ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
проект (средняя группа) на тему
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_srednyaya_gruppa_.doc | 120 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ
С РАСТИТЕЛЬНЫМ МИРОМ
В ВЕСЕННЕ-ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Содержание
Актуальность.........................……………………………………….........…….3
Цель проекта.....……………………………………………………....…….......4
Задачи………………………………………………………………....……..….4
Гипотеза………………………………………………………….…………......5
Тип проекта………………………………………………………..………........5
Участники проекта.................……………………………………………….....5
Ожидаемые результаты......................................................................................6
Формы работы.....................................................................................................7
Работа с родителями……………………………………………………….......9
Этапы реализации проекта……………………………………………..…….10
Перспективы дальнейшего развития проекта.................................................11
План экспериментальной деятельности…………………………………......12
Приложения
Актуальность.
Дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать - значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.
Природа может дать нам все необходимое для воспитания детей. Сколько чудесных ощущений и впечатлений можно получить от общения с природой! Сколько красок, форм, превращений в ней можно увидеть!
Тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей среднего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Это детский исследовательский проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно - исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
Формирование у детей интереса к исследовательской и опытнической деятельности.
Задачи.
- расширять представления детей о растениях как живых организмах, об условиях необходимых для их роста и развития,
- обобщать представления о необходимости света, тепла, влаги, почвы для роста растений;
- формировать познавательную, исследовательскую, трудовую деятельность детей;
- формировать у детей понятия взаимосвязи «природа – человек»: люди сажают, выращивают, ухаживают за растениями, растения вырастают, кормят своими плодами и радуют людей;
- приобщать детей к трудовой деятельности;
- развивать познавательные и творческие способности;
- развивать умения обобщать и анализировать собственный опыт исследовательской деятельности.
- воспитывать бережное отношение к живой природе.
«Нужно точно нам узнать: все условия для роста растений, чтобы не было никаких сомнений».
Тип проекта.
По доминирующей в проекте деятельности: творческий, познавательно-исследовательский, практический
По числу участников проекта: групповой
По времени проведения: долгосрочный (6 месяцев)
По характеру контактов: в рамках ДОУ
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата
Участники проекта.
- Руководители проекта - воспитатели группы
- Дети средней группы и их родители
.
Ожидаемые результаты.
Из семечки, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, горох, помидоры, огурцы и другие овощные культуры. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. Взрослые и дети будут участвовать в совместных трудовых поручениях.
Формы работы.
Виды деятельности | Тема | Цель |
Беседа | «Царство растений» | Расширить знания детей о растениях. |
Исследовательская деятельность | «Какое наше семечко» | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. |
Исследовательская деятельность | «Почва - живая земля» | Исследование почвы и значение её в жизни растений. |
Практическая деятельность | Выращивание рассады | Продолжать формировать навыки посадки и ухода за растениями. |
Практическая деятельность | Посадка овощей | Вызвать у детей интерес к выращиванию огородной культуры. |
Практическая деятельность | Сбор урожая | Вызвать положительные эмоции от полученного результата. Приобщать детей к посильной деятельности сбора урожая. Обобщать знания детей об овощах. |
Опыт - наблюдения | Наблюдения за выращиванием лука | Продолжать развивать наблюдательность – умение замечать изменения в росте растений, связывать их с условиями, в которых они находятся, правильно отражать наблюдения в рисунке. |
Наблюдения | «Растут ли наши овощи?» | Продолжать учить детей замечать изменения в росте и развитии растений. |
Труд в уголке природы | «Срезка лука» | Воспитывать желание о необходимости выращивания зеленого лука – использование в приготовлении еды. |
Труд в уголке природы | «Растет ли наш лучок?» | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий . |
Труд в природе | «Высадка рассады» | Приобщать детей к посильной деятельности высадки рассады на огород. Продолжать знакомство с условиями необходимыми для жизни и роста растений в открытом грунте. |
Труд в природе | «Забота о растениях» | Формировать навыки ухода за растениями на огороде. Развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений. (полив, взрыхление, прополка сорняков) |
Совместная деятельность | Аппликация «Репка» | Формирование познавательного интереса к растительному миру, развивать восприятие, память, продолжать развивать наблюдательность. |
Совместная деятельность | Лепка «Свекла и огурец» | Продолжать совершенствовать умение детей лепить предметы овальной, круглой формы, закреплять знания об овощах, их внешнем виде. |
Совместная деятельность | Чтение сказки «Теремок» | Научить детей сопоставлять содержание сказки с сюжетом оформления «Огорода на окне». |
Дидактическая игра | «Что растет на огороде?» | Продолжать закреплять названия овощей, их внешний вид. |
Дидактическая игра | «От семечка к семечку» | Закрепить знания детей о последовательности роста и развития растения на примере бархатцев. |
Работа с родителями.
