Опыт работы "Оптимизация связей с семьей через использование активных форм работы с родителями"
материал на тему
В опыте описывается актуальность, теоритеческая база и технология методической работы по работе с семьей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_nikulinoy.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида № 222
Г. Кирова «Ромашка».
Опыт работы на тему:
«Оптимизация связей ДОУ с семьёй
через использование активных форм и методов работы
с родителями ».
(педагоги родители дети)
Старшего воспитателя МДОУ № 222
Никулиной Светланы Александровны
Стаж работы в должности 1 год.
I квалификационная категория.
г. Киров
2005 г.
Содержание.
Введение. Актуальность темы.
- Нормативно-правовые и теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи.
- Организация методической работы с кадрами по укреплению сотрудничества детского сада и семьи.
2.1 Цель, задачи, принципы организации методической работы по данному направлению.
2.2 Формы работы с педагогическими кадрами.
3. Выводы.
Список литературы.
Приложения.
Введение. Актуальность темы.
Современная педагогика, подкрепленная нормативно-правовой законодательной системой образовательного пространства ставит задачу обновления системы дошкольного образования через взаимосвязь детского сада и семьи. Семья дает ребенку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, интимно-личностную связь и исходное единство с родными. Поэтому очень важно создать в стенах дошкольного учреждения атмосферу теплых доверительных отношений между детьми и педагогами, между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Многочисленные исследования, проведенные в нашей стране и за рубежом, убедительно показали, что семья и детский сад – два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. В сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Почему же подчас тернистым оказывается путь к диалогу?
Личный воспитательский опыт, анализ анкет родителей в ходе методической деятельности, беседы с педагогами и родителями позволили выявить и сформулировать в этой связи ряд противоречий:
- Между правами и обязанностями родителей и неумение ими пользоваться;
- Между желанием воспитателей активной деятельности родителей в ДОУ и пассивным их участием в действительности.
- Между низким уровнем педагогической культуры родителей и неэффективными методами осуществления данной работы в дошкольном учреждении.
Анализ планирования воспитателями работы с семьей, изучение протоколов родительских собраний показали, что
- Воспитатели осуществляют целенаправленная работа с родителями по повышению их педагогической компетентности.
- Используются разные формы организации родителей (родительские собрания, наглядная информация, беседы и др.).
Вместе с этим были отмечены ряд недостатков, а именно:
- педагоги не всегда умеют поставить конкретные задачи и выбрать эффективные методы работы.
- Редко применяются активные формы и методы работы с родителями.
- Работа носит формальный характер, родителям скучно на таких собраниях.
- У отдельных воспитателей (особенно молодых) недостаточно развиты коммуникативные навыки общения с родителями.
Таким образом, необходима целенаправленная работа с педагогическими кадрами по планированию работы с семьями и использованию методов активизации родителей.
1. Нормативно-правовые и теоретические основы взаимодействия детского сада и семьи.
Для более подробного изучения данного вопроса, я обратилась к нормативно- правовым основам. и трудам корифеев дошкольного воспитания.
Идея взаимосвязи общественного и семейного воспитания, а также взаимной ответственности педагогов и родителей нашла свое отражение в ряде нормативно-правовых документов. Так в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании»и других .
Так, в Законе «Об образовании» записано, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте.
В соответствии с этим меняется позиция дошкольного учреждения в работе с семьёй. Так, в уставе МДОУ № 222 записано: «Педагог обязан сотрудничать с семьей по вопросам воспитания и обучения ребенка». ДОУ не только воспитывает ребенка, но и консультирует родителей по вопросам воспитания детей. Педагог дошкольного учреждения, в настоящее время, не только воспитатель детей, но и партнер родителей по их воспитанию.
О необходимости создания крепкого союза школы и семьи писал в своё время Сухомлинский В.А.: «Без воспитания детей, без активного участия отца и матери в жизни школы, без постоянного духовного общения взрослых и детей невозможна сама семья как первичная ячейка нашего общества…»
«Вопрос о работе с родителями – это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, вооружения их известным педминимумом, их практике в детсадах, привлечении к этой работе» (Н. К. Крупская)
2. Организация методической работы с кадрами по использованию методов активизации родителей.
