Методические рекомендации по составлению годового плана в ДОУ
статья на тему
Методические рекомендации по составлению годового плана отражают: разделы, планирование задач, виды, мероприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rekomendatsii_po_sostavleniyu_goovogo_plana.docx | 51.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовое планирование в ДОУ
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации», требованиям ФГОС ДО, федеральному и муниципальному законодательству и основываться на современных достижениях педагогического менеджмента, дидактики, психологии и т. д.
Годовой план работы дошкольного учреждения – это целеустремленная программа действий коллектива дошкольного учреждения, доведенная до необходимой конкретизации по содержанию, времени, исполнителям, организационным формам и путям ее реализации.
Форма написания годового плана может быть различной. Но в какой бы форме не был написан годовой план, первой его частью является «анализ работы за прошедший учебный год».
Основные разделы годового плана работы ДОУ
Введение. Краткая характеристика ДОУ (основные технические сведения об учреждении, характеристика материальной базы, обеспеченность педагогическими кадрами, укомплектованность групп).
I раздел. Анализ работы за прошедший учебный год.
Этот раздел может быть оформлен текстом и проиллюстрирован схемами с краткими выводами. (К.С. Белая предлагает следующие разделы аналитической справки по итогам учебного года, соответствующих шести блокам).
1. Обеспечение здоровья и здорового образа жизни. В этом разделе кратко необходимо представить: состояние здоровья воспитанников; заболеваемость детей в течение года, сравнительные цифры по дням функционирования, суммарные данные по группам здоровья для организации специальной лечебно-профилактической работы; результаты организации физкультурно-оздоровительной работы, закаливания, организации рационального питания, результаты адаптации вновь прибывших детей и др.
Далее даются общие выводы (выявленные тенденции по уровню здоровья и здорового образа жизни), определяются резервы планирования деятельности на новый учебный год.
2. Результаты выполнения образовательной программы ДОУ по направлениям: социально - коммуникативного, художественно-эстетического, познавательного, речевого и физического развития детей. Общие выводы.
3. Анализируется уровень развития целевых ориентиров выпускников ДОУ (оценка итоговых результатов освоения образовательной программы в подготовительной к школе группе), готовности детей подготовительной группы к обучению в школе. Далее следуют общие выводы и резервы повышения результативности работы по данному разделу.
4. Анализируются результаты повышения профессионального мастерства педагогов, их аттестация и повышение квалификации; заявки педагогов на методическую помощь на следующий год (по анализу анкет, результатам контроля); системы методической работы в ДОУ. Анализируется научно-методическая обеспеченность образовательного процесса, инновационная деятельность, результаты по экспериментальной деятельности.
Общие выводы, выявленные тенденции и резервы планирования работы с кадрами, оснащения методического кабинета на следующий учебный год.
5. Анализируется система взаимодействия с родителями воспитанников (по результатам анкетирования родителей); выполнение планов совместной работы ДОУ и школы; результаты работы с другими организациями. Общие выводы.
6. Анализируются итоги административно-хозяйственной работы и оцениваются материально-технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ.
Для ДОУ компенсирующего и комбинированного вида включается еще один раздел - анализ результатов коррекционной работы. Также отдельным разделом включается анализ внутриучрежденческого контроля.
Планирование годовых задач
Основные задачи деятельности ДОУ должны логически вытекать из тех проблем, которые выявились в ходе анализа реализации Образовательной программы и Годового плана в текущем учебном году.
В годовых планах работы определяются основные задачи по направлениям деятельности. Задачи являются главными для конкретного учреждения и определяются на основе анализа работы за прошедший год, в ходе которого выявляются проблемные участки в работе. Проблемные участки и диктуют выбор годовых задач на следующий учебный год.
ЗАДАЧА ПРЕДПОЛАГАЕТ:
Наличие понятного механизма (можно проверить результат задачи);
Единые параметры измерения задачи и результата;
Прогнозирование цели (задачи на будущее).
Управленческие задачи направлены на создание условий для решения образовательных задач и в зависимости от конкретной ситуации могут быть связаны с:
- повышением квалификации педагогов по определенному вопросу;
- обогащением материально-технической базы и развивающей среды;
- оптимизацией взаимодействия с родителями воспитанников;
- совершенствованием процесса управления (обеспечение координации деятельности сотрудников, обновление организационной структуры, механизма контроля и т.д.);
- повышением эффективности деятельности ДОУ (введение дополнительных образовательных услуг, новых форм работы ДОУ)
В настоящее время к дошкольному образовательному учреждению предъявляются определенные требования:
- выполнение государственного заказа-задания,
- совершенствование качества разнообразных услуг, в том числе и образовательных,
- взаимодействие с различными организациями и структурами для достижения поставленных целей и задач.
