Семинар для воспитателей и инструкторов по физической культуре "Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО"
методическая разработка на тему
На данном семинаре педагогам раскрываются основные требования предъявляемые к РППС, подробно к ОО Физическое развитие.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_po_rpps.doc | 112 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – Детский сад №51»
Города Бийска, Алтайского края
Сценарий семинара
для воспитателей
и инструкторов по физической культуре
«Организация развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ
в условиях ФГОС ДО»
подготовила
старший воспитатель
Яковлева Светлана Николаевна
г. Бийск
2015
Цель: Трансляция опыта педагогической деятельности по формированию развивающего пространства дошкольного учреждения.
Ход семинара:
- Вступительное слово, знакомство с темой.
- Тема нашего семинара «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в условиях ФГОС ДО». И прежде чем мы приступим к ее рассмотрению, я предлагаю вам выполнить Упражнение "КЛЮЧЕВОЕ СЛОВО"
Участникам семинара предлагается на маленьких листочках бумаги, которые заранее раздаются каждому, написать одно слово, с которым у них ассоциируется содержание. Для выполнения этой работы дается 2-3 минуты. По истечении времени педагог собирает листочки с записанными на них ключевыми словами. После этого проводится краткий анализ полученных результатов. Этот технологический прием можно реализовать и устно: каждый из участников через 2-3 минуты по цепочке называет вслух свое слово.
- Ваши ассоциации в основном были верны, это упражнение позволяет настроиться на предстоящую тему обсуждения.
- Начнем с замечательных слов Елизаветы Ивановны Тихеевой «Нет такой стороны воспитания, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира…Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить – развиваться собственной жизнью, его духовный рост будет совершенствоваться из самого себя, от природы…»
- Что же принято считать под словосочетанием развивающая среда? В самом широком (социальном) контексте развивающая образовательная среда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности, понимаемый как социализация.
- Цель создания развивающей среды в дошкольном образовательном учреждении — обеспечение жизненно важных потребностей формирующейся личности (социальных, духовных). Развивающая среда выступает в роли стимулятора, движущей силы в целостном процессе становления личности ребенка, она обогащает личностное развитие.
- Наличие развивающей среды и ее оснащение регламентируется следующими нормативными документами:
- Письмо Минобразования РФ от17.05.1995 № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (Текст документа по состоянию на июль 2011 года)
- Письмо Минобразования РФ от 15 марта 2004 г. № 03-51-46ин/14-03 «Примерные требования к содержанию развивающей среды детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье»
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2010 г. № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 139-ФЗ)
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 № 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»
- Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Зарегистрирован в Минюсте РФ от 14 ноября 2013 г. № 30384
- Что же говорится во ФГОСе? Нам дается термин развивающая предметно-пространственная среда и представлены требования к ее организации, а именно:
3.3.1. Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития.
3.3.2. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.
3.3.3. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
реализацию различных образовательных программ;
в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность; учет возрастных особенностей детей.
3.3.4. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей;
3) Полифункциональность материалов предполагает:
возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
4) Вариативность среды предполагает:
наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования; исправность и сохранность материалов и оборудования.
- Хочется отметить, что развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ должна:
- Иметь привлекательный вид;
- Выступать в роли естественного фона жизни ребенка;
- Снимать утомляемость;
- Положительно влиять на эмоциональное состояние;
- Помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;
- Давать возможность ребенку заниматься самостоятельной деятельностью.
Итак, ФГОС ДО определяет конкретное содержание каждой образовательной области. Мы сегодня подробно рассмотрим образовательную область Физическое развитие.
2. Сообщение «Наполнение развивающей предметно – пространственной среды для образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС ДО»
3. Презентация «Паспорт физкультурного зала в соответствии с ФГОС ДО» - инструктор по физической культуре.
4. Сейчас я предлагаю вам экскурсию в физкультурный зал и группы младшего возраста и старшего возраста. Но прежде чем мы пойдем я раздам вам вопросы для анализа просмотренной РППС, внимательно смотрите, особенно каждый свой вопрос. Затем мы встретимся здесь и вы ответите на вопросы. Делимся на 2 группы.
(Распределение участников на 2 группы, распределение вопросов для анализа РППС по физическому развитию в разных группах и физкультурном зале. Экскурсия в мл.гр., подг. гр. и физкультурный зал (в группах физкультурные уголки комментируют воспитатели, в физкультурном зале – инструктор по физкультуре).
- Анализ просмотренной РППС (Приложение 1).
6. «Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста» (Функциональный модуль физкультура. Перечень компонента функционального модуля.)
Оснащение пространства учреждения проводится в соответствии с ФГОС ДО, с опорой на примерный перечень игрового оборудования для учебно- материального обеспечения дошкольных образовательных учреждений.
