ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ
методическая разработка на тему
Обеспечить развитие кадрового потенциала в процессе внедрения ФГОС ДО через использование активных форм методической работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Г.Н. Лупанова, старший воспитатель
МАДОУ г. Мурманска детский сад комбинированного вида № 151
ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕДАГОГОВ В ПРОЦЕССЕ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС ДО ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ ФОРМ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.
Педагогическое совещание в форме деловой игры:
«Педагогический пробег»
Цель: уточнить знания педагогов по проблеме коммуникативных взаимодействий со взрослыми и детьми.
Ведущий: знакомит с правилами, следит за регламентом, помогает «начальникам станции» в обобщении представленного группами материала, подводит результаты деловой игры.
Организатор в группе: активно участвует и направляет дискуссию, следит за её ходом, фиксирует мнение группы по вопросу и представляет его «начальнику станции».
Начальник станции: предлагает вопросы к дискуссии, обозначенные на путевом листе данной станции, следит за дискуссией, выделяет самых активных и по окончании дискуссии выдаёт карточку, фиксирует в специальном бланке единое мнение группы по результатам дискуссии. Во второй части он выставляет баллы за работу (от 1 до 3), обобщает полученный материал, выделяя самые творческие мысли, суждения, предложения и знакомит с ними всех играющих.
Правила игры:
- На каждой станции группа работает 10 минут, из них 2 минуты на оформление единого мнения для начальника станции, нельзя оспаривать.
- Соблюдать правила дискуссии: слушать других, четко излагать свои мысли, вырабатывать компромиссное решение, активно участвовать в игре.
Атрибуты к игре:
- Значки с номерами групп
- Табло для подсчёта и наглядного представления баллов, полученных каждой группой.
- Бланки для каждого «начальника станции».
Ход игры.
Все играющие разбиваются на 3 группы. В каждой группе выбирается организатор. Он получает значок с изображением номера группы. Помещение, где проводится деловая игра, оформляется следующим образом: размещаются 3 стола в разных концах с условным названием «станций».
1 станция «Что такое общение?»
Вопрос: Что такое эффективное общение?
Перечислите и охарактеризуйте формы общения взрослого и ребёнка.
2 станция «Средства общения»
Вопрос: В чём значение невербальных способов общения для развития коммуникативных взаимоотношений?
Значение речи воспитателя в развитии коммуникативного взаимодействия взрослого и ребёнка.
3 станция «Личность воспитателя в коммуникативном взаимодействии».
Вопрос: Роль воспитателя в создании благоприятного микроклимата для развития коммуникативной деятельности.
Как влияет содержание общения на отношения детей к взрослым?
Ведущий объявляет правила игры.
После того как группы побывают на трёх станциях и закончат пробег, объявляется перерыв 10 минут. В это время начальники станции вместе с ведущим выставляют баллы каждой группе.
Ведущий даёт слово каждому начальнику станции, оглашает результаты. Подводятся итоги.
Конкурс педагогического мастерства
«Развитие коммуникативных умений педагога»
Цель:
- Развитие умений проявлять педагогический такт в различных условиях воспитательно-образовательной работы в дошкольном учреждении.
- Проверка уровня развития профессионально значимых свойств личности воспитателя: направленность, знания, способность, техника.
- Тренировка профессионально- педагогических особенностей: внимания, наблюдательности, воображения.
Сценарий конкурса.
1. Психологическая настройка на творческую работу.
Цель: выполнение упражнений на умение управлять своим творческим самочувствием. Упражнение выполняется коллективно всеми воспитателями в быстром темпе.
Упражнение: «Удобное средство».
Прослушать аудио запись музыкального фрагмента (Чайковский П.И. «Вальс цветов), свои мысли и чувства выразить в рисунке или написать короткий рассказ.
2. Педагогический такт воспитателя.
Задание: проанализировать ситуацию: «Увидев, что Вадик собирается рисовать, педагог спрашивает:
- Что ты собираешься рисовать и чем?
- Как будешь рисовать? Как расположишь рисунок на листе бумаги?
- Что нарисуешь сначала, а что потом?
Напоминает, что после рисования нужно всё положить на место».
Ответить на вопрос: Нужно ли такое вмешательство взрослого в самостоятельную деятельность детей?
- Педагогическая техника.
Цель: научиться управлять своим эмоциональным состоянием.
Упражнение 1.
Имитационная игра. Войти в группу в образе заведующей, старшего воспитателя. Проследить, как меняется внутренний настрой.
Упражнение 2.
Микропреподавание. Управление собой в ситуации: «Дети, давайте поговорим о …». В ходе проведения микро преподавания слушателям необходимо записать, какое состояние испытывает выступающий перед аудиторией воспитатель.
Развитие невербальных средств общения.
Упражнение 1.
Войди в круг. Все воспитатели стоят по кругу. Один вне его. С помощью невербальных средств надо попытаться войти в круг. Упражнение выполняется быстро. Испробовать предлагается всем.
Упражнение 2.
Продемонстрировать Ваш взгляд на ребёнка:
- С укоризной
- С настойчивым запретом
- С безмерным удивлением
- С гневом
- С ожиданием дальнейших действий.
Речь и коммуникативное поведение воспитателя.
Упражнение 1.
Произнести текст: «Однажды в студёную зимнюю пору …»
- Шёпотом
- С максимальной громкостью
- Волнообразно
- Как будто вы страшно замёрзли
- Как будто у вас во рту горячая картошка
- Как пятилетняя девочка.
- «Счастье – когда тебя понимают».
Упражнение 1.
Проведение беседы с родителем или ребёнком. Воспитателям предлагаются карточки с педагогическими ситуациями, для решения которых необходима беседа либо с родителями, либо с ребёнком.
