Выступление на III краевой научно-практической конференции
статья по теме
Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты кака условие психолого-педагогического сопровождения дошкольников в рамках реализации ФГОС ДО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_-3_kraevaya_konferentsiya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Теремок» поселка Псебай муниципального образования Мостовского района
Доклад
«Предметно-развивающая среда сенсорной комнаты
как условие психолого-педагогического сопровождения дошкольников
в рамках реализации ФГОС».
Составила:
старший воспитатель
Осипова Ирина Васильевна
п. Псебай, 2013
(Слайд) 1
Добрый день, уважаемые коллеги! Я работаю старшим воспитателем в детском саду №11 «Теремок», который находится в посёлке Псебай, Мостовского района.
Сегодня, я представлю вам опыт работы нашего детского сада по созданию предметно-развивающей среды, как важного условия психологического сопровождения дошкольников.
Как известно, вопрос создания предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с тем, что важной задачей ДОУ при введении Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) становиться совершенствование педагогического процесса и повышение развивающего эффекта образовательной работы с детьми посредством организации предметно – пространственной среды, которая многогранно влияет на развитие ребенка, способствует его всестороннему развитию и обеспечивает его психическое и эмоциональное благополучие.
В настоящее время требования к организации предметно-развивающей среды меняются в связи с внедрением в практику инновационных технологий. Каждому коллективу дошкольного образовательного учреждения приходится искать ответ на вопрос: как создать эффективную предметную среду, стимулирующую развитие дошкольников?
(Слайд)2
В нашем детском саду одним из условий для создания благоприятной психоэмоциональной среды, является использование возможностей сенсорной комнаты. В волшебной комнате, оборудованной цветовыми, звуковыми, осязательными стимуляторами, с самой первой минуты малышей охватывает состояние комфорта, безопасности, защищённости.
(Слайд)3
Ее среда является мощным инструментом для расширения и становления мировоззрения ребёнка, его сенсорного и познавательного развития. Пребывание в ней способствует
* Развитию общей и мелкой моторики и коррекции двигательных нарушений
* Снятию эмоционального и мышечного напряжения
* Коррекции психоэмоционального состояния
* Расширению кругозора, пространственного представления и восприятию разнообразных свойств предметов
* Развитию воображения и стимуляции творческих способностей.
Сенсорная комната в нашем ДОУ обустроена по индивидуальному проекту. Условно ее оборудование мы разделили на зоны в зависимости от чувств, на которые оно воздействует:
(Слайд)4
МЯГКАЯ СРЕДА – (мягкие покрытия, пуфики, «Волшебный шатёр») обеспечивает уют, комфорт и безопасность, создают условия для релаксации и спокойного состояния.
(Слайд)5
ЗРИТЕЛЬНАЯ И ЗВУКОВАЯ СРЕДА - приборы, создающие рассеянный свет «Водный свет», «Зеркальный шар», «Калейдоскоп», «Мыльные пузыри», воздушно - пузырьковая колонна, напольный фонтан, УФО панно «Родная природа», фонетика релаксационной музыки , оптиковолоконный пучок «Звёздный дождь», «Волшебная нить», звукоактивированное тактильное-игровое панно «Ёжик в лесу» действуют на ребенка успокаивающе и расслабляюще, привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной и слуховой стимуляции и исследовательского интереса.
(Слайд)6
ТАКТИЛЬНАЯ СРЕДА - центр «Песок-вода», различный дидактический материал: шнуровки, мозаика, кубики, домино, конструкторы, дидактическое панно «Корзина», пособия по различным методикам развития и обучения позволяют освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
(Слайд)7
СРЕДА ЗАПАХОВ (ВОЗДУШНАЯ) – солевая лампа, установка для ароматерапии с натуральными эфирными маслами обладают ярко выраженными бактерицидными, антисептическими, антивирусными и противовоспалительными свойствами, положительно действуют на нервную систему, психоэмоциональное состояние, стимулируют процессы саморегуляции и иммунитета, улучшают работу всех систем организма.
