Семинар-практикум по сюжетно ролевой игре
материал на тему
В разработке представлен весь материал проведения семинара по сюжетно ролевой игре детей дошкольного возраста. Семинар проводится в форме общения, игры, диалога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_po_sr_igre_mylnikova.docx | 51.28 КБ |
Предварительный просмотр:
М поМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 120»
Муниципального образования города Братска
СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ
«СЮЖЕТНО – РОЛЕВАЯ ИГРА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Составил: старший воспитатель
Мыльникова Т.В.
г. Братск
Тема: «Сюжетно-ролевая игра детей дошкольного возраста» Дата проведения: 20.02.2015 | |
Цель: повышение уровня компетентности педагогов в вопросах организации и руководства сюжетно-ролевыми играми дошкольников | |
Задачи: Закрепить теоретические понятия, относящиеся к сюжетно ролевой игре детей дошкольного возраста. Расширить представления педагогов – о принципах организации сюжетно-ролевой игры, о методах и приемах управления сюжетно-ролевыми играми; развивать умение находить выход в сложных педагогических ситуациях. Развивать творческий подход в организации и управлении игрой, повышать мастерство и творчество педагогов. | |
Материал: экран, мультимедийная установка, раздаточный материал на 4 команды, презентация, сюжетно ролевые игры (почта, магазин, больница, библиотека), карандаши по количеству участников, фишки, листы обратной связи. Подготовка к семинару: провести консультация на тему: «Методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой», подготовка раздаточного материал, подготовка картотек сюжетно ролевых игр, подготовка презентации. Подготовка схем-заданий по методике руководства игрой, карточек анализа игровой деятельности. Изучение литературы по проблемам организации и руководства сюжетно-ролевой игрой. | |
План проведения (предварительно делимся на команды) Вхождение в тему - работа с определениями 1 вопрос для обсуждения – «Значение игры в развитии ребёнка» обобщение понятия. 2 вопрос для обсуждения - «Основа сюжетно ролевой игры» 3 вопрос для обсуждения - «Функции сюжетно ролевой игры» 4 вопрос для обсуждения - «Структура сюжетно ролевой игры» 5 вопрос для обсуждения - «Этапы формирования сюжетно ролевой игры » - Практическое задание командам по этапам развития игры. 6 вопрос для обсуждения - «Принципы организации сюжетно ролевой игры» - Практическое задание командам по методам и приёмам 7 вопрос для обсуждения - «Комплексный метод руководства игрой» - Практические задания педагогам: 1. Решение педагогических ситуаций 2. Разработка памятки «Организация сюжетно ролевой игры» 3. Игра «Семья» Найдите выход из сложившейся ситуации. 8 . Рефлексия. Ответственный: старший воспитатель Мыльникова Т.В. | Присутствуют: |
Анищенко Е.Г. | |
Антипова Г.А. | |
Ворошилова Л.М. | |
Дейлова Т.А. | |
Ёлгина Т.А. | |
Бондарь Н.В. | |
Ильинкова Г.Р. | |
Корепанова Н.Л. | |
Курсова К.В. | |
Лысенко Н.Я. | |
Зубчевская Е.И. | |
Мороз Т.А. | |
Парилова Л.И. | |
Урлаткина Н.Ф. | |
Самарина Л.Л. | |
Тельнова Л.И. | |
Исаева О.И. | |
Филиппова Н.В. | |
Болдырева О.С. | |
Гейм Е.А. | |
Ефремова Ю.В. | |
Ардеева Л.Я. | |
Домашнее задание: К следующему заседанию на котором будут рассмотрены методы руководства сюжетно ролевой игрой в каждой возрастной группе, подготовить картотеку сюжетно ролевых игр по возрастам. |
Уважаемые коллеги предлагаю вам выбрать один из трёх вариантов работы на семинаре:
- Слушание лекции (усвоение 10%, пассивная форма)
- Слушание с обсуждением (усвоение 40-50%, частичная активность)
- Слушание, диалог, игра, обмен мнениями (усвоение 80-90 %, активное участие)
(Покажите свой выбор цифровой карточкой – по наибольшему выбору
Предлагаем педагогам, вставшим вкруг, разделиться на 4 команды используя для этого слово ИГРА.
