Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.
статья по теме
Данная статья направлена на формирование гражданской позиции ребенка в процессе взаимодействия с родителями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gbou_sosh_no1794_sp3_melkumyan_n.i.-_2.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование духовно-нравственных ценностей как основа гражданского общества.
В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Сегодня школа переживает драму воспитания. Рассыпались на глазах многие идеалы и ценности. Ушли в прошлое октябрятско - пионерско-комсомольские традиции. Сегодня подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности, поэтому проблема духовно-нравственного воспитания так актуальна и выбор данной темы не был случайным.
Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. А что такое общество?
Общество — форма объединения людей, обладающих общими интересами, ценностями и целями.
Понятие «гражданское общество» сегодня является одним из наиболее распространенных общественно- политических терминов, широко используемых при анализе социальных процессов в прошлом и настоящем.
Но мы знаем, что у гражданского общества существует потребность в духовно-нравственном становлении.
Потребность и понимание того, что духовное – это первооснова любого общества и любой личности, всё больше приходит в нашу жизнь. Мы начинаем понимать, ценить и выстраивать приоритеты, не иначе как для развития духовно-нравственной сферы личности, основы современного воспитания. Актуальность этой проблемы определяется, прежде всего, противоречием между потребностью общества в духовно-здоровой, саморазвивающейся и самовоспитывающейся личности, и отсутствием системы, программы духовного развития.
Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе духовные потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Поэтому мы считаем его наиболее продуктивным для воспитания совестливости, честности, правдивости, ответственности, милосердия, отзывчивости, тактичности, добропорядочности, сострадающей и сочувствующей личности.
Опираясь на актуальность этой проблемы в современном обществе и на возраст воспитуемых и обучаемых нами детей, мы стали ближе заниматься этой проблемой.
Следует, однако, заметить, что многие вопросы духовно-нравственного воспитания требуют не изобретения новых приёмов, методов, а разумного использования и системного применения старых, общепринятых. Ибо, как сказал классик, и устарела истина, и стариною бредит новизна.
Для начала мы начали работать над повышением духовности в повседневной работе воспитателя, учителя. Сегодня каждый из нас стремится, чтобы на каждом занятии или уроке присутствовали добро, истина, красота.
Дошкольный возраст является благоприятным периодом развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством, обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности, а также период, в котором формируется детское сообщество как первый институт социализации ребенка.
В современных условиях родители заняты обеспечением материальной стороной жизни ребенка, постоянная нехватка времени, возникающие вопросы по воспитанию и взаимодействию с ребенком все это побудило к созданию новой формы работы с детьми, создание детско-родительских проектов.
Сотворчество родителей и детей, проведение совместных исследований, наблюдений, оформление своего творческого исследовательского проекта учит их совместному общению, способствует активизации непроизвольного внимания, повышению мотивации к познанию нового и экспериментированию, расширению возможностей работы с наглядным материалом, что помогает при достижении поставленных целей и решении задач развивающего процесса.
Целью детско-родительского проекта - помочь ребенку в его физическом и духовном становлении
Задачи:
- ознакомление с универсальными ценностями, признанными человечеством;
- обретение ребенком своего «Я», активная реализация потребности в проявлении индивидуальности активное, заинтересованное, творческое участие семей в реализации проекта;
- психологическую готовность родителей в понимании своего ребенка, заботы о нем, видение его талантов, возможностей.
- развитие педагогической компетентности родителей.
- расширение словарного запаса детей.
- развитие мышления, памяти, воображения, креативности.
- развитие коммуникативных способностей.
Работа основывается на общих принципах воздействия, разработанных в отечественной педагогике.
Ведущими из них являются следующие:
1. Опора на развитие познавательных процессов в онтогенезе, с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в норме в период дошкольного детства.
2. Важнейшим в работе является принцип коммуникативного подхода к формированию устной связной речи детей, как основы повышения поликультурной компетентности дошкольника.
3.Овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений.
21. Этапы реализации проектной деятельности
Первый («мотивационный»)
Его главной целью служит формирование мотивационной готовности ребенка к участию в познавательно – исследовательской деятельности с использованием ИКТ.
Второй этап («содержательно-формирующий»)
Основная цель этого этапа состоит в практической разработке и проведению наблюдений и экспериментов.
Третий этап («саморазвивающий»)
Цель этого этапа заключается в совместном анализе родителей и детей результатов наблюдений и исследований, сборе фото и видео материалов, составления медиа- ресурса для презентации своих «Маленьких открытий» в детском саду.