(Слайд) 8-9
Сенсорная комната в нашем детском саду - это многофункциональный комплекс. Ее пространство является важной частью развивающей предметной среды всего образовательного процесса и одновременно совмещает в себе несколько функциональных зон:
-место для индивидуальной и групповой психодиагностической, психокоррекционной работы с детьми;
(Слайд) 11-12
-место для своевременной квалифицированной консультативно-методической работы с сотрудниками детского сада и родителями воспитанников по вопросам развития, обучения и воспитания.
Организованная специальным образом в ней среда, наполненная различного рода стимуляторами, является дополнительным инструментом для проведения коррекционно-профилактических мероприятий всех специалистов нашего детского сада.
(Слайд) 13-16
Согласно составленному расписанию в сенсорной комнате с детьми работает педагог-психолог. С младшими дошкольниками психолог проводит игровые занятия по психогимнастике, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики. Со старшими дошкольниками реализуется ее авторская программа по развитию эмоциональной сферы. В ходе игровых занятий дети знакомятся с различными эмоциональными состояниями, приобретаются навыки взаимодействия с другими людьми.
Проводит индивидуальную психокоррекционную работа с детьми по сферам нарушений с учетом запросов педагогов и родителей.
(Слайд)17-18
При поступлении ребенка в детский сад воспитатели проводят в сенсорной комнате развивающие игры с детьми, направленные на формирование чувства уверенности в окружающем. Такие игры помогают педагогам значительно сократить этап установления эмоционального контакта с ребенком, облегчить период привыкания малыша к новым условиям жизни в детском саду.
(Слайд)19-21
Учитель-логопед в своей деятельности активно использует возможности сенсорной комнаты для профилактики и коррекции нарушений психоречевого развития. Практика нашего специалиста показала, что речевая патология у детей дошкольного возраста, не является исключительно логопедической проблемой. Одновременно с речевой сферой страдает эмоциональная, психологическая и сенсорно-перцептивная сфера ребёнка. Коррекционная работа с такими детьми, обычными методами и приёмами, не всегда даёт эффективные результаты. Они нуждаются в дополнительной стимуляции. Поэтому, нужна среда, одновременно обеспечивающая развитие сенсорно-перцептивной сферы детей и стимулирующая их речевую активность. Для этого некоторые части, составляющие структуру подгруппового занятия, или отдельные упражнения, учитель- логопед выносит за рамки логопедического кабинета, в полифункциональную среду сенсорной комнаты. В «сухом бассейне» проводит с детьми упражнения, направленные на развитие речевого дыхания. Артикуляции звуков обучает с использованием подвесных модулей “Сухой дождь” и “Светящиеся нити”. Через игры со светооптическими нитями и рельефными мячиками развивает и мелкую моторику.
(Слайд)22-23
Инструктор по физической культуре в сенсорной комнате проводит
специальные комплексы физических упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата у воспитанников. Упражнения на тактильной дорожке-способствуют укреплению мышц свода стопы, профилактике плоскостопия. Дети очень любят «плавать в сухом бассейне», а это укрепляет мышцы спины, способствует профилактики нарушений осанки, развитию координации движений.
(Слайд)24-26
Педагог дополнительного образования по изодеятельности игровые занятия с элементами арт-терапии обязательно проводит в сенсорной комнате. Наличие световых стимулов (пузырьковая колонна, зеркальный шар), подвижных конструкций помогают развивать у дошкольников, чувственность, воображение, ассоциативное мышление, творческую деятельность, а также корректировать зрительно-моторную координацию .
(Слайд)27-28
В условиях сенсорной комнаты музыкальный руководитель проводит развивающие занятия с элементами музыкотерапии. Музыка, в сочетании с оборудованием сенсорной комнаты («Волшебной нитью», фонтаном), помогает детям обогатить звуковой сенсорный опыт, развить у них слуховое восприятие, воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку, и просто расслабиться и ощутить необыкновенные возможности звуковых эффектов.