Ход семинара – практикума
Всем нам известно, что дети в своей
игре проигрывают жизнь взрослых.
Многие детские игры – подражание
серьезной деятельности взрослых.
(Я.Корчак).
1 слайд: Презентации «Сюжетно ролевая игра детей дошкольного возраста»
2 слайд:
Мир дошкольного детства тесным образом связан с игрой. Так что же это такое игра? Игра - это жизненно важная потребность ребенка, познающего мир. Нет ничего гармоничнее играющего ребенка. Сила этой гармонии настолько велика, что взрослые, наблюдающие за детской игрой, невольно улыбаются, переживая радость и восторг.
3 слайд: Перед вами несколько определений игры, выберите правильное. Почему вы так считаете? (высказывания педагогов).
Давайте выведем одно определение понятию ИГРА (Обсуждение 2 мин. Каждая команда представляет свой вариант определения. Команда, представившая наиболее полное определение – получает фишку).
4 слайд: Игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений; позволяющая наиболее полно реализоваться «здесь» и «теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.
5 слайд: Как вы думаете, каково значение игры в развитии ребёнка? (высказывания педагогов).
6 слайд:
«Значение игры в развитии ребёнка»
Игра как основной вид деятельности детей дошкольного возраста является ведущим средством их воспитания. В игре дети получают опыт общественного поведения в среде сверстников, практически усваивают моральные нормы и правила, приобщаются к жизни окружающих взрослых, имеют возможность проявить большую, чем в какой-либо другой деятельности, активность, самостоятельность. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с предметами и явлениями окружающего мира. Все привлекает внимание ребенка, удивляет его, дает богатую пищу для детского развития. Взрослый становится проводником в мир вещей, предметов, явлений и событий.
И особое место здесь, занимают сюжетно-ролевые игры. В этих играх дошкольники воспроизводят все то, что видят вокруг себя. Ведущим мотивом игры в старшем дошкольном возрасте становится познавательный интерес, проявляющийся в стремлении познать окружающую действительность. Формирование устойчивых познавательных интересов возможно лишь путем расширения детских представлений об окружающей жизни, о труде взрослых, которым дети подражают в своих играх.
Свободная сюжетная игра – самая привлекательная для детей дошкольного возраста деятельность. В игре ребёнок испытывает внутреннее субъективное ощущение свободы, подвластности ему вещей, действий, отношений – всего того, что в практической продуктивной деятельности оказывает сопротивление, даётся с трудом. Это состояние внутренней свободы связано со спецификой сюжетной игры - действием в воображаемой, условной ситуации.
Сюжетная игра не требует от ребёнка реального, ощутимого продукта, в ней всё условно, всё «как будто», «понарошку». Ребёнок может забивать воображаемые гвозди игрушечным молотком; может быть «врачом» и «лечить» больных кукол и зверюшек; может включиться в такие волнующие события, происшествия, которые в действительности с ним никогда не случались; может повторять, «проживать» заново события, в которых он не смог проявить себя так, как ему хотелось бы и т.п. Все эти «возможности» сюжетной игры расширяют практический мир дошкольника и обеспечивают ему внутренний эмоциональный комфорт.
Но кроме этого сиюминутного субъективного ощущения «всевозможности», эмоционального комфорта, сюжетная игра в силу своей специфики имеет большое значение для психического развития ребёнка, так сказать, долговременный эффект. Психологами и педагогами установлено, что, прежде всего в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни, развивается способность к воображению, образному мышлению. Это происходит благодаря тому, что в игре ребёнок воссоздаёт интересующие его сферы жизни с помощью условных действий. Сначала это действия с игрушками, замещающими настоящие вещи, а затем – изобразительные, речевые и воображаемые действия (совершаемые во внутреннем плане, в «уме»).
Игра имеет огромное значение для развития личности ребёнка: принимая на себя в игре различные роли, воссоздавая поступки людей, ребёнок проникает их чувствами и целями, сопереживает им, начинает ориентироваться в отношениях между людьми. Большое влияние оказывает игра и на развитие у детей способности взаимодействия с другими людьми: во-первых, воссоздавая в игре взаимодействие взрослых, ребёнок осваивает правила этого взаимодействия, учится пояснять свои действия и настроения, согласовывать их с другими детьми.
Какие игры вы знаете? (ответы педагогов) Более подробно мы с вами поговорим о руководстве сюжетно-ролевой игрой.
7 слайд: Ответьте на вопрос: Как вы думаете, что является основой сюжетно-ролевой игры? (Общее время на обсуждение 2 мин. – каждая команда представляет своё мнение. Команда, представившая наиболее полное пояснение – получает фишку).
8 слайд: «Основа сюжетно ролевой игры»
Основой сюжетно-ролевой игры является воображаемая ситуация, которая включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия. В воображаемой ситуации, наиболее явно выражено разделение действительности на реальную и символическую. Воображаемая ситуация включает в себя сюжет, роль и связанные с ней действия.
Сюжет – это та сторона действительности, которая находит отражение в игре. В сюжете выражено отношение ребенка к миру. Сюжеты игр стареют и отмирают, теряя свою актуальность и привлекательность. Поскольку сюжетные игры копируют жизнь, дети, в них играющие, накапливают опыт социальных отношений людей, опыт социальных переживаний. С точки зрения содержания наиболее распространенными сюжетами являются (по С.А. Шмакову):
- профессиональные;
- военизированные («стрелялки», «догонялки», по мотивам мультфильмов);
- созидательные (строительство);
- поиска и открытия (путешествия, «космос»);
- связанные с искусством («цирк», «театр»);
- сказочные;
- фантастические;
- этнографические («в индейцев»).
Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Выбор роли в игре – это выбор мотива поведения. Роли могут быть самыми разнообразными ( по С.А.Шмакову):
- роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;
- роль-профессия обобщенного типа (учитель, врач);
- семейная роль (мама, папа, дочка, сын);
- этнографические роли (индеец);
- сказочные, карнавальные роли (Дед мороз, Волшебник, Пират, Баба Яга);
- роль животного.
Игровые действия носят условный характер. В игре действительность представлена условно, «понарошку». Основной механизм существования игры – действия замещения (условные игровые действия). Особый вид замещения – обозначение игрового пространства. Сначала это происходит при помощи предметов-маркеров игрового пространства, а затем в речи.
Существенная особенность игры и её содержания – отношения между людьми, которые являются объектом моделирования и экспериментирования в игре. Содержанием игры становятся ситуации. В которых ребенок активно действует наравне со взрослыми (сам ест, одевается), где он выступает как объект действия взрослого (его лечит врач, стрижет парикмахер), где ребенок вовлечен в сопереживание в процессе восприятия искусства (игры по содержанию мультфильмов и сказок).
9 слайд: Ответьте на вопрос – Каковы функции сюжетно-ролевой игры? (Общее время на обсуждение 3 мин. – каждая команда представляет своё мнение. Команда, представившая наиболее полное пояснение – получает фишку).
10 слайд: «Функции сюжетно ролевой игры»
В детский сад сюжетно-ролевые игры пришли сами собой, так как это естественная форма поведения детей. Игра для малышей – не просто баловство. Практически, большую часть своего времени обычный ребенок проводит в игре.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду позволяют воспитателю лучше узнать своих детей, их характер, привычки, организационные способности и творческие возможности, а это, в свою очередь, является основой для того, чтобы найти наиболее правильные пути воздействия на каждого ребенка в отдельности.
Сюжетно-ролевые игры в детском саду выполняют целый ряд функций:
- Во-первых, это социокультурная функция. В ходе такой игры воссоздаются культурные традиции и ценности народа. А сама игра выступает эталоном культурных ценностей, потому что в ней заложены правила взаимодействия и поведения людей, общественные и общечеловеческие нормы. Без соблюдения этих правил невозможно организовать полноценную игру.
- Во-вторых, коммуникативная функция. Играя, дети учатся устанавливать новые связи и отношения в связи с достижением своей цели. Ведь в игре просто необходимо общаться! Для примера: в группе есть очень замкнутый ребенок, для которого даже поздороваться – практически невыполнимая задача. Но когда ребятишки играют «в больницу» - этот ребенок в роли пациента делает усилие над собой – «здороваться», «прощаться» и поддерживать разговор требуют правила игры!
- В-третьих, это деятельная функция. Игра – это всегда действие, реальная деятельность. Причем, одна сюжетно-ролевая игра подразумевает много видов деятельности (игра «в аптеку» - общение с соблюдением правил этикета, счёт, манипуляционные действия с предметами, упорядочение, систематизация предметов, «помощь больному» и т.д.)
- В-четвертых, функция самореализации. Не каждый ребенок может быть «учителем» или «командиром отряда». Любая игра имеет цель, для достижения которой необходимо применить свои знания и навыки.
- И, наконец, функция коррекционная (защитную). В этом, пожалуй, самая важная их роль. Игра – модель общества, его жизни и отношений. И поэтому в ходе игры ребенка можно научить видеть и решать свои проблемы. («Я хочу быть хорошим тигренком, но не умею «р-р-р-рычать». Вывод: надо научиться!»)
Сюжетно-ролевая игра дает возможность ребенку попробовать себя во взрослых ролях, проявить творческий подход в нестандартных жизненных ситуациях, заставляет решать разнообразные задачи, возникающие по ходу «живого» сюжета игры. Детям приходится, примеряя на себя разные роли, учиться выстраивать отношения как можно более правильно, рационально, логически мыслить и правильно реагировать на ситуацию.
11 слайд: Как вы думаете, какова структура сюжетно ролевой игры? (Общее время на обсуждение 2 мин. – каждая команда представляет своё мнение. Команда, представившая наиболее полное пояснение – получает фишку).
12 слайд: «Структура сюжетно ролевой игры»
Существуют два противоположных и одинаково ложные взгляды на сюжетно-ролевую игру: ее либо трактуют как средство для «самовоспитания», и воспитатель при этом отмежевывается от участия в ней, или вторая крайность - организовывают игру «по подготовленному сценарию», когда ее полностью регламентирует взрослый (тема, замысел, сюжет, распределение ролей). В первом случае воспитатель выпускает из своих рук эффективное средство влияния на детей. Во втором - педагогическая ценность игры теряется, поскольку она лишает детей самостоятельности.
Структура ролевой игры согласно Д. Б. Эльконину, включает следующие компоненты:
Первый - это роли, которые берут на себя дети в процессе игры;
Второй - игровые действия, посредством которых дети реализуют взятые на себя роли взрослых и отношения между ними;
Третий - игровое употребление предметов, условное замещение реальных предметов, имеющихся в распоряжении ребенка, и, наконец,
Четвертый - реальные отношения между играющими детьми, выражающиеся в разнообразных репликах, замечаниях, посредством которых регулируется весь ход игры.
При этом центральным моментом является принятая ребенком роль. Именно принятые роли и побуждают ребенка выполнять определенные игровые действия и развивать игровые отношения, отражающие реальное поведение изображаемых взрослых, использовать предметы-заменители, устанавливать межличностные отношения, выходящие за пределы игры. Беря на себя роль, ребенок должен подчиниться определенным правилам поведения, вытекающим из принятой роли. Эти правила устанавливаются самим ребенком, что существенно отличает их от правил в подвижной и дидактической играх, которые определяются и диктуются взрослыми.
Правила, установленные самим ребенком, рассматриваются в психологии как правила внутреннего самоограничения, самоопределения. Л. С. Выготский подчеркивает, что творческая ролевая игра - преобладающая деятельность ребенка трех-шести лет, так как она создает зону ближайшего развития. Любой вид деятельности проходит через определённые этапы и сюжетно ролевая игра в этом отношении не исключение.
13 слайд: «Этапы формирования сюжетно ролевой игры»
Сюжетно ролевая игра развивается по определённым этапам. Сюжет в игре - это то основание, на котором, взрослый строит свои целенаправленные воздействия. Но поскольку формирование игры идет постепенно, сюжет используется по-разному, в зависимости от этапов игры и возрастных особенностей детей.
В формировании игры можно выделить три основных этапа:
1)усвоение условных действий с игрушками и предметами заместителями;
2) усвоение ролевого поведения (ролевых отношений и взаимодействий);
3)усвоение способов построения сюжета.
Условно можно отнести эти этапы к определенным возрастам: первый1-2г. ; второй2-4г. ; третий4-7лет.
На первом этапе взрослый, руководя игрой, делает особый акцент на игровом действии, выделяет его и через него включает ребенка в совместную деятельность.
На втором этапе главная задача состоит в передаче детям способов ролевого поведения. Используя ситуацию совместной игры с детьми или инсценируя определенный игровой сюжет, воспитатель постепенно формирует у них умение соотносить название роли с определенным набором действий и атрибутов, разные типы отношений между различными ролевыми позициями (управления, подчинения, равноправия).
На третьем этапе в качестве основной стоит педагогическая задача формирования у детей умения строить сюжет игры. Для ее решения взрослый организует такой вид совместной с детьми игры, основным содержанием которой является процесс придумывания различных сюжетных ситуаций. На всех этапах становления игры перед воспитателем стоит задача использовать самостоятельную игру с целью всестороннего развития детей.
Н.Я. Михайленко, определяет генетические этапы формирования игры в старшем дошкольном возрасте. Для каждого из этапов разработаны конкретные приемы и методы, объединенные общим принципом формирования игры, который заключается в участии взрослого как партнера в детской деятельности, что позволяет, не нарушая естественного процесса игры, поэтапно передавать детям усложняющиеся игровые способы.
Автор выделяет 3 этапа формирования сюжетной игры:
На первом этапе (1,5-3 года) педагог, развертывая игру, делает особый акцент на игровом действии с игрушками и предметами-заместителями, создает ситуации, которые стимулируют ребенка к осуществлению условных действий с предметом.
На втором этапе (3 года - 5 лет) воспитатель формирует у детей умение принимать роль, развертывать ролевое взаимодействие, переходить в игре от одной роли к другой. Наиболее успешно это можно осуществить, если строить совместную игру с детьми в виде цепочки ролевых диалогов между участниками, смещая внимание детей с условных действий с предметом на ролевую речь (ролевой диалог).
На третьем этапе (5-7 лет) дети должны овладеть умением придумывать новые разнообразные сюжеты игр, согласовывать игровые замыслы друг с другом. С этой целью воспитатель может развернуть совместно с детьми своеобразную игру-придумывание, протекающую в чисто речевом плане, основное содержание которой - придумывание новых сюжетов, которые включают в себя разнообразные события.
Особенность процесса формирования игровых умений, по мнению Н. Я. Михайленко, заключается в том, что взрослый здесь не педагог, а равный партнер: он как бы занимает позицию ребенка и играет вместе с ним, сохраняя тем самым естественность игры. Вместе с тем, развертывая совместную игру с детьми, воспитатель должен уже с раннего возраста ориентировать ребенка на сверстника, при этом учить его игровому взаимодействию с партнером на доступном для него уровне.
14 слайд: Задание педагогам по этапам игры (педагогам предлагаем 4 варианта сюжетно-ролевых игр: «Лётчики», «Животноводческий комплекс Братска», «Служба спасения МЧС нашего города», «Хлебозавод», в которых нужно расписать этапы развития игры. Время на обсуждение 3-4 мин. По окончанию работы команды меняются играми, проверяют и дописывают этапы, если считают необходимым. Время взаимопроверки 2-3 мин. Игры возвращаются обратно, идёт общее обсуждение -5-8 минут).
15 слайд: «Принципы организации сюжетно ролевой игры»
Рассматривая вопрос о принципах организации сюжетно ролевой игры обратимся к позиции Михайленко Н.Я. и Коротковой Н.А., которые определили следующие принципы:
Первый принцип: для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом чрезвычайно важным моментом, во многом определяющим успешность «втягивания» детей в мир игры, является сам характер поведения взрослого во время игры. Но в совместной игре с детьми воспитатель должен занять позицию «играющего партнера», с которым ребенок чувствовал бы себя свободным и равным в возможности включения в игру и выхода из нее, ощущал бы себя вне оценок: хорошо - плохо, правильно - неправильно, ибо к сюжетной игре они не применимы. Совместная игра взрослого с детьми только тогда будет действительно игрой для ребенка, если он почувствует в этой деятельности не давление воспитателя - взрослого, которому в любом случае надо подчиняться, а лишь превосходство «умеющего интересно играть» партнера. Такого рода смена позиции и естественное эмоциональное поведение воспитателя как играющего партнера - гарантия возникновения у ребенка побуждения к сюжетной игре вообще и даже возникновения у него интереса к любой тематике, которую включает в игру взрослый.
Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Чтобы успешно играть с кем-то, ребенку необходимо хорошо понимать смысл действий партнера и самому быть им понятым. Для этого смысл условного игрового действия с предметом, момент принятия той или иной игровой роли, развертываемое в игре событие должны быть пояснены партнеру. Взрослый, играя с ребенком, должен пояснять игровые действия
Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам - взрослому или сверстнику. Такая стратегия обеспечит и индивидуальную самостоятельную игру детей, и их согласованную совместную игру в небольших группах, начиная с элементарного парного взаимодействия в раннем возрасте.
16 слайд: Задание педагогам (Каждая команда получает лист с перечнем начатых фраз и слов) - перечислите методы и приёмы педагогического руководства сюжетно ролевой игрой дополнив начатую фразу. Время работы команд – 5 мин. Совместное обсуждение. Команды ответы которых совпали с оригиналом получают дополнительные фишки).
17 слайд: «Комплексный метод руководства сюжетно ролевой игрой»
Говоря о структуре, этапах, принципах организации игры, важно рассмотреть вопрос и о комплексном методе руководства сюжетно ролевой игрой.
В игре, как во всякой деятельности детей, воспитателю принадлежит ведущая роль. Однако попытки обучать детей намеченному воспитателем сюжету игры, разыгрывание роли по показу приводят к скучному шаблону, подавляют воображение детей, лишают игру ее педагогического значения.
Е. В. Зворыгина, И. О. Ивакина, С. Л. Новоселова для своевременного формирования сюжетно-ролевой игры рекомендуют использование метода комплексного руководства на этапе формирования сюжетно-отобразительной игры.
Комплексный метод руководства игрой включает взаимосвязанные компоненты: ознакомление с окружающим в активной деятельности детей; обучающие игры; организацию предметно-игровой среды; общение взрослого с детьми в процессе игры.
Первый компонент – ознакомление с окружающим в активной деятельности детей. Дети с большим желанием передают в своих играх хорошо знакомые бытовые процессы (кормление, укладывание спать, прогулка, разнообразная деятельность в детском саду), т. е. те жизненные ситуации, в которых они сами постоянно участвуют. В таких играх способы игрового поведения детей разнообразны.
Если у детей сформировать достаточно высокий уровень обобщения в бытовых играх, им будет легче переносить усвоенные способы игрового поведения в другие игровые ситуации. Поэтому работу следует начинать с усложнения способов и средств решения игровых задач в играх, возникающих по инициативе детей, используя для этого общение взрослого с ребенком. Наряду с этим знакомим детей с трудом взрослых, организуя экскурсии (в медицинский кабинет, пищеблок), целевые прогулки к проезжей части дороги. Некоторые экскурсии, например в магазин, в парикмахерскую, предлагается осуществлять родителям.
К каждой экскурсии разрабатываются вопросы, заставляющие детей не просто перечислять то, что они видят, а осознавать увиденное. В процессе экскурсий детей необходимо включать в активную деятельность.
После каждой экскурсии проводится беседа, во время которой дополняются и закрепляются полученные детьми сведения. В ходе бесед вспоминаются характерные черты личности человека той или иной профессии. Выясняется, почему им необходимы такие качества. В дальнейшем это поможет детям более выразительно передавать ролевые образы в играх.
Большое внимание уделяется включению детей в труд. Например, в утреннее время с небольшой группой детей проводится наблюдение за трудом няни, в ходе которого педагог не только отмечает, как старательно, ловко она работает, но и дает детям посильные поручения и вызывает желание подражать трудовым действиям.
“Родителям можно посоветовать привлекать детей к посильному труду дома. Им рассказывается о том, какой объем поручений может выполнить ребенок 3-4 лет, какие требования следует предъявлять к оценке результатов его труда. Активное участие детей в труде способствует появлению новых игровых действий (по аналогии с трудовыми операциями), игра обогащается”. Например, в магазине самообслуживания привлекать детей к осознанному выбору покупок, предложить выбранную покупку положить в корзину, по дороге из магазина дать что-то донести до дома. После посещения парикмахерской поговорить с ребенком о работе парикмахера, зачем нужна красивая стрижка; дома предложить сделать куклам красивые прически.
Следующий компонент комплексного руководства - обучающие игры они используются для того, чтобы с их помощью совершенствовать средства выразительности роли. С этой целью можно использовать игры-драматизации. На занятиях по развитию речи в свободное время драматизировать несложные потешки, небольшие стихотворения, обращая внимание на интонацию, выразительность голоса. На музыкальных занятиях, в подвижных играх предлагать выразительно передать движения различных персонажей: как ходит мишка, как скачет зайчик и т. п.
Некоторым детям 3 лет приходится помогать переносить знания об окружающем в игровой условный план. Если, например, ребенок без особого желания раскладывает на столе посуду, воспитатель включается в игру, обязательно взяв на себя какую-то роль, например мамы, которая варит дочкам обед. В таком случае в процессе игры педагог называл каждую игровую задачу, все игровые действия сопровождаются словом, чтобы их смысл был понятен ребенку. Если ребенок заинтересован игрой, воспитатель обращается к нему с каким-нибудь поручением по смыслу игровой ситуации, специально предлагает такие ситуации, чтобы ребенок включал в игру более обобщенные способы и средства решения игровых задач.
В работе с детьми четвертого года жизни взрослый включается в игру более избирательно. Если его активность большая, ребенок может остановить: «Не надо, я сам». В таких случаях обучающие игры сразу исключаются.
Организуя предметно пространственную среду для сюжетно-ролевой игры, игровой материал вносят постепенно, по мере получения детьми знаний об окружающем, чтобы игрушки помогали вспомнить те события, с которыми недавно познакомили. После закрепления и уточнения знаний вносят какую-то новую игрушку или самодельные атрибуты, а иногда один настоящий предмет, например кухонную доску (эти предметы должны быть безопасными для детей). Настоящие предметы помогают лучше войти в роль.
В игре необходимо добиваться, чтобы игровые действия не только соответствовали выполняемой роли, но и подводили детей к ролевому общению детей друг с другом.
При комплексном руководстве успешно формируется сюжетно-ролевая игра детей. Возрастает самостоятельность детей в постановке игровых задач, которые решаются постепенно усложняющимися способами и с помощью более обобщенных средств. В игре используются развернутые и обобщенные игровые действия с предметами-заместителями и воображаемыми предметами, у детей повышается интерес к роли, они используют разнообразные средства ее выразительности. Зарождается ролевое общение друг с другом.
Положительное эмоциональное общение между детьми легко возникает, если взрослые, организуя игровую деятельность в группе, поддерживают у детей хорошее настроение, проявляя изобретательность, выдумку.
Самое сложное и важное - обдумать задачи и приемы воспитания детей в игре: как способствовать объединению детей, как научить их распределять роли, считаться с товарищами, доводить до конца задуманное. При этом ставятся задачи по отношению ко всему коллективу и к отдельным детям. Изо дня в день, наблюдая детей, воспитатель видит, какое направление принимают их игры, какие отношения складываются между играющими.
Первое условие успешного руководства играми - умение наблюдать детей, понимать их игровые замыслы, их переживания. Это не просто: ребенок, особенно в младшем дошкольном возрасте, не всегда может, а иногда и не хочет делиться со взрослыми своими намерениями. Воспитателю необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к детской игре серьезно, с искренним интересом, без обидного снисхождения, к которому дети весьма чувствительны. Такому воспитателю дети охотно рассказывают о своих планах, обращаются к нему за советом и помощью. Чтобы направлять игру, необходимо опираться на психологию детей, считаться с детскими замыслами, бережно относиться к творческой выдумке, к созданному ребенком образу.
18 слайд: Практические задания педагогам:
(- Решение педагогических ситуаций: команды отвечают без подготовки – кто первый (правильный ответ даёт право на дополнительную фишку)
1. Маша, Ваня и Кирилл решили играть в "Морское путешествие".
"Чур, я капитан корабля", - говорит Ваня. "Ты вчера был капитаном. Ты каждый день
капитан", - запротестовали Маша и Кирилл
Вопросы: Как воспитателю разрешить данную ситуацию? Какое правило можно
придумать, чтобы право на интересные роли имели и другие участники игры?
2.Максим быстро взял себе игрушки для игры в "Космическое путешествие: и пульт
управления, и командирский шлем, и планшет с картой, и "космическое питание", и
"солнечные батареи" для перезарядки двигателей. "А нам с чем играть? Раз всё взял, то
сам и играй. Не будем с тобой играть", - сказали ребята.