РППС может включать функциональные модули:
- Игровая
- Физкультура
- Музыка
- Творчество
- Логопед
- Психолог
- Уличное пространство
- Бассейн
Модули ориентированы на возраст 2-7 лет. Каждый модуль охватывает все ОО. Представлен конкретный перечень оборудования.
Так например:
Функциональный модуль «Физкультура»
Паспорт функционального модуля
Реализуемые образовательные области | |||||
Социально – коммуникативное развитие | Познавательное развитие | Речевое развитие | Художественно – эстетическое развитие | Физическое развитие | |
х | х | х | х | х | |
Реализуемые виды деятельности | |||||
Игровая | Коммуникативная | Трудовая | Конструирование | Музыкальная | Двигательная активность |
х | х | х | |||
Целевой возраст детей | |||||
2-3 | 3-4 | 4-5 | 5-6 | 6-7 | |
х | х | х | х | х |
Перечень компонентов функционального модуля
№ | Наименование | Количество на модуль | Входит в модуль «Игровая» | Минимальный базовый комплект для организации РППС в семье |
1 | Доска с ребристой поверхностью | 2 | да | |
2 | Комплект детских тренажеров: бегущий по волнам, пресс, растяжка | 1 | ||
3.. | Мяч футбольный | 2 | да | да |
39 | Флажки разноцветные (атласные) | 30 |
Методическое обеспечение
№ | Наименование | Количество на модуль | Входит в модуль «Игровая» | Минимальный базовый комплект для организации РППС в семье |
Комплект компакт-дисков музыкальных | 1 | да | да |
- Есть ли вопросы по данному содержанию??
Сейчас я предлагаю рассмотреть вопрос – мониторинг по физическому развитию детей.
- Презентация «Организация мониторинга в ДОУ (физическое развитие дошкольников)» 5. Практическая работа в группах «Разработка карт мониторинга – физическое развитие, средний дошкольный возраст».
- Подведение итогов.
Упражнение «Пять Пальцев» (по Л. Зайверту) (20 минут)
Цель: Получение участниками и ведущим обратной связи от группы по результатам работы на семинаре.
Чтобы достижение цели стало реальностью, необходимо постоянно следить за тем, чтобы не сбиться с курса. Для управления такой «тонкой материей», как время, контроль важен особенно. Лотар Зайверт предлагает очень простой и удобный метод ежедневного итогового ТМ-контроля (впрочем, метод можно использовать и для промежуточного контроля над выполнением отдельных задач в течение дня) — так называемый метод «пяти пальцев». Метод является элементарной мнемотехникой, в которой за каждым из пальцев руки закреплен один из контролируемых параметров качества достижения цели.
Достаточно лишь посмотреть на ладонь правой руки и по первым буквам названий пальцев вспомнить параметры, на основании которых осуществляется контроль. Вот эти параметры (в несколько модифицированном, по сравнению с предложенными Л. Зайвертом, виде):
М (мизинец)— Мысли, знания, информация. Что новое сегодня я узнал? Узнал ли я что-то новое о своем времени? Придумал ли новые «хитрости», чтобы лучше управлять им?
Б (безымянный)— Близость к цели. Какие оперативные задачи, приближающие меня к достижению важных целей (долгосрочных стратегических), я сегодня решил?
С (средний)— Состояние. Какие дела были особенно интересными? Что было связано с положительными эмоциями и высокой мотивацией? Напротив, какие дела были скучными, субъективно тяжелыми, делались «через силу»?
У (указательный)Услуга, помощь, сотрудничество. Кому я помог, кому оказал ценную услугу, с кем нашел общий язык, с кем вместе хорошо работал?
Б (большой)— Бодрость. На какие задачи я затратил больше всего энергии, физических сил? Что сделано мною сегодня для поддержания здоровья и физической формы?
Попробуйте прямо сейчас, на этапе завершения нашего занятия, посмотреть на свою правую ладонь и проконтролировать результат, например, полученной информации:
- Можете ли вы назвать несколько наиболее важных идей, которые вас заинтересовали на занятии, какие у вас возникли мысли (мизинец)?
- Помогут ли знания, полученные на тренинге, в достижении ваших актуальных жизненных целей, ваша близость к цели (безымянный)?
- Были ли на тренинге упражнения, которые изменили ваше состояние (средний)?
- Помогло ли вам занятие лучше понять самого себя? Смогли ли вы в чем-то изменить себя, а в чем-то принять себя таким человеком, какой вы есть (указательный)?
- Было ли занятие тяжелым, трудным? Сильно ли утомило вас понимание изложенного материала (большой)?
- Рефлексия.
ТЕХНОЛОГИЯ "РЕФЛЕКСИВНАЯ МИШЕНЬ"
На листе бумаги формата ватманского листа рисуется мишень, которая делится на три сектора.
