Презентация "Организация экспериментальной деятельности дошкольников при ознакомлении с окружающим миром"
презентация к уроку (средняя группа)

Фадеева Елена Павловна

Цель: развитие у детей познавательной способностей(анализ, классификация, сравнение, обобщение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eksperimentirovanie.pptx2.97 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация «Организация экспериментальной деятельности дошкольников при ознакомлении с окружающим миром» Воспитатель высшей квалификационной категории : Фадеева Е.П

Слайд 2

«Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми весёлыми красками радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребёнку захотелось ни один раз возвратиться к тому, что он узнал» В.А. Сухомлинский Экспериментирование- эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира. Детское экспериментирование имеет огромный развивающий потенциал. Главное его достоинство заключается в том, что оно даёт детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами.

Слайд 3

Дошкольники прирождённые исследователи. Тому подтверждение их любознательность, постоянное стремление к экспериментированию, желанию самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога не пресекать эту деятельность, а наоборот активно поощрять . Цели экспериментирования: Поддержать интерес дошкольников к окружающей среде, удовлетворять детскую любознательность Развивать у детей познавательные способности ( анализ, классификация, сравнение, обобщение) Развивать мышление, речь-суждение в процессе познавательно-исследовательской деятельности: в выдвижении предположений, отборе способов проверки, достижении результата, их интерпретации и применении в деятельности Продолжать воспитывать стремление сохранять и оберегать природный мир, видеть его красоту, следовать доступным экологическим правилам в деятельности и поведении. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении опытов и экспериментов.

Слайд 4

Алгоритм подготовки и проведения познавательно-исследовательской деятельности Предварительная работа ( экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстрированных материалов, зарисовки отдельных явлений, факторов) по изучении теории вопроса Типа, вида и тематики НОД – экспериментирования Выбор цели, задач работы с детьми Игровой тренинг внимания, восприятия, памяти, логики, мышления Предварительная исследовательская работа с использованием оборудования, учебных пособий Выбор и подготовка оборудования с учётом сезонности, возраста детей, изучаемой темы Обобщение результатов наблюдения в различной форме: дневники наблюдений, коллажи, мнемотехника, фото, рассказы и рисунки с целью подведения детей к самостоятельным выводам и результатам исследований.

Слайд 5

Особенности организации детского экспериментирования в ДОУ эксперимент должен быть непродолжителен по времени в ажно учитывать индивидуальные различия детей н еобходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки в работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что экспериментирование-это не самоцель, а способ ознакомления с миром.

Слайд 6

Методические требования к подготовке и проведению экспериментов 1.В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются. Случайные эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке. Подготовкой к случайным экспериментам является постоянное самообразование по всем разделам биологии, географии, землеведения. Кроме того, от воспитателя требуется постоянная психологическая готовность разглядеть в природе что-то новое и интересное. Плановые наблюдения и эксперименты. 2.Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект, соответствующий требованиям. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению методики и хода эксперимента. В процессе работы воспитатель поощряет тех детей , которые ищут собственные способы решения задачи, варьирующих ход эксперимента и экспериментальные действия. Заключительным этапом эксперимента является подведение итогов и формирование выводов. После эксперимента дети должны самостоятельно привести в порядок рабочее место – почистить и спрятать оборудование, протереть столы, убрать мусор и вымыть руки с мылом. 3.Эксперименты как ответ на детские вопросы возникает спонтанно и особой подготовки не требует.

Слайд 7

Для поддержания интереса к познавательной экспериментальной деятельности можно использовать: Реальные события: яркие природные явления и общественные события События, специально «смоделированные» воспитателем: внесение в группу предметов с необычным эффектом или назначением, раннее неизвестных детям, вызывающих неподдельный интерес и исследовательскую активность «Что такое?», «Как это действует?» Такими предметами могут быть магниты, коллекция минералов и т.д Воображаемые события, происходящие в художественных произведениях, которые воспитатель читает ( например, полёт на воздушном шаре персонажей Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей») Организация совместных с детьми опытов и исследований в процессе наблюдений за живыми и неживыми объектами, явлениями природы.

