Семинар – практикум на тему "Сюжетно -ролевая игра"
методическая разработка на тему

семинар -практикум для воспитателей детских садов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_sovet4.docx36.71 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум на тему

 «Сюжетно ролевая игра»

Форма проведения – круглый стол

Цель:

  1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
  2. Повышать методический уровень
  3. Способствовать творческому поиску педагогов.

Повестка дня:

  1. Анализ качества выполнения решений предыдущего педсовета.
  2. Отчет воспитателей Морозовой И.В. и Барановой Н.Н. о прохождении курсовой подготовки
  3. Выступление воспитателя Борзых Т.В. на тему «Этика и культура поведения на работе»
  4. Вступительное слово старшего воспитателя Уразовой О.В. «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду»
  5. Результаты опроса детей по  теме «Детство – это игра», результаты анкетирования воспитателей.
  6. Сообщение из опыта работы «Особенности ролевой игры дошкольников» - Соколова Н.К.
  7. Сообщение из опыта работы «Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте» - Хлыстова О.А.
  8. Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки» (теоретическая)
  9. Диспут «Игрушка в жизни малыша»
  10. Деловая игра «Телефон доверия»
  11. Решение кроссворда «Сюжетно – ролевая игра»
  12. Представление конспекта сюжетно – ролевой игры для своей возрастной группы
  13. Деловая игра «Совместное педагогическое мероприятие»

Ход педсовета.

  1. Открывая свой семинар – практикум на тему: «Сюжетно ролевая игра» по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему «Безопасность и здоровье детей в наших руках»

2.Отчет воспитателей Морозовой И.В. и Барановой Н.Н. о прохождении курсовой подготовки

3.Выступление воспитателя Борзых Т.В. на тему «Этика и культура поведения на работе»

  1. Сегодняшний семинар мне хочется начать словами известного педагога В.А.Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р.А.Иванкова, Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова) отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и анкетирования воспитателей.

5.Результаты опроса  детей по теме «Детство – это игра»

Опрос проводился 12.12 2014 года, старшим воспитателем  Уразовой О.В. среди воспитанников старшей,  подготовительной №1, подготовительной №2 групп . Всего  в опросе  приняло участие 36 воспитанников (20%).

на 1 в. В какие игры ты любишь играть в детском саду?

36% - детей любят играть в сюжетно – ролевые игры  «Дочки –матери», «Строители», «Мы –шоферы» (старшая группа) «В кукольный театр», «В Больницу» «Строители»,  (подготовительная №2)

19%  опрошенных любят играть в подвижные игры «Чай – чай выручай»., «Догонялки»,  «Супчики» ( подготовительная №1)

45% - детей отдают предпочтение настольным играм,  пайзлам ( дети всех опрошенных групп)

2 в. В какие игры ты играешь дома?

22% - опрошенных детей ответили, что играют в компьютерные игры и игры   на мобильном телефоне.

19%  - опрошенных детей предпочитают дома играть в шахматы, конструктор – ЛЕГО, куклы Барби.

59% -  детей играют дома в мягкие игрушки,  в сюжетно –ролевые игры «Больницу»,  «Школу», «Кукольный театр»

3 в. С кем тебе больше нравиться играть,  с  детьми  или взрослыми?

28%  - детей любят играть со взрослыми ( больше детей из под №1).

 67% -  опрошенных  воспитанников все же любят играть с детьми, но есть 5% -  детей , которые любят играть одни (Самарин Илья,  Буланова Даша)

4в. В какие игры тебе больше нравиться играть со взрослыми, а в какие с детьми?

Наши дети любят играть со взрослыми в шашки, в домино, в  лото, в подвижные игры футбол, догонялки, прятки и очень любят гулять со взрослыми на улице.

 Друг с другом дети  больше всего любят  играть в придуманные ими подвижные  игры  в «Трансфомеров», «Монсторов»,  «Супчик».

Но так же играют в сюжетно –ролевые игры в куклы, кубики,  машины,  в строителей,  в доктора,  в  школу.

Вывод: что нам взрослым необходимо уделять больше внимание детской игре, её сюжету,  содержанию и  учить детей играть  вместе.

Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:

В анкетировании приняли участие 14 педагогов.

. Вы скорее не удовлетворены, тем как играют дети  - 7 пед., скорее удовлетворены,  чем нет - 4 пед.,  затруднился ответить – 1 пед.

2в. Какие игры преобладают в вашей группе.  9 пед – ответили, что преобладают дидактические игры;  3 пед .  сюжетно –ролевые.