В каждом из секторов записываются параметры – вопросы рефлексии состоявшейся деятельности, взаимодействия.
1-й сектор – оценка содержания;
2-й сектор – оценка своей деятельности;
3-й сектор – оценка деятельности руководителя семинара.
Каждый участник маркером или фломастером (ручкой, карандашом) три раза (по одному в каждый сектор) "стреляет" в мишень, делая метку (точку, плюс и т.д.). Метка соответствует его оценке результатов состоявшегося взаимодействия. Если участник очень низко оценивает результаты, то метка ставится им в "молоко" или в поле "0" на мишени, если выше, то в поле "5". Если результаты оцениваются очень высоко, то метка ставится в "яблочко", в поле "10" мишени.
После того как каждый участник взаимодействия "выстрелил" в рефлексивную мишень, она вывешивается на всеобщее обозрение и педагог организует ее краткий анализ.
ТЕХНОЛОГИЯ "ЗАВЕРШИ ФРАЗУ"
Участникам для выявления результативности предлагается завершить ряд фраз, касающихся содержания, атмосферы, организации взаимодействия.
- «Я пришел сюда для...»;
- «Развивающая ППС это -…»
-«Среди этапов работы мне особенно понравился…»;
- «Сегодня мне было трудно, когда…»;
-«Во время работы я приобрел…»;
- «Работа в группах заставила меня задуматься о…»;
- «Главная мысль нашей встречи это - …»;
- «Я обязательно возьму на заметку …»
- «В заключение я бы хотела сказать, что …»
Технология реализуется следующим образом: педагог произносит незавершенную фразу и указывает на участника, которому предлагает ее завершить. С одной и той же фразой преподаватель может обращаться к 2-3 участникам. Желательно, чтобы каждый участник завершил хотя бы одну фразу.
- Всем спасибо за внимание, было очень приятно с вами работать!!
Приложение 1
Анализ развивающей предметно-пространственной среды ОО «Физическое развитие»
Требования ФГОС ДО к развивающей предметно-пространственной среде (образовательная область Физическое развитие) | Соответствует, не соответствует, частично соответствует (примеры) |
1. ВАРИАТИВНОСТЬ СРЕДЫ предполагает: | |
- наличие спортивного уголка в группе | |
- периодическую сменяемость материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную активность детей | |
2. ТРАНСФОРМИРУЕМОСТЬ ПРОСТРАНСТВА: | |
- предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от реализуемой программы | |
- предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от меняющихся интересов и возможностей детей (соответствие возрасту) | |
ДОСТУПНОСТЬ СРЕДЫ предполагает: | |
- рациональность расположения | |
- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям | |
НАСЫЩЕННОСТЬ СРЕДЫ должна обеспечивать: | |
- двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях | |
- наличие атрибутов:
| |
- наличие иллюстративного материала для ознакомления детей с разными видами спорта (иллюстрации, фото, альбом..) | |
- эстетика в оформлении оборудования и самого уголка | |
- креативность (творчество) педагогов в дизайне физкультурного уголка | |
ПОЛИФУНКЦИОНАЛЬНОСТЬ МАТЕРИАЛОВ предполагает: | |
- наличие атрибутов из бросового материала | |
- наличие нестандартного оборудования | |
БЕЗОПАСНОСТЬ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ: | |
- предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"
Семинар-практикум....
Семинар "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в условиях ФГОС ДО"
Представлены требования к размещению и наполнению развивающей предметной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО...
Консультация на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС»
Консультация для педагогов на тему: " Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"...
Описание опыта по созданию развивающей предметно-пространственной среды в группе в соответствии с ФГОС ДО «Развивающая предметно – пространственная среда группы как условие развитие инициативы детей дошкольного возраста»
Формирование инициативы у детей дошкольного возраста одно из актуальных направлений современного дошкольного образования. Во-первых, проявление инициативы и самостоятельности в разных видах деятельнос...
Аналитическая справка об участии воспитателя Сафроновой Ольги Николаевны в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности "МБДОУ Д/с № 56"
Анализ развивающей предметно - пространственной среды группы компенсирующей направленности МБДОУ "Д/с № 56". Воспитатель Сафронова О.Н....
Аналитическая справка об участии воспитателя Милешкиной Алены Викторовны в создании развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО в группе компенсирующей направленности МБДОУ «Д\с №56»
В справке указан результат участия воспитателя в создании развивающей предметно - пространственной среды...
Аналитическая справка об участии воспитателя Крисман Елены Викторовны в создании развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО во второй младшей группе комбинированной направленности МБДОУ "Д/с № 56"
Образовательная среда дошкольного учреждения – это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в дошкольном учреждении, состояние его физическог...
- Мне нравится (2)