Выступление на III краевой научно-практической конференции
статья по теме

Осипова Ирина Васильевна

Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты кака условие психолого-педагогического сопровождения дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_-3_kraevaya_konferentsiya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай  муниципального образования Мостовского района

 Доклад

«Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты

как условие психолого-педагогического сопровождения дошкольников

в рамках реализации ФГОС».

Составила:

старший воспитатель  

Осипова Ирина Васильевна

п. Псебай, 2013

(Слайд) 1

Добрый день,  уважаемые коллеги!     Я работаю  старшим воспитателем  в    детском саду №11 «Теремок», который находится в посёлке Псебай, Мостовского района.

Сегодня, я   представлю  вам опыт   работы  нашего  детского сада по созданию предметно-развивающей среды,  как  важного условия психологического сопровождения дошкольников.    

        Как известно,  вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, которая многогранно влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.

В настоящее время требования к организации предметно-развивающей среды меняются в связи с внедрением в практику инновационных технологий. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?

(Слайд)2

В нашем детском саду одним из условий для создания благоприятной психоэмоциональной среды, является использование возможностей сенсорной комнаты.    В волшебной комнате, оборудованной цветовыми, звуковыми, осязательными стимуляторами,   с самой первой минуты малышей охватывает состояние комфорта, безопасности, защищённости.

(Слайд)3

 Ее среда является  мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребёнка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в ней способствует

* Развитию общей и мелкой моторики и коррекции двигательных нарушений

* Снятию эмоционального и мышечного напряжения

* Коррекции психоэмоционального состояния

* Расширению кругозора, пространственного представления и восприятию разнообразных свойств предметов

* Развитию воображения и стимуляции творческих способностей.

Сенсорная  комната в нашем ДОУ  обустроена   по индивидуальному проекту.     Условно ее оборудование  мы разделили  на зоны  в зависимости от чувств, на которые оно воздействует:  

(Слайд)4   

 МЯГКАЯ СРЕДА – (мягкие покрытия, пуфики, «Волшебный шатёр») обеспечивает уют, комфорт и безопасность,   создают условия для релаксации и спокойного состояния.  

(Слайд)5       

 ЗРИТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ СРЕДА - приборы, создающие рассеянный свет «Водный свет», «Зеркальный шар», «Калейдоскоп», «Мыльные пузыри», воздушно - пузырьковая колонна, напольный фонтан,    УФО панно «Родная природа»,   фонетика релаксационной музыки  , оптиковолоконный пучок «Звёздный дождь», «Волшебная нить», звукоактивированное тактильное-игровое панно «Ёжик в лесу»    действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще,   привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции   и исследовательского интереса.

(Слайд)6       

 ТАКТИЛЬНАЯ СРЕДА - центр «Песок-вода», различный дидактический материал: шнуровки, мозаика, кубики, домино, конструкторы, дидактическое панно «Корзина», пособия по различным методикам развития и обучения позволяют освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.

  (Слайд)7   

   СРЕДА ЗАПАХОВ (ВОЗДУШНАЯ) – солевая лампа,  установка для ароматерапии с натуральными эфирными маслами обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.

 (Слайд) 8-9

Сенсорная  комната в нашем детском саду  - это многофункциональный комплекс.          Ее  пространство   является  важной частью развивающей предметной среды всего образовательного процесса и одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон:

-место для индивидуальной и групповой психодиагностической, психокоррекционной работы с   детьми;

(Слайд) 11-12

-место  для своевременной квалифицированной  консультативно-методической  работы с сотрудниками детского сада и родителями воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания.

  Организованная специальным образом в ней среда, наполненная различного рода стимуляторами,  является дополнительным инструментом   для  проведения коррекционно-профилактических   мероприятий  всех специалистов  нашего детского сада.

 (Слайд) 13-16

Согласно составленному расписанию в  сенсорной комнате   с детьми работает педагог-психолог. С младшими дошкольниками психолог проводит игровые занятия по психогимнастике, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики.    Со старшими дошкольниками   реализуется ее авторская программа по  развитию эмоциональной сферы.  В ходе игровых занятий дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями,    приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми.

Проводит   индивидуальную психокоррекционную работа с детьми по сферам нарушений с учетом запросов педагогов и родителей.

 (Слайд)17-18

           При поступлении ребенка в детский сад воспитатели  проводят  в сенсорной комнате развивающие игры с детьми, направленные на  формирование чувства уверенности в окружающем.  Такие  игры помогают   педагогам значительно сократить этап установления эмоционального контакта с ребенком,   облегчить   период привыкания малыша к новым   условиям   жизни в детском саду.    