Слайд 8

Целесообразное применение следующих приёмов: Работа руками детей Дробление одной процедуры на несколько мелких деталей Помощь воспитателя детям Совместная работа воспитателя и детей Как сознательно используемый приём допускать неточность в работе, давая тем самым детям возможность внести исправления При этом взрослый- не учитель, наставник, а равноправный партнёр соучастник деятельности, что позволяет ребёнку проявлять собственную исследовательскую активность

Слайд 9

Материал для организации экспериментирования Микроскопы, лупы, зеркала, магниты, термометры, глобус, одноразовые шприцы, увеличительные стекла, линейка, треугольник, свечи, песочные часы Ёмкости: половинки мыльниц, пластиковые бутылочки разного размера, стаканы разной формы, лопатки, воронки Природный материал: жёлуди, семена, скорлупа орехов, крупа , бросовый материал: пробки, трубочки для коктейля, винтики, гайки, шурупы, упаковки от киндер сюрприза . Неструктурированные материалы: песок, вода, опилки, глина.

Слайд 10

Роль педагога в процессе экспериментирования Не только в том, чтобы показать способ действия или как руководить действиями ребенка, но и в том , чтобы стимулировать его интерес к предметам, пробуждать любознательность и поисково-познавательную деятельность. Исполнение этой роли предполагает показ специальных интригующих , загадочных объектов, обладающих скрытыми свойствами. Возможность оперировать ими, открывать их новые свойства стимулирует поисково-познавательную деятельность . О чем должен помнить педагог, организуя экспериментальную деятельность детей? Критика - враг творчества. Надо избегать отрицательной оценки детских идей, использование директивных приемов. Проявлять искренний интерес к любой деятельности ребенка, уметь видеть за его ошибками работу мыслей, поиск собственного решения. Воспитывать веру ребенка в свои силы, высказывая предвосхищающую успех оценку .

Слайд 11

Заканчивать обсуждение по решаемой проблеме до появления признаков потери интереса у детей. Подводить итоги эксперимента. Педагог может задавать наводящие вопросы, но дети должны сами назвать поставленную проблему, вспомнить все предложенные гипотезы, ход проверки каждой, сформулировать правильный вывод и оценить свою работу. Когда эксперимент закончен и сделаны выводы, можно задать вопрос: «Как определить правильный ли вывод мы сделали?» Детей следует подвести к мысли о том, что результаты эксперимента являются достоверными, если при повторении исследования они не изменяются. Умозаключения детей основываются на собственном практическом опыте, а не на словесной информации, которую они получают от воспитателя.

Слайд 12

В группе создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками группы. Оборудован и постоянно оснащается « Уголок учёного Гнома»

Слайд 13

Экспериментирование с воздухом Эти эксперименты дают детям знания о том, что воздух находится вокруг нас, его можно ощутить, увидеть проделать с его помощью ряд действий: «Реактивный шарик», «Куда дует ветер», «Бумажный вихрь»

Слайд 14

Экспериментирование с водой Позволяет детям сравнить различные состояния воды: «Вижу-не вижу», « Игры с кубиком льда», «Ледяные игрушки на ёлку» Знакомят детей со свойствами воды и воздуха: «Нырки», « Бульбочки » Знакомят детей со свойствами воды ( прозрачность): «Цветная водичка»

Слайд 15

Знакомство со свойствами своего организма «Для чего нужен нос?», « Для чего нужны глаза?», «Ушки на макушке», «Руки –помощники»

Слайд 16

Экспериментирование с песком Даёт детям возможность выделить для себя новые свойства песка: «Свойства мокрого песка», «Песочный конус», «Можно ли услышать песок?», «Лепим колобки»

Слайд 17

«Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать» П.П.Блонский Благодарю за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и с...

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

  По­знание мира живой и неживой природы, установление причинно-следственных связей происходит успешнее в про­цессе опытнической деятельности и экспериментирования....

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира.

Потребность в новых впечатлениях и знаниях является одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного,  так и общего психического развития детей дошкольного возра...

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира

Экспериментирование - эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира....

"Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира" учитель-логопед Винничук А.В.

Что я слышу - я забываюЧто я вижу -я  помнюЧто я делаю - я понимаюКонфуцийРечь развивается вместе с мышлением. Активно познавая мир,ребенок развивает мышление и речь.Основная цельСпособствуем фор...

Консультация для воспитателей "Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"

quot;Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира"...