2.1 Цель, задачи, принципы опыта работы.
Взаимодействие детского сада и семьи – одна из основных задач и направлений работы ДОУ. Каждый детский сад ищет свой собственный путь укрепления связей с семьями воспитанников, стремиться к установлению равноправного диалога с семьями воспитанников. Поэтому, моей целью стала оптимизация работы с семьёй, используя активные методы и формы работы с родителями, методическое обеспечение данного процесса.
Для осуществления данной цели, считаю, необходимо решить следующие задачи:
- Обогащение знаний и опыта педагогов о значении и специфике методов активизации работы с семьей.
- Овладение педагогами данными методами обогащения воспитательного опыта родителей, развития у них педагогической рефлексии.
- Развитие умений педагога строить коммуникативный процесс с родителями. Повышение профессионального мастерства педагогов в общении, особенно в проблемных межличностных ситуациях.
В основу моей работы легли идеи
- партнерства педагогов и родителей в деятельности дошкольного учреждения
- идеи гумманизации отношений.
- Идея личностного подхода к педагогу, ребенку, родителям.
- Идея «открытости» дошкольного учреждения для родителей.
Систему своей работы строю на принципах:
- Единства в работе детского сада и семьи по воспитанию детей.
- Системности
- Плановости.
- Отсутствия формализма в организации работы с семьёй, т. е. учет интересов, нужд и потребностей родителей в планировании работы учреждения.
- Принцип доверительного сотрудничества (во взаимоотношениях между педагогами и родителями, взаимопомощи в совместной работе по воспитанию дошкольников.)
- Дифференцированного подхода.
Основные направления работы
Аналитическое и прогностическое
- Анализ взаимодействия педагогов и родителей.
- Планирование, выработка общей стратегии руководства.
- Повышение своего теоретического уровня в области семейной педагогики.
- Регулирование и коррекция работы с семьями воспитанников.
Консультативное
- Повышение педагогической компетентности воспитателей
- Повышение психолого-педагогической культуры родителей.
- Подбор форм консультирования.
- Дифференцированное оказание методической помощи.
- Адаптация методов активизации родителей к конкретным условиям группы.
- Выработка стратегии общения педагогов с семьями воспитанников.
Организационное
- Нормативно-правовое и программно-методическое обеспечение.
- Организация просвещения родителей и педагогов (лекции, индивидуальное консультирование, подгрупповое консультирование, письменные консультации, памятки и т. п.)
- Организация продуктивного общения всех участников пед. процесса.(родительские собрания, совместные праздники, выставки, совместная продуктивная деятельность и т. п.)
2.2 Этапы методической работы.
Работу по руководству использованием активных методов и форм работы с родителями строила поэтапно.
I этап – информационно-аналитический предполагает сбор и анализ сведений о родителях, чьи дети посещают детский сад, , а также сбор и анализ сведений о педагогах, работающих с этими детьми и родителями.
Задачи первого этапа:
- Изучение типов семей с целью организации дифференцированного подхода.
- Изучение профессиональных возможностей и личностных умений воспитателей и коллектива в целом, для наилучшей организации методической работы с кадрами.
- Анализ планов воспитательно-образовательной работы (раздел: работа с родителями): изучение форм и методов работы с родителями, тематики встреч.
- Изучение потребностей, запросов родителей.
- Анализ программ воспитания и обучения по всем возрастным группам.
Эти задачи определяют формы и методы работы на данном этапе. Среди них:
- Опрос
- Анкетирование
- Наблюдение
- Диагностика педагогического состава
- Беседы с родителями
- Беседы с педагогами
- Составление «социального портрета » семьей воспитанников (в начале учебного года каждым педагогом.)
Результаты работы 1-го этапа:
- Семьи, дети которых посещают детский сад, имеют разный социальный статус (см. приложение № 1: данные соцопроса).
- Выявлены неблагополучные семьи.
- Определены потребности и желания родителей, а также преобладающий стиль воспитания в семьях. (см результаты тестирования. Приложение № 2)
4. Изучение протоколов родительских собраний, к сожалению, убедительно показало, что методы активизации родителей не используются.