- Предложить родителям приобрести для проведения проекта - контейнеры, землю, мох, опил, песок и семена для посадки (салат, огурец, кабачок, горох, томат, капуста)
- Домашнее задание – оформить с детьми контейнеры для посадки лука и посадить дома свою луковицу, принести в группу для выращивания и наблюдения «Луковой семейки».
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
Беседы: «Знакомство с семенами растений» (где можно приобрести семена, как за ними ухаживать, хранить их), рассматривание семян (у всех растений семена разные). Сбор художественной литературы, иллюстрационного материала по данной теме (рассказы, сказки, стихи, загадки, пословицы об овощах, картинки и др. Рассказы детей, как они помогают родителям на огороде. Разбивка огорода в группе. Изготовление атрибутов для оформления огорода.
Исследовательский этап.
Создание в группе огорода на подоконнике. Участие в конкурсе детского сада « Огород на окне». Посев семян на рассаду. Оформление огорода атрибутами. Наблюдение за всходами, ростом растений, проведение опытов, экспериментов. Результаты экспериментов фиксируются в рисунках. В процессе исследований дети познакомятся с художественной литературой об овощах. Рассматривание картинок, иллюстраций, альбомов с изображением растений.
Посадка лука. Высадка рассады в открытый грунт на огороде детского сада. Полив грядок на огороде. Отражение результата через художественно-творческую деятельность.
Заключительный этап.
Подведение итогов реализации проекта. Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности. Сбор урожая на огороде. Защита проекта – презентация.
.
Перспективы дальнейшего развития проекта.
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих годы, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди».
Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов. Полученный нами опыт будет распространён среди педагогов ДОУ.
План экспериментальной деятельности.
Земля.
Название мероприятия: Узнаем, какая земля.
Цель: Выявить свойства земли: имеет вес, разного цвета, сыпется
Материал, оборудование: земля в контейнерах
Вода.
Название мероприятия: Вода и растения
Цель: Выявить насколько вода необходима для роста растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один поливают регулярно, второй не поливается совсем)
Солнце.
Название мероприятия: Солнце и растения
Цель: Определить роль солнца в жизни растений
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и проросшими ростками (один стоит на солнышке, другой поместили в темную комнату)
Человек.
Название мероприятия: Человек и растения
Цель: Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека
Материал, оборудование: 2 контейнера с землей и ростками (один контейнер дети поливают, рыхлят землю, выбирают солнечное место, другой не поливают, не рыхлят землю, поставили в темное место)
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Художественная литература
Русская народная сказка «Репка», «Вершки и корешки»
белорусская сказка «Пых»
украинская сказка «Колосок»
татарская песенка «Мешок»
Ю.Тувин «Овощи»
Пословицы и поговорки
«Без капусты щи не густы»
Заяц – трус, а и тот на капусту охотиться»
«Щей поел – словно шубу надел»
«Огород – для семьи доход»
«Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не ждут)».
Загадки
Картошка
Что копали из земли,
Жарили, варили?
Что в земле мы напекли,
Ели да хвалили?
Редис
Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.
Репа
Кругла, а не шар,
С хвостиком, а не мышь.
Желта, как мед, а вкус не тот.
Огурец
Побежали в огород
Посмотреть что там растет.
Отыскали, наконец, там зеленый……..
Семя
Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет.
Горох
На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?
Капуста
Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …..
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Стихи.
Посадила в огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.
А. Максакова
Летом огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!
Ж. Дарк
А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!
Т. Казырина
Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой огород.
Здесь клубника лезет в рот.
И. Михашина
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Физкультминутка
«Жил один садовод...»
Жил один садовод, он развел огород,
Приготовил старательно грядки.
(Дети делают движения, словно копают лопатой.)
Он принес чемодан полный разных семян.
(Дети шагают.)
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна и взошли семена.
(Дети приседают и встают.)
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
(Выполняют движения, словно поливают.)
На ночь их укрывал и берег от холодной погоды.
