Организация здоровьесберегающей деятельности в ГБДОУ
статья на тему
Организация здоровьесберегающей деятельности в ГБДОУ
Авторы Куманейкина И.С.
Александрова Е.А.
Михайлова Е.А.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 69 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация здоровьесберегающей деятельности в ГБДОУ
Авторы:
Заведующий ГБДОУ №9 Александрова Е.А.
Ст.воспитатель ГБДОУ №9 Куманейкина И.С.
Инст. физвоспитания ГБДОУ №9 Михайлова Е.А.
В настоящее время предъявляются высокие требования к созданию в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Необходимость постановки этой проблемы определяется уровнем задач, поставленных сегодня перед нашим образованием. На сегодняшний день целью образования является всестороннее развитие ребенка с учетом его возрастных возможностей и индивидуальных особенностей при условии сохранения и укрепления здоровья.
Приоритетным направлением дошкольного образования является охрана здоровья детей. Актуальность проблемы определяется особенностями местного климата, высокой заболеваемостью, увеличение частоты случаев хронических заболеваний, наличием в дошкольном учреждении групп коррекционной направленности.
В нашем дошкольном образовательном учреждении используются разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Комплекс этих мер получил в настоящее время общее название – «здоровьесберегающая деятельность».
Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.
В уставе ДОУ предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
В настоящее время возрастает необходимость активной разработки и использования здоровьесберегающих технологий в педагогическом процессе ДОУ.
Наше дошкольное учреждение комбинированного вида, включает в себя 1 группу раннего возраста, 3 массовые группы и 2 коррекционные группы: логопедическая группа и группа с задержкой психомоторного развития. Поэтому для систематизации педагогического процесса в ДОУ необходим поиск новых подходов к воспитанию гармонично-развитой личности. А именно: создание системы мониторинга каждого ребенка, разработка индивидуального маршрута, индивидуализации профилактических мероприятий, создания специальных условий в предметно-развивающей среде групп, способствующих достижению поставленных целей.
В связи с выше изложенным становится очевидной необходимость разработки системы методического обеспечения здоровьесберегающей деятельности в учреждении.
Данная система предполагает формирование у дошкольников осмысленного отношения к здоровью как важной жизненной ценности, реализацию комплекса здоровьесберегающих технологий в ходе воспитательно-образовательного процесса, создание психолого-педагогических условий развития двигательной сферы и здоровья детей на основе их творческой активности. Данный подход предусматривает мониторинг динамики соматического здоровья, уровень овладения образовательными областями и коррекцию в данном направлении, которая ориентируется на зону ближайшего развития ребенка и направлена на повышение адаптивного потенциала ребенка с помощью немедикаментозных средств и изменений условий среды.
Основными задачами здоровьесберегающей деятельности в детском саду является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе. Они реализуются в процессе различных видов деятельности таких как, социально-личностная, художественно-эстетическая, познавательно-речевая, физическая.
Условия необходимые для решения поставленных задач в учреждении:
- Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитием каждого ребенка;
- Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;
- Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности; их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;
- Творческая организация (креативность) процесса воспитания и обучения;
- Вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;
- Уважительное отношение к результатам детского творчества;
- Обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;
- Координация подходов к воспитанию детей в условиях ДОУ и семьи;
- Повышение квалификации педагогического состава;
- Взаимодействие специалистов с целью передачи опыта посредством различных форм работы (педсоветы, консультации, тренинги, семинары-практикумы, медико – психолого - педагогические консилиумы, деловые игры, круглые столы, анкетирование, просмотр и анализ открытых занятий и др.).