5. Диагностика качественного состава педагогов по
- образовательному уровню,
- возрастному составу,
- уровню категорийности
показала, что в нашем ДОУ работают все педагоги имеют специальное педагогическое образование, из них с высшим (и незаконченным высшим) - , средне-специальным- ; разного возрастного состава: стажисты и молодые специалисты, аттестованные на категории и неаттестованные, а это достаточно хорошие потенциальные возможности для укрепления сотрудничества с семьями воспитанников. (см. приложение 3).
Кроме того, воспитатели осознают необходимость взаимосвязи между детским садом и семьями воспитанников.
Проделанные мероприятия показали:
- Основная масса родителей заинтересована в тесном сотрудничестве с детским садом и имеет потребность в педагогических знаниях,
- Имеющиеся педагогические ресурсы способны укрепить взаимосвязь с семьями воспитанников.
II этап – практический. Он включает в себя мероприятия, направленные на решение конкретной задачи, а именно оптимизации работы МДОУ и семьи через использование методов активизации родителей.
Задачи работы:
- Обучение воспитателей умению планировать работу с семьями на диагностической основе.
- Повышение психолого-педагогической компетентности воспитателей в общении с родителями.
- Овладение педагогами умениями строить коммуникативный процесс с родителями.
- Знакомство воспитателей с новыми формами и методами активизации родителей.
- Освоение активных форм и методов работы с семьёй.
Данные задачи определяют содержание моей работы на втором этапе. Это:
- Изучение опыта педагогов, использующих новые формы сотрудничества с родителями.
- Распространение передового опыта воспитателей по данному направлению.
- Методическое руководство планированием работы с семьёй.
- Организация консультативной помощи воспитателям по организации работы с родителями.
- Внедрение активных методов работы с родителями в практику
Для реализации поставленных задач были проведены мероприятия:
- Консультация «Планирование работы с семьёй»
- Консультация –практикум «Использование активных методов работы с семьей».
- Семинар –практикум «Формирование умений публичности в работе воспитателя» .
- Определены темы и содержание наглядной информации для родителей.
- Разработаны «Рекомендации к оформлению родительского уголка»
- Распространение опыта «Применения нетрадиционных форм организации работы с родителями» воспитателей группы «Цветущая полянка».
Проделанные мероприятия позволили:
- Расширить представления педагогов о формах и методах организации работы с семьями воспитанников.
- Обогатить позитивный опыт общения с семьями воспитанников.
- Овладеть методикой проведения фронтальных встреч с родителями, используя методы активизации.
- Выбирать и формулировать в соответствии с интересами родителей тематику встреч.
- Способствовать развитию у педагогов ощущения уверенности в себе при общении с родителями детей.
2.3 Формы организации работы с педагогами.
Работу с кадрами строю на диагностической основе, дифференцированно.
Структура методической работы:
Сформированы 3 группы педагогов, в основе деления на которые лежит принцип дифференциации по уровню практического мастерства и использования программ:
I группа: молодых специалистов
II группа: педагоги со сложившейся системой работы
III группа: педагоги, работающие в инновационном режиме (по программе « Радуга»).
Например, педагоги, работающие по программе «Радуга» обобщили собственный опыт работы по использованию нетрадиционных форм организации родителей: «дни именинников» и предложили использование других форм.
Молодые специалисты участвуют в разработке всеобучей для родителей по темам : «Здоровый образ жизни», «Любящему родителю на заметку».
Беседы с опытными специалистами помогают определить направления методической помощи.
Формы организации работы с педагогами
С целью эффективного решения поставленных задач, наряду с традиционными мероприятиями:
- лекциями,
- консультациями,
- семинарами-практикумами
- педчасами
использую активные формы и методы работы с воспитателями, например:
- Деловая игра: «Какая тематика встреч актуальна для родителей»
- Упражнения «Перечислите применяемые вами формы работы с родителями»
- Элементы тренингов, «мозговые атаки».
- Памятки «Планирование работы с семьей», «Темы и содержание наглядной информации для родителей»,
- Самоанализ работы с родителями.
