Консультация для родителей по ФОРМИРОВАНИю ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
консультация (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
«Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».
В.А. Сухомлинский
Патриотизм – важнейшее нравственное качество любого человека, выражающееся в осознанной любви к родному краю. Зарождаясь еще в раннем возрасте, патриотические чувства важны для дальнейшего формирования личности. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма.
Воспитание патриотизма на музыкальных занятиях происходят через эмоционально-чувственное переживание произведений музыкального и изобразительного искусства. Различные виды деятельности, такие как слушание музыки, хоровое или ансамблевое исполнение, музыкально-ритмические движения, знакомство с творчеством русских композиторов через музыкальный материал, патриотической направленности, вызывают чувства и переживания, которые являются основой приобретения таких качеств как благородство, порядочность, уважение к старшим, любви к матери, к Родине, родному Отечеству. На основе изучения отечественных произведений, русских песен воспитывается в молодом поколении качества во все времена отличавшие русский характер: доброта, открытость, достоинство, сострадание, что и приобщает к великим ценностям, к сохранению народных традиций, духовности.
Формирование у детей патриотических чувств невозможно решить только в рамках дошкольного учреждения. Работа по патриотическому воспитанию детей должна носить комплексный характер.
Патриотическое воспитание происходит в течение жизни дошкольника постепенно, непринужденно, взаимодействуя с окружающим миром.
Формирование патриотических чувств у дошкольников – непрерывный, систематический процесс, начинающийся с раннего детства (воспитывают родители), продолжающийся в системе дошкольного образования. Именно в дошкольном возрасте закладываются основы патриотического воспитания, любовь к Родине. В период дошкольного детства у ребенка возникают первые представления об окружающем мире, формируются умения самостоятельно применять полученные знания в жизни. Маленьким детям еще не доступно в полном объеме понятие о Родине, но мы знаем, что именно в раннем детстве зарождается любовь к ней. Для ребенка Родина – это мама, близкие и родные люди, окружающие его. Это дом, где он живет, двор, где играет, это детский сад с его воспитателями и друзьями. От того, что видит и слышит ребенок с детства, зависит формирование его сознания и отношение к окружающему.
Есть много способов и средств знакомства ребенка с культурным и историческим наследием родного края. Одно из самых выразительных и действенных средств – это введение ребенка в мир культуры и истории малой родины через музыку и праздники.
В нашем детском саду проводится множество праздников, но хочется выделить именно те, которые относятся к патриотическому воспитанию. Это 9 Мая – День Победы, 23 февраля – День защитников Отечества, Летний праздник, через который детям прививается любовь к природе, а также народные праздники и развлечения.
Одной из задач патриотического воспитания детей является формирование у них активного положительного отношения к славным защитникам нашей Родины – воинам Российской армии. Героизм, мужество, стойкость, готовность совершать подвиги во имя Родины – эти черты российского воина понятны старшим дошкольникам, вызывают у них уважение и желание быть такими же мужественными и смелыми. Дети с удовольствием исполняют такие песни, как «Морской капитан» Протасовой, «Песня о пограничнике» Богуславского, «Бравые солдаты» Филиппенко, «Катюша». Слушаем такие произведения, как «Три танкиста», «Эх, тачанка – ростовчанка», «Бескозырка белая». Праздник, посвященный, Дню Победы тоже любим нашими детьми. В сердце каждого ребенка тема Победы находит отклик.
При отборе музыкальных произведений огромное значение имеет их педагогическая направленность. Так, песня может воспитывать сочетанием музыкально-эмоционального воздействия и текста, в котором содержится гражданский или нравственный пример. Хоровое пение способствует формированию мировоззрения у детей, оказывает на них организующее и дисциплинирующее воздействие, воспитывает чувство коллективизма, дружбы. Обогащает внутренний мир человека яркими переживаниями, формирует нравственные качества личности и эстетическое отношение к окружающему. Дети учатся сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого. «Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования», так говорил ещё Аристотель. Таким образом, приобщая детей к наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство национальной гордости.
