Семинар-практикум для воспитателей "Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
материал
Семинар-практикум для воспитателей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_syuzhetno-rolevaya_igra_gotovyy.docx | 35.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
Игра - путь детей к познанию мира,
в котором они живут и
который призваны изменить.
А.М.Горький
Сюжетно-ролевая игра – не только ведущая деятельность дошкольника, но и необходимое средство реализации задач ранней профориентации.
Специфика профориентационной сюжетно-ролевой игры
- В процессе профориентационной сюжетно-ролевой игры имитируются производственные сюжеты, ситуации, профессиональная социальная среда, модели профессионального поведения, модели межличностных профессиональных отношений. Профориентационная сюжетно-ролевая игра, в целом, не даѐт новых знаний. В ходе такой игры ранее полученные знания о профессиональной деятельности взрослых преобразуются в доступный для ребѐнка опыт, посредством которого эти знания ребѐнком присваиваются.
- В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра профориентационного характера постепенно усложняется по содержанию.
Во второй младшей группе в игре детей трудовые действия ещѐ носят имитационный, подражательный характер, мало внимания обращается на результат труда.
Педагогу следует стимулировать детей в ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр:
- воспроизводить наиболее характерные трудовые действия и результаты труда (водитель управляет автомобилем, следит за исправностью машины; продавец взвешивает, отпускает товар);
- принимать на себя игровую профессиональную роль, участвовать в несложном ролевом диалоге;
- правильно называть себя в игровой роли («Я – водитель), называть игровые действия («Я завожу мотор, еду на бензоколонку, заправляю машину бензином»);
- передавать сюжет из нескольких профессиональных действий (парикмахер моет голову, стрижѐт), давать оценку качества труда (работает быстро, аккуратно);
- самостоятельно пользоваться деталями костюмов для исполнения той или иной роли (белый халат и шапочка для врача, бескозырка и бинокль для матроса);
- договариваться в совместных действиях («Давай играть с куклами»), о ролях («Я буду врачом, приводите мне своих детей»).
В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом, увеличивается количество изображаемых трудовых действий: построение дома (работа строителей), перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин), лечение детей (работа врачей, медсестер), продажа товаров (работа продавцов). Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, выбирать необходимые для игр предметы, игрушки.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- строить сюжет из 4-6 смысловых эпизодов;
- исполнять в одной и той же игре разные роли в соответствии со смыслом разворачиваемого сюжета;
- самостоятельно распределять роли с учѐтом возможностей, интересов и желаний друг друга;
- находить предметы-заместители и использовать их в качестве атрибутов, изображающих инструменты и бытовую технику.
В старшей и подготовительной группах совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавец, почтальон, актѐр, врач, водитель, лѐтчик). В игре воспроизводятся не только трудовые действия взрослых, но и взаимоотношения людей в работе, появляются игры в профессии родителей.
В ходе профориентационных сюжетно-ролевых игр педагогу следует стимулировать детей:
- вводить в игру новые атрибуты: технику, инструменты;
- вводить в игру новые роли-специальности (пилот, стюардесса; капитан, штурман, матрос);
- расширять набор сюжетов для игр («Пекарня», «Банк», «Туристическое агентство», «Зоопарк», «Театр», «Аптека»).
Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста:
- 1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок)
- 2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.
- 3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
- 4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры:
- - воспитатель должен играть вместе с детьми;
- - воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.
Методы руководства сюжетно-ролевыми играми детей.
- 1. Методы организации и руководства игровой деятельности, направленные на развитие детского коллектива:
- -постановка перед детьми перспективы интересной, увлекательной деятельности;
- -оказание помощи в воспроизведении и раскрытии норм и правил взаимоотношений при длительном выполнении роли; объяснение понятий «хорошо», «плохо», «добро», «зло» в игровых ситуациях, связанных с реализацией роли и игровых правил.
