Дисциплина "Психология развития и возрастная психология". Практическое задание.
материал по психологии
Практическое задание по теме "Особенности психического развития от юности до пожилого возраста".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prakticheskaya_rabota_vgappsss.docx | 43.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы
Программа профессиональной переподготовки
Логопедия. Содержание и организация коррекционно-педагогической работы по устранению различных нарушений речевой деятельности с дополнительной специализацией в области дошкольной дефектологии (1340) new
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Ушкалова Татьяна Владимировна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Волгоград – 2020
Задание 1. Сравнить особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполнить правую часть таблицы.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к настоящему. Каков я, как член коллектива? | Каков я в глазах окружающих, насколько отличаюсь от них, насколько я близок к своему идеалу? |
Противоречива. На основе суждений взрослых. | Противоречива всё ещё, однако стабильнее, так как более обобщена и опирается на выбор собственных идеалов. |
На основе отдельных поступков. | На основе своих поступков. |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…). | Способны оценивать сложные отношения (поступки других, градации взаимоотношений…). |
Задание 2. Охарактеризовать развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б. Эльконину), потребность, психологические новообразования. Заполнить таблицу «Возрастная периодизация психического развития».
Возрастной период | Хронологи- ческие рамки | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | 14, 16 – 18,20 лет | - социальное и профессиональное самоопределение, -социально-психологическая поддержка и защита (общение). | -ситуация маратория–нужно самоопределяться, -взрослый – как старший соратник | Учебно-профессиональ-ная. | -готовность к самоопределению; -саморефлексия; -появление жизненных планов; -расширение круга общения; -вхождение в различные сферы социальной жизни | - 15 лет (перестройка организма, половое созревание), - 17 лет (завершение эпохи подрастничества, начало вступления во взрослость, профессиональный выбор, автономность). |
Ранняя взрослость | 20 – 40, 45 лет | - общение с группами сверстников, поиск друга, достижение идентичности, создание семьи. | Активное включение человека в сферу общественного производства, в сферу трудовой деятельности, создание семьи и воспитание детей. | Профессиональная, учебно-профессиональная. | Профессиональная компетентность, семейные отношения. | 18-20 лет (отрыв от родительских корней), 20-25 лет (мечта иметь все и сразу, наслаждаться жизнью разбивается о реальность, где нужно много трудиться и ждать успеха, что приводит к переосмыслению своих ценностей), - 30 лет (кризис смысла жизни, поиск смысла существования). |
Период зрелости | 40, 45 – 60, 65 лет | Создание семьи, воспитание детей. | Активное включение человека в сферу общественного производства, с созданием семьи, проявлением своей личности индивидуальности в воспитании детей, творчества, взаимоотношениях с людьми в процессе трудовой деятельности. | Трудовая. | Максимальная реализация сущностных сил человека в ходе активного включения в производительную жизнь общества. | - 40 лет (происходит, если кризис 30 лет не привел к должному решению экзистенциальных проблем, возможны серьезные перемены в жизни, вплоть до смены профессии и создания новой семьи). |
Период старения | Свыше 60, 65 лет | Потребность в коллективе, уважении и самоутверждении, передаче другим накопленного опыта. | Готовность к выходу на пенсию, удаление от дел профессионально-трудовой деятельности, адаптация к новому социальному статусу, поиск новых форм занятости. | Профессиональная деятельность в адаптированных формах, структуризация и передача жизненного опыта, хобби, постепенный отказ от активности. | Феномен мудрости, дальних воспоминаний и ревизии своей жизни, авто-биографической памяти. | 55-65 лет (кризис ухода на пенсию - нарушение привычного режима и уклада жизни). |
Задание 3. Прочитать текст, определить:
1) О каком возрастном этапе идет речь?
2) Какой кризисный период описан?
3) Какие характеристики сопровождают данный возрастной период у женщин?
4) Составьте психологические рекомендации для преодоления данного кризиса.
«Фаррелл и Розенберг исследовали мужчин во время определенного возрастного периода. В целом, считают они, существуют 4 главных пути развития мужчины в этом возрасте, отражающих его мотивационную направленность.
Первый из них — путь трансцендентно-генеративного мужчины, большая часть его желаний и потребностей воплотилась в жизнь. Для такого человека наступает время реализации своих возможностей и достижения новых целей.
Второй путь — это путь псевдоразвитого мужчины, внешне справляющегося со своими проблемами и делающего вид, что все происходящее его удовлетворяет или находится под его контролем. На самом деле он, как правило, чувствует, что потерял направление, зашел в тупик или что ему все осточертело.