Я вас познакомлю с тремя проектами, которые выстроены по данному принципу. Первый проект «От древних царств до Новейших времён»- защитили Арутюнян Зарина с мамой Кариной Сергеевной, данный проект исследовалось на малой исторической Родине, где посещались известные архитектурные места, научно-исследовательский центр «Матенадаран», изучались исторические материалы и летописи армянского народа. Результатом данного проекта стало: сплочение членов семьи, эмоциональный комфорт, развитие монологической речи у ребенка, творческих данных, а также поисковой грамотности.
Второй проект «Женский головной убор Киргизии»- защитили Бакыева Гулсун с мамой Чинарой Ибрагимжановной, где были представлены разные виды головных уборов у женщин. В процессе этого проекта посещались Музей Кочевой культуры, выставочный зал Киргизской культуры в ВВЦ, были найдены исторические и культурные материалы по данной теме, был передан ритмичность узора и орнамента головного убора в детском рисунке, были прочтены киргизские народные сказки.
Третий проект «Колокол – голос России» защитили Иванова Ксения с мамой Светланой Николаевной, где рассказывалось о чудотворной силе колокола на Руси, как в быту , предупреждая людей об опасности, сопровождал жизнь русского человека от рождения до его смерти через все церковные праздники, торжества и обряды, говорили, что колокол несет в себе силу, способную помогать больным детям, исцеляя их, так и о его духовном , культурном составляющем, в качестве музыкального инструмента. Колокольные звоны не раз воспроизводились в творчестве русских и советских композиторов. В данном проекте были изучены исторические материалы, а также были использованы художественные материалы, рассказывание легендарной истории о городе Китеже, была посещена церковь с целью ознакомления ребенка с колоколом и его звоном, также семья посетила Кремль – Царь- колокол и самое главное, как педагог выявила приятную для себя информацию о папе – художнике, он показал Ксении как нужно правильно рисовать колокольный набат.
Все проекты были насыщены полезной информацией даже для взрослых людей.
Результаты психолого-педагогического исследований показывают, что дети, которые вырастают в атмосфере любви, взаимопонимания, поддержки, обладают высокими потенциальными возможностями полноценного развития. Поэтому в своей работе я хотела сблизить членов данных семей, чтоб они сплоченней взаимодействовали друг с другом. Благодаря детско-родительскому проекту , мне удалось достичь эмоционально комфортного микроклимата в многонациональной группе, где осваивались ценностно-смысловые представления и ориентиры, развивались умения и навыки позитивного общения для взаимодействия с окружающими его людьми, развивались такие духовно-нравственные качества как незлобивость, дружелюбие и миролюбие, сочувствие и милосердие, доброта и взаимопомощь.
И в завершении, хотелось бы подчеркнуть , что развиваемая нами идея формирования культурной идентичности детей старшего дошкольного возраста, обусловливается стойкой убежденностью в своей полной сопричастности нормам и требованиям данной социальной общности .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование духовно-нравственных качеств детей на основе православной культуры и традиций русского народа».
Педагогический прект по духовно-нравственному воспитанию дошкольников....
Проект Тема: «Формирование духовно-нравственных представлений о матери у детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) По курсу «Технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников на основе православных ценностей и традиций»
Цель проекта Формирование духо...
Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества». Выступление «Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко "Добрый мир"».
Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир&qu...
ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРАКТИКЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОО С СЕМЬЕЙ
Работа имеет практическое значение, так как предложенные в ней методические рекомендации по проведению мероприятий, направлены на формирования духовно-нравственных семейных ценностей у дошкольников в ...
Семейные ценности, как основа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста в обществе
В данной статье говорится о приобщении детей дошкольного возраста к культуре своего народа,к отеческому наследию на примере семейных ценностей и традиций....
Педагогический проект. Формирование духовно-нравственных качеств дошкольников на основе проведения праздников и инсценировки сказок на английском языке»
Данный проект направлен на приобщение детей к духовно-нравственным ценностям, любви к национальной культуре через знакомство со значимыми религиозными праздниками и инсценировкой сказок на иност...
Проектная деятельность "Истоки" (формирование духовно - нравственной основы личности, а также присоединение ребёнка и его родителей к базовым духовным, нравственными социокультурным ценностям России).
В данном материале рассматривается одна из основных задач в работе с дошкольниками - воспитание доброты....