Принципы профессионального общения педагога с детьми. Рекомендации для воспитателей.
консультация на тему
рекомендации по организации оптимального педагогического общения с детьми опираются на принципы и правила личностно-ориентированной педагогики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
printsipy.doc | 42 КБ |
Предварительный просмотр:
Принципы профессионального общения педагога с детьми.
Пусть будет доброй голова,
А сердце умным будет.
Л.Кассиль
В организации оптимального педагогического общения помогут принципы и правила личностно-ориентированной педагогики:
- Уважение личности ребенка, его мнения.
Предполагает отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности. Проявляется в конкретных действиях, обращениях и поступках педагога.
- Взрослый признаёт за ребенком право на собственные желания, предпочтения, предоставляя право выбора игр, игрушек, видов деятельности, партнеров по игре и общению.
- В повседневном общении педагог обращается к каждому ребёнку по имени, вежливо и доброжелательно отвечают на вопросы и просьбы детей, проявляют внимание к их настроению, успехам, неудачам.
- Оценивает действия и поступки воспитанника, но не личность.
2. Принятие ребенка таким, какой он есть, и вера в его способности.
Безусловное принятие другого человека подразумевает положительное отношение к ребенку без каких-либо условий, например, «я люблю тебя только тогда, когда ты хорошо себя ведешь». Однако безусловное принятие ребенка относится к восприятию его личности в целом, но не исключает и порицания неправильного поведения. Другими словами, взрослый может выражать ему не только положительные, но и отрицательные чувства, но не имеет права оскорблять его.
3. Учет возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребенка: его характера, привычек, предпочтений, темпа восприятия и деятельности. - Следует помнить, требования, предъявляемые одному ребенку, могут оказаться непосильными для другого.
- Организуя педагогическое общение, педагог стремится точно и адекватно ориентировать речь на конкретного ребенка или группу детей: выбирать скорость речи, последовательность идей, их сочетание и логику, интонирование речи.
4. Установление доверительных отношений, эмоциональная поддержка.
Важнейшей потребностью человека является потребность во внимании и доброжелательности. Она возникает одной из первых и составляет основу человеческих взаимоотношений.
- Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно ВЫСЛУШАТЬ, соблюдая определённые правила: 1) повернитесь к ребёнку лицом, чтобы ваши глаза находились на одном уровне. Ваше положение и поза по отношению к ребёнку – первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать и услышать; 2) возвращайте ему в беседе то, что он вам поведал, обозначив при этом его чувство; 3) умейте «держать паузу». Пауза помогает ребёнку разобраться в своём переживании и одновременно полнее почувствовать, что вы рядом.
- Если ребёнок находится в состоянии эмоционального аффекта, сильного эмоционального возбуждения, важно просто дать ему понять, что он не один, что вы его слушаете, понимаете и готовы поддержать. Лучше всего при этом действуют реплики: «да-да», «угу-угу». Не следует загонять чувства ребенка внутрь. Они должны быть отреагированы.
- Ни одно чувство ребёнка не должно быть отвергнуто и обесценено. Пренебрежение к его переживанию может обидеть, зародить в нем сомнение, что его любят и хотят помочь. Это относится как к отрицательным, так и к положительным переживаниям. Поддержка нужна и тогда, когда он радуется или удивляется чему-либо.
5. Сотрудничество, совместная деятельность с детьми.
- Воспитатель не навязывает им тот или иной вид деятельности, а старается заинтересовать ею каждого. Предлагая образцы действий, он не требует от детей точного их воспроизведения, а поощряет и поддерживает стремление им следовать, не ограничивая при этом собственную инициативу, изобретательность и фантазию ребенка.
- Принимая участие в совместной деятельности с детьми, взрослый выступает как доброжелательный ценитель успехов и достижений детей. Он хвалит их, когда это уместно, за старание и настойчивость, за конкретные действия и поступки.
- Замечания взрослого должны быть деликатными, относиться к действиям, а не к личности ребенка, включать позитивное содержание. Например: «Я вижу, ты стараешься, но твоя башня все время падает. Попробуй поставить самый большой кубик вниз». По ходу исправления действия можно сказать: «вот как хорошо выходит».
- педагогу необходимо взять за правило: говоря о ребенке, начинать с его положительных качеств. Если они вам неизвестны, это не значит, что их нет.
6. Конструктивное разрешение конфликтных ситуаций.
- Предупреждению возникновения конфликтных ситуаций будет способствовать введение чётких правил и ограничений. Это делает жизнь детей понятной и предсказуемой, создаёт чувство безопасности.
- Конструктивный метод решения конфликтов предполагает несколько шагов: 1) прояснение конфликтной ситуации; 2) сбор предложений с обеих сторон; 3) оценка предложений и выбор наиболее приемлемого; 4) детализация решения.
- Если конфликт слишком затянулся, начинается драка, ее следует прекратить. Можно протянуть между ними руку и сказать: «Я не позволю вам драться, а вы лучше поговорите о том, что происходит». Обучение детей решать конфликты через обсуждение помогает им ладить друг с другом.
Соблюдение педагогом указанных принципов способствует тому, что ребёнок учится уважать себя и других, чувствовать себя уверенно, не бояться ошибок, брать на себя ответственность за свои решения и поступки, адекватно выражать свои чувства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБЩЕНИИ ПЕДАГОГА
Специфика профессии педагога заключается в постоянном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности воспитанника, выработку определенных правил поведения, интеллектуал...
Консультация для педагогов. "Общение педагогов с детьми".
Правила общения педагогов с детьми...
Консультация для воспитателей "Стиль общения педагога с детьми"
Профессиональная деятельность педагога – это процесс непрерывного общения его с дошкольниками. От характера педагогического общения во многом зависит эффективность воспитательно-образовательного...
Принципы профессионального общения педагога с детьми (ситуации связанные с профессиональным общением).
Принципы профессионального общения педагога с детьми(ситуации связанные с профессиональным общением).Пусть будет доброй голова,А сердце умным будет.Л.Кассиль...
Семинар-практикум для воспитателей «Общение педагогов с детьми»
Семинар- практикум для воспитателей ДОУ содержит рекомендации по изучению стилей общения педагогов с детьми, полезные советы и практические задания....
Принципы эффективного общения педагога с родителями
Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми. Но какие бы реформы, не пр...
Консультация для педагогов с элементами тренинга «Особенности общения педагога с детьми дошкольного возраста».
Целью консультации является возможность показать педагогам использование тренинговых упражнений в процессе непосредственного общения с детьми.Вы ничему не можете научить человека.Вы можете только помо...