- Просмотр и анализ видеозаписи выступления педагога
- Наглядные материалы в виде таблиц, позволяющих увидеть разницу или сходство, результаты тестирования и т. п.( см приложения)
- Игровое моделирование ситуаций и ролевое проигрывание их.
В работе с педагогами использую письменную и устную форму. Преимущества личностно-ориентированного общения известны всем, но общение только в устной форме требует много времени. Кроме того, воспитатели не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую получают на консультации, и для того чтобы педагоги смогли осмыслить полученные рекомендации и следовать им, необходимо использование памяток.
Таким образом, сочетание традиционных форм организации методических мероприятий с применением активных методов работы с педагогами позволили каждому педагогу овладеть активными методами и формами работы с родителями.
Результаты работы второго этапа:
- Широкое применение в практике работы нашли такие формы работы с родителями как:
- Совместные праздники и досуги
- Конкурсы и выставки
- Благоустройство ДОУ и территории.
Например, в годовой план развлечений включенысовместные праздники с участием родителей:
- Физкультурный досуг “Веселые старты”, “
- Физкультурное развлечение “Мы растем здоровыми”
- Спортивно-музыкальное развлечение “Защитники Отечества”
- Методы активизации родителей применяются при проведении общих родительских собраний, что позволяет сделать общение с родителями более интересным и плодотворным.
Мы использовали:
- Тренинг “Коррекция поведения детей с помощью позитивных установок”,
- Ролевое проигрывание “педагогической оценки” (в собрании “Принципы взаимоотношений родителей с детьми; родителей и педагогов”)
- Игровое взаимодействие “Устами младенца” с использованием видеозаписи (в родительском собрании “Ребенок и телевидение”).
- Анализ родителями мотивов поведения детей в игровом упражнении “Я вижу , что сейчас с тобой происходит” (“Клуб молодой семьи”, тема “Почему ребенок не слушается”.
По мнению родителей, принимавших участие в собраниях, данные всречи оказались им “полезными”, “нескучными”, “интересными”.
- В перспективный план работы с родителями педагогами включены нетрадиционные формы работы с родителями, использование активных методов.
Таким образом, усовершенствовалась работа с родителями, широко используются формы и методы, которые сближают участников педпроцесса.
III этап – контрольно-оценочный, включающий анализ эффективности работы с родителями при использовании методов активизации воспитателями и специалистами детского сада.
Основные методы данного этапа:
- Опрос родителей после проведенных мероприятий.
- Повторная оценка эффективности труда воспитателей по работе с родителями на основе метода «отраженной субъектности» (А.В. Петровский, В. А. Петровский): с помощью анкеты оценивается текущее состояние работы воспитателя. В роли экспертов выступают родители детей. Их ответы статистически отрабатываются, по результатам выводиться нормированная оценка по данному направлению.
Результаты анкетирования родителей.
Сентябрь 2004 г.
№ группы | Название | ФИО воспитателей | Кол баллов | Уровень |
1 | «Цветущая полянка» | Кормщикова И. А. Кокорина Н. Н. | -2 | Ниже среднего |
2 | «Анютины глазки» | Черезова Н. Г. Замураева А. В. | 10 | Высокий |
4 | «Колокольчик» | Копалова Т. Г. | 8 | Высокий |
6 | «Ромашка» | Мотошкова Н. С. Мамаева Т. Ю. | -3 | Ниже среднего |
7 | «Ландыш» | Альгина Е. А. Желнина Г. А. | 3 | Средний |
8 | «Одуванчик» | Бессольцина Л.Л. Прозорова Н. М. | 8 | Высокий |
9 | «Подсолнушки» | Воеводина Н. В. | 2 | Средний |
Итого: средний бал по детскому саду составил 3,7 б, что соответствует среднему уровню работы с родителями.
Результаты анкетирования родителей.
Февраль 2005 г.