Специалистами нашего ДОУ была разработана комплексная система здоровьесберегающей деятельности, состоящая из 5 блоков:
1 блок «Создание условий для двигательной активности», в которые входят:
- Гибкий режим;
- занятия по подгруппам;
- оснащение (спортинвентарем, оборудованием, спортивных уголков в группах);
- индивидуальный режим пробуждения после дневного сна;
2 блок: «Система двигательной активности», состоящий из:
- Утренняя гимнастика;
- прием детей на улице в теплое время года;
- физкультурные занятия;
- двигательная активность на прогулке;
- физкультура на улице;
- подвижные игры;
- физкультминутки на занятиях;
- гимнастика после дневного сна;
- физкультурные досуги, забавы, игры;
- музыкально-ритмические движения;
- игры, хороводы, игровые упражнения;
- оценка эмоционального состояния детей с последующей коррекцией плана работы;
- логоритмическая гимнастика
3 блок: «Система закаливания», включающая в себя:
- утренний прием на свежем воздухе в теплое время года;
- утренняя гимнастика (разные формы: оздоровительный бег, ритмика, ОРУ, игры);
- облегченная форма одежды;
- солнечные ванны (в летнее время);
4 блок: «Организация рационального питания», построенная на:
- организация второго завтрака (соки, фрукты);
- введение овощей и фруктов в обед и полдник;
- витаминизация 3 блюд;
- питьевой режим
5 блок: «Диагностика уровня физического развития», включает в себя:
- диагностика уровня физического развития;
- диспансеризация детей детской поликлиникой;
- обследование логопедом, дефектологом
Руководство всей деятельностью детского сада осуществляется заведующим в соответствии с Уставом образовательного учреждения. Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с решением психолого – медико – педагогического центра диагностики и консультирования; совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует предметно – развивающую среду. Коррекционно-развивающий процесс реализуется взаимодействием в работе учителя-дефектолога, учителей-логопедов воспитателей, педагога-психолога и других специалистов образовательного учреждения. Только при взаимодействии и взаимопонимании всего педагогического коллектива возможно достижение поставленной цели. Особое внимание мы хотим уделить
МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ специалистов в коррекционно – образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения. Модель наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов ДОУ в работе с дошкольниками с особыми образовательными потребностями (в нашем случае: дети с ЗПР, нарушением интеллекта, речи), а так же функциональные обязанности каждого специалиста ДОУ учителя – дефектолога, педагога – психолога, учителя – логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, руководителя физического воспитания) по отношению к воспитаннику. Все специалисты работают под руководством старшего воспитателя, который является организатором и координатором всей коррекционно-развивающей работы, составляет совместно с коллегами блочный интегрированный календарно-тематический план.
УЧИТЕЛЬ-ДЕФЕКТОЛОГ
1.Диагностирует: уровень сформированности психических процессов, особенности познавательной деятельности, определяет уровень сформированности представлений о себе и окружающем мире, элементарных математических представлений.
2.Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
3. Развивает психические процессы, формирует элементарные математические представления, расширяет представления об окружающем мире, обогащает словарный запас, обеспечивает сенсорное развитие, развитие мелкой моторики
4. Проводит подгрупповые и индивидуальные занятия . Формирует подвижные подгруппы с учетом актуального уровня развития детей.
5. Консультирует педагогических работников и родителей о применении специальных методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Знакомит родителей с результатами диагностики, с планом индивидуального развития.
6. Участвует в методических объединениях, и является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума ГБДОУ.
7. Организует коррекционно-развивающее пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД
1.Диагностирует: Уровень импрессивной и экспрессиавной речи (лексический, грамматический, слоговой, фонематический, звукопроизносительный строй).
2.Составляет индивидуальные планы развития, планы специально-организованных занятий.
3. Осуществляет на индивидуальных занятиях постановку диафрагмально-речевого дыхания, коррекцию дефектных звуков, их автоматизацию, дифференциацию, введение в самостоятельную речь.
4.Проводит подгрупповые занятия по формированию-фонематического восприятия (1 год обучения), подготовке к обучению грамоте (2 год обучения).
5. Вводит в режимные моменты игры и упражнения, направленные на практическое овладение навыками словообразования и словоизменения, связной речи.
6. Консультирует педагогических работников и родителей о применении логопедических методов и технологий коррекционно-развивающей работы. Информирует родителей о результатах диагностики, о плане индивидуального развития.
7. Участвует в методических объединениях, является активным членом психолого – медико – педагогического консилиума.
8. Организует коррекционно-развивающее и речевое пространство с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
ВОСПИТАТЕЛЬ
1. Проведение специально-организованных занятий по продуктивным видам деятельности по подгруппам и индивидуально, организация совместной и самостоятельной деятельности детей.
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков, развитие мелкой моторики рук через ручной труд и конструирование. Развитие общей моторики через подвижные игры и игровые упражнения.
3. Организация индивидуальной работы с детьми, выполнение рекомендаций специалистов.
4. Применение здоровьесберегающих технологий, создание благоприятного климата в группе с помощью родителей.
5. Консультирование родителей о формировании культурно-гигиенических навыков, об индивидуальных особенностях детей, уровне развития мелкой моторики.
6. Воспитатель совместно с учителем-логопедом и учителем-дефектологом участвует в исправлении у детей речевых нарушений, а также развитии психических процессов, кроме того, осуществляет ряд общеобразовательных мероприятий, предусмотренных программой детского сада.
