Деловая игра для воспитателей по работе с родителями
методическая разработка на тему
Деловая игра для воспитателей по работе с родителями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_dlya_vospitateley.docx | 39.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей
«Работа с родителями»
Цель:
- формирование умений дифференцированно подходить к организации работы с родителями;
- оптимальные пути разрешения конфликтов;
- поиск новых способов поведения в контактах с родителями;
- приобретение опыта совместной работы педагогического коллектива.
Форма проведения: две рабочие группы, одна экспертная группа.
Материалы и оборудование: , набор фломастеров, 2 альбомных листа, конверты с вопросами для двух команд, набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы, карточки, на которых сформулированы фрагменты проведения встречи с родителями.
Ход игры
1 часть. Теоретическая.
Вопросы для первой группы:
- Как вы понимаете, что такое работа с родителями?
- Перечислите формы работы с родителями.
- Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
- Работа с трудными семьями. Какую семью вы считаете трудной? Есть ли у вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Вопросы для второй группы:
- Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
- Считаете ли вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты? Что это даёт педагогам и родителям?
- В каком случае плохое поведение ребёнка обсуждается:
В его присутствии
Без него
В присутствии всех членов семьи
2 часть
Игровое упражнение "Современная семья – какая она?"
Цель: провести срез представлений педагогического персонала о современной семье, проанализировать идеальные установки на семью воспитанников и реальные условия.
Ход проведения
Каждой группе вручается набор журналов, бумагу для основы, клей, ножницы. Задача педагогов: изобразить современную семью в виде коллажа с помощью любых иллюстраций.
Экспертной группе изобразить семью, идеальную в их представлении.
Через 20-25 минут совместной работы каждая группа педагогов рассказывает о своём представлении семьи.
(Ведущий игры подводит итоги проделанной работы, подчёркивая ценное и уникальное виденье в каждой микрогруппе)
3 часть
Решение педагогических ситуаций.
Цель: игровое моделирование способов поведения педагога в ситуациях разрешения противоречий между воспитателем и родителями.
1. Во время сборов на прогулку один из воспитанников вдруг вынул из кармана пальто записку, адресованную воспитателю группы, с просьбой матери не закаливать её ребёнка после дневного сна. Причина не указывалась.
- Вы выполнили бы просьбу родителя?
- Какими будут Ваши действия в дальнейшем?
2. Воспитатель решил поговорить с матерью пятилетнего ребёнка по поводу драчливости мальчика.
- Как Вы начнёте беседу?
3. Воспитатель пригласил всех родителей на субботник, поместив информацию об этом на групповом стенде. Пришло два человека. Воспитатель недоволен. Субботник пришлось перенести.
- Чем можно объяснить происшедшее? Что предпринять в дальнейшем?
4.Днём к детскому саду подъехала машина с песком для детских песочниц. Песок сгрузили на асфальт недалеко от входа. "Вечером попросите родителей перенести песок",- предложила заведующая педагогам.
- Как вы будете просить родителей о помощи?
4 часть
Игровое упражнение "Определи логическую последовательность".
Учебная задача: определить оптимальную последовательность действий педагога при подготовке и проведении встречи с группой родителей.
Ход упражнения.
Каждая группа получает карточки, на которой сформулированы фрагменты проведения или подготовки встречи с родителями. Посовещавшись в течении регламентированного времени, играющие представляют последовательность действий при организации и проведении встречи, комментируя свой выбор.
Содержание текста на карточках.
Для первой и второй группы.
- Определяется тематика, и выбираются формы проведения встреч с родителями на основе их заявок и просьб, а так же с учётом данных о семьях воспитанников.
- Определяются педагоги, ответственные за подготовку и проведение каждой из встреч. Это могут быть воспитатели групп, логопед, муз. работник, медицинский работник и др.
- С родителями согласуются удобные для них дни проведения встреч.
- Продумывается структура и содержание каждой очередной встречи: составляется план или подробный сценарий с использованием методов активизации родителей.
- Обеспечивается заблаговременное оповещение родителей о теме встречи и их подготовка к участию в ней.
- Выясняется мнение родителей о пользе проведённой встречи в устном опросе, путём анкетирования и др.
Приложение:
Примерные ответы
1. Что такое работа с родителями?
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога, включающая повышение уровня педагогических знаний, умений, навыков родителей; помощь педагогов родителям в семейном воспитании для создания необходимых условий правильного воспитания детей; взаимодействие воспитателей и родителей в процессе развития детей.
2. Какие основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями?
- Изучение семей детей
- Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения
- Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
- Просвещение родителей в области педагогики и детской психологии
3. Формы работы с родителями.
I. Массовые: - совместные мероприятия педагогов и родителей
- родительские собрания
- конференции
- консультации
- вечера для родителей
- кружки для родителей
- школа для родителей
- клубы по интересам
- совместные мероприятии педагогов, родителей и детей
- Дни открытых дверей
- кружки
- КВН, викторины
- Совместное творчество
- праздники
- родительские собрания
- выпуск газеты
- концерты
- соревнования
2. Индивидуальные
- беседы
- посещения на дому
- выполнение индивидуальных поручений
3. Наглядно-информационные
- информационно-просветительская (ознакомление родителей с особенностью ДОУ)
- информационно-аналитическая (опросы, срезы, анкетирование).
