Организация здоровьесберегающей деятельности в ГБДОУ
статья на тему

Куманейкина Ирина Сергеевна

Организация здоровьесберегающей деятельности в  ГБДОУ

Авторы Куманейкина И.С.

Александрова Е.А.

Михайлова Е.А.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Организация здоровьесберегающей деятельности в  ГБДОУ

Авторы:

Заведующий ГБДОУ №9 Александрова Е.А.

Ст.воспитатель ГБДОУ №9 Куманейкина И.С.

Инст. физвоспитания ГБДОУ №9 Михайлова Е.А.

       В настоящее время предъявляются высокие требования  к созданию в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием.  На сегодняшний день   целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при условии сохранения и укрепления здоровья.  

      Приоритетным направлением дошкольного образования является охрана здоровья детей. Актуальность проблемы определяется особенностями местного климата, высокой заболеваемостью, увеличение частоты случаев хронических заболеваний, наличием в дошкольном учреждении групп коррекционной направленности.

      В нашем дошкольном образовательном учреждении используются разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название – «здоровьесберегающая деятельность».

Здоровьесберегающая технология -  это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.  

     В уставе ДОУ предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.

     Наше дошкольное учреждение комбинированного вида, включает в себя 1 группу раннего возраста, 3 массовые группы и 2 коррекционные группы: логопедическая группа и группа с задержкой психомоторного развития. Поэтому для систематизации педагогического процесса в ДОУ необходим поиск новых подходов к воспитанию гармонично-развитой личности. А именно: создание системы мониторинга  каждого ребенка, разработка индивидуального маршрута, индивидуализации профилактических мероприятий, создания специальных  условий в предметно-развивающей среде групп, способствующих достижению поставленных целей.

     В связи с выше изложенным становится очевидной необходимость разработки системы методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности в учреждении.

         Данная система предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья, уровень овладения образовательными областями и коррекцию в данном направлении, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений  условий среды.

       Основными задачами  здоровьесберегающей  деятельности  в детском саду является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Они реализуются в процессе различных  видов  деятельности таких как, социально-личностная, художественно-эстетическая, познавательно-речевая, физическая.

Условия необходимые для решения поставленных задач в учреждении:

  • Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
  • Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
  • Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
  • Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
  • Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
  • Уважительное отношение к результатам детского творчества;
  • Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
  • Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
  • Повышение квалификации педагогического состава;
  • Взаимодействие специалистов с целью передачи опыта посредством различных форм работы (педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико – психолого - педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.).

Специалистами нашего ДОУ была разработана комплексная система здоровьесберегающей деятельности, состоящая из  5 блоков:

1 блок «Создание условий для двигательной активности», в которые входят:

  • Гибкий режим;
  • занятия по подгруппам;
  • оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группах);
  • индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;

2 блок: «Система двигательной активности», состоящий из:

  • Утренняя гимнастика;
  • прием детей на улице в теплое время года;
  • физкультурные занятия;
  • двигательная активность на прогулке;
  • физкультура на улице;
  • подвижные игры;
  • физкультминутки на занятиях;
  • гимнастика после дневного сна;
  • физкультурные досуги, забавы, игры;
  • музыкально-ритмические движения;
  • игры, хороводы, игровые упражнения;
  • оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы;
  • логоритмическая гимнастика

3 блок: «Система закаливания», включающая в себя:

  • утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
  • утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
  • облегченная форма одежды;
  • солнечные ванны (в летнее время);

4 блок: «Организация рационального питания», построенная на:

  • организация второго завтрака (соки, фрукты);
  • введение овощей и фруктов в обед и полдник;
  • витаминизация 3 блюд;
  • питьевой режим

5 блок: «Диагностика уровня физического развития», включает в себя:

  • диагностика уровня физического развития;
  • диспансеризация детей детской поликлиникой;
  • обследование логопедом, дефектологом

Руководство всей деятельностью детского сада осуществляется заведующим в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико – педагогического центра диагностики и консультирования; совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует предметно – развивающую среду. Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителей-логопедов воспитателей, педагога-психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии и взаимопонимании всего педагогического коллектива возможно достижение поставленной цели. Особое внимание мы хотим уделить

 МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (в нашем случае: дети с ЗПР, нарушением интеллекта, речи), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ учителя – дефектолога, педагога – психолога, учителя – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания) по отношению к воспитаннику. Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план.  

УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ

 1.Диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.

2.Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.

3. Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики

 4. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия . Формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.

5. Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития.

6. Участвует в методических объединениях, и является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума ГБДОУ.

7. Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

1.Диагностирует: Уровень импрессивной и экспрессиавной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).

2.Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.

3. Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.

4.Проводит подгрупповые занятия по формированию-фонематического восприятия (1 год обучения), подготовке к обучению грамоте (2 год обучения).

 5. Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.

 6. Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.

7. Участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.

8. Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. 

 ВОСПИТАТЕЛЬ

1. Проведение специально-организованных занятий по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.

 2. Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. Развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения.

3. Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов.

4. Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей.

5. Консультирование родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики.

6. Воспитатель совместно с учителем-логопедом и учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также развитии психических процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.

 ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ

 Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья  детей, гармоничного развития их личности.

1.ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА

-проведение первичной диагностики при приеме детей в ДОУ;

-проведение плановой диагностики(НПР, познавательная сфера, личностная сфера, эмоциональное благополучие, готовность к школь6ному обучению);

- индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и\или родителей;

- анкетирование родителей и педагогов.

2.ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;

-психологическое сопровождение ребенка в период адаптации;

- проведение психопрофилактических занятий \совместных досугов с родителями.

3.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА

4.ПСИХОРАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА

- развитие\коррекция эмоциональных и интеллектуальных ресурсов воспитанников (индивидуальные и групповые занятия);

5.ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

-содействие повышению психолого-педагогической культуры взрослых(тематические выступления на собраниях, подбор псих. литературы, оформление стендовой информации, буклеты)

6.ПСИХОКНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА

- консультирование по результатам обследования детей;

- консультирование по индивидуальным запросам;

- семинары-практикумы

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

 1.Осуществляет  музыкальное и эстетическое воспитание детей.

 2.Подбор музыкального, песенного репертуара осуществляет с учетом результатов мониторинга.

 3.Использует на занятиях элементы психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.

4. Разрабатывает план индивидуальной и групповой работы.

5.Организует досуговую деятельность дошкольников.

6. Взаимодействует со специалистами, участвует в медико-педагогических совещаниях.

РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

 1.Диагностирует уровень физической подготовленности воспитанников. 2.Принимает участие в разработке индивидуального маршрута ребенка. 3.Разрабатывает план индивидуальной и групповой работы.

4.Организует физкультурно-досуговую деятельность.

5.Координирует работу по физическому воспитанию на группах.

6.Формирует представление у воспитанников о здоровом образе жизни. 7.Взаимодействует со специалистами, участвует в медико-педагогических совещаниях.

 МЕДПЕРСОНАЛ

 1.Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.

 2.Соблюдение требований санитарно-эпидемиологических норм и правил.

3. Осуществление контроля режима и качества питания.

4.Оценка физического развития по данным антропометрических показателей.

5. Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.

6. Специальная профилактика инфекционных заболеваний – составление индивидуального календаря прививок с учетом состояния здоровья детей.

7. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями. Допуск к занятиям после перенесенных заболеваний.

8. Разработка рекомендаций к подбору физических упражнений для детей, имеющих отклонения  в состоянии здоровья.

            В результате   взаимодействия педагогического коллектива разработана «Образовательная программа», целью которой является оптимизация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с государственными федеральными требованиями. В процессе внедрения программы наблюдалось значительное улучшение в интеллектуальной, физической и психологической сфере каждого ребенка. В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в ДОУ

Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,...

Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.

В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...

Статья организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении

Статья на тему: организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении....

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»

«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...

«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»

«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»...

Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду

Программа "Островок здоровья" - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни....