деревьях, кустарниках, травянистых растениях; растениях луга, сада, леса.
Конкретизировать представления детей об условиях жизни комнатных растений. Знакомить со способами их вегетативного размножения (черенками, листьями, усами). Учить устанавливать связи между состоянием растения и условиями окружающей среды. Дети могут самостоятельно определять, какие растения нужно поливать, какие рыхлить; знают особенности растений – каким растениям нужен яркий свет, тень, влага. В процессе ухода за растениями можно проследить «цикл жизни» растений.
Детей знакомят с лекарственными растениями (подорожник, крапива и др.). В уголке природы (см. ст.гр) подготовительной группы добавляются экзотические фрукты.
Развивать интерес к родному краю. Воспитывать уважение к труду сельских жителей (земледельцев, механизаторов, лесничих и др.).
Учить обобщать и систематизировать представления о временах года.
Формировать представления о переходе веществ из твердого состояния в жидкое и наоборот. Наблюдать такие явления природы, как иней, град, туман, дождь.
Закреплять умение передавать свое отношение к природе в рассказах и продуктивных видах деятельности.
Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано.
Учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями (если исчезнут насекомые — опылители растений, то растения не дадут семян и др.).
Подвести детей к пониманию того, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды: чистые воздух, вода, лес, почва благоприятно сказываются на здоровье и жизни человека.
Закреплять умение правильно вести себя в природе (не ломать кустов и ветвей деревьев, не оставлять мусор, не разрушать муравейники и др.).
Оформлять альбомы о временах года: подбирать картинки, фотографии, детские рисунки и рассказы.
Для проведения опытов в детском саду можно создать зеленую лабораторию, где дети будут познавать окружающий мир в процессе опытнической и трудовой деятельности. Эксперименты должны быть доступными детям, не требующими сложного оборудования и совершенно безопасными. Предоставляйте детям возможность размышлять и делать самостоятельные выводы. Поставьте в групповой комнате срезанные ветки деревьев и понаблюдайте, какие ветки распустятся быстрее. Учите детей фиксировать свои наблюдения в рисунках и схематично. Предложите на протяжении нескольких дней зарисовать растения. Учите детей видеть происходящие вокруг изменения. Во время проведения опыта ребенок должен делать для себя какие-то открытия, аргументировать свои действия, даже если он в чем-то ошибается.
Сезонные наблюдения
Весна. Расширять представления дошкольников о весенних изменениях в природе (чаще светит солнце, зацветают подснежники; распускаются почки на деревьях и кустарниках, начинается ледоход; пробуждаются травяные лягушки, жабы, ящерицы; птицы вьют гнезда; вылетают бабочки-крапивницы; появляются муравьи).
Познакомить с термометром (столбик с ртутью может быстро подниматься и опускаться, в зависимости от того, где он находится — в тени или на солнце).
Наблюдать, как высаживают, обрезают деревья и кустарники.
Учить замечать изменения в уголке природы (комнатные растения начинают давать новые листочки, зацветают и т. д.); пересаживать комнатные растения, в том числе способом черенкования.
Учить детей выращивать цветы (тюльпаны) к Международному женскому дню.
Знакомить детей с народными приметами: «Длинные сосульки — к долгой весне», «Если весной летит много паутины, лето будет жаркое» и т. п.
Лето. Уточнять представления детей об изменениях, происходящих
в природе (самые длинные дни и короткие ночи, тепло, жарко; бывают ливневые дожди, грозы, радуга).
Объяснить, что летом наиболее благоприятные условия для роста растений: растут, цветут и плодоносят.
Знакомить с народными приметами: «Радуга от дождя стоит долго — к ненастью, скоро исчезнет — к ясной погоде», «Вечером комары летают густым роем — быть теплу», «Появились опята — лето кончилось».
Рассказать о том, что 22 июня — день летнего солнцестояния (самый долгий день в году: с этого дня ночь удлиняется, а день идет на убыль).
Знакомить с трудом людей на полях, в садах и огородах. Воспитывать желание помогать взрослым.
Осень. Закреплять знания детей о том, что сентябрь первый осенний месяц. Учить замечать приметы осени (похолодало; земля от заморозков стала твердой; заледенели лужи; листопад; иней на почве).
Показать обрезку кустарников, рассказать, для чего это делают.
Привлекать к высаживанию садовых растений (настурция, астры) в горшки.
Учить собирать природный материал (семена, шишки, желуди, листья) для изготовления поделок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста. (семинар - практикум)
В презентации семинара - практикума "Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста" раскрываются такие понятия, как: 1) экспериментирование, 2) проектная деятельность,...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/13/picture-418891-1394712933.jpg)
Организация исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста
М\одифицированная программа кружка "Маленькие волшебники" (занимательные опыты) направлена на организацию исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста, в том числе и на экологиче...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/30/picture-469910-1446225947.jpg)
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты...
![](/sites/default/files/pictures/2019/10/23/picture-1179118-1571820617.jpg)
ТЕХНОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. АЛГОРИТМ ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ
Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Это внутреннее стремление к исследованию порождает исс...
Семинар «Организация исследовательской деятельности детей при реализации программы «STEM-образование для детей дошкольного и младшего школьного возраста»
C данной презентацией я выступала на методическом семинаре для воспитателей ДОУ Октябрьского района.Цель: исследовательской деятельности - создание условий для формирования реальных представлений...
![](/sites/default/files/pictures/2024/03/01/picture-1506666-1709276718.jpg)
Презентация "Организация экспериментальной деятельности дошкольников при ознакомлении с окружающим миром"
Цель: развитие у детей познавательной способностей(анализ, классификация, сравнение, обобщение)...