- -упражнение детей в самостоятельной организации игр: распределению ролей с учетом возможностей, интересов, согласованию сюжетного хода игры путем разъяснений, советов по возможному подбору материала для игры, совместное изготовление атрибутов и самоделок;
- -беседа-разговор по поводу дальнейшего хода игры; подведение итого; положительная оценка предложений детей; воспроизведение и раскрытия поступков персонажей игры; советы при распределении ролей, индивидуальных заданий и поручений для самостоятельного развития роли и доведения ее до конца.
2. Методы развития содержания творческих игр и детских взаимоотношений на основе взаимосвязи обучения и игры:
- -проведение экскурсий;
- -организация встреч с людьми разных профессий;
- -чтение художественной литературы, отражающей общественную направленность труда взрослых; этические беседы; рассказы воспитателя с использованием иллюстративного материала о труде взрослых и взаимоотношениях в его процессе; инсценирование литературных произведений; составление детьми рассказов на темы, связанные с трудом взрослых; драматизации литературных произведений;
- -индивидуальные беседы с детьми, уточняющие знания, представления о современных событиях, о том, что такое хорошо и что такое плохо.
3. Методы развития содержания игры на основе взаимосвязи игры с трудом:
- -обучение детей умениям и навыкам конструирования из разного материала;
- -развитие творчества в играх и продуктивных видах деятельности;
- -обучение работать в коллективе и в паре;
- -приучение детей к самостоятельному подбору и изготовлению игрушек, атрибутов для организации игр.
Именно в сюжетно-ролевых играх усваиваются сведения о профессиональной деятельности взрослых, закрепляются знания, полученные в ходе непосредственно образовательной и совместной деятельности. О том, что эти знания достаточно сформированы, говорит то, что дети охотно берут на себя ведущую роль, правильно выполняют ролевые действия, могут самостоятельно выбрать оборудование и игровые атрибуты.
Таким образом, сюжетно-ролевая игра является проводником детей дошкольного возраста в профессию взрослых. Так как данный вид игры способствует практическому переживанию окружающей действительности, то дети расширяют свои знания и впечатления, усваивают что-то новое. Сюжетно-ролевая игра дает радостное осознание того, что вот ребенок стал взрослым человеком, у него есть профессия и он стремится выполнить какие-либо профессиональные действия, пусть даже в рамках игры.
А теперь перейдем от теоретической части к практической. И я сегодня предлагаю вам поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»
Сюжетно-ролевая игра «Детское кафе»
Цель педагогическая: создание условий для развития игровой деятельности детей; всестороннее воспитание и гармоничное развитие детей в игре.
Цель детская: поиграть в сюжетно-ролевую игру «Детское кафе»
Цель игровая: систематизация знаний детей о профессиях: администратора, шеф-повара, повара, официантов, охранника и уборщицы.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить детей с современными профессиями;
- формировать у детей умение готовить обстановку для игры и подбирать атрибуты к игре;
- закреплять умение договариваться, правильно и последовательно выполнять игровые действия и манипулировать ими;
Развивающая: развивать умение детей играть по собственному замыслу;
Воспитательная: воспитывать доброжелательные взаимоотношения в коллективе.
Предварительная работа:
Создание развивающей игровой предметно-пространственной среды: Столики для посетителей, посуда для сервировки, папки-меню, блокнот и карандаш для официантов, фартуки для официантов, атрибуты для уборщицы- ведро и щетка, касса для кассира, разносы, игрушечные угощения, кошельки, деньги для персонала и посетителей. фуражка и рация для охранника, рабочее место для администратора кафе, фартук и шапочки для поваров.
Планирование игровой деятельности: определение действующих лиц и распределение ролей по считалочке: администратор, официант, шеф- повар, повар, охранник, кассир, уборщица, посетители; расставление столиков для посетителей, определение места кухни, и где официанту забирать заказ; администратор встречает посетителей и рассаживает их за свободные столики, Шеф-повар и повар варят еду, официанты принимают заказы и разносят их, забирают счета, охранник следит за порядком в кафе, кассир принимает деньги, считает выручку, уборщица смотрит за порядком, прибирает помещение, посетители приходят в ресторан, заказывают еду, оплачивают свой заказ; игра начнется с мотивации детей и загадок, продолжается она проигрываем сюжета игры, игра может продолжиться самостоятельно детьми, либо педагог подвит итог, а дети активно включаются в беседу.
Управление игровыми действиями и конфликтами: педагог предлагает помощь детям, если возникли трудности, наблюдает за развитием сюжета, вносит какие-либо коррективы.
Планируемый результат: дети проявляют интерес, выделяют игровую задачу; участвуют в обсуждении, проявляют активность, подбирают необходимый материал, распределяют роли, договариваются; закрепляют знания о профессиях.
Ход:
- Вводная часть
-Ребята, послушайте загадку и отгадайте ее:
Здесь можно пиццы взять кусок,
Съесть пирожок и выпить сок. (Кафе)
-А вы когда-нибудь бывали в кафе?
-Знаете ли вы, для чего люди посещают кафе?
(Верно, в кафе люди могут пообедать, отметить различные праздники или просто приходят отдохнуть с семьей)
-Скажите, а как правильно нужно вести себя в кафе и за столом?
В кафе и дома за обедом
Говорить нельзя с соседом.
Не нужно чавкать и сопеть
А также головой вертеть
Есть спокойно, аккуратно
Будет всем вокруг приятно!
Слушают педагога
Ответы: вести себя нужно тихо, культурно, не кричать, не прыгать. А за столом нужно кушать не чавкая, сидеть правильно, не вертеться
2.Основная часть
-Давайте вспомним, кто работает в кафе? (Верно, в кафе работают повар, официанты, уборщица)
-А вы знаете, кто встречает гостей и рассаживает их за столы?( Это администратор, он главный зала, встречает гостей и рассаживает их за столы)
-Кто следит за порядком в кафе? ( Верно, за порядком в кафе следит охранник.
-Знаете ли вы, кто принимает деньги, считает их и выдает зарплаты работникам? (Это кассир, он принимает деньги и выдает зарплаты)
-А как называют человека, который самый главный на кухне? ( Его называют шеф-поваром, потому что он следит за другими поварами и принимает от официантов заказы и распределяет их по поварам)
-Хотите ли вы посетить кафе и взять на себя роли сотрудников?
-Для начала распределим роли. У меня есть волшебный мешочек, в нем лежат жетоны разных цветов, и каждый цвет означает какую-то профессию. Например: красный- администратор, голубой - шеф-повар и повар, зеленый- официанты, оранжевый- кассир, синий- охранник, фиолетовый- кухонные работники (посудомойщики и уборщица), желтый- посетители кафе.
Вытягивают жетоны и готовятся играть свою роль
-Вот и хорошо, роли выбраны, теперь каждый готовит свое рабочее место, берет все, что ему нужно для игры и не забывайте, что вы должны вести себя культурно и вежливо.
Готовят каждый свое рабочее место, выбирают необходимое оборудование.
Включается тихая спокойная музыка
Педагог контролирует ход игры, подсказывает, если необходимо.
Разыгрывают сюжет игры, исполняя каждый свою роль
Наводящие вопросы
Проигрывание сюжетно-ролевой игры «Кафе», в группе создана эмоционально-положительная атмосфера
3.Заключительная часть
-Скажите, в какую игру мы сегодня играли?
-А какие роли вы исполняли?
-Подумайте и скажите, может вы добавили бы еще какие роли в игру?
-Вспомните, кто, за что был ответственным? Что делали в игре?
- Давайте сегодня закроем наше кафе, уберем все атрибуты на свои места, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.
