Семинар "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в условиях ФГОС ДО"
презентация на тему

Представлены требования к размещению и наполнению развивающей предметной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в соответствии с ФГОС ДО Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №31 г. Лениногорска» г . Лениногорск , 2014 Подготовил: старший воспитатель Султанова М.М.

Слайд 2

Развивающая предметно-пространственная среда –часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участками и т.д ), материалами, оборудованием и инвентарем для развития ребенка дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития . Развивающая предметно-пространственная среда – это специфические для каждой Программы Организации (группы) образовательное оборудование, материалы, мебель и т.п. в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации (группы)

Слайд 3

Нормативные требования по организации РППС ДОО Конституция РФ; Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»; Приказ Минобрнауки России 28.02.2014 № 08-249 «Комментарии к ФГОС дошкольного образования»; Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденная Федеральным координационным советом по общему образованию Министерства образования Р от 17 июня 2003 года; Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций« и от 19.12.2013 № 68 « Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда» ; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная Президентом РФ 04.02.2010 № Пр-271; Письмо Минобразования России от 17 мая 1005 года № 61/19-12 «О психолого-педагогических требованиях к играм и игрушкам в современных условиях» (вместе с «Порядком психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек», «Методическими указаниями к психолого-педагогической экспертизе игр и игрушек», «Методическими указаниями для работников дошкольных образовательных учреждений «О психолого-педагогической ценности игр и игрушек»); Приказ Министерства образования РФ от 26.06.2000 № 1917 «Об экспертизе настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей»; Письмо Минобразования РФ от 15.03.2004 № 03-51-46н/14-03 «О направлении Примерных требований к содержанию развивающей среды для детей дошкольного возраста, воспитывающихся в семье».

Слайд 4

Цель организации РППС ДОО: Достижение современного качества дошкольного образования, его соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства на основе организации информационно-методических , материально-технических, организационно-содержательных условий для развития личностных качеств детей (активности, инициативности и др.)

Слайд 5

Задачи: Обеспечить цикличный, целенаправленный характер инновационным процессам в посредством создания условий для повышения профессионального уровня педагогов в вопросах инновационного подхода к организации развивающей предметно-пространственной среды в группе на основе реализации принципа интеграции разных видов детской деятельности. Создать условия для развития ключевых профессиональных компетентностей педагогов (коммуникативной, информационной, регуляторной, интеллектуально- педагогической как базовой) в ходе методических мероприятий по развитию умений у педагогов строить развивающее предметно-пространственное образовательное пространство группы. Способствовать развитию профессиональной коммуникации в едином культурно-образовательном сообществе, на основе удовлетворения спроса педагогов на педагогические и методические услуги, обеспечить тесное сотрудничество с педагогической наукой, организовать распространение опыта и достижений педагогического коллектива.

Слайд 6

Планируемый результат для воспитанников : активно развиваются, усваивая информацию об окружающем мире в ходе игр и др. видов детской деятельности; проходят через закономерные стадии развития; обеспечены социальным взаимодействием направленным на эмоциональное и всестороннее развитие ребенка; неповторимо индивидуальны и развиваются каждый в своем темпе.

Слайд 7

7 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 8

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать: 8 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 9

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать: 9 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 10

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать: 10 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 11

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать: 11 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 12

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать и гарантировать: 12 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 13

Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать : 13 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 14

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть: с одержательно-насыщенной трансформируемой полифункциональной вариативной доступной безопасной 14

Слайд 15

Насыщенность среды 15 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 16

Насыщенность среды (продолжение) 16 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 17

Насыщенность среды (продолжение) 17 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 18

Трансформируемость среды 18 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 19

Полифункциональность среды 19 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 20

Вариативность среды 20 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 21

Доступность среды 21 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 22

Безопасность среды 22 Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 23

Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды в группе Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст - Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, - участие в преобразовании предметно – пространственной среды. Младший возраст Средний возраст Старший и подготовительный возраст - Накопление опыта предметно – познавательной и коммуникативной деятельности - формирование опыта совместного со сверстниками действия, развитие познавательных интересов и творческое отражение впечатлений в различных видах продуктивной деятельности. - формирование познавательной активности, самостоятельности, ответственности и инициативы, - участие в преобразовании предметно – пространственной среды.