Третий путь — мужчина, находящийся в замешательстве. Ему кажется, что весь его мир рушится. С одной стороны, он не в состоянии удовлетворять предъявляемым к нему требованиям, а с другой — его собственные потребности также остаются неудовлетворенными. Для одних мужчин этот период может быть временным периодом неудач; для других он может стать началом непрерывного падения.
Четвертый путь — это путь обездоленного судьбой. Такой человек был несчастлив или отвергаем другими большую часть своей жизни. Обычно он не в состоянии справиться с кризисными проблемами.»
Ответ.
I. В данном случае говорится о зрелом возрасте.
II. Авторами описан мотивационный кризис 40 (45) лет (кризис среднего возраста). Древняя китайская классификация определяет этот возраст, как возраст познания собственных заблуждений.
III. Анализируя научные труды, результаты исследований, статьи таких авторов, как А. А. Реан («Психология человека от рождения до смерти», 2001), Г. Крайг («Психология развития», 2001), И.Г.Малкина – Пых («Возрастные периоды взрослости», 2005), Е.И.Степанова («Психология взрослых: экспериментальная акмеология», 2000), Е.П.Ильин («Психология взрослости») и других, можно сделать вывод, что кризис середины жизни у женщин отличается своими особенностями: происходят изменения в жизненных целях, установках и ценностях, связанных прежде всего с семейным циклом, а не с предсказуемыми возрастными изменениями, а также с этапами профессионального пути.
Выделим следующие характеристики, сопровождающие данный возрастной период у женщин:
1) Для женщины, имеющей мужа и детей, счастливая семья является ориентиром, который «отметает» все сомнения, составляет смысл жизни: ничего менять не нужно.
2) Если женщина лишится счастливой семьи (развод, смерть ребенка или мужа), то кризис будет горестным, тяжёлым.
3) Испытывает проблему с самооценкой женщина, которая по своему характеру и устремлениям была настроена на карьеру, но не реализовала себя (отсутствие приличной должности, определённой репутации) в связи с рождением и воспитанием детей.
4) Болезненно переживает кризис женщина, для которой важны и карьера, и семья: она ставит себе высокую планку, но
трудно быть одинаково хорошим специалистом, хорошей женой, хорошей мамой.
5) Самый сложный вариант переживания кризиса у женщин, всю жизнь занимающихся карьерой, но бездетных: «ради профессиональных побед отодвинула на задний план вопрос рождения ребёнка; годы идут, ребёнка нет, для женщины это самое главное». И проснувшийся материнский инстинкт, желание родить у женщины, увлечённо занимавшейся только карьерой, становится причиной серьёзного душевного разлада.
6) Кризис среднего возраста у женщины мало отличается от мужского, если таковая посвятила себя карьере, а материнский инстинкт в ней так и не проснулся.
7) Часто можно встретить проекцию внутриличностного кризиса на свое окружение: социальную обстановку в стране, семейную ситуацию. Это приводит к попыткам изменить именно окружение: страну, семью, работу. Некоторые женщины в этот период заполняют внутреннюю пустоту рождением еще одного ребенка.
8) Особое место в депрессивных переживаниях женщин занимает тревога в отношении своего будущего, которая зачастую маскируется тревогой за детей или даже за страну в целом. Нередко депрессивные переживания концентрируются вокруг потери смысла и интереса к жизни.
Психотерапевт, семейный психолог Г.В.Шишов (Психология и терапия, 2005) изучил и выделил наиболее яркие внешние проявления кризиса среднего возраста у женщин:
1) Женщина вдруг становится чересчур раздражительной, строптивой, пренебрегает отношениями с друзьями, мнением родных и близких.
2) Перепады настроения: энергия сменяется разочарованием.
3) У женщины возникает ощущение, что у неё осталось мало времени, она начинает оценивать свои цели и достижения. 4) Женщина становится недовольной: работа не нравится, семья раздражает.
5) Активная женщина становится апатичной, ленивой.
6) Женщина может уйти от партнёра к более состоятельному мужчине, чтобы ощутить социальную и моральную стабильность;
7) Женщины хочет чувствовать себя моложе, поэтому начинает носить молодёжную одежду, делает молодёжную стрижку, начинает развлекаться как молодёжь, у неё могут поменяться привычки и вкусы;
8) Женщина начинает ощущать, что её привлекательность исчезает, и у неё происходят изменения сексуальной активности;
9) В этот период могут возникнуть проблемы с алкоголем.
