Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.
статья по теме

Мелкумян Нунэ Ивановна

Данная статья направлена на формирование гражданской позиции ребенка в процессе взаимодействия с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gbou_sosh_no1794_sp3_melkumyan_n.i.-_2.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.

       В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско - пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы не был случайным.

      Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. А что такое общество?

    Общество  — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.

    Понятие «гражданское общество» сегодня является одним из наиболее распространенных общественно- политических терминов, широко используемых при анализе социальных процессов в прошлом и настоящем.

        Но мы знаем, что у гражданского общества существует потребность в духовно-нравственном становлении.

         Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания. Актуальность этой проблемы определяется, прежде всего, противоречием между потребностью общества в духовно-здоровой, саморазвивающейся и самовоспитывающейся личности, и отсутствием системы, программы духовного развития.

      Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспитания совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, тактичности, добропорядочности, сострадающей и сочувствующей личности.

    Опираясь на актуальность этой проблемы в современном обществе и на возраст воспитуемых и обучаемых нами детей, мы стали ближе заниматься этой проблемой.

    Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна.

    Для начала мы начали работать над повышением духовности в повседневной работе воспитателя, учителя. Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом занятии или уроке присутствовали добро, истина, красота.

    Дошкольный возраст является благоприятным периодом развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.      

   В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка, постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком  все это  побудило к созданию новой формы работы с детьми, создание детско-родительских проектов.  

   Сотворчество родителей и детей, проведение совместных исследований, наблюдений, оформление своего творческого исследовательского проекта учит их совместному общению, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к познанию нового и экспериментированию, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач развивающего процесса.

   Целью  детско-родительского проекта  - помочь  ребенку в его физическом и духовном становлении    

Задачи:

  • ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством;
  •  обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;
  • психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей.
  •   развитие педагогической компетентности родителей.
  •   расширение словарного запаса детей.
  •   развитие мышления, памяти, воображения, креативности.
  •   развитие коммуникативных способностей. 

            Работа основывается на общих принципах воздействия, разработанных в отечественной педагогике.

  Ведущими из них являются следующие:

1.  Опора на развитие познавательных процессов в онтогенезе, с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства.

2.  Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей, как основы повышения поликультурной компетентности дошкольника.

3.Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.

 

 21. Этапы реализации проектной деятельности

Первый («мотивационный»)

Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка к участию в познавательно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ.

 Второй этап («содержательно-формирующий»)

Основная цель этого этапа состоит в практической разработке и проведению наблюдений и экспериментов.

 Третий этап («саморазвивающий»)

Цель этого этапа заключается в совместном анализе родителей и детей результатов наблюдений и исследований, сборе фото и видео материалов, составления медиа- ресурса для презентации своих «Маленьких открытий» в детском саду.

     Я  вас познакомлю с тремя проектами, которые выстроены по данному принципу. Первый проект «От древних царств до Новейших времён»- защитили Арутюнян Зарина с мамой Кариной Сергеевной, данный проект исследовалось  на малой исторической Родине, где посещались известные архитектурные  места, научно-исследовательский центр «Матенадаран», изучались исторические  материалы и летописи армянского народа. Результатом данного проекта стало: сплочение членов семьи,  эмоциональный комфорт,  развитие монологической речи у ребенка, творческих  данных, а также поисковой грамотности.  

       Второй проект «Женский головной убор Киргизии»- защитили Бакыева Гулсун с мамой Чинарой Ибрагимжановной, где были представлены разные виды головных уборов у женщин.   В процессе этого проекта посещались Музей Кочевой культуры, выставочный зал Киргизской культуры в ВВЦ, были найдены исторические и культурные  материалы по данной теме, был передан ритмичность узора и орнамента  головного убора в детском рисунке, были прочтены киргизские народные сказки.

       Третий    проект «Колокол – голос России» защитили Иванова Ксения с мамой Светланой Николаевной, где рассказывалось о чудотворной силе колокола на Руси, как в быту , предупреждая людей об опасности, сопровождал жизнь русского человека от рождения до его смерти через все церковные праздники, торжества и обряды, говорили, что колокол несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцеляя их, так и о его духовном , культурном составляющем, в качестве музыкального инструмента. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов.  В данном проекте были изучены исторические материалы, а также были использованы художественные материалы, рассказывание  легендарной  истории о городе  Китеже, была посещена церковь с целью ознакомления ребенка с колоколом и его звоном, также  семья посетила  Кремль – Царь- колокол и самое главное, как педагог выявила приятную для себя информацию о папе – художнике, он показал Ксении как нужно правильно рисовать колокольный набат.

    Все проекты были насыщены полезной информацией даже для взрослых людей.  

      Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития.  Поэтому в своей работе  я  хотела сблизить членов данных семей, чтоб они сплоченней взаимодействовали друг с другом. Благодаря   детско-родительскому проекту , мне удалось достичь эмоционально  комфортного  микроклимата  в многонациональной группе, где осваивались  ценностно-смысловые представления и ориентиры, развивались умения и навыки позитивного  общения для взаимодействия с окружающими его людьми,  развивались такие духовно-нравственные качества как незлобивость, дружелюбие и миролюбие,  сочувствие и милосердие, доброта и взаимопомощь.

        И в завершении, хотелось бы подчеркнуть , что   развиваемая  нами идея формирования  культурной идентичности  детей старшего дошкольного возраста,  обусловливается стойкой убежденностью в своей полной сопричастности нормам и требованиям данной социальной общности .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ

Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...

Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе

В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....

Педагогический проект. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников на основе проведения праздников и инсценировки сказок на английском языке»

Данный проект направлен на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, любви к национальной культуре через знакомство  со значимыми религиозными праздниками и инсценировкой сказок на иност...