Слайд 24

Компетенция ДОО 24 Организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы Требования к развивающей предметно-пространственной среде

Слайд 25

Организация группового пространства Н.А. Короткова (кандидат психологических наук, младший научный сотрудник НИИ дошкольного воспитания АПН СССР ,)

Слайд 26

Пространство группы можно условно разделить на три сектора: 1.Сектор активной деятельности (50%) 2. Сектор спокойной деятельности (20%) 3. Рабочий сектор (30%)

Слайд 27

Сектор активной деятельности (50%) Центр двигательной деятельности Центр музыкально-театрализованной деятельности Игровые центры

Слайд 28

Сектор активной деятельности Ковер (небольшой, легко перемещающийся или убирающийся – по ситуации) На границах сектора: Для сюжетной игры – игрушки разных сюжетообразующих типов, в том числе напольные тематические строительные наборы, переносные игровые макеты Для продуктивной деятельности – крупные напольные конструкторы

Слайд 29

Сектор спокойной деятельности (20%) Центр художественной литературы Полочка умных книг Мини-музей Центр природы Центр отдыха

Слайд 30

Сектор спокойной деятельности Небольшой ковер, легкие банкетки или диван- трансформер , 1 – 2 легких столика На границах сектора: Для чтения художественной литературы - подборка художественных текстов по возрасту с иллюстрациями Для познавательно-исследовательской деятельности – книги познавательного характера, тематические альбомы, словари, атласы, образно-символические и знаковые материалы Для игровой деятельности – настольные игры с правилами, наборы для сюжетной режиссерской игры

Слайд 31

Рабочий сектор Легкие столы или общий стол- трансформер , передвижная двухсторонняя доска. На границах сектора на стеллажах: Для продуктивной деятельности – изобразительные, бросовые материалы, настольные конструкторы; Для познавательно-исследовательской деятельности – объекты для экспериментирования, образно-символические и нормативно-знаковые материалы.

Слайд 32

Варианты расстановки столов

Слайд 33

На подвижных границах между секторами располагаются : Между спокойным и активным секторами – ширмы до 50 см высотой, объемные напольные модули Между активным и рабочими секторами – перемещаемые стеллажи с легким оборудованием для подвижных игр с правилами, объемные напольные модули Между спокойным и рабочим секторами – перемещаемые стеллажи с настольными играми, материалами для познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности

Слайд 34

В примерных программах для ДОУ предметно-пространственную среду наполняют: кабинеты, зоны, уголки , центры , секторы Программа «От рождения до школы» Детские УГОЛКИ, центры, зоны развития Программа «Из детства – в отрочество» Детские ЗОНЫ развития Программа «Радуга» Детские УГОЛКИ развития Программа «Детство» Детские ЦЕНТРЫ развития Программа «2100» Детские СЕКТОРЫ развития 1.Уголок ролевых игр 2.Книжный уголок 3.Зона для настольно –печатных игр 4.Выставочный уголок 5.Уголок природы 6.Спортивный уголок 7.Уголок для игр с песком 8.Игровой уголок ( с игрушками, строительным материалом) 9.Уголки для разных видов самостоятельной деятельности детей: конструктивной, изобразительной, музыкальной 10.Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки , домики,тоннели ) 1. БИБЛИОТЕЧНАЕ ЗОНА 2.ТЕАТРАЛЬНАЯ ЗОНА 3.ЛОГОЗОНА 4.ИЗОЗОНА 5.МАТЕМАТИЧЕСКАЯ ЗОНА 6.ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЗОНА 7.ЗОНА ИМЕННИКА 8.КАЛЕНДАРЬ НАСТРОЕНИЙ 9.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЗОНА 10.ЗОНА КОНСТРУИРОВАНИЯ 11. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ЗОНА 1. МИНИ-БИБЛИОТЕКА Книжный уголок 2.УГОЛОК СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР 3.УГОЛОК СВОБОДНОЙ 4.САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.УГОЛОК ТРУДА 6.УГОЛОК КОНСТРУИРОВАНИЯ 7.УГОЛОК ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8.УГОЛОК ЛИЧНОЙ КОЛЛЕКЦИИ 9.УГОЛОК КОМНАТНЫХ РАСТЕНИЙ И ЦВЕТОЧНЫХ АРАНЖИРОВОК 1. ИГРОВОЙ ЦЕНТР 2.ЦЕНТР ГРАМОТНОСТИ 3.ЦЕНТР НАУКИ 4.ЦЕНТР СТРОИТЕЛЬНО-КОНСТРУКТИВНЫХ ИГР. 5.ЦЕНТР ЗАНИМАТЕЛЬНОЙ МАТЕМАТИКИ (ИГРОТЕКА) 6 .ЦЕНТР ИСКУССТВА 7.ЦЕНТР ПРИРОДЫ 8.ЦЕНТР ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ (СПОРТА) 9.ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ 10.ЦЕНТР ПОВСЕДНЕВНОГО БЫТОВОГО ТРУДА 1.СЕКТОР ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ. 2.СЕКТОР ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 3СЕКТОР СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ 4.СЕКТОР ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5.СЕКТОР ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМ 6.СЕКТОР СИНТЕЗА ИСКУССТВ 7.СЕКТОР СТРОИТЕЛЬНЫХ ИГР И КОНСТРУИРОВАНИЯ

Слайд 35

Проектирование развивающей предметно-пространственной среды ДОУ. Моделирование предметно-пространственной среды в групповых помещениях: 1. Пространственное моделирование предметно-пространственной среды . 2. Временное моделирование предметно-пространственной среды . 3. Предметное моделирование предметно-пространственной среды .

Слайд 36

Создавая предметно-развивающую среду необходимо помнить Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организованную, коммуникативную функции. Но самое главное - она должна работать на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна служить удовлетворению потребностей и интересов ребенка. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей. Элементы декора должны быть легко сменяемыми . В каждой группе необходимо предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя предметную среду в группе необходимо учитывать закономерности психического развития, показатели их здоровья, психофизиологические и коммуникативные особенности, уровень речевого развития, а также показатели эмоциональной сферы. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами. При создании развивающего пространства в группе необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей, образовательной программы . Предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы, способной к корректировке и развитию.

Слайд 37

Создавая предметно-развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно -образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда . Интеграция образовательных областей в процессе организации комплексной предметно-развивающей и игровой среды детского сада

Слайд 38

Литература Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д, Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О.А Карабанова., Э.Ф. Алиева., О.Р Радионова ., П.Д Рабинович, Е.М. Марич . – М.: Федеральный институт развития образования, 2014 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС"

В данной презентации представлены материалы по принципам создания предметно-пространственной среды  в соответствии с ФГОС...

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ГБДОУ в соответствии ФГОС»

Выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среде в группах в соответствии с ФГОС дошкольного образования...

Экологическое воспитание и предметно-пространственная развивающая среда в соответствии с ФГОС

В современном мире проблемы экологической среды приобрели первостепенное значение. Поэтому особо остро встала задача более широкого экологического воспитания и образования всего населения планеты Земл...

Семинар-практикум «Предметно-пространственная развивающая среда ДОУ, в соответствии ФГОС"

В системе дошкольного образования в связи с принятием ФГОС ДО, а также меняющихся нормативно-правовых, административных, экономических, социокультурных условий, дошкольные организации могут реально ос...

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях введения ФГОС"

Статья "Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды ДОО в условиях ФГОС"...

Семинар "Современный подход к созданию предметно-пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС" 2015г.

27 октября 2015 года  в МДОУ № 51 прошёл семинар "Современный подход к созданию предметно- пространственной развивающей среды ДОУ в условиях ФГОС. Музыкальный руководитель, Кочергина Татьяна...

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДОО В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОСПодготовила: Балашова Е. В.,воспитатель МКДОУ д/с «Улыбка»...