IV. В работах Е.А. Ипполитовой (Особенности представлений о жизненных перспективах личности в период кризиса середины жизни), К. Муздыбаева (Стратегия совладания с жизненными трудностями. Теоретический анализ., 1998), В.А.Маровой (Кризисы среднего возраста, 2018) и др. выделены способы преодоления кризиса.
Определены три типа стратегии совладания, сфокусированных на:
- эмоциях (решающая задачу управления чувствами и поддержания эмоционального равновесия);
- оценке (подразумевающая интеллектуальную, когнитивную переработку информации относительно ситуации, в которую попал человек);
- проблеме (когда человек начинает активно противостоять травмирующей ситуации, действовать).
Рассмотрим те рекомендации, которые дают психологи для преодоления кризиса среднего возраста и возвращения к полноценной жизни:
1) Не доводить себя до синдрома хронической усталости и переутомления, так как в таком состоянии наверняка не избежать кризиса среднего возраста. Ведь часто его спутниками являются раздражительность и утомляемость. Поэтому надо стараться чаще отдыхать и расслабляться. Лучше если это будет при помощи активного отдыха. Поездки на природу всей семьёй или же пешие прогулки и т.д.
2) Нужно смотреть на вещи реально, а не идеализировать себя. По мнению психологов, лучше признаться себе в каких-то промахах и ошибках, которые были допущены в процессе жизни, постараться исправить их, чем умалчивать эти ситуации и делать вид, что всё хорошо.
3) Третье — проанализируйте своё отношение к работе. Нравится ли вам то, чем вам приходится заниматься? Получаете ли вы отдачу от своей работы, как в материальном плане, так и в моральном удовлетворении. Приносит ли кому-то пользу ваша работа? Насколько вы справляетесь с поставленными задачами? Если ответы в основном отрицательные, задумайтесь, может пора уже найти для себя более подходящий вариант?
4) Ещё одна рекомендация — стараться не портить отношения со своими близкими людьми, семьёй. Ведь только они всегда смогут поддержать в трудной ситуации. Выстраивать доверительные отношения с детьми, больше времени уделять супругу, заботиться о родителях.
5) Если до сих пор у вас нет какого-либо хобби, найдите его. Познакомьтесь с новыми людьми, с которыми у вас схожие интересы, проводите больше времени с друзьями, занимайтесь любимым делом. Попробуйте изменить привычный образ жизни.
6) Часто кризис среднего возраста сопровождается боязнью неминуемой старости, боязнь стать немощным и никому не нужным. В этом случае стоит вспомнить знаменитых людей, которые в довольно преклонном возрасте продолжали свою активную деятельность, писали книги, картины и т.д. Так что жизнь продолжается, не стоит бояться!
Таким образом, кризис середины жизни – это процесс интенсивного и трудного перехода, вызванного осознанием, что адаптационный стиль, который был адекватен в возрасте ранней зрелости, стал неадекватным в возрасте средней зрелости. Этот процесс включает изменение во временном взгляде на будущее от «времени рождения» до «времени, оставшегося жить», обзор прошлых и настоящих достижений и потерь, переоценку личностных целей (Е.П.Ильин).
Задание 4. Написать краткий анализ жизненного пути, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона. Выделяя в каждом этапе:
1) возрастной период;
2) хронологические рамки;
3) ведущую потребность;
4) социальную ситуацию развития;
5) ведущий вид деятельности;
6) психологические новообразования;
7) кризисы возрастов.
Пример: 1. От рождения до 1 года. 2. Орально-сенсорная. 3. Могу ли я доверять миру? 4. Социальные условия: в полгода была отдана в ясли. Депривация от эмоционального общения со значимыми взрослыми. Неудовлетворенные потребности. Непоследовательность в удовлетворении потребностей: в яслях подходили только по времени; когда была дома подходили и пытались удовлетворить потребности (проявить заботу) по плачу ребенка младенца. 5. Базовое недоверие миру и своим силам. Таким образом, описать все кризисные этапы Вашего жизненного пути.
Ответ.
I. 1.От рождения до 1 года.
2. Орально – сенсорная стадия (младенчество).
3. Могу ли я доверять миру?
4. Находилась на попечении любящей, ответственной матери (36 лет) в полной семье. Предсказуемое заботливое окружение. Основные потребности удовлетворены, формируется базальное доверие.
