"Организация развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"
консультация на тему
Предварительный просмотр:
ГБОУ Школа № 1161
Структурное подразделение № 6
Юго-Западное окружное управление образования
Департамент образования города Москвы
Семинар – практикум «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС». Страший воспитатель Мелкова Алла Сергеевна |
Москва 2014 г.
Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.
Задача: совершенствование педагогического мастерства и повышение педагогической компетентности при работе с детьми дошкольного возраста, посредствам организации предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.
План семинара – практикума
1. Презентация «Введение ФГОС в дошкольное образование».
2. Теория: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС».
3. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
4. Анкетирование воспитателей.
5. Рекомендации.
Теория: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ
в условиях ФГОС».
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.
Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.
Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
● возможность самовыражения детей.
2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
3) Полифункциональность материалов предполагает:
● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;
● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.
4) Вариативность среды предполагает:
● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
5) Доступность среды предполагает:
● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.
6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.
Деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».
Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».
1 задание «Разминка»
1 команда:
Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?
Ответ: Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.
2 команда:
Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность?
Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.
Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.
2 задание
Командам раздаются листочки с заданиями.
Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.
3 задание.
Вопрос. Дайте характеристику словам связанных с предметно –развивающей средой (составьте глоссарий)
1 команда. Слова:
- игрушки – персонажи,
- маркеры (знаки) игрового пространства,
-объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания,
-игрушка – предмет,
-нормативно-знаковый материал
- Предметная развивающая среда
- Развивающая предметная среда
2 команда. Слова:
-предметы оперирования,
- безопасность материалов и оборудования,
- детская игра,
- образно-символический материал
- продуктивные виды детской деятельности
- развивающая образовательная среда
- среда
Подведение итогов игры.
Старший воспитатель - главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.
АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ
ГБОУ Школа № 1161 Структурного подразделения № 6
ФОИ_________________________________________________________
- Что такое стандарт? _________________________________________
- Что такое ФГОС ДО? ________________________________________
- Когда вступил в силу?________________________________________
- На каких документах основан ФГОС ДО?__________________________
- Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС ДО должно обеспечивать? _____________________________________________
- Перечислите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: _________________________________________________________
- Что такое образовательная среда в ДОУ? __________________________
- Что является развивающей предметно – пространственной средой? ______
СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...
Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"
Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС
В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей,...
Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»
Вопрос организации развивающей предметно-пространственной среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...
Семинар "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в условиях ФГОС ДО"
Представлены требования к размещению и наполнению развивающей предметной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО...
Консультация на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС»
Консультация для педагогов на тему: " Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"...
Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста
Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...