Деловая игра для воспитателей «Решение задач познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»
учебно-методический материал по информатике на тему
Данная методическая разработка способствует стимулированию познавательной активности педагогов ДОУ по вопросам познавательного развититя дошкольников. Может представлять интерес для педагогов-психологов ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей
«Решение задач познавательного развития через физкультурно-оздоровительную работу»
ЦЕЛЬ стимулирование познавательной активности педагогов ДОУ по вопросу познавательного развития дошкольников, повышение компетентности педагогов по данному направлению
- Вступление.
Притча о способности человека к самопознанию
Можно многое почерпнуть, созерцая мудрость природы. Как говорится, «что наверху, то и внизу», то есть на всех уровнях мироздания действуют одинаковые законы. А значит, мы вправе допустить, что законы, которые мы наблюдаем в природе, суть те же самые законы, которые действуют между людьми.
В жарких странах деревья, пустившие глубокие корни, полны жизненных сил, а травы и кустарники вокруг них в период засухи засыхают и умирают. Деревья продолжают расти, ибо их корни проникли глубоко в землю и питаются подземными водами. Корни же малых растений и кустарников уходят в землю не очень глубоко и не могут дотянуться до жизни, которую им дает вода.
То же происходит и с людьми. Тот, кто мыслит глубоко, кто глубоко верует в себя справляется с различными жизненными кризисами и трудностями. Тот же, кто мыслит поверхностно и не имеет веры, может процветать только при благоприятных внешних условиях. Но когда наступают трудные времена, такие люди теряют мужество и становятся жертвами собственных проблем.
- Задачи познавательного развития по ФГОС.
Ведущий: «В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены задачи познавательного развития. Давайте вспомним их».
- развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации;
- формирование познавательных действий, становление сознания;
- развитие воображения и творческой активности;
- формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.);
- формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
В соответствии с ФГОС ДО в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности.
Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
- — вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
- — использование дидактических игр;
- — применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Познавательное развитие предполагает познавательную активность дошкольника. А чтобы поддержать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей.
Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы и деятельность человека, его познавательные возможности. Главными критериями будут являться новизна, необычность, неожиданность, несоответствие прежним представлениям.
В соответствии с ФГОС ДО образовательный процесс в детском саду строится на основании принципа интеграции, при котором отдельные образовательные области взаимодействуют, взаимопроникают друг в друга.
На нашей сегодняшней встрече мы рассмотрим интеграцию образовательных областей: познавательное и физическое развитие, когда задачи познавательного развития решаются в ходе физкультурно-оздоровительной работы с детьми.
- Практическая часть
Ведущий предлагает участникам поиграть
1. БОЛЬШЕ – МЕНЬШЕ
ЦЕЛЬ. Развивать умение сравнивать объекты окружающего мира по величине, слухо-моторную координацию движений.
ХОД ИГРЫ. Педагог называет предметы и объекты: слон, футбольный мяч, велосипед, теннисный мяч, дерево, кегля, и др. Если названный предмет больше предыдущего, то дети встают на носки, руки вверх. Если названный предмет меньше предыдущего – приседают. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.
ВАРИАНТ. Таким же образом закрепляются знания о понятиях выше – ниже, шире – уже, толще – тоньше, длиннее – короче и др.
2. ПОСТРОЙ ШЕРЕНГУ, КРУГ, КОЛОННУ
(при освоении темы «Свойства и отношения»)
ЦЕЛЬ. Закреплять знания по признаку сериации, умение двигаться по команде, правильно находить своё место при построении.
ХОД ИГРЫ.
1-й вариант - предлагается играющим в следующем варианте: «У участников в руках разноцветные кубики (мячики), ведущий предлагает построение в круг, колонну, шеренгу по цвету (признак сериации)
2-й вариант- Кубики дети разбирают после сигнала и по карточке выполняют построение (например, чередование красного и синего кубика или два больших красных кубика и один синий мячик).
-Предложите свой вариант
(при освоении темы «Числа и цифры»)
ЦЕЛЬ. формировать умение определять состав числа , умение двигаться по команде, правильно находить своё место при построении.
ХОД ИГРЫ
«Задать с помощью числа на карточке или проговаривая, количество участников (например, шеренга -5)», при усложнении – «Сколько в вашей шеренге человек?-5.Сколько девочек? Мальчиков?
(при освоении темы «Сохранение количества, величины, последовательность действий»)
ХОД ИГРЫ.
«Изменится ли состав играющих в зависимости от построения? Как проверить?», при усложнении задачи «Играют 2 или 3 команды. Если произойдёт замена в командах, как это отразится на составе?