5. Эмоциональное непосредственное общение, предметом которого является взрослый.
6. Потребность в общении, эмоциональные отношения, начало процесса личностного формирования (доброта, доверие, общительность).
7. Кризис 1 года: возникновение первых запретов и ограничений, среда делится на доступную и недоступную.
II. 1. От 2 до 3 лет.
2. Мышечно- анальная стадия (раннее детство).
3. Могу ли я управлять собственным поведением?
4. С 1 года до 3 лет 5 дней в неделю вместе со своим двоюродным братом – ровесником находилась у бабушки. Постепенно стали расширяться возможности самостоятельного действия. Разрушается неразрывность единства со взрослым. Разумная дозволенность способствует становлению автономии – «Я – сама». Налаживается совместная деятельность со взрослым на правах сотрудничества.
5. Предметно – манипулятивная деятельность.
6. Речь, наглядно-действенное мышление, усвоение общественно-выработанных способов действия с предметами, сюжетно – отобразительная деятельность (одним предметом замещается другой).
7. Кризис 3 лет – граница между ранним и дошкольным детством: проявление негативизма, своенравия, упрямства; происходит обесценивание требований взрослого – того, что было ценно раньше.
III. 1. От 3 до 5, 6 лет.
2. Локомоторно- генитальная (возраст игры).
3. Могу ли я стать независимым от родителей и исследовать границы своих возможностей?
4. В 3 года поступила в детский сад. Адаптация прошла легко, т.к. мама работала в этом же детском саду воспитателем. С готовностью поддалась обучению и воспитанию, интересны были и трудовые занятия, и общение со сверстниками. И в детском саду, и дома поощрялись инициативность, самостоятельность, активность.
5. Ролевая игра.
6. Произвольность поведения и мышления (управление собой и поступками); формирование внутренней позиции, эмпатии, воли, абриса цельного детского мировоззрения (усвоение порядка); возникает потребность в общественно-полезной и общественно-значимой деятельности.
7. Кризис 5 лет: переход на новый уровень общения с миром. Может возникнуть агрессивность, злость, раздражение по пустякам: покладистый начинает бунтовать, открытый – стесняться.
IV. 1.От 6 до 11 лет.
2. Латентная стадия (школьный возраст).
3. Могу ли я стать настолько умелым, чтобы выжить и приспособиться к миру?
4. 7 лет – поступление в школу, выход за пределы семьи, начало систематического обучения в общеобразовательной и музыкальной школах. Чувства неполноценности не испытывала, так как учебный материал был понятен, обучение проходило успешно, общение с одноклассниками было налаженным и привычным (наша выпускная группа детского сада составила половину 1А класса).
5. Учение.
6. Складывается представление о себе, как о взрослом, возникает стремлении быть им; формируется внутренний план действий, опосредованность всех мыслительных процессов, самооценка, самоконтроль, рефлексия; овладение системой научных понятий.
7. Кризис 7 лет: формирование круга внутренних переживаний, опосредующих отношение ребёнка к миру; вступление в отношение с обществом как с совокупностью людей, осуществляющих обязятельную общественно -необходимую и общественно – полезную деятельность.
V. 1. Подростковый и юношеский возраст.
2. От 12, 13 до 19, 20 лет.
3. Кто я? Каковы мои убеждения, взгляды и позиции? Основные психологические потребности подростка — стремление к общению со сверстниками («группированию»), стремление к самостоятельности и независимости, «эмансипации» от взрослых, к признанию своих прав со стороны других людей.
4. В этот период характерно господство детского сообщества над взрослым, так как в отношениях со взрослыми я занимаю неравноправное положение (мораль послушания), а со сверстниками я общаюсь на равных. Главное «приобретение» этих лет (помимо профессии) – подруги «на всю жизнь». Однако с родителями сохраняются прекрасные отношения: я их люблю, я нуждаюсь в их поддержке, заботе, совете, защите. Далее - профессиональное самоопределение, нужно делать выбор. Наступление периода юности – переход от подросткового возраста к самостоятельной взрослой жизни, освоение профессионально-трудовых умений (поступление и учёба в ВУЗе). Социальная ситуация развития в юности – «порог» самостоятельной жизни. Я задумываюсь о будущем, создаю образы будущего, представляю конечный результат, способы и пути его достижения.
5. Деятельность общения в процессе обучения, организованной трудовой деятельности и досуга; учебно-профессиональная.