(Слайд) 29-32
Занятия специалисты проводят в основном индивидуально, иногда в малых подгруппах. Все зависит от творческого подхода педагога и индивидуальных , возрастных особенностей детей. Поощряется присутствие на занятии близкого ребёнку человека (мамы) - это снижает тревожность малыша.
Перед началом индивидуальных занятий проводится диагностика, в ходе которой выявляется наиболее отстающая сфера развития, на которую и направляется основное стимулирующее действие. Длительность занятий также подбирается индивидуально и зависит от особенностей адаптации ребёнка, его эмоциональных реакций.
(Слайд)33
Противопоказаний к проведению занятий в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения : к ним мы подходим очень осторожно:
- противопоказаниями к занятиям являются инфекционные заболевания;
-при эпилептическом синдроме или судорожной готовности нельзя использовать мигающие, сверкающие, раздражающие глаз стимулы, ритмическую музыку;
- при работе с возбудимыми детьми время пребывания в комнате должно быть минимальным и минимальной должна быть нагрузка на сенсорику,
-при работе с тревожными детьми следует исключить резкие переходы от одного стимула к другому.
(Слайд)34 -37
Очевидно, для всех специалистов нашего ДОУ сенсорная комната является дополнительным инструментом в проведении коррекционно-профилактических мероприятий. Организованная специальным образом среда сенсорной комнаты, наполненная различного рода стимуляторами, помогает им добиваться многих из поставленных задач.
Среди положительных результатов все специалисты отмечают повышение устойчивости ребенка к стрессовым ситуациям, снятие эмоционального напряжения, нормализация процессов возбуждения и торможения, которая дает возможность ребенку регулировать свое эмоциональное состояние. Дети легче адаптируются к ДОУ, у них понижается уровень тревожности и страхов, улучшаются коммуникативные навыки. В сенсорной комнате ребенок, забывая о своих страхах, может укрыться от внешнего мира, чувствуя себя в безопасности, спокойным и расслабленным, контролирующим свои эмоции.
(Слайд)38
Таким образом, мы считаем, что в нашем дошкольном учреждении создана эффективная предметно-развивающая среда, стимулирующая развитие воспитанников, а использование сенсорной комнаты играет большую роль для осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитательно – образовательного процесса.
Сенсорная комната – это фантастический островок спокойствия посреди бушующего моря нашей жизни. Желаю всем, чтобы такие комнаты были в ваших детских садах.
(Слайд)39 Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы II краевой научно-практической конференции (15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современной образовательной среде: опыт, проблемы, перспективы
Материалы II краевой научно-практической конференции(15-16 октября 2015 г.) Развитие детской одаренности в современнойобразовательной среде: опыт, пробле...
Выступление на 5 международной научно-практической конференции:"Преемственная система инклюзивного образования: профессиональные компетенции педагога".
Тема выступления: Применение оборудования "Беламетрикс" (мозжечковая стимуляция) в коррекционной работе с детьми с ОВЗ....
Развитие психомоторных функций у дошкольников с нарушениями речи-выступление на IX Международной научно- практической конференции "Инновации в образовательном пространстве: опыт,проблемы, перспективы"
Данная работа имеет значимость для практической деятельности учителей-логопедов, воспитателей ДОУ, так как раскрывает возможности использования игровых приемов, упражнений, способствующих психич...
V краевая научно-практическая конференция. Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики.
Данное издание представляет собой сборник материалов V краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики&r...
Краевая научно практическая конференция
Краевая научно практическая конференция...
V краевая научно-практическая конференция. Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики.
Данное издание представляет собой сборник материалов V краевой научно-практической конференции «Индивидуальные образовательные траектории в развитии детской одаренности: вызовы, идеи, практики&r...
Материалы краевой научно - практической конференции "Пактика взаимодействия образовательных учреждений с семьями: современные вызовы и перспективы развития"
Материалы краевой научно - практической конференции "Пактика взаимодействия образовательных учреждений с семьями: современные вызовы и перспективы развития"...