Вопросы: Как поступить воспитателю в данной ситуации? Какую работу можно
провести с детьми, чтобы предотвратить возможные подобные ситуации?
3.Дети младшей группы после игры не убрали игрушки. Не сделали это и после
напоминания воспитателя.
Вопрос: Какова должна быть реакция педагога?
4.Мальчик ходит по группе, берёт то одну, то другую игрушку, но ни с одной не играет.
Вопрос: Как поступить воспитателю?
5.Трое детей бегают по участку детского сада, наталкиваются на своих товарищей. На
замечания воспитателя отвечают, что они играют в "войну".
Вопросы: Как должен поступить педагог?
6. Дети повторяют в игре "некрасивое" поведение взрослых.
Вопрос: Как должен отреагировать на это воспитатель?
7.Девочка пришла в группу. Ребята приглашают её в игры. Но она от всех приглашений
отказывается.
Вопросы: Как отреагировать в этом случае воспитателю? Как правильно вовлечь
девочку в игру?
8.Маша огородила игрушечных цыплят кубиками – получился птичий двор. Играет, радуется, цыплят кормит. Прицелился Алеша мячом: ба-бах! И нет дворика! Гордый стоит Алеша – попал в цель! Ему только жаль, что ребята не видели.
Вопросы: Что сказали бы ребята, если увидели? Как научить играть, не разрушая игру соседа?
9.В детском саду организуются игры в «прачечную», «мастерскую по ремонту книг». Вопросы: Не лучше ли просто дать детям поручение постирать, починить что-то? Почему?
10.Для игры в школу ребята подбирали необходимые предметы. Лариса учительница, взяла себе портфель, тетради, указку и книги. «А с чем нам играть? – разочарованно произнесла Таня, - ты, Лариса, тогда сама и играй». Девочка смутилась, опустила голову, потом сказала: «Ребята, это я в класс все принесла для игры, а вы теперь выбирайте, что вам нужно», - и положила все предметы перед детьми.
Вопросы: Какие чувства испытывала Лариса? Какое влияние оказывает игра на формирование характера?
11.Дима строит большой гараж для машин. Всё делает сам. Весь строительный материал возле себя держит. Ребята сидят рядом и просят: «Дай мне одну пластину положить!» А Дима в ответ: «Сам справлюсь!».
Вопросы: как вы оцениваете поступок Димы? Как должен поступить воспитатель, чтобы поддержать игру, не обидев Диму?
- Составление памятки педагогу «Организация сюжетно ролевой игры»
Педагогам предлагается разработать памятку по организации сюжетно ролевой игры.
(Обсуждение основных позиций памятки)
- Игра «Семья» Педагогам представлено описание развития игры «Семья». Изучите ситуацию развития игры. Как вы считаете, почему детям не удалось развить сюжет? Предложите выход из сложившейся ситуации. Время на обсуждение 5-7 минут. Обмен мнениями. Команда, давшая наиболее развёрнутый ответ, получает дополнительную фишку).
19 слайд: Рефлексия. Подведение итогов работы на семинаре (команда набравшая наибольшее количество фишек в ходе семинара получает приз «Картотеку сюжетно ролевых игр с региональным компонентом».
20 слайд: Домашнее задание (к следующему заседанию на котором будут рассмотрены методы руководства сюжетно ролевой игрой в каждой возрастной группе, подготовить картотеку сюжетно ролевых игр по возрастам)
21 слайд: Литература по теме.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум на тему "Сюжетно -ролевая игра"
семинар -практикум для воспитателей детских садов...
Конспект Семинар-практикум по теме Сюжетно-ролевые игры
семинар по сюжетно - ролевы играм...
Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)
Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...
Семинар-практикум для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
Семинар-практикум для воспитателей...
Конспект семинара – практикума по теме: «Сюжетно – ролевая игра»
Конспект семинара – практикума по теме: «Сюжетно – ролевая игра»...
Семинар - практикум для воспитателей "Сюжетно - ролевая игра как средство речевого развития дошкольников"
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра -это не развлечение для ребёнка - это его жизнь. Играя, ребёнок накапливает знания об окружающем мире, осваивает язык, ...