№ группы | Название | ФИО воспитателей | Кол баллов | Уровень |
1 | «Цветущая полянка» | Кормщикова И. А. Кокорина Н. Н. | 15 | высокий |
2 | «Анютины глазки» | Черезова Н. Г. | -1 | Ниже среднего |
4 | «Колокольчик» | Копалова Т. Г. | 9 | высокий |
6 | «Ромашка» | Мотошкова Н. С. Мамаева Т. Ю. | -2 | Ниже среднего |
7 | «Ландыш» | Альгина Е. А. Желнина Г. А. | 4 | средний |
8 | «Одуванчик» | Бессольцина Л.Л. Прозорова Н. М. | 9 | высокий |
9 | «Подсолнушки» | Воеводина Н. В. | 10 | высокий |
Итого: средний балл по детскому саду составил – 6 б., что соответствует среднему уровню.
Вывод: по сравнению с началом учебного года вырос общий балл оценки эффективности работы воспитателей с родителями.( по оценке родителей).
3. Выводы.
В ходе планового методического руководства педагогическим коллективом:
- Повышается эффективность работы педагогов с родителями.
- Растет педагогическая компетентность родителей.
- Укрепится сотрудничество детского сада и семей воспитанников.
- Повышается социальный статус ДОУ.
В перспективе:
- Продолжать использовать методы активизации работы с родителями.
- Апробировать новую форму проведения дня открытых дверей в форме «консультационного дня»для родителей «Берегиня».
- Открыть «Клуб «Здоровье» (подгрупповую форму работы с родителями )
- Пополнить методический кабинет литературой по семейному воспитанию.
Приложение № 1
Социальный статус семей МДОУ № 222.
группа | Служащие | Рабочие | Частные предприниматели | Домохозяйки | безработные | студенты |
№ 1 | 19 | 12 | 7 | 2 | 1 | 1 |
№ 2 | 23 | 12 | 2 | 1 | - | - |
№ 3 | 11 | 8 | 6 | - | 2 | - |
№ 4 | 17 | 6 | 3 | 1 | - | - |
№ 5 | 16 | 13 | 5 | - | - | - |
№ 6 | 13 | 16 | 8 | 1 | 2 | - |
№ 7 | 8 | 15 | 14 | 2 | - | - |
№ 8 | 13 | 19 | 6 | - | 1 | - |
№ 9 | 5 | 27 | - | 3 | - | - |
№ 10 | 12 | 7 | 14 | - | - | - |
Сводная таблица по составу семьи.
Количество семей | 2001 год | 2002 год | 2003 год | |
С несовершеннолетними детьми | 200 | 201 | 201 | |
Детей в них | 257 | 275 | 275 | |
Малообеспеченных семей | 6 | 7 | 7 | |
Многодетных семей | 5 | 6 | 6 | |
Семей, где детей | 1 | 143 | 137 | 137 |
2 | 52 | 57 | 57 | |
3 и более несоверш/л детей | 5 | 7 | 7 | |
Количество неполных семей | Всего неполных семей | 48 | 51 | 51 |
Семей одиноких матерей | 17 | 25 | 25 | |
Семей только с матерью | 30 | 24 | 24 | |
Семей только с отцом | 1 | 2 | 2 | |
Количество семей с детьми-инвалидами до 16 лет | 1 | 1 | 1 | |
Опекунские семьи | 2 | 3 | 3 | |
Студенческие семьи | До 3-х лет | - | - | - |
Свыше 3-х лет | - | - | - | |
Семьи, имеющие детей-инвалидов | 2 | 2 | 2 | |
Семьи судей, следователей, прокуроров | 1 | 1 | 1 | |
Семьи помощников воспитателей | 2 | 5 | 5 | |
Семьи участников ликвидации ЧАЗС | 1 | - | - | |
Семьи военнослужащих срочной службы | - | - | - | |
Семьи, потерявшие кормильца | 2 | 2 | 2 |
Приложение № 2
Результаты анкетирования и тестирования родителей.
- 94 % родителей нуждаются в помощи д/с по укреплению здоровья ребенка;
- у 36% семей преобладающим стилем воспитания в семьях является стиль «кооперации»
у 28% родителей – противоречивый стиль воспитания;
у 14% семей – «культ болезни»;
в семьях с детьми младшего дошкольного возраста преобладает «гиперопека».
Приложение № 3
Диагностика педагогического состава.