6. Стремление к «взрослости», самооценка, подчинение нормам коллективной жизни, формирование мировоззрения
профессиональные интересы, будущее, в обозримых пределах, становится частью сознательного плана жизни». Профессиональный выбор, автономность.
7. Кризис подросткового возраста: трудности в поведении детей возраста 12-15 лет, следствие их борьбы за независимость. В это время подростку хочется доказать, что он может все сам, без родителей, ему важно чтобы никто не вмешивался в его жизнь, подростку хочется независимости от родительского контроля.
Кризис 17 лет (от 15 до 18 лет) – это время выбора жизненного пути (основная задача) – обучение, работа, армейская служба и т.д. Это наиболее тяжелый период из всех. Результатом этого кризиса является открытие своего «Я», т.е. своей истиной сущности, своих возможностей, желаний, в чем видит смысл своей жизни. Основная цель – ценность образования и выбор спутника жизни.
VI. 1. От 20 до 25 лет.
2. Молодость.
3. Могу ли я полностью отдать себя другому человеку?
4. Формальное начало взрослой жизни: получение профессии («устройства»), ухаживания, вступление в брак, начало самостоятельной семейной жизни, выстраивание спокойных, доверительных отношений с супругом, рождение ребёнка – забота, принятие на себя ответственности за него; начало трудовой деятельности.
5. Профессиональная, учебно-профессиональная деятельность.
6. Центральными возрастными новообразованиями молодости можно считать семейные отношения и чувство профессиональной компетентности.
7. Кризис 20 лет: отрыв от родителей, начало самостоятельной жизни.
Кризис 20-25 лет: мечты и красочные картины разбиваются о реальность («манна небесная» не падает с неба, нужно трудиться, встаёт выбор между работой по приобретённой специальности и высокооплачиваемой работо й не по специальности, отношения в браке далеки от идеальных).
VII. 1. От 26 до 64 лет.
2. Зрелость.
3. Что я могу предложить будущим поколениям?
4. Реализация себя как мамы, жены, забота о семье, её материальное обеспечение. Профессиональный потенциал не раскрыт. Период кризиса среднего возраста совпадает с разводом, переменой места жительства, сменой гражданства. Новый брак, поступление в университет с целью получения новой профессии, успешное окончание, психологическая и материальная поддержка мужа, новое окружение и друзья, новые интересы, поступление в ВГАППССС. Большие сожаления по поводу «ушедшего» детородного возраста.
5. Трудовая деятельность – основная. Это не просто включение в производительную жизнь общества (в самом широком смысле этого понятия), но максимальная реализация сущностных сил человека в ходе такой деятельности.
6. Центральным возрастным новообразованием можно считать продуктивность, понимаемую как интегральное образование: профессиональную продуктивность и вклад в развитие и утверждение в жизни будущего поколения. При проявлении кризиса 40 лет можно говорить о еще одном важном новообразовании зрелости: коррективах жизненного замысла и связанных с ними изменениях «Я-концепции».
7. Кризис 30 лет: переоценка пройденного пути и возможностей дальнейшего развития, потребность в ощутимых переменах.
Кризис 40-45 лет осмысливается как время опасностей и больших возможностей. Осознание утраты молодости, угасания физических сил, изменение ролей и ожиданий сопровождаются беспокойством, эмоциональным спадом, углубленным самоанализом. Сомнения в правильности прожитой жизни рассматриваются как центральная проблема данного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практические задания к педсовету по образовательной области "Физическое развитие"
Из предложенных вариантов необходимо выбрать правильный ответ...
Практические задания для развития логики, внимания и памяти.
Задания для выполнения вместе с родителями...
Примеры практических заданий и игр на развитие фонематического слуха, восприятия, слухового внимания и памяти
Систематизированный материал для развития фонематических процессов...
Практические задания к лекциям "Психология общения"
Лекции по предмету "Психология общения"...
Характеристика возрастной психологии, психологии развития как науки
Возрастная психология — это отрасль психологической науки, изучающая факты и закономерности развития человека, возрастную динамику его психики....
Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателей группы для детей с ТНР Практические задания по формированию лексики, грамматики; развития артикуляционной, мелкой и общей моторики.
Эффективность работы учителя-логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, так как воспитатели являются непосредственными ...
Консультация для воспитателей «О выполнении практических заданий в тетради и в альбоме во время образовательной деятельности по познавательному развитию»
Предлагается материал для воспитателей по развитию мелкой моторики, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторной координации движений при выполнении графических диктантов разработанных Д...