Основные задачи планирования заключаются в следующем:
- в обеспечении выполнения решений государственных органов по вопросам воспитания, развития и эмоционального благополучия детей раннего и дошкольного возраста;
- в вычленении главных, узловых вопросов в деятельности педагогического коллектива;
- в определении конкретных мероприятий, сроков их исполнения и ответственных исполнителей;
- в воспитании ответственности и дисциплинированности у членов коллектива.
При годовом планировании в дошкольной образовательной организации необходимо ориентироваться на принципы ФГОС ДО:
- поддержки разнообразия детства;
- сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;
- полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, амплификации (обогащения) детского развития;
- создания благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;
- содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
- приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
- формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;
- учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Форма написания плана годового плана может быть самой различной:
- календарной (разбитой по месяцам),
- цикличной (содержать определенную цикличность форм работы),
- текстовой (иметь текстовое описание содержания),
- табличной (иметь табличную форму написания),
- блочно – схематичной (разбитой на определенные блоки работы).
По мнению большинства современных ученых, процесс планирования должен приводить к созданию некой единой системы, в которой хорошо бы были видны:
- Задачи деятельности ДОУ на определенный период (в данном случае – год);
- Основное содержание плана;
- Сроки выполнения запланированных мероприятий;
- Ответственные за выполнение плана лица.
МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕШЕНИЕ ГОДОВЫХ ЗАДАЧ
II раздел годового плана. Повышение квалификации и профессионального мастерства педагогов.
В этом разделе планируется система работы с кадрами:
- обучение на курсах повышения квалификации (для разных категорий педагогов с учетом дифференцированного подхода);
- подготовка к аттестации и аттестация;
- посещение педагогами в межкурсовой период методических объединений, конференций, круглых столов, вебинаров, мастер-классов и т.д., с целью повышения профессионального мастерства;
- самообразование педагогов.
III раздел годового плана. Организационно-педагогическая работа.
Система методической поддержки педагогов, с использованием разнообразных форм методической работы.
- Работа творческих групп.
- Подготовка и проведение педагогических советов.
- Изучение, обобщение, внедрение, распространение передового педагогического опыта.
- Участие в конкурсах и смотрах.
- Консультации;
- Семинары, семинары-практикумы;
- Просмотры открытых мероприятий;
- Мастер-классы;
- Апробация и внедрение инновационных технологий;
- Участие в экспериментальной деятельности
- Оснащение и пополнение материалами методического кабинета.
Второй и третий разделы годового плана могут быть объединены: «Научно-методическое и кадровое обеспечение»
IV раздел годового плана. Система внутреннего мониторинга.
Этот раздел связан с контрольно-диагностической функцией в управлении дошкольным образовательным учреждением и представляется как система внутреннего мониторинга. Здесь планируются виды и формы контроля (оперативный, тематический, комплексный, фронтальный).
Ежегодно планируется организация подведения итоговых и промежуточных результатов развития дошкольников: состояние физического здоровья; оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста; уровень развития психических процессов (мышление, память, воображение).
- В подготовительной к школе группе проводятся итоговые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования.
- Во всех возрастных группах детского сада проводятся промежуточные результаты освоения образовательной программы воспитанниками по всем направлениям развития.
V раздел годового плана. Взаимодействие в работе с семьей, школой и другими организациями.
В этом разделе планируется работа по повышению педагогической компетентности родителей (родительские собрания, семинары, тренинги, практикумы, круглые столы, консультации, и т.д.).
- Совместное творчество детей, родителей и педагогов (конкурсы, акции, праздники и развлечения);
- Информированность родителей по различным вопросам на информационных стендах, официальном сайте детского сада;
- Планируются мероприятия по вопросам преемственности в работе со школой и организациями, с которыми заключены договора.
VI раздел годового плана. Административно-хозяйственная работа.
Планируется вся работа по укреплению материально-технической и финансовой базы ДОУ: ремонт, оснащение и пополнение предметно - пространственной среды, и др.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ГОДОВОМУ ПЛАНУ:
- Учебный план (пояснительная записка к учебному плану);
- Расписание НОД;
- Годовой календарный учебный график работы;
- Режимы дня (холодный и тёплый период);
- План внутриучрежденческого контроля (если не запланирован в годовом плане);
- Планирование заседаний ПМПк;
- План взаимодействия со школой;
- График прохождения курсов повышения квалификации;
- График прохождения аттестации педагогами;
- Если запланированы какие – либо конкурсы внутри детского сада – положения для этих конкурсов;
- Перспективные планы работы специалистов;
- Циклограммы деятельности заместителя заведующего, специалистов;
- Программа опытно – экспериментальной работы;
- План работы творческой или рабочей группы;
- План работы родительского комитета, Управляющего совета;
- План взаимодействия с семьями воспитанников;
- План работы по профилактике правонарушений, безнадзорности, беспризорности несовершеннолетних и предупреждению семейного неблагополучия;
- Перспективный план праздников, развлечений;
- Перспективный план спортивных мероприятий;
- План работы по месяцам на текущий год;
- План летне-оздоровительной работы;
- Другое (исходя из особенностей работы учреждения).
Структура годового плана работы
дошкольной образовательной организации в соответствии с ФГОС
(авторы: Недомеркова И.Н., Мурченко Н.А., Кудрявцева Е.А., Ужастова В.В.,
«Годовой план работы дошкольной образовательной организации». Издательство: Учитель, 2014 г.)
I раздел. Организационно-методическая работа с кадрами
- совершенствование профессионального мастерства воспитателя, специалиста дошкольной организации; консультации;
- коллективные просмотры и мастер-классы; семинары, круглые столы;
- педагогические советы и т.д.;
II раздел. Изучение состояния педагогического процесса
- виды контроля и их соподчинение, целевые и содержательные установки каждого вида; примерные методы контроля с целями и условиями их применения);
III раздел. Психолого-педагогическое сопровождение развития социальных и личностных качеств дошкольников:
- приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества, государства предназначено для планирования праздников, выставок-конкурсов, спортивных состязаний и других норм, традиций семьи, общества, государства;
- события этнокультурной и социальной направленности включает в себя события – важное явление, крупный факт, происшедший в общественной жизни. В этот блок входят события как макросоциума, так и микросоциума, окружающего ребенка. В него входят направления эколого-краеведческой, культурно-исторической и художественно-эстетической деятельности воспитывающих взрослых и детей.
IV раздел. Направленность работы творческих групп
В годовой план предлагается включить творческие группы, разрабатывающие оптимальные пути развития основных образовательных областей, предметно-пространственной развивающей образовательной среды и т.д.
V раздел. Взаимодействие с родителями:
- Изучение воспитательных возможностей детского сада и семьи (социально-педагогическая диагностика; день открытых дверей; встречи-знакомства);
- Информационное просвещение родителей (индивидуальная беседа, консультация, конференция, чтения, стенды, памятки, буклеты (образовательные маршруты выходного дня), рукописные газеты и журналы, устные журналы, переписка, выставки, медиатека, официальный сайт);
- Совместная деятельность педагогов с родителями (акция, ассамблея, вечер музыки и поэзии, собрания-встречи, гостиная, салон, фестиваль, клуб (в т.ч. вечера вопросов и ответов), праздники, экскурсии, проектная деятельность.
- Совместная деятельность детей - педагогов-родителей (праздники, развлечения, соревнования, походы, экскурсии, реализация проекта, игровая деятельность, и т.д.)
- Образование родителей (лекции, семинары, практикумы, мастер-классы, экскурсии, клуб).
VI раздел. Административно-хозяйственная работа
- Материально-техническое обеспечение
- Улучшение условий труда сотрудников
- Охрана жизни и здоровья детей и сотрудников
VII раздел. Работа методического кабинета
- Повышение квалификации педагогов
- Подготовка к аттестации, аттестация
- Годовой круг родительских собраний-встреч
- Изучение педагогической и психологической литературы
VIII раздел. Основные направления и формы взаимодействия детского сада и учреждений дополнительного образования, культуры и искусства
- Изучение воспитательных возможностей субъектов культурно-образовательного пространства
- Информационно-просветительское обеспечение взаимодействия
- Совместная деятельность взрослых и детей
Среди основных показателей качества планирования выделяют (например, В.Г. Алямовскя):
- Соответствие структуры годового плана как документа, отражающего управление качеством деятельности организации;
- Отражение в годовом плане основных направлений деятельности ДОУ;
- Связь годовых задач плана со стратегическими задачами развития ДОУ;
- Взаимосвязь задач годового плана и анализа деятельности ДОУ в предыдущем учебном году;
- Направленность всех разделов годового плана на решение поставленных задач;
- Количество сотрудников, вовлечённых в решение поставленных годовым планом задач;
- Обоснованность контроля деятельности персонала ДОУ рациональных, разнообразных видов контроля;
- Деятельная проработка содержания приложения к годовому плану.
Кроме того, к показателям качества можно отнести:
- Логику построения плана;
- Равномерность распределения мероприятий по времени, их реализуемость;
- Рациональность распределения нагрузок на лиц, ответственных за проведение мероприятий в соответствии с их должностными обязанностями;
- Отсутствие дублирования в работе различных органов управления ДОУ;
- Техническое оформление документа (титульный лист, разделы планирования, приложения).
Форма написания годового планирования
- Блочно-схематичная форма используемая в МАДОУ д\с «Малышок»
Направление (раздел) | Цель | Формы мероприятий | Тематика (задача, соответствующая форме мероприятия) | Участники | Ответственные | Месяцы | Перспектива | Отметка о выполнении | ||||||||
сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | ||||||||
- Блочно-схематичная форма плана. Может быть представлена на одном листе, либо каждый квартал на отдельном листе. При таком планировании не нужно выписывать для педагогов мероприятия на месяц
Основные направления работы | Целевая установка | |||||||||
В качестве целевой установки могут быть сформулированы годовые задачи деятельности ДОУ | ||||||||||
Месяцы | Работа с кадрами | Организационно-педагогическая работа | Работа с родителями | Преемственность в работе со школой, социумом | Административно-хозяйственная работа | |||||
Повышение квалификации | Аттестация | Консультации | Семинары, семинары- практикумы | Открытые просмотры | Педагогические советы и контроль | Организация и содержание работы методического кабинета | ||||
IX | Тематика педсоветов определяется основными направлениями работы, а мелкие вопросы будут формироваться в ходе подготовки к педсовету за месяц до проведения | В этом разделе планируются:
| ||||||||
X | ||||||||||
XI | ||||||||||
XII | ||||||||||
I | ||||||||||
II | ||||||||||
III | ||||||||||
IV | ||||||||||
V | ||||||||||
VI | ||||||||||
VII | ||||||||||
VIII |
- Календарная форма планирования
Месяц | Управление педагогическим процессом | Дата, ответственный | Организационная деятельность | Дата, Ответственный | Административно-хозяйственная деятельность | Дата Ответственный | |||||||
Педсоветы | Открытые просмотры | Консультации | Семинары | Контроль и руководство | Обобщение педагогического опыта | Производственные совещания | Взаимодействие с семьями, социумом, школой | Работа в методическом кабинете |
Методические рекомендации подготовлены Проценко Е.В.,
старший воспитатель МАДОУ д/с «Малышок», 2014 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ГОДОВОГО ПЛАНА ВОСПИТАТЕЛЯ
(НЕОБХОДИМЫЙ МИНИМУМ)...
Методические рекомендации по составлению индивидуального плана работы по самообразованию педагогических работников.
Оформление плана по самообразованию педагога.Система работы педагогов по самообразованию:В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с ...
Методические рекомендации к составлению календарного плана в группе в соответствии с ФГОС ДО
Предлогаемый алгоритм для составления и проверки календарного планирования воспитательно-образовательной работы в группе окажет конкретную консультативную помощь педагогам и старшим воспитателям в сов...
Методические рекомендации по составлению Годового плана учебно-воспитательной и административно –хозяйственной работы ДОУ на учебный год
Годовой план работы на учебный год является важнейшим локальным актом дошкольного учреждения. Он в полной мере должен соответствовать Федеральному закону «Об образовании в Р...
Методические рекомендации по оформлению Годового плана работы ДОУ.
Методические рекомендации об утверждении, оформлении Годового плана работы ДОУ. Раскрывается структура годового плана, задачи, мероприятия, приложения к годовому плану....
Методические рекомендации по составлению годового плана ДОО
Методические рекомендации составлены по материалам вебинара «Как составить годовой план работы ДОО на 2019-2020 учебный год». Автор вебинара: Скоролупова Оксана Алексеевна, вице-президент ...
Методические рекомендации по разработке годового плана
Материал будет полезен начинающим старшим воспитателям....