Образовательный уровень педагогов ( количество)
Год | Всего педагогов | Высшее | Средне специальное | Среднее |
2001 | 25 | 4 | 21 | - |
2002 | 25 | 6 | 19 | - |
2003 | 26 | 6 | 29 | - |
2004 | 26 | 5 | 21 | - |
Педагогический стаж (количество человек)
Год | Всего педагогов | До 5 лет | От 5 до 10 лет | От 10 до 15 лет | 15 лет и более |
2001 | 25 | 5 | 3 | 6 | 15 |
2002 | 25 | 7 | 3 | 4 | 11 |
2003 | 26 | 6 | 7 | 3 | 10 |
2004 | 26 | 3 | 5 | 3 | 15 |
Квалификационный состав.
Без категории | 7 чел. |
Со 2 квал. категорией | 11 чел. |
С 1 квалификационной категорией | 6 чел. |
С высшей категорией | 1 чел. |
СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ
« Содержание и формы работы по формированию у детей навыков ЗОЖ»
«Планирование работы.»
План.
1. Актуализация проблемы воспитания ЗОЖ.
Цель работы по данной проблеме в д/с.
2. Содержание работы по ЗОЖ. Тематика занятий.
(программы «ОБЖ» Авдеевой, Князевой, Стеркиной;
« Здоровье с детства» Т.С. Казаковцевой).
3. Формы и методы формирования у детей основ ЗОЖ.
4. Работа с родителями по данному направлению.
5. Планирование работы. Рекомендуемая литература.
КОНСУЛЬТАЦИЯ – ТРЕНИНГ
« Использование активных методов работы
с семьей»
Цель: овладение педагогами методами обогащения
педагогической культуры родителей.
План проведения.
1. Значение сотрудничества детского сада и семьи в воспитании
ребенка ( старший воспитатель: Никулина С.А.)
2. Формы работы с родителями.
Упражнение: « Перечислите…….» (по очереди)
(старший воспитатель: Никулина С.А.)
3. Нетрадиционные формы работы.
( доклад из опыта работы Кокориной Н.Н.)
4. Методы активизации родителей
( сообщение Кокориной Н.Н.)
5. Деловая игра: « Какая тематика встреч актуальна для
родителей.»
Деловая игра: « Какая тематика встреч актуальна для родителей?»
Цель: овладение методикой проведения фронтальных встреч
с родителями, развитие умения определять педагогическую
потребность семьи и в соответствии с этим точно формулиро-
вать тему встречи для родительской аудитории.
Учебная задача: по высказываниям родителей, полученным
в ходе интервьюирования с целью выяснения затруднений в
семейном воспитании, сформулировать темы встреч, удовлет-
воряющие потребность родителей в педагогической помощи.
Ход игры. Педагоги делятся на группы, каждая из которых
получает данные интервьюирования родителей с высказыва-
ниями по поводу затруднений, желаний, касающихся отноше-
ний с детьми и других проблем семейного воспитания. Опираясь на эти ответы, группа педагогов составляет тематику встреч для родителей; выбирает формы проведения каждой
встречи; основные методы общения; определяет категории
семей, приглашаемых на встречу (например, для однодетных
семей, для родителей, воспитывающих только дочь (сына) и др.); решают, кто может быть ответственным за проведение
встречи.
Перед началом выполнения заданий между всеми участни-
ками игры согласовывается регламент работы. По истечении
времени каждая группа готовит выступление о результатах
выполненного задания. Оценивается содержательность тема-
тики, оригинальность формулировок, избранных форм и мето-
дов общения, полнота учета потребностей родителей, представ-
ленных в интервью.
Высказывания родителей, воспитывающих
младших дошкольников
« Что делать, чтобы ребенок не болел, простуды замучили?»
« Так много дома разных игрушек, но ребенок с ними почему-то не играет,
только нытьем изводит нас по выходным….»
« Правильно воспитывать мне мешает свекровь, не могу найти с ней
общий язык.»
« Часто домашние мелкие неурядицы отвлекают от общения с ребенком..»
« Не вижу у ребенка хоть к чему-то способностей. Может, в кружок или
студию отдать?»