ПЕДАГОГ-ПСИХОЛОГ
Создание условий для сохранения и укрепления психологического здоровья детей, гармоничного развития их личности.
1.ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА
-проведение первичной диагностики при приеме детей в ДОУ;
-проведение плановой диагностики(НПР, познавательная сфера, личностная сфера, эмоциональное благополучие, готовность к школь6ному обучению);
- индивидуальная диагностика по заявкам воспитателей и\или родителей;
- анкетирование родителей и педагогов.
2.ПСИХОПРОФИЛАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА
- создание благоприятных психолого-педагогических условий для полноценного проживания ребенком каждого возрастного периода;
-психологическое сопровождение ребенка в период адаптации;
- проведение психопрофилактических занятий \совместных досугов с родителями.
3.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА
4.ПСИХОРАЗВИВАЮЩАЯ И ПСИХОКОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА
- развитие\коррекция эмоциональных и интеллектуальных ресурсов воспитанников (индивидуальные и групповые занятия);
5.ПСИХОПРОСВЕТИТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
-содействие повышению психолого-педагогической культуры взрослых(тематические выступления на собраниях, подбор псих. литературы, оформление стендовой информации, буклеты)
6.ПСИХОКНСУЛЬТАЦИОННАЯ РАБОТА
- консультирование по результатам обследования детей;
- консультирование по индивидуальным запросам;
- семинары-практикумы
МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ
1.Осуществляет музыкальное и эстетическое воспитание детей.
2.Подбор музыкального, песенного репертуара осуществляет с учетом результатов мониторинга.
3.Использует на занятиях элементы психогимнастики, музыкотерапии, коррекционной ритмики, пластических этюдов и двигательных импровизаций детей.
4. Разрабатывает план индивидуальной и групповой работы.
5.Организует досуговую деятельность дошкольников.
6. Взаимодействует со специалистами, участвует в медико-педагогических совещаниях.
РУКОВОДИТЕЛЬ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.Диагностирует уровень физической подготовленности воспитанников. 2.Принимает участие в разработке индивидуального маршрута ребенка. 3.Разрабатывает план индивидуальной и групповой работы.
4.Организует физкультурно-досуговую деятельность.
5.Координирует работу по физическому воспитанию на группах.
6.Формирует представление у воспитанников о здоровом образе жизни. 7.Взаимодействует со специалистами, участвует в медико-педагогических совещаниях.
МЕДПЕРСОНАЛ
1.Проведение лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий.
2.Соблюдение требований санитарно-эпидемиологических норм и правил.
3. Осуществление контроля режима и качества питания.
4.Оценка физического развития по данным антропометрических показателей.
5. Оценка состояния здоровья детей посредством регулярных осмотров.
6. Специальная профилактика инфекционных заболеваний – составление индивидуального календаря прививок с учетом состояния здоровья детей.
7. Медицинский контроль за состоянием здоровья детей в процессе занятий физическими упражнениями. Допуск к занятиям после перенесенных заболеваний.
8. Разработка рекомендаций к подбору физических упражнений для детей, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
В результате взаимодействия педагогического коллектива разработана «Образовательная программа», целью которой является оптимизация образовательного процесса в ДОУ в соответствии с государственными федеральными требованиями. В процессе внедрения программы наблюдалось значительное улучшение в интеллектуальной, физической и психологической сфере каждого ребенка. В дальнейшем планируем продолжать работу в данном направлении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация здоровьесберегающей деятельности логопеда в ДОУ
Кризисные явления в обществе способствовали изменению мотивации образовательной деятельности у детей разного возраста, снизили их творческую активность, замедлили их физическое и психическое развитие,...
Организация здоровьесберегающей деятельности в ДОО в условиях реализации ФГОС дошкольного образования.
В. А. Сухомлинский писал: "Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье - это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное...
Статья организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении
Статья на тему: организация здоровьесберегающей деятельности в дошкольном учреждении....
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»
«Организация здоровьесберегающей деятельности в системе дошкольного образования»...
«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»
«Совершенствование воспитательно-образовательного процесса в плане организации здоровьесберегающей деятельности в ДОУ»...
Современные подходы к организации здоровьесберегающей деятельности в детском саду
Программа "Островок здоровья" - сохранение и укрепление здоровья дошкольников на основе формирований убеждений и привычки к здоровому образу жизни....