ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
статья
Аннотация: В статье раскрываются требования, которые предъявляются к современному воспитателю. Автор описывает трехуровневую структуру методической работы старшего воспитателя с педагогами.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, творческий потенциал педагога, методическое сопровождение, компетентностный подход.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ и РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПЕДАГОГОВ
В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: В статье раскрываются требования, которые предъявляются к современному воспитателю. Автор описывает трехуровневую структуру методической работы старшего воспитателя с педагогами.
Ключевые слова: качество образования, профессиональная компетентность, творческий потенциал педагога, методическое сопровождение, компетентностный подход.
Ни для кого не секрет, что именно в дошкольном возрасте формируется личность человека, дети получают базовый комплекс ключевых компетенций, которые им будут необходимы в жизни. Решающим фактором развития ребенка является личность педагога, к которой предъявляются высокие требования к уровню его профессиональной компетентности и творческого потенциала. Профессия воспитателя уже перешла в разряд специальностей, которая характеризуется высочайшим уровнем мобильности.
Такие ученые, как И.Н. Асаева, В.Г. Яфаева и А.А. Майер, рассматривали профессиональную компетентность педагога как единство профессиональных и личностных качеств педагога [3,с.23]. В.Д. Шадриков определяет профессиональную компетентность как новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки. Творчество педагога, как неотъемлемая характеристика компетентности,- условие существования в профессии, способ развития и саморазвития взаимодействующих в педагогическом процессе субъектов [3, с. 49]. Творческий потенциал педагога является динамической личностной структурой [4, с. 29].
Важнейшей задачей повышения компетентности воспитателя является помощь старшего воспитателя в нахождении путей саморазвития педагога, поддержка самоактуализации. Базовой предпосылкой работы в данном направлении является тот факт, что педагогическое творчество рассматривается как национально-сообразная личностная характеристика россиянина (С.В. Кульневич). Важным источником личностного и профессионального роста педагога становится не только и не столько информирование о новых тенденциях в развитии дошкольного образования, сколько помощь в осмыслении собственного опыта и осмысления [6, с.6-7].
Поэтому особенностью методического сопровождения на современном этапе является создание такой образовательной среды, в которой полностью будет реализован творческий потенциал каждого педагога, всего педагогического коллектива.
Можно выделить пять направлений работы по организации саморазвития воспитателей, в основе которых лежит компетентностный подход в дошкольном образовании:
- Компетентность в области личностных качеств;
- Компетентность в постановке целей и задач педагогической деятельности;
- Компетентность в мотивировании воспитанников на осуществлении деятельности;
- Компетентность в обеспечении информационной основы педагогической деятельности;
- Компетентность в организации любой деятельности детей.
Так как методическую деятельность определяют как деятельность по обобщению и распространению положительного педагогического опыта, поэтому в основе моего методического сопровождения лежит трехуровневая структура:
- методические мероприятия в дошкольной образовательной организации;
- методическая помощь к участию в мероприятиях на городском и региональном уровне;
- представление положительного опыта работы на всероссийском и международном уровне (профессиональные сообщества в сети Интернет).
На первом уровне старший воспитатель создает условия для демонстрации своих педагогических находок, идей, технологий, которые используют в своей работе с детьми воспитатели для своих коллег на мастер-классах, эстафетах педагогического мастерства, открытых просмотрах, педагогических советах, педагогических мастерских и др. Темы педагогических советов, которые всегда проводятся в разных формах (деловая игра, квест и др.) тоже позволяют более полно раскрыть творческие возможности педагога, например, «Развитие у воспитанников способности к самоконтролю и самооценке при выполнении движений, а также становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере», ««Развитие творчества, самостоятельности, активности, коммуникативных навыков у воспитанников в рамках конструктивно-модельной деятельности» и др. Отдельно выделяю такую форму работы, как смотры-конкурсы на «Лучший уголок среди групп ДОУ» (физкультурный, природный и др.). Приведу пример задач смотра-конкурса «Лучший книжный уголок»:
1. выявить лучший педагогический опыт по созданию книжного уголка в группах раннего и дошкольного возраста для удовлетворения у них потребности общения с книгой;
2. поощрить лучших воспитателей ДОУ по использованию современных тенденций проектирования и оснащения книжного уголка группы, а также творческого подхода к реализации замыслов.