Результаты конкурсов записываются в протокол, в конце подводятся итоги, вручаются поощрительные призы.
Мини-сочинения педагогов на тему: «Культура речевого общения»
Цель: дать возможность педагогам проанализировать свой уровень речевой культуры, определить роль речевого общения в воспитательно-образовательной работе с детьми.
Вопросы:
- Достаточно ли внимания уделяете Вы в педагогическом коллективе вопросам речевого общения в процессе работы с детьми?
- Какие сложности испытываете в общении с детьми и их родителями?
- Как влияет уровень речевой культуры на педагогическую деятельность?
- Как Вы преодолеваете внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам?
- Считаете ли Вы, что благодаря Вашей культуре речевого общения Вы способны расположить к себе детей и взрослых? Приведите примеры.
Педагогическое совещание
«Психолого-педагогическое общение с детьми – основа развития коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста».
Форма проведения: творческая гостиная.
Ведущий: Самое лучшее на Земле – это добрые человеческие отношения. Общение с людьми – непременное условие существования человека.
«Нелёгок труд заводов и полей,
Но есть работа много тяжелей,
Работа эта – быть среди людей».
К мнению поэта В. Межирова можно добавить, что не только быть среди людей, но повседневно общаться с ними, причём в разное время дня с разными людьми: педагогами, родителями, детьми. Общаться по делу, с определённой целью и т.д.
«… с языком, с человеческим словом, с речью безнаказанно шутить нельзя, словесная речь человека – это видимая, осязаемая связь, союзное звено между телом и духом; без слов нет сознательной мысли», - так говорил Даль В. И. В «Толковом словаре живого великорусского языка». Мы говорим друг с другом. Невидимая словесная нить существует между нами. И от того, как мы ведём беседу, знаем ли мы, зачем сейчас говорим именно это, а не другое, эти нити или рвутся, или сильно натягиваются».
1 часть.
«Культура речевого общения»
(мини – дискуссия).
Вопросы:
- Достаточно ли внимания уделяете Вы в педагогическом коллективе вопросам речевого общения в процессе работы с детьми?
- Какие сложности испытываете в общении с детьми и их родителями?
- Как влияет уровень речевой культуры на педагогическую деятельность?
- Как Вы преодолеваете внутреннее раздражение к отдельным детям, родителям, сотрудникам?
- Считаете ли Вы, что благодаря Вашей культуре речевого общения Вы способны расположить к себе детей и взрослых? Приведите примеры.
2 часть.
«Психологический контакт в педагогическом общении».
Что это такое?
- Двусторонняя связь, соприкосновение
- Взаимное уважение, доверительное отношение вступающих в общение.
Задание: выбрать наиболее оптимальный вариант совместной деятельности двух педагогов. Придумать ситуацию, проиграть её.
3 часть.
«Познаём других и себя».
Ведущий: в силу тысячекратного повторения в типично повторяющихся ситуациях речевой этикет воплотился в стереотип.
Что такое речевой этикет? (Совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношений к людям).
Ведущий даёт информацию об эксперименте с крысами: «Одну группу крыс постоянно «поглаживали», другую нет. В итоге, та группа крыс, которую поглаживали, выросла в крупных, физически крепких животных, а самое главное не злобных. Другая же группа ничем не отличалась от обычных крыс».
Применительна ли эта методика во взаимоотношениях людей, т.е. когда «здесь» и «сейчас» (точка встречи и момент встречи) «я» и «ты» обмениваемся «поглаживаниями»?
Давайте проверим.
Смоделировать в трёх группах воспитателей эпизоды из жизни педагогов, когда «в точке встречи» скрещиваются:
- воспитатель – воспитатель
- родители – воспитатель
- дети – воспитатель
и всем им нужно поглаживание…
Разыгрываются сценки и обсуждается эффективность использования «волшебства речевого этикета» в процессе общения.
4 часть.
«Поделимся опытом работы».
Цель: уметь слышать и слушать другого человека. Принимать его идеи, направления в работе, советовать, как совершенствовать её, сделать ещё более интересной.
В заключении подводится итог работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Активные формы методической работы с педагогами в ДОУ"- выступление из опыта работы
ВЫСТУПЛЕНИЕ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ"Активные формы методической работы с педагогами" МБДОУ д/с ОВ № 6 Красноарского края ст. Кущевской Активные формы методической работы с педагогами ДОУ. Сегодня необходимы...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/19/picture-347533-1384868385.jpg)
Рабочая программа "Развитие икт-компетентности педагогов ДОУ посредством активных форм методической работы"
В рабочей программе представлены этапы развития икт-компетентности педагогов, календарно-тематический план методической работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/08/picture-516510-1415455989.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов"
Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика и позитивное урегулирование конфликтов....
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/06/picture-80166-1473142638.png)
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
Повышение уровня мастерства педагогов — приоритетное направление деятельности методической работы, которая занимает особое место в системе управления дошкольным учреждением и представляет важно...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/05/picture-640693-1536170552.jpg)
Педсовет. Профкомпетентность педагогов ДОУ в области освоения ФГОС посредством использования активных форм методической работы.
Слайд 1. «Совершенство представляет собой знание человека о собственном несовершенстве». Парадокс Августина.Педагогический совет «Профессиональная компетентность педагогов ДОУ в области освоения ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/17/picture-932115-1497729529.jpg)
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»
«Активные формы методической работы – как фактор повышения профессионального мастерства педагогов ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/09/picture-518181-1415556196.jpg)
«Использование различных форм методической работы с педагогами для повышения эффективности внедрения современных педагогических технологий»
В докладе уделяется внимание различным формам методической рабоы с педагогами в ДОУ с целью повышения их педмастерства, и как следствие качества образования в ДОО....