4. Анкетирование. Что это такое? Назовите положительные и отрицательные стороны анкетирования.
Слово "анкета" в переводе с французского языка означает "список вопросов". Этот метод пришёл в педагогику из социологии, анкетирование предполагает жёстко фиксированный порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способа ответов.
Различают открытые вопросы (варианты ответов не предполагаются) и закрытые вопросы (варианты ответов заранее предусмотрены).
При помощи анкетирования можно узнать состав семьи, особенности семейного воспитания, положительныё опыт родителей, их трудности, ошибки, отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка.
Возможность охвата большого количества родителей, простота обработки.
Недостатки: формализм, недобросовестное выполнение заданий родителями.
5. Посещение на дому. В каких случаях целесообразно посетить семью?
Особого внимания требуют:
- дети, которые имеют неустойчивое поведение, сопровождающееся существенным ослаблением психосоматического здоровья и наличием нарушений в сфере межличностных отношений
- дети с асоциальным поведением (грубость, агрессивность)
- дети, имеющие различного рода неблагополучия личного плана: повышенную тревожность, депрессивность, заниженную самооценку
- застенчивые дети
Посещение семьи ребёнка много даёт для её изучения, установления контакта с ребёнком, его родителями, выяснения условий воспитания.
Эффективное проведение данного мероприятия требует от воспитателя деликатности, такта, высокого уровня наблюдательности, профессионализма.
Не задавая прямых вопросов взрослым, воспитатель может выяснить:
микроклимат семейных отношений, культуру общения, атмосферу
семейный уклад (есть ли традиции, какие)
организацию режима ребёнка, его игр, труда, занятий.
6. Работа с трудными семьями. Какую семью Вы считаете трудной? Есть ли у Вас такие семьи? Какую работу необходимо проводить с трудными семьями?
Неблагополучные семьи по своему укладу жизни очень различны. Особенно заметны семьи, где есть пьющие родители, ведущие аморальный образ жизни (дети в так4их семьях, если они педагогически не запущены, поддаются влиянию)
Другой тип семьи – внешне благополучный, где родители обеспеченные. Дети таких родителей рано начинают осознавать своё особое положение среди других. Воздействие на таких детей и родителей крайне затруднительно.
Этим семьям необходимо оказать помощь в воспитании детей со стороны педагогов, психологов, руководителя ДОУ. Наиболее эффективны индивидуальные формы общения, доверительные беседы; привлекать таких родителей к наблюдению за детьми.
7. Считаете ли Вы эффективными такие формы работы с родителями, как День открытых дверей, открытое занятие, выпуск Газеты. Что это даёт педагогам и родителям?
День открытых дверей является достаточно распространённой формой работы. В этот день родители активно посещают занятия и другие мероприятия с участием детей, заполняют анкеты по результатам посещения. Пишут отзывы, пожелания педагогам.
Эта форма работы позволяет увидеть реальные достижения каждого ребёнка.
Сотрудничество педагогов и родителей позволяет лучше узнать ребёнка, посмотреть на него с разных позиций, увидеть в разных ситуациях, а, следовательно, помочь в понимании его индивидуальных особенностей, развитии способностей ребёнка, в преодолении его негативных поступков и проявлений в поведении, формирование ценных жизненных ориентаций.
Интересной формой сотрудничества может стать выпуск газеты. В создании газеты участвуют администрация детского сада, педагоги, специалисты, родители и дети.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при работе с детьми в группах ДОУ. Деловая игра для воспитателей, младших воспитателей
Цель игры - уточнение знаний педагогических и иных сотрудников ДОУ Санитарно-эпидемиологических требований к помещениям, оборудованию и их содержанию, к оборудованию и его размещению,...
Деловая игра для воспитателей ДОУ "Работа с Конвенцией ООН о правах ребенка в ДОУ"
Разработка деловой игры...
Деловая игра для воспитателей: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?» Презентация работы творческой группы.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №8 «Светлячок»города Алушты Деловая игра для воспитателей: «ЧТО? ГДЕ? КОГДА? Ра...
Деловая игра для воспитателей с элементами тренинга по построению эффективного общения и взаимодействие педагогов ДОУ с родителями.
Поиск резервов для более эффективной работы, выделение возможных профессиональных проблем, выработка внутренней позиции к профессиональной деятельности, ориентирующей педагогом на взаимоде...
Деловая игра для воспитателей «Решение задач познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»
Данная методическая разработка способствует стимулированию познавательной активности педагогов ДОУ по вопросам познавательного развититя дошкольников. Может представлять интерес для педагогов-психолог...
Деловая игра для воспитателей и родителей по теме: " Взаимоотношения между родителями и педагогами ДОУ"
Целью данной деловой игры, является установление взаимоотношений между родителями воспитанников и педагогами....
Деловая игра для воспитателей ДОУ по взаимодействию с родителями дошкольников: "Эрудит
Деловая играЦель: Активизировать деятельность педагогов, способствовать приобретению опыта совместной работы педагогического коллектива; соблюдать культуру речи и тактичность; поиск новых способов пов...