Ответы: повара- готовили еду, администратор- встречала гостей, официанты- принимали заказы, охранник- следил за порядком, кухонные работники- следили за чистотой
Дети прибирают атрибуты
Дети высказывают мнения о проигранной сюжетно-ролевой игры
ПРИМЕРНЫЙ ДИАЛОГ
Прием посетителей
Диалог администратора и посетителей.
Посетитель: Здравствуйте!
Администратор: Добрый день, проходите, пожалуйста, добро пожаловать в кафе «Вкусняшка»». Усаживайтесь поудобней. К вам сейчас подойдет наш официант. Он предложит вам наши лучшие и полезные блюда: салаты из овощей и из фруктов прибавят вам здоровья, а наша чудесная выпечка поднимет вам настроение.
Посетители: - Спасибо
Диалог официанта и посетителей:
Официант: Добрый день, меню, пожалуйста.
Посетитель: Здравствуйте! Добрый день!
Официант: Что будете заказывать? (Подает меню). У нас есть очень вкусный салат из моркови, ароматный чай и очень вкусные пирожные.
Посетитель: Салат, чай и пирожное.
Официант: Отдыхайте, ваш заказ будет скоро готов.
(Далее дети играют по собственному замыслу: официант принимает заказ, передает повару и т.д.).
(Повар готовит салат. Бармен наливает кофе в чашку. Официант ставит все заказанное на поднос, аккуратно подает посетителю, красиво расставляет на столе).
Официант: Приятного аппетита!
Посетитель: Большое спасибо. (Посетители едят, пьют чай, между собой общаются. Официант в это время подсчитывает сумму заказа)
Посетитель: Пожалуйста посчитайте нам.
Официант: С вас 2рубля за салат, 3 рубля за пирожное, 1 рубль за чай.
Посетитель: Спасибо, все было вкусно.
Официант: Приходите к нам еще.
Подходит Администратор.
Администратор: Вам у нас понравилось?
Посетитель: Да все было замечательно.
Администратор: Приходите к нам еще, вы попробуете разные сорта чая, получите заряд бодрости и удовольствие от общения с друзьями! Приводите своих друзей.
Посетитель: До свидания!
Администратор: До свидания!
Игра дальше продолжается, дети стараются самостоятельно вести диалоги. Одновременно могут работать два официанта. Официант приносит посетителям меню. Принимает заказы, обслуживает. Желает приятного аппетита.
В кафе можно общаться, рассказать друг другу интересную историю, послушать музыку.
В конце игры посетители - дети просят счет. Официант просит оплатить заказ, приглашает еще раз посетить кафе. Посетители расплачиваются и благодарят персонал кафе. Официант убирает посуду со стола.
Игра продолжается самостоятельно.
Итог сюжетно-ролевой игры.
Мы очень интересно поиграли. Вы замечательно справились с ролью кондитера, официанта,бармена, охранника. Вам понравилась игра? Что понравилось больше всего? Давайте сегодня закроем наше кафе,уберем все атрибуты на свои места, а завтра, если появится желание, будем продолжать игру.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Буклет "Сюжетно-ролевая игра, как средство ранней профориентации дошкольников"
Главная цель ранней профориентации детей - это развить эмоциональное отношение ребенка к профессиональному миру, дать возможность проявить свои силы и возможности в различных видах деятельности ...
«Создания условий для сюжетно-ролевой игры как средства ранней профориентации дошкольника»
Сообщение из опыта работы на тему:...
Консультация на тему Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников
Сюжетно - ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников...
Презентация " Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольника"
В презентации представлены функции,принципы и руководство сюжетной игры....
Театрализация как инструмент ранней профориентации дошкольников
Ознакомление с трудом взрослых и с окружающим миром путем театрализованного чтения дошкольниками стихотворения В. Тунникова "Профессии"....
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развитие STEM компетенций в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста»
Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Развитие STEM компетенций в ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста» Цель: Повышение компетентности педагогов в воп...
Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»
Консультация для молодых специалистов «Сюжетно-ролевая игра как инструмент ранней профориентации дошкольников»...