Комплексный подход к работе с детьми с ограниченными возможностями.
статья по теме

Гареева Нурия Судуровна

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Необходимо придать этому процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольного образования интегрированного воспитания позволяет расширять охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_inklyuziya.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

До настоящего времени социальная адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями (и их семей) - насущная проблема, не решенная в нашем городе и обществе в целом. Проблема заключается в том, что семьи – родители и дети по объективным и субъективным причинам изолированы от остального общества, не являются полноправными участниками  нормальной социальной жизни. У тех и у других явно прослеживается состояние фрустрации – оторванности от общественной жизни, ощущение ненужности, «выброшенности». Те и другие требуют  не столько признания своей особенности, сколько поиска способов включения в нормальную социальную жизнь общества.

            Безусловно,  решению данной проблемы, особенно в части оказания  профессиональной помощи  семьям детей-инвалидов по профилю их заболевания, оказывают специальные образовательные учреждения , а также постепенно развивающаяся сеть негосударственных учреждений социальной адаптации .Вместе с тем , международная социально-образовательная практика дает убедительный повод к рассмотрению еще одной возможности для включения детей-инвалидов в полноценную социальную жизнь- интеграцию детей, имеющих специфические потребности   в массовые группы общеобразовательных учреждений.

Демократические преобразования в обществе и эволюционное развитие системы специального образования способствовали появлению и внедрению в практику идей интегрированного воспитания и обучения детей с отклонениями в развитии совместно с нормально развивающимися сверстниками. Необходимо придать этому процессу организованный характер, обеспечив каждому ребенку, имеющему отклонения в развитии, уже с раннего возраста доступную и полезную для его развития форму интеграции. Внедрение в практику дошкольного образования интегрированного воспитания позволяет расширять охват детей необходимой коррекционно-педагогической и медико-социальной помощью, обеспечить родителей консультативной поддержкой, а также подготовить общество к принятию человека с ограниченными возможностями.

            Одним из центральных моментов оказания адекватной помощи детям с особенностями в развитии является комплексный  системный подход к диагностической,  педагогической и коррекционной работе с ними. Полноценная системная работа будет осуществлена только в том случае, если будет создана команда единомышленников и их работа будет четко структурирована, она не допускает изолированности, несогласованности различных воздействий. Работа всех служб учреждения должна быть едина и представлять собой систему коррекционно-развивающего сопровождения.

          Ребенок с ограничением в развитии – это не менее развитый , чем его нормальные сверстники , а иначе развитый ребенок . Обучение ребенка с особыми потребностями в обычной учебной среде не означает, что он не получит тех услуг, в которых нуждается. Суть интегрированного образования состоит в предоставлении ребенку всех необходимых услуг и ресурсов в обычной учебной среде с тем, чтобы он был в ней таким же активным и значимым членом, как и любой другой человек. Речь идет о необходимости обеспечить равный доступ к возможностям обучения.      Необходимо понять, что инвалидность- это не проблема или недостаток, а лишь одна из многих характерных черт, присущих человеку. Дети-инвалиды, также как и здоровые дети, являются совершенными в том состоянии, в котором они находятся. Как и все остальные дети, дети- инвалиды для роста и развития нуждаются в поддержке и одобрении.          В детях-инвалидах нужно, прежде всего, видеть детей, а не инвалидность.

        

II  Максимальное использование возможностей ребенка  для его адаптации к жизни в нормальном обществе , а не только в упрощенной ограниченной среде 

Всю свою работу я стараюсь строить на понимании того, что все дети проходят определенные стадии развития, но при этом каждый ребенок уникален и индивидуален. В любом детском коллективе можно встретить детей самого различного темперамента, поведения и характера. Индивидуальный подход в воспитании нацелен прежде всего на укрепление положительных качеств ребенка и устранение его недостатков. Опора на положительное в характере, свойствах личности ребенка должна сочетаться с чуткостью и разумной требовательностью        

 Я полагаю, что в каждом ребенке необходимо развивать чувство уверенности в себе, необходимости обществу. Для этого мы, взрослые, должны помочь ребенку осознать свои характерные возможности и предпочтения, понять, что он, как и каждый человек, неповторим. Для того чтобы быть успешным в делах, уметь общаться с разными людьми, каждый ребенок должен знать, что он может, а что ему пока не удается. Его возможности пока ограничены, они совершенствуются и развиваются – завтра он обязательно сделает то, чего не смог сегодня. Поэтому, я считаю, необходимо постоянно поддерживать каждого ребенка в разных ситуациях, как успеха, так и неудачи. Иными словами, в любом случае взрослые должны помогать ребенку поверить в свои силы.

Становление индивидуальности ребенка ,его «Я», начинается очень рано и происходит постепенно, в том числе в процессе осознания им собственных интересов и предпочтений. Для этого нам, педагогам, важно обсуждать с детьми тот или иной  выбор в разных жизненных ситуациях и видах деятельности, стараясь понять их сокровенные мечты и желания. Важно также помочь детям познакомиться со вкусами и предпочтениями друг друга, увидеть, что они разные. Это закладывает основу для формирования в более старшем возрасте толерантности (терпимости) к другим

.