Высказывания родителей, воспитывающих
дошкольников 4 - 5 лет
« Какие могут быть трудности с маленьким ребенком? Если в чем прови-
нился, он свое место знает – угол…»
« Очень беспокоит застенчивость дочери. Хорошо это или плохо и что с
этим делать?»
« Очень неаккуратный и небрежный, порвал все книги в доме.»
« Трудностей с самим воспитанием нет, есть трудности с деньгами для
осуществления воспитания…»
Высказывания родителей, воспитывающих
старших дошкольников
« Трудностей особых нет, растет предприимчивым, современным. Если ему
невыгодно что-то делать, никогда не заставишь.»
« Мы разводимся, нам сейчас не до ребенка…»
« Старший обижает младшего. Младший постоянно ябедничает на старш-
шего – измучились с ними!»
« Если бы отцы больше занимались с детьми, никаких трудностей бы не
было…»
« По-моему, перед школой у всех одни и те же трудности: чтобы хорошо
считала, писала, читала. Разве не так?»
Семинар – практикум в форме деловой игры
« Учимся влиять на публику или
правила удачного выступления»
Цель: формирование у педагогов умений публичности в работе
с коллегами, родителями.
П Л А Н
1. Вступительное слово ведущего.
(тема, причины обращения к ней, кратко ход работы)
2. Выбор экспертной группы ( 3 человека)
Воспитатели делятся на 2 подгруппы.
3. Просмотр видеозаписи с областного конкурса « Учитель года»
(опыт работы)
4. Работа в подгруппах. Воспитатели анализируют просмотренные
выступления, выделяют правила удачного выступления, иллюстри-
руют (по возможности) своими примерами.
Представитель подгруппы выступает перед коллегами с докла-
дом ( с соблюдением выделенных ими же «слагаемых» удачного
выступления).
5. Оценка экспертной группой выступлений коллег. Обобщение
«правил хорошего выступления» (ключевые слова вывешиваются
на доску)
6. Заключительное слово ведущей.
ПЕДСОВЕТ
Тема: «Растим здоровое будущее»
Цель:
1) подвести некоторые итоги работы по формированию у детей
навыков ЗОЖ.
2) объединить усилия пед. коллектива ДОУ на повышение уров-
ня воспитательно-образовательной работы по формированию
у детей навыков ЗОЖ.
3) познакомить с передовым опытом по данному направлению,
имеющемуся в ДОУ .
Педсовет построен из нескольких частей.
1 часть.
1.1. анализ состояния работы по физическому развитию и формированию предпосылок к ЗОЖ.
( результаты медико-педагогического и тематического контроля)
Ст. воспитатель: Никулина С.А.
1.2. Защита программы оздоровления в детском саду.
Заведующая д/с: Караваева Е.Н.
2 часть: практическая в форме КВН, 2 команды участники выбирают жюри;
Задание № 1: « Разминка »
Цель: уточнить знания педагогов о методах и приемах работы по
данному направлению.
Задание № 2: « Реклама»
Цель: знакомство с передовым опытом, пособиями по ЗОЖ.
Длительность 1,5 мин ( на каждое).
Реклама 2-х пособий по ЗОЖ, которые используются в работе с детьми
Задание № 3: «Конкурс капитанов»
Цель: уточнить знания литературы по данному вопросу.
Задание № 4: «Делай как мы»
Цель: практическое овладение методами игрового массажа.
Задание № 5: «Организация выставки наглядной информации для
родителей по ЗОЖ»
Цель: помочь воспитателям наиболее эффективно использовать уголок для родителей.
Список литературы.
- Устав МДОУ № 222
- «Программа воспитания и обучения» под ред. Васильевой.
- Программа «Радуга» Дороновой.
- Арнаутова Е. П. «Вгостях у директора»
- Солодянкина О. В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей»
- Рылеева Е. В. , Барсукова Л. С. «Управление качеством социального развития воспитанников ДОУ».
- Белая К. Ю. «Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении»
- Белая К. Ю. « Планирование работы дошкольного образовательного учреждения».
- Третьяков П.И., Белая К. Ю. «Дошкольное образовательное учреждение: управление по результатам»
- Сафонова О. А. «Технология управления качеством образования в дошкольном учреждении»
Клуб молодой семьи
Родительское собрание на тему?