Таким образом, исполняя, на каждом музыкальном занятии песни патриотической направленности у дошкольников формируется весомый багаж патриотических песен, который, несомненно, обладает хорошей воспитательной функцией, формирует высокое патриотическое сознание, чувства верности своему Отечеству, помогающий беречь, защищать, любить свой дом, свою Родину, бережно относиться к ее ресурсам, к окружающим людям, самому себе. Ощущать себя частичкой целой, необъятной страны – России.
В заключении хочется сказать, что вся работа, направленная на патриотическое воспитание дошкольников, проходит в тесном сотрудничестве с нашими воспитателями. Совместно с ними, через музыкальную деятельность мы решаем следующие задачи:
- Формируем духовно-нравственное отношение и чувство сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
- Развиваем познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
- Побуждаем детей выражать свои чувства, эмоциональные впечатления через пение, творческое движение.
- Воспитываем потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства. Развивать эмоциональный фон дошкольников через музыкальные впечатления.
- Воспитываем патриотические чувства детей, используя поэтические образы родной природы.
- Учим дошкольников воспринимать единый образ Родины через сенсорные каналы (слух, зрение), воздействовать на духовное начало ребёнка через восприятие музыки, песню, танец, музыкально – ритмические движения.
- Закрепляем знания детей о Великой Отечественной войне и героизме русского народа через музыку.
- Воспитываем любовь и уважение к ветеранам войны, вызываем желание быть похожими на них.
- Воспитываем чувство гордости за своих предков, признательности за их подвиг, верность и преданность Родине.
Список литературы.
- Алиев Ю.Б. Настольная книга учителя-музыканта. – М.,2000. – С. 226.
- Ожегов. Толковый словарь http://www.ozhegov.org/words/22389.shtml
- Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором- М. 2003, – С. 3.
- Рабочие программы по музыке. Авторы: Сергеева Г.С., Критская Е.Д., Шмагина Т. С. -М., 2014. – С.3,9.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования от 6 октября 2009 г. № 373.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 г. № 1897.
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) “Об образовании в Российской Федерации”
- Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства к действительности. – М., 1948. – С.88.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/25/picture-978151-1511610324.jpg)
Консультация для воспитателей «Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»
laquo;Развитие нравственно-патриотических чувств у дошкольников посредством ознакомления с родным городом»...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/27/picture-217520-1485522498.png)
«Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем. Формы, методы и приемы работы с родителями.»
Выступление к педагогическому совету «Роль родителей в формировании патриотических чувств у дошкольников через ознакомление с родным краем.Формы, методы и приемы работы с родителями.»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/01/19/picture-1379290-1642593414.jpg)
Презентация "Формирование патриотических чувств воспитанников ДОУ посредством музыкальной деятельности"
Презентация опыта работы музыкального руководителя МБДОУ "Детский сад № 18 ""Лучик" города Алушты" Макаренковой Н.П. по теме: "Формирование патриотических чувств воспитан...
Презентация «ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ПОСРЕДСТВОМ ПЕСЕН ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ»
В настоящее время перед дошкольными образовательными учреждениями остро встала проблема гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения, так как наследование нравственных, патриотических...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/15/picture-882266-1521115086.jpg)
Консультация для педагогов "Формы работы с родителями по формированию патриотических чувств у детей"
Современное российское общество столкнулось с проблемой бездуховности, циничности, утратой духовно-нравственных ориентиров среди молодежи. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников - осн...
«ФОРМИРОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКИХ ЧУВСТВ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ»
Презентация по нравственно-патриотическому воспитанию...
![](/sites/default/files/pictures/2024/12/24/picture-1168480-1735017515.jpg)
Проект «Формирование патриотических чувств у педагогов посредством проектной деятельности»
Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Недооценка патриотического воспитания...