3. КАК НА ГОРКЕ СНЕГ
ЦЕЛЬ : развивать внимание, чувство ритма, координацию.
ХОД ИГРЫ
Воспитатель предлагает детям выполнять движения в соответствии с ритмом стихотворения.
Как на горке снег, снег, - 4 хлопка
И под горкой снег, снег. - 4 шлепка по коленкам
А под снегом спит медведь, -7 притопов
Тише, тише, не шуметь. - «тс» - показать 4 раза
4. ВОЗДУХ, ЗЕМЛЯ, ВОДА
ЦЕЛЬ: учить детей выполнять движения, ориентируюсь на словесную инструкцию.
ХОД ИГРЫ
Ведущий предлагает участникам сесть на подушечки и по сигналам:
-«воздух»-поднять руки вверх,
-«земля»-дотронуться руками до пола;
-«вода»-сделать руками волнообразные движения.
5. ПЕРЕБЕЖКИ
ЦЕЛЬ: развитие способности к саморегуляции, формирование познавательных действий, становление сознания.
ХОД ИГРЫ
Участники игры строятся в две шеренги. Ведущий предлагает поменяться местами тем:
- у кого дочери
- у кого 3 детей
- у кого 1 сын
- у кого на самое короткое платье
- у кого самая длинная юбка
- кто сегодня пришёл в брюках
- у кого карие глаза
- кто любит мороженое
- у кого есть веснушки
- кто любит слушать музыку
- кто сегодня рано проснулся
- кто хочет в отпуск
Такие формы физкультурно-оздоровительной работы рекомендуется использовать с детьми в течение всего дня: как во время проведения занятий, так и в режимных моментах.
V. Задание для педагогов «Методическая копилка»
Педагогам предлагается мешочек - копилка с монетами (квадраты), на которых описаны формы физкультурно-оздоровительной работы с детьми, используемыми в дошкольных группах. Задача педагогов – вынимая по одной монете, определить задачи, которые реализуются в данной деятельности. При правильном выполнении педагог оставляет монету себе.
VI. Рефлексия, подведение итогов
По окончании игры обсудить следующие вопросы:
• Кому было комфортно на протяжении всей игры?
• У кого возникали трудности, в чем именно?
• Что бы вы хотели перенести в свою практическую деятельность?
Затем можно подсчитать набранные монетки – баллы. Таким образом, у педагогов формируется «методическая копилка». У кого-то больше, у кого-то меньше, но ни с чем не сравнить богатство общения и накопления педагогического опыта.
Используемая литература:
1.Педагогика взаимопонимания : занятия с родителями/авт.-сост. О. В. Москалюк, Л.В Погонцева.-Волгоград:Учитель,2010.-123с.
2. Алябьева Е.А. Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения. М.: 2006.
3.Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей. М.: 2005.
4. Detmusik.nm/Igri/Rechevie.igri
5.Kindereducation.com/games-babi-mov
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Соблюдение санитарно-эпидемиологических требований при работе с детьми в группах ДОУ. Деловая игра для воспитателей, младших воспитателей
Цель игры - уточнение знаний педагогических и иных сотрудников ДОУ Санитарно-эпидемиологических требований к помещениям, оборудованию и их содержанию, к оборудованию и его размещению,...
Деловая игра для воспитателей «Теоретические основы развития связной речи у дошкольников»
Деловая игра в интересной форме поможет педагогам ДОУ активизировать знания о методах, приемах и средствах развития связной речи дошкольников, повысит компетентность воспитателей в о...
«Формирование здорового образа жизни через физкультурно – оздоровительную работу с детьми дошкольного возраста»
Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность. По данным Министерства здравоохранения всего 13% детей 6–7-летнего возраста могут счита...
Деловая игра для воспитателей и педагогов "Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию проектной деятельности и детского экспериментирования"
Конспект мероприятия представляет собой вопросы и задания для воспитателей детского сада по проблеме...
Деловая игра: «Повышение качества познавательно-речевого развития дошкольников путем совершенствования работы по развитию элементарных математических представлений»
Предлагаемый материал поможет провести педагогический совет с педагогами ДОУ в форме деловой игры и повысить компетентность педагогов в данном вопросе...
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»
Деловая игра для воспитателей «Развитие речи и формирование нравственных качеств личности через художественную литературу»...
Деловая игра для воспитателей «Особенности познавательного развития дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о роли познавательной деятельности в развитии детей.Задачи: Актуализировать знания по организации познавательной деятельности с детьми дошкольного во...