На 3 в. Занимает ли сюжетно – ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 3 пед., отрицательно – 9пед.

Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации  сюжетно – ролевой игры.

 На Ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 5 пед., в организации игровой среды – 6 пед., в обогащении жизненного опыта – 7 пед., в необходимости заинтересовать и привлечь  большее количество детей – 3 пед.

Все вы ответили , что испытываете трудности в организации сюжетно – ролевых игр.

Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре - 6 пед., обогащение содержания игр -4пед., организации игровой среды -4 пед,

Вывод: таким образом , все вы осознаете важность сюжетно –ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей,  но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся,  что сегодняшний семинар поможет нам хоть бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой

Сообщение из опыта работы «Особенности ролевой игры дошкольников»  Соколова Н.К.

Сообщение из опыта работы «Развитие ролевой игры в дошкольном возрасте» - Хлыстова О.А.

  1. Продолжим наш семинар  интеллектуальной игры «Заморочки из бочки».

(Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос) 

Вопросы к обсуждению:
1.- В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры ?

( требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
2.- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники

( в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
3.- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте?

 ( в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т.е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
4.- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (
соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т.д..) 
5.- На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой?
(прямые и косвенные)
6.- Какие приёмы руководства относятся к прямым?

 (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т.д.)
7.- Какие приёмы руководства относятся к косвенным?
(дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов ,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т.д.)
8.- Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему?

 (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
9.- Допустима ли в игре регламентация и почему?

 (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)


10.- Перечислите методы и приемы педагогического руководства сюжетно-ролевой игрой. Т.е. какие методы и приемы помогут реализовать замысел воспитателя в процессе игры.

Предполагаемые ответы.

  • внесение в занятия по ознакомлению с окружающим ярких образов и впечатлений.
  • на начальных этапах использование игр наиболее близких детям – семья, детский сад…
  • использование сюрпризных моментов
  • внесение новой игрушки
  • наблюдение за игрой других дошкольников
  • наблюдение за трудом взрослых
  • чтение литературных произведений
  • обсуждение телепередач
  • определение содержания игры
  • восстановление последовательности событий
  • игровые действия
  • обыгрывание персонажей и их взаимодействие
  • драматизация сказок
  • учет интереса детей
  •  планирование игры
  • рассказ воспитателя о том, как бы он играл в ту или иную игру
  • определение темы
  • умение согласовывать свои действия с остальными детьми
  • придумывание сюжета сказки или рассказа
  • совместный пересказ сказки
  • придумывание сюжета для двух противоположных по нравственным качествам
  • преднамеренное изменение ситуаций
  • учет индивидуальных особенностей
  • учет личного опыта ребенка
  • привлечение детей к изготовлению и оформлению атрибутов
  • использование мимических этюдов, элементов психогимнастики
  • обсуждение хода и результатов игры
  • совместная с детьми игра
  • использование технических средств обучения.

11.  – Какие задачи решаются в ходе детской игры?

(В ходе игры решаются многие задачи умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания; развиваются творчество, самосознание и активность ребенка.)

  1. Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:

- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
- вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно.

(каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)


Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» - писала Н.К.Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.

  1. При организации, руководстве и проведению сюжетно – ролевых игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в деловой игре «Телефон доверия». Мы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу. (от лица начинающего педагога)

Примерные вопросы - ситуации:

  • Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
  • Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать , мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
  • Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?
  • Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
  • Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?

(высказывать своё мнение могут несколько педагогов)

  1. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «Сюжетно – ролевая игра» . Кроссворд будем разгадывать по группам. Чья группа раньше справится с заданием, получит приз (всем участникам команды – победительницы вручается приз)

По горизонтали:

3.Как называются игрушки, изображающие людей и предметы реального мира во всем его многообразии. (образные)

4. Многообразие и взаимосвязь игровых действий, взаимоотношений детей в игре. (Сюжет)

9. Детская игра в которой дети копируют те или иные явления, творчески их осмысливают и воспроизводят в создаваемых образах, игровых действиях ( Сюжетно – ролевая)

10. веселый, шуточный, игровой способ выбора ведущего, средство самостоятельной организации детей в игре (Зачин)

12. Явления жизни, которое отображается в игре. (Тема)

По вертикале:

  1. Чувство, формирующее в процессе общения детей в играх, труде, бытовой жизни. (Коллективизм)
  2. Регуляция поведения и взаимоотношений участников игры. (Правила)
  1.  Ведущий вид детской деятельности в дошкольном возрасте
  2. Автор книги «Роль игры в воспитании детей» (М.,1976), выдающийся исследователь в области дошкольного воспитания. (А.П. Усова)
  3. Структурная особенность, которую выполняет ребенок. (Роль)
  4. Проявление выдумки, воображения для выполнения замысла и роли, основанное на подражании. (Творчество)

11. Один из принципов организации сюжетно –ролевой игры.(Наглядность)

 

7. Наш семинар подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Вы должны были разработать конспект сюжетно –ролевой игры для своей группы, представьте их

Для выработки проекта решения семинара проведём с вами деловую игру «Совместное педагогическое предприятие», где каждая из групп в течение 5 минут должна разработать свой проект решения педсовета и после совместного обсуждения выработать общий проект.

Решение семинара

1. В целях совершенствования условий для организации игровой деятельности в группах рассредоточить атрибуты для сюжетных игр, обеспечив детям общение небольшими группами.

Ответственные: воспитатели групп. Срок до 22 декабря 2014 .

2. Систематически планировать и проводить сюжетно-ролевые игры во время прогулки на воздухе и в группе.

Ответственные: воспитатели групп, в течение года.

3. Планирование игровой деятельности осуществлять с учетом возрастных особенностей детей, усложняя их содержание по мере овладения детьми игровыми навыками.

Ответственные: воспитатели групп, срок в течение года.

4. Совершенствовать методы и приемы руководства игровой деятельность детей, осуществляя индивидуальный подход к каждому ребенку.

Ответственные: воспитатели групп.

5. Изучать потребности и желания детей для дальнейшего планирования и организации игровой деятельности.

Ответственные: воспитатели, срок в течение года.

6. Изготовить картотеку игр во всех возрастных группах.

Ответственные: воспитатели групп. Срок до 15 января.

7. Усилить контроль за содержанием игровой деятельности.

Ответственный: старший воспитатель. Срок в течение года.

8.Не заменять игру другими видами деятельности.

Срок: постоянно.  Ответственные: воспитатели групп

Завершая педагогический совет, позвольте вручить вам Памятку по организации игровой деятельности, разработанную, которая, я надеюсь, поможет вам в вашей работе.



ПАМЯТКА.
Несколько полезных советов по организации игровой деятельности детей.

  • Не заменять игру другими видами деятельности
  • Собирайте как особую ценность любимые игры детей: развивающие, коммуникативные, терапевтические, соревновательные, игры-импровизации.
  • Включайте игру во все сферы жизни ребёнка.
  • Радуйтесь, если ребёнок пригласил Вас в игру, это хороший знак доверия и принятия с его стороны.
  • Играя с детьми, постарайтесь не быть взрослыми.
  • Не наказывайте ребёнка лишением игры.
  • Если ребёнок нарушает правила игры, постарайтесь к этому отнестись спокойно, это может быть поводом для доброжелательного разговора, объяснения.
  • Не препятствуйте объединению детей разного возраста в единое игровое сообщество, прогулка для этого наилучшее условие.
  • Избегайте насильственного распределения ролей, лучшая психологическая помощь – это ознакомление с различными сферами действительности.
  • Готовясь к очередному рабочему дню, помните, что новая игра – это лучший подарок детям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар -практикум для родителей "Растем играя, или какие игры нужны детям"

Большинство родителей не знают в какие игры можно играть с детьми. Вот несколько вариантов......

Семинар-практикум по сюжетно ролевой игре

В разработке представлен весь материал проведения  семинара по сюжетно ролевой игре детей дошкольного возраста. Семинар проводится в форме общения, игры, диалога....

Семинар - практикум "Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ"

Семинар - практикум и презентация к семинару - практикуму «Организация сюжетно-ролевой игры в ДОУ»...

Семинар-практикум на тему:«Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности».Средняя группа.

Семинар-практикум на тему: «Подвижная игра как фактор развития физических качеств детей». Выступление: «Подвижная игра как средство повышения двигательной активности». Приложение:Картотека повижных иг...

Семинар практикум для воспитателей "Ролево-игровые проекты в работе с дошкольниками"

Семинар-практикум для воспитателей поможет в работе по реализации ролево-игрового проекта...

Семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры»

Семинар-практикум «Организация сюжетно-ролевой игры»...

Семинар-практикум культурная практика "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)

Семинар-практикум представила культурную практику "Совместная игра педагога и детей" (сюжетно-ролевые игры)...