На втором уровне выбираются лучшие педагогические практики воспитателей, они обобщаются и представляются на городских методических объединениях для воспитателей других дошкольных организаций. Темы самые разнообразные: «Обогащение тактильно-сенсорного опыта детей раннего возраста посредством самодельных развивающих пособий», «Ознакомление с детской литературой в подготовительной группе Л. Н. Толстой – к юбилею русского писателя и учителя», «Педагогическая модель взаимодействия с семьями воспитанников», «Дворовая досуговая практика – как технология приобщения дошкольников к ЗОЖ» и др. Через участие в городских конкурсах профессионального мастерства можно и нужно показывать свой профессионализм и творчество: "Искусство быть в профессии" (интернет-ресурс педагога, эссе и мастер-класс), городской этап регионального методического конкурса «Формирование интереса к изучению национальной культуры через реализацию программы «Разговор о правильном питании» (методическая разработка), конкурс «Внимание! Светофор!» номинация «Творческий отчет «Неделя безопасности», конкурс мини-музеев среди ДОУ «Ступеньки познания» (мини-музей «Наш любимый родной город»), «Фестиваль педагогических идей для молодых педагогов». Темы конкурсных работ воспитателей: «Изготовление рукотворной книги с воспитанниками старшего дошкольного возраста как форма приобщения к художественной литературе», «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников», «Создание условий и эмоционального благополучия воспитанников через внедрение интерактивных форм работы со всеми участниками образовательного процесса».
На региональных конференциях можно поделиться положительным опытом педагогической деятельности, публикуясь в сборниках конференций или выступая перед большой педагогической общественностью. Темы очень интересные: "Десятилетие детства - новые вызовы», «Взаимодействие ДОО с семьей в современном образовательном пространстве», «Воспитание в эпоху цифровизации: вызовы, проблемы, решения» и др. Областные конкурсы на лучшую организацию работы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма среди образовательных организаций и региональные этапы всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку по формированию представлений о правильном питании предполагают наличие методических разработок по данным направлениям педагогической деятельности.
На третьем уровне самые лучшие педагогические разработки педагогов выходят на всероссийский и международный уровень тоже через конкурсы, конференции, марафоны. Опыт оформляется в научные статьи, которые состоят из теоретической основы и практического материала, последовательно изложенного по этапам педагогической деятельности. Например, всероссийский конкурс имени Л.С. Выготского «Рыбаков фонд» (видеоролик проекта ДОУ или группы), всероссийский некоммерческий конкурс «Педагогические находки» (статья). Каждый педагог ДОУ ведет свой интернет – ресурс (мини - сайт) в социальной сети работников образования, где размещает публикации с опытом работы, фотоотчеты мероприятий с детьми.
Анализ результатов деятельности педагога современного ДОУ представляется посредством накопительной системы оценки достижений – портфолио. Данная форма повышает творческую активность и инициативу, уровень осознания сотрудниками своих целей и возможностей. Качество и количество материала в портфолио зависит от создания ситуации успеха в работе каждого педагога, обеспечение условий для саморазвития, самообразования и самосовершенствования.
Список литературы:
- Белая К.Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»,М.,ТЦ«Сфера»,2015,128с.
- Майер А.А., Богославец Л.Г. «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012, 128 с.
3. Мартишина Н.В. «Творческий потенциал педагога: теория и опыт развития», журнал «Педагогические науки», 2015 г., с 29-35
4. «Настольная книга старшего воспитателя»/ Ю.А. Афонькина, З.Ф. Себрукович, Волгоград. «Учитель», 2015, 325 с.
5. Савченко В.И. «Организация системы методической работы в ДОО по сопровождению ФГОС ДО», СПб, изд-во «Детство-Пресс», 2016, 136 с.
6. Тимофеева Л.Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013, 96 с.
7. «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования», М., УЦ «Перспектива», 2014, 32 с.
8. Цквитария Т.А. «В помощь старшему воспитателю», М., ТЦ «Сфера», 2016, 128 с.
9. Федеральный закон № 273-ФЗ от 21.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», М., «Проспект», 2013, 160 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения на межаттестационный период 2015-2020г.
Индивидуальный план повышения профессионального уровнямузыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учрежденияна межаттестационный период 2015-2020г....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения
Индивидуальный план повышения профессионального уровня музыкального руководителя муниципального дошкольного образовательного учреждения...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 368 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» на межаттестационный период 2016-2021
Самообразование педагога дошкольного учреждения многогранно и многопланово. Основными направлениями саморазвития могут быть:- изучение информационных источников по теме самообразования- участие ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 368 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения» на межаттестационный период 2016-2021
Самообразование- это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных умений и навыков в свете ...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения.
Представляю Вам индивидуальный план повышения профессионального уровня воспитателя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения....
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческой личности дошкольника при обучении татарскому языку». на 2016-2021 год.
План по самообразованию на 2016-2021 год...
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС»
Индивидуальный план повышения профессионального уровня «Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных методов рисования в рамках ФГОС&raqu...