(Слайд)19-21

          Учитель-логопед в своей деятельности активно использует возможности сенсорной комнаты   для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития.    Практика нашего специалиста   показала, что речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность.  Для этого некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения,    учитель- логопед выносит за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной комнаты.  В «сухом бассейне» проводит с детьми упражнения, направленные на развитие речевого дыхания.   Артикуляции звуков обучает   с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”.  Через игры со светооптическими нитями     и рельефными мячиками    развивает и мелкую моторику.

(Слайд)22-23

 Инструктор по физической культуре  в сенсорной комнате  проводит

 специальные комплексы физических упражнений для   профилактики  нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников. Упражнения на   тактильной дорожке-способствуют укреплению мышц свода стопы,  профилактике плоскостопия. Дети очень любят «плавать в сухом бассейне», а это     укрепляет мышцы спины,  способствует профилактики  нарушений осанки, развитию координации движений.

(Слайд)24-26

Педагог дополнительного образования по изодеятельности   игровые занятия с  элементами арт-терапии  обязательно проводит в сенсорной комнате.  Наличие световых стимулов  (пузырьковая колонна, зеркальный шар), подвижных конструкций помогают      развивать у дошкольников, чувственность, воображение, ассоциативное мышление, творческую деятельность, а также   корректировать зрительно-моторную координацию .  

(Слайд)27-28

В условиях  сенсорной  комнаты  музыкальный руководитель   проводит    развивающие занятия с элементами музыкотерапии.  Музыка, в сочетании с  оборудованием сенсорной комнаты («Волшебной нитью», фонтаном),   помогает детям  обогатить звуковой сенсорный опыт,  развить у них слуховое восприятие, воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку, и просто расслабиться и ощутить необыкновенные возможности звуковых эффектов.  

(Слайд) 29-32 

 Занятия специалисты проводят в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Все зависит от творческого подхода педагога и индивидуальных , возрастных особенностей детей. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша.

Перед началом индивидуальных занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие.   Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций.

(Слайд)33           

 Противопоказаний к проведению занятий  в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения  : к  ним мы подходим очень осторожно:

- противопоказаниями к занятиям   являются инфекционные заболевания;

 -при эпилептическом синдроме или судорожной готовности нельзя использовать мигающие, сверкающие, раздражающие глаз стимулы, ритмическую музыку;

- при работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику,

-при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.

 (Слайд)34 -37           

Очевидно, для всех специалистов  нашего ДОУ  сенсорная комната  является дополнительным инструментом    в проведении коррекционно-профилактических   мероприятий.    Организованная специальным образом среда сенсорной комнаты, наполненная различного рода стимуляторами, помогает  им добиваться многих из поставленных  задач.  

Среди положительных результатов все специалисты отмечают повышение устойчивости ребенка к стрессовым ситуациям,  снятие эмоционального напряжения, нормализация процессов возбуждения и торможения, которая дает возможность ребенку регулировать свое эмоциональное состояние. Дети легче адаптируются к ДОУ, у них понижается уровень тревожности и страхов, улучшаются коммуникативные навыки. В сенсорной комнате ребенок, забывая о своих страхах, может укрыться от внешнего мира, чувствуя себя в безопасности, спокойным и расслабленным, контролирующим свои эмоции.

(Слайд)38 

  Таким образом, мы считаем, что в  нашем дошкольном учреждении создана эффективная предметно-развивающая среда,   стимулирующая развитие    воспитанников, а использование сенсорной комнаты играет большую роль для      осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитательно – образовательного процесса.  

Сенсорная комната – это фантастический островок спокойствия посреди бушующего моря нашей жизни.  Желаю всем, чтобы такие комнаты были  в   ваших  детских садах.

(Слайд)39   Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы

Материалы II краевой научно-практической конференции(15-16 октября 2015 г.)     Развитие детской одаренности в современнойобразовательной среде: опыт, пробле...

Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".

Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....

Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"

Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ,  так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...

V краевая научно-практическая конференция. Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики.

Данное издание представляет собой сборник материалов V краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики&r...

Краевая научно практическая конференция

Краевая научно практическая конференция...

V краевая научно-практическая конференция. Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики.

Данное издание представляет собой сборник материалов V краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики&r...

Материалы краевой научно - практической конференции "Пактика взаимодействия образовательных учреждений с семьями: современные вызовы и перспективы развития"

Материалы краевой научно - практической конференции "Пактика взаимодействия образовательных учреждений с семьями: современные вызовы и перспективы развития"...