IV  Комплексный подход к работе с детьми с ограниченными возможностями                         

Поскольку дети-инвалиды имеют много специфических потребностей, важно, чтобы для их удовлетворения работала группа  специалистов различных профилей в тесном сотрудничестве друг с другом. Думаю, что один человек не в состоянии заниматься вопросами когнитивного, моторного, социального, коммуникативного развития ребенка, его лечением и питанием. Сделать это может лишь команда соответствующих специалистов, которые активно сотрудничают и обмениваются знаниями друг с другом. Безусловно, родители являются обязательными членами команды, поскольку они играют чрезвычайно важную роль в жизни детей.

       При командной работе принимаются более обоснованные и качественные решения, а также повышаются результаты деятельности. Кроме того, участникам команд, особенно членам семей, нравится ощущать принадлежность к группе, ведь тогда есть возможность обмениваться информацией и ресурсами, которые им дает командная работа. Состав команды зависит от потребностей ребенка. Это могут быть: психолог, логопед, медсестра, врач, инструктор  по  физической  культуре, музыкальный руководитель,  заведующая.

      Важные особенности командной работы:

  • совместное принятие решений и коллективная ответственность за все виды работы с ребенком и его обучение;
  • родители и семьи являются очень важными членами команды;
  • все члены команды имеют одинаковый статус и считаются важными участниками работы;
  • знания и умения представителей разных дисциплин объединяются в процессе разработки и реализации учебного плана работы с ребенком.

В  результате  обсуждения   членами  команды подходов  к работе   с группой,  где  имеются  дети  с особыми  потребностями мы  определили  следующие  функции и обязанности  каждого  члена  педагогической команды:

Инструктор по  физической  культуре , музыкальный  руководитель

Помогает  в развитии умения крупномышечного и общемоторного  движения, включая  сохранение равновесия  и координацию  движений, учит детей перемещаться в пространстве (например, доставать и удерживать предметы и т.д.)

Психолог

Занимается вопросами когнитивного, социального и эмоционального развития ребенка, а также возникающими при этом проблемами.

Заведующая

Помогает  получить доступ к общественным услугам и ресурсам.

Логопед

Профессиональный работник, имеющий специальную подготовку и знания в области использования различных способов общения.  Как правило, сюда относятся знания о физиологических структурах (таких как мускулатура лица)

Воспитатель

Профессионал, стремящийся к получению конкретных знаний и подготовки во всех областях развития детей и создания эффективной среды обучения для детей и их семей.

V

VI.     Ориентация на максимально возможное взаимодействие с родителями , внешним окружением ребенка, общества в целом .

 

Хочу особо отметить важность сотрудничества с семьей ребенка с особенностями развития в процессе его воспитания. Родители всех детей без исключения стремятся обеспечить им  хорошее будущее. Родители детей-инвалидов особенно обеспокоены тем, что ожидает их детей в дальнейшем.

У них появляется естественное желание научить своего ребенка жить среди сверстников, уметь общаться с другими людьми. Поэтому они стремятся отдать ребенка в детский сад. В то же время, они сомневаются, пойдет ли на пользу их ребенку пребывание среди обычных детей.

            Моя задача: - убедить родителей в том, что их малыш адаптируется к новым условиям; - поддержать родителей в их стремлении,  заставить поверить в свои силы и возможности

            Воспитывая ребенка-инвалида дома, семья    “в одиночку” решает все свои проблемы. Если такой ребенок посещает детский сад, то его родители имеют возможность  получить помощь от педагогов и специалистов по всем вопросам воспитания и обучения. Они получают информацию о типичном и нетипичном развитии детей, а также поддержку со стороны других родителей.

            Семьи по-разному переживают тот факт, что у них растут дети с особыми потребностями. Каждая семья имеет свои нравственные ценности, культуру, приоритеты и желания. Поэтому нет какой-то единой схемы работы с семьями детей-инвалидов. В каждом конкретном случае я стараюсь учитывать интересы и заботы семьи, находить наиболее приемлемые формы сотрудничества.

Поскольку родители больше всех остальных знают о своих детях, я считаю, что очень важно прислушиваться к их рассказам, чтобы лучше понять их проблемы, заботы и ожидания. Для того, чтобы родители хотели поделиться своим опытом, они должны испытывать доверие к педагогам. Они должны поверить в то, что их ребенок нам небезразличен, что мы также желаем ему успехов.

Я использую различные формы работы с родителями: собрания, беседы, консультации, анкетирование, доски объявлений. Я приглашаю членов семей в группу в качестве помощников. Очень эффективны такие формы общения, как обмен письменной информацией в виде записок, дневников, блокнотов, а также посещение семей на дому.

Я заметила, что проведение родительских встреч, собраний в нетрадиционной форме – в виде «круглого стола», чаепития – дает хорошие результаты. Семьи лучше узнают друг друга, делятся опытом, получают возможность взаимопомощи и поддержки. Семьи детей-инвалидов  особенно в этом нуждаются, приобретение новых друзей идет на благо семьи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...

Дифференцированный подход как основа организации оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья

Аннотация: Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей дошкольного возраста обусловлена тревожной тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, сни...

Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».

Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями зд...

Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...

Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....

Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...