"Организация развивающей предметно - пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"
консультация на тему

Мелкова Алла Сергеевна

Семинар-практикум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx20.97 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа № 1161

Структурное подразделение № 6

Юго-Западное окружное управление образования

Департамент образования города Москвы

Семинар – практикум

«Организация

развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

в условиях ФГОС».

Страший воспитатель

Мелкова Алла Сергеевна

Москва 2014 г.

Цель: выявить и обобщить знания педагогов о создании предметно – развивающей среды в группах в соответствии с ФГОС ДО.

Задача: совершенствование педагогического мастерства и повышение педагогической компетентности при работе с детьми дошкольного возраста,  посредствам организации предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС.

План семинара – практикума

1. Презентация «Введение ФГОС в дошкольное образование».

2. Теория: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС».

3. Деловая игра – викторина «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

4. Анкетирование воспитателей.

5. Рекомендации.

Теория: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ

в условиях ФГОС».

Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.

Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

Развивающая предметно-пространственная среда  группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

1) Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

   Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

   Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

● игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);

● двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;

● эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;

● возможность самовыражения детей.

2) Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3) Полифункциональность материалов предполагает:

 ● возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т. д.;

● наличие в группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

4) Вариативность среды предполагает:

 ● наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;

● периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5) Доступность среды предполагает:

 ● доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;

● свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

6) Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надёжности и безопасности их использования.

Деловая игра «Мы, играя, проверяем, что умеем и что знаем».

Цель: Оценить и закрепить знания педагогов по заявленной теме: «Предметно- пространственная развивающая среда ДОУ в соответствии ФГОС».

1 задание «Разминка»

1 команда:

Вопрос: Какие принципы в построении среды учитываются?

Ответ: Принципы: информативности, вариативности, полифункциональности, педагогической целесообразности, трансформируемости, доступности.

2 команда:

Вопрос: Как вы понимаете полифункциональность и трансформативность?

Ответ: Полифункциональность среды позволяет разнообразно использовать различные составляющие предметно-развивающей среды, открывает возможности каждому ребенку найти занятие по душе, попробовать свои силы в разных областях исследовательской деятельности, взаимодействовать с взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки.

Трансформируемость помогает изменять среду по ситуации, выносить на первый план ту или иную функцию пространства в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей детей, задач основной общеобразовательной программы учреждения.

2 задание

Командам раздаются листочки с заданиями.

Нужно вписать слова по смыслу, которых не достаёт в тексте. Речь пойдёт об особенностях ППР среды.

3 задание.

Вопрос. Дайте характеристику словам связанных с предметно –развивающей средой (составьте глоссарий)

1 команда. Слова:

- игрушки – персонажи,

- маркеры (знаки) игрового пространства,

-объекты для исследования в реальном действии (экспериментирования и упорядочивания,

-игрушка – предмет,

-нормативно-знаковый материал

- Предметная развивающая среда

- Развивающая предметная среда

2 команда. Слова:

-предметы оперирования,

- безопасность материалов и оборудования,

- детская игра,

- образно-символический материал

- продуктивные виды детской деятельности

- развивающая образовательная среда

- среда

Подведение итогов игры.

Старший воспитатель - главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому важным является и среда, в которой проходит воспитательный процесс.

АНКЕТА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ

ГБОУ Школа № 1161 Структурного подразделения № 6

ФОИ_________________________________________________________

  1. Что такое стандарт? _________________________________________
  2. Что такое ФГОС ДО? ________________________________________
  3. Когда вступил в силу?________________________________________
  4.  На каких документах основан ФГОС ДО?__________________________
  5. Организация образовательного пространства в соответствии с ФГОС  ДО должно обеспечивать?  _____________________________________________
  6. Перечислите образовательные области в соответствии с ФГОС ДО: _________________________________________________________
  7. Что такое образовательная среда в ДОУ? __________________________
  8. Что является развивающей предметно – пространственной средой? ______

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

презентация- консультация для педагогов детского сада "Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС дошкольного образования"...

Проект "Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО"

Проект разработан на основе проведённого анализа состояния образовательной среды. Определены этапы работы над проектом, ресурсы, необходимые для реализации проекта....

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

В соответствии с ФГОС ДО и общеобразовательной программой ДОО развивающая предметно-пространственная среда создаётся педагогами для развития индивидуальности каждого ребёнка с учётом его возможностей,...

Доклад к семинару: «Организация развивающей предметно – пространственной среды в соответствии с ФГОС реализующейся по программе Детство»

Вопрос организации развивающей предметно-пространственной  среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного станд...

Семинар "Развивающая предметно-пространственная среда ДОО в условиях ФГОС ДО"

Представлены требования к размещению и наполнению развивающей предметной среды в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО...

Консультация на тему: «Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС»

Консультация для педагогов на тему: " Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ в условиях ФГОС"...

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста

Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандарто...