Статья Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
статья по информатике (старшая группа)
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе информационных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
икт для детей с овз | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья».
Проблема обучения детей с ограниченными возможностями здоровья становится актуальной в связи со значительным увеличением численности данной группы в обществе с одной стороны, а с другой, появляющимися новыми возможностями для их адаптации в обществе. Как социальная группа в обществе дети с ограниченными возможностями здоровья нуждаются, главным образом, в создании реальных условий для получения качественного образования, начиная со школы, и далее получении профессионального образования с последующим трудоустройством и адаптацией в обществе. В социальном государстве право на достойную жизнь и свободное развитие гарантируется каждому независимо от его способности трудиться, участвовать в общественно важном труде. По мнению профессора И.В. Соколовой, к лицам с ОВЗ в социальном смысле следует относить не только инвалидов, но и лиц с физическими недостатками, не являющихся инвалидами, испытывающих различного рода физические ограничения.
Основной целью модернизации системы специального образования является реализация конституционного права на получение доступных форм образования всеми категориями детей с ограниченными возможностями здоровья. В настоящее время в соответствии со стратегией развития информационного общества в Российской Федерации и задачами национальной инициативы «Наша новая школа» предусмотрено расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения. В последнее время большое значение уделяется информационно-коммуникационным технологиям для построения коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. К сожаленью у большинства современных детей проблемы в развитии восприятия, внимания, памяти, мыслительной деятельности, различная степень моторного недоразвития, не сформированы пространственные представления, особенности приема и переработки информации. У этих ребят наблюдается снижение интереса к обучению, нестабильное психоэмоциональное состояние, пониженная работоспособность, повышенный тонус организма, зачастую проявляется девиантное поведение по отношению к сверстникам и взрослым. Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода в воспитании, коррекции и развитии. Чтобы заинтересовать их, сделать обучение осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Процесс подачи материала на занятии должен быть несколько другой, более индивидуализированный. Решить эту задачу можно с помощью информационной технологии обучения – это педагогическая технология, применяющая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио и видеотехнику, компьютеры) для работы с информацией. Я много лет работаю в дошкольном образовании. Последние 3 года работаю с детьми с ОВЗ (группа компенсирующей направленности для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой степени разного возраста (4-7 лет) и сложным дефектом. Я заметила, что с использованием информационно-компьютерных технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дети с удовольствием стали заниматься. На протяжении всего занятия дети проявляют интерес и стремление достичь поставленной цели, лучше усваивают программный материал, стимулируют приобретение новых знаний, повышается мотивация у детей. Свою работу по применению информационно-компьютерных технологий в работе с детьми я начала с:
- изучения различных методических рекомендаций для работников дошкольных образовательных учреждений, ознакомилась с материалами по данной проблеме
- ознакомления с требованиями СанПиН (СанПиН 2.2.2.542-96 «Гигиенические требования к видео-дисплейным терминалам, персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы»);
- изучения требований к составлению презентаций;
- обучения на курсах ИКТ в ИМЦ Невского района г. Санкт-Петербурга;
- создания персонального сайта и сообщества в социальной сети для родителей и педагогов группы.
На данный момент в своей практической деятельности я использую мультимедийные презентации, изготовленные мной, и презентации из сети интернет, просмотр мультфильмов и игр из “Тырнета” (детского интернета) как на занятиях, так и на вечерах развлечений и музыкально-тематических утренниках.
Общаемся с родителями в сообществе, где обсуждаем различные вопросы воспитания и обучения детей, консультируем по интересующим вопросам и многое другое.
При разработке презентаций необходимо придерживаться следующих принципов:
- принцип научности – ребенок получает достоверные сведения об окружающем мире;
- принцип доступности – задания подбираются в соответствии с возрастом ребенка, с учетом зоны его актуального и ближайшего развития. Лексический материал должен быть доступен для ребёнка;
- принцип последовательности и систематичности – при создании презентации задания выстраиваются от простого к сложному. Одни и те же типы заданий повторяются в разных презентациях, но на более сложном материале;
- принцип наглядности – формат презентаций позволяет пояснить с помощью наглядности значение неизвестных ребенку слов;
- принцип индивидуального подхода – презентации достаточно мобильны, их содержание можно быстро менять в соответствии с уровнем развития детей;
- принцип системного подхода к обучению и воспитанию –презентации включают как упражнения на развитие устной речи, так и на профилактику нарушений письменной речи. Перед началом работы обязательно заручиться согласием родителей на использование компьютера в работе с детьми, выяснить, нет ли у них противопоказаний для занятий на компьютере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Обобщение опыта учителя-дефектолога Жолобовой Ирины Анатольевны о работе с детьми с множественными нарушениями развития...
Статья "Использование метода сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья"
В статье раскрыто понятие сенсорной интеграции, развитие сенсорной интеграции у воспитанников дома ребёнка....
Использование пособия "Пальчиковые игры" в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья дошкольного возраста"
Дидактическое пособие "Пальчиковые игры" используется для развития мелкой моторики у детей в ограниченными возможностями здоровья....
Использование многофункционального дидактического пособия в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Многофункциональные развивающие книжки "Лесные жители", "Деревенька" предназначены для занятий по развитию речи в качестве учебно-познавательного материала ....
Использование информационных технологий и современных подходов в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Необходимость обеспечения качественного, массового и индивидуализированного образования способствовала появлению систем дистанционного обучения.Дистанционное обучение предоставляет учащимся возмо...
Использование нейропсихологического подхода в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Нейропсихологические игры развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка....
Методические подходы к работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Дети с особыми образовательными потребностями – это дети, нуждающиеся в получении специальной психолого – педагогической помощи и организации особых условий при их воспитании и обучении. С...