«Почему ребенок не слушается»
Цель: способствовать формированию теплых взаимоотношений между детьми и родителями; помочь родителям научится понимать мотивы поведения детей; профилактика невротических состояний у детей.
Дата проведения: 3.02.2005 г.
Повестка.
1. Вступительное слово ведущей.
2. Игровое упражнение «Портрет реьенка, который способен сводить взрослого с ума».
3. Мотивы такого поведения. Игровое упражнение.
4. Причины капризов. Обобщение.
5. Ответы на вопросы родителей.
Выработка решения собрания.
Циклограмма работы с родителями.
Основные мероприятия | Периодичность |
Групповые родительские собрания | 1 раз в квартал |
Общие родительские собрания | 2 раза в год |
Клуб молодой семьи | В 2005 году |
Выставки литературы для родителей | ежегодно |
Дни открытых дверей | ежегодно |
Содержание работы ДОУ по взаимодействию семьёй.
Направления работы | Содержание |
Здоровье и физическое развитие |
|
Познавательно-речевое |
|
Социально- личностное |
|
Художественно-эстетическое |
|
Психологический климат в коллективе.
Результаты тестирования. Февраль 2005 г.
Участник опроса | Эмоциональный компонент | Когнитивный компонент | Поведенческий компонент |
1 | +1 | 0 | 0 |
2 | 0 | 0 | 0 |
3 | 0 | +1 | 0 |
4 | +1 | 0 | 0 |
5 | +1 | 0 | 0 |
6 | 0 | 0 | +1 |
7 | +1 | +1 | +1 |
8 | +1 | +1 | 0 |
9 | +1 | +1 | +1 |
10 | 0 | 0 | 0 |
11 | +1 | 0 | +1 |
12 | +1 | 0 | 0 |
13 | +1 | 0 | 0 |
итого | +0, 7 | +0, 3 | +0,3 |
Вывод: эмоциональный климат в МДОУ № 222 благоприятный и положитеьный.
Результаты анкетирования педагогического коллектива.
«Методист глазами воспитателей»
Полученные баллы: 92,98,92,81,92,98,90,104,102, 104,98,102,100,109,106,105.
Критерии оценки:
От 162 до 100 баллов- соответствует высшей квалификационной категории.
От 100 до 50 баллов – соответствует 1 квалификационной категории.
Средний балл: 98,3 б.
Вывод: Соответствует 1 квалификационной категории.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы....
Опыт работы по использованию нетрадиционных форм работы с родителями по формированию ЗОЖ
Использование "Дневничка-Здоровячка" в работе с родителями...
Презентация «ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ С СЕМЬЁЙ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ»
Ход мероприятияПодготовительный этап:Оформить приглашение родителям на собрание в виде экологического плаката или индивидуальных приглашений, выполненных детьми в виде аппликации из природного материа...
Выстраивание партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и семьями воспитанников по вопросам воспитания и развития детей через активные формы работы с родителями.
Взаимодействие родителей и педагогов в воспитании дошкольников рассматривается как взаимная деятельность ответственных взрослых, направленная на введение детей в пространство культуры, постижение ее ц...
Публикация. Опыт работы «Использование инновационных форм работы с родителями по формированию у детей старшего дошкольного возраста знаний основ безопасного поведения на улицах и дорогах».
Воспитание безопасного поведения у детей – одна из важнейших задач дошкольного учреждения и семьи....
Использование активных форм работы с родителями по формированию самостоятельности и инициативности в физическом развитии дошкольников при использовании современных технологий в условиях реализации ФГОС ДО
Сообщение из опыта работы воспитателя среднй группы "Ромашка" МБДОУ д/с №65 "Лесная полянка"...
Выступление на Педагогическом совете №2 «Развитие системы взаимодействия детского сада и семьи посредством активных форм работы с родителями» Тема выступления «Инновационные формы работы с родителями в ДОУ».
laquo;Счастлив тот, кто счастлив дома».Эти слова принадлежат Л. Н. Толстому. Смысл их широкий: великий писатель имел в виду ту счастливость, которую творят в семье, прежде всего взрослые, помог...