(Дети садятся.)
Но когда садовод нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
— Никогда и нигде, ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод нам такой огород,
Где на грядках, засеянных густо,
ОГУРБУЗЫ росли, ПОМИДЫНИ росли,
РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!
Вот так яблоко! Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
Руку протяните, (Протянули руки вперед.)
Яблоко сорвите. (Руки вверх.)
Стал ветер веточку качать,
(Качаем вверху руками.)
Трудно яблоко достать. (Подтянулись.)
Подпрыгну, руку протяну (Подпрыгнули.)
И быстро яблоко сорву!
(Хлопок в ладоши над головой.)
Вот так яблоко! (Встали.)
Оно (Руки в стороны.)
Соку сладкого полно. (Руки на пояс.)
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Знает каждый садовод, что такое «ОГОРОД» -
это там, где все растет.
Там горох, редис и лук – это знают все вокруг!
Базилик и сельдерей, много разных, очень вкусных и полезных овощей.
Есть гипотеза, коллеги, нужно точно нам узнать:
Все условия для роста растений, что бы не было сомнений...
«А всегда нужна земля? И какая лучше?
Сколько влаги, света нужно? Чем мы будем удобрять?
Чтобы осенью хороший урожай смогли собрать!
Да, вопросов здесь немало, Чтоб на все найти ответ,
Мы решили в нашей группе провести эксперимент!
Мы к проблеме этой важной все серьезно подошли
И научную поддержку у родителей нашли.
Вместе книжки мы читали, в интернете пропадали,
И секретов много разных мы от бабушки узнали.
Стали думать мы, решать, Какую почву надо взять?
Провели эксперименты, отобрали семена...
Брали землю, торф, песок и мох на всякий случай.
Выясняли, где семена прорастут быстрее, лучше?
Разделили мы растения:
Первые – поливали, вносили удобрения,
Про вторые – позабыли, не поливали, не кормили,
Третьи – солнышка лишили...
Наблюдали регулярно, были мы внимательны,
В календарь все изменения, вносили обязательно.
Вот уж день, второй проходит, третий минул и седьмой-
Ни росточка, ни листочка, что же делать нам с тобой?
Вот настал восьмой денёк. Посмотри-ка, что-то всходит!
Да ведь это же росток!
Здесь и здесь и тут, и там, появились все росточки.
Поливаем по утрам, чтоб развивались правильно листочки
Есть ростки в песке и торфе, Даже в мохе тоже есть.
Только нет в сухой земле и в горшке, что в темноте!
С каждым днём всё интересней, наблюдаем все мы вместе,
Как ростки у нас растут.
Значит можно сделать вывод, проведя эксперимент:
Для посадки нам нужна – удобренная земля,
Солнца ласкового луч – вот к успеху верный ключ!
А еще нужна вода, не из под крана, без вреда.
Надо сутки ей стоять, а потом уж поливать.
Торф, песок и мох, друзья, пригодятся лишь для проращивания!
А чтобы растения развивались обязательно –
Земля должна быть удобренной и питательной!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по профилактике возникновения лесных пожаров в весенне-летний период
План работы с кадрами, детьми и родителями....
Положение о смотре – конкурсе «Организация исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период»
Данный материал содержит информацмю о смотре-конкурсе исследовательской деятельности детей по ознакомлению с растительным миром в весенне-летний период. Имеется приложение, где представлено прим...
Типичные травмы и их предупреждение в весенне-летний период
Рекомендации для родителей...
Краткосрочный проект весенне-летнего периода "Безопасная песочница"
В весенне-летний период нами не случайно был выбран проект "Безопасная песочница".Современные дети мало играют на улице, а если и играют, то их игры скудны и однообразны. Да еще мама постоян...
«Игры с элементами летних видов спорта на прогулке с детьми в весенний – летний период»
Материал для инструкторов по физической культуре, воспитателей....
Памятка о мерах пожарной безопасности в весенне-летний пожароопасный период.
Весна и лето — пожароопасный сезон. Каждый год повторяется ситуация горения сухой прошлогодней травы, оттаявшего бытового мусора, что в свою очередь может привести и приводит к возгоранию насажд...
Памятка О мерах пожарной безопасности в весенне – летний пожароопасный период для жителей города Нижневартовска
ПамяткаО мерах пожарной безопасности в весенне – летний пожароопасный период для жителей города Нижневартовска...