Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования
проект на тему

Коптелова Наталья Александровна

Программа сопровождения педагогических работников в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc97.5 КБ

Предварительный просмотр:

1. Вводная часть

           Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является постоянное методическое сопровождение, включая консультирование всех участников образовательных отношений.

           При введении ФГОС дошкольного образования детским садом организована широкая разъяснительная работа среди общественности, педагогов и родителей (законных представителей) о целях и задачах федерального государственного образовательного стандарта, его актуальности для системы образования, для воспитанников.

           Процессы  введения ФГОС требуют специально организованной деятельности методической работы, нового содержания повышения профессиональной компетенции педагогических кадров. Для эффективной деятельности в этом направлении необходимо запрограммировать действия с учетом имеющихся ресурсов (человеческих, нормативных) в достижении главной цели: эффективной реализации ФГОС дошкольного образования.

         Основным фактором, обеспечивающим его успешность, является системность подготовки к введению стандарта и комплексность всех видов сопровождения. Прежде чем выстраивать методическое сопровождение и обеспечение  введения ФГОС и правильно организовать методическую работу в детском саду, необходимо четко понимать значение данных понятий: сопровождать, сопровождение, методическое сопровождение и обеспечение.

        "Сопровождать" - значит следовать рядом, вместе с кем-то, а "сопровождение" - явление, действие вместе с чем-то.

          Методическое сопровождение - взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

          Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.

         Это  процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа старшего воспитателя и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.

          В условиях введения ФГОС дошкольного образования особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на  образовательный стандарт необходима мотивационная и методическая  готовность педагогов детского сада.  С этой целью в общей системе методической работы  продумали  блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС дошкольного образования.    

          В сентябре 2013 года составлен и утвержден заведующим детского сада  план методической работы, сопровождающий переход на ФГОС ДО.

         Основной целью методической работы детского сада является:  создание проекта методического сопровождения перехода детского сада на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, создание предпосылок для реализации ФГОС ДО в детском саду, обеспечение  профессиональной готовности педагогических работников к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития.

         Были  определены приоритетные задачи:

  • создать и актуализировать нормативную базу введения ФГОС ДО,
  • создать методическое обеспечение введения ФГОС ДО,
  • обеспечить преемственность методических и учебно-методических разработок федерального, регионального и муниципального уровней,
  • обеспечить повышение профессиональной компетенции  педагогических работников по вопросам ФГОС ДО.

        Считаю, что на этапе введения ФГОС дошкольного образования в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех педагогических работников в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Был разработан проект методической работы детского сада «Методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования в детском саду».

         Цель проекта: повышение уровня профессиональной компетентности педагогических работников и совершенствование опыта практической деятельности.

       Задачи:

       1. Проанализировать готовность педагогов к внедрению Федерального государственного образовательного стандартов дошкольного образования и выявить профессиональные затруднения.

       2. Организовать методическое сопровождение педагогов, внедряющих ФГОС ДО.

       3. Оценить результативность проекта и определить перспективы деятельности по подготовке педагогов к переходу на ФГОС ДО  в детском саду.

          Ожидаемый конечный результат реализации проекта - профессиональная готовность педагогических работников детского сада к реализации ФГОС дошкольного образования.

     

2. Основная часть

          Были определены сроки и этапы реализации проекта

1 этап.  Организационно-подготовительный (сентябрь 2013-октябрь 2013)

2 этап. Основной (октябрь 2014 года – май 2014 года)

3 этап. Заключительный (июнь-август 2014 года)

         На первом этапе в сентябре 2013 года был проведен анализ состояния готовности  педагогов к внедрению ФГОС дошкольного по следующим направлениям:

- анкетирование педагогических работников детского сада;

- изучение опыта работы педагогов детского сада;

- создание банка данных по внедрению ФГОС;

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

       Анализ помог выявить готовность педагогов к введению ФГОС дошкольного образования. Педагоги введение ФГОС ДО воспринимают положительно; отмечают, что нововведения дают возможность творческого подхода в педагогической деятельности, реализации личностно-ориентированного принципа. Отмечают и отрицательные стороны: сложности в планировании образовательного процесса и большие затраты на ведение документации. Отмечено активное участие педагогов в изучении ФГОС дошкольного образования.

       Выявились и основные затруднения педагогов на этапе внедрения ФГОС: внедрение ФГОС дошкольного образования  затруднено из-за недостаточного уровня профессиональной компетентности педагогов:

- нет глубинного понимания педагогами положений, заложенных в ФГОС дошкольного образования;  

- педагоги дошкольной образовательной организации не готовы к изменениям в силу недостаточной информированности и несформированности новых профессиональных компетенций, необходимых для внедрения ФГОС ДО.

- большая часть педагогических работников испытывают трудности в проектировании образовательного процесса.

       Частичная неподготовленность педагогов к переходу на ФГОС вызвала необходимость разработки системы последовательных мер по подготовке педагогических работников к введению ФГОС ДО.

      Проведен анализ ресурсного обеспечения проекта, который выявил следующее:

1. Материально-техническое обеспечение проекта

1.Наличие нормативных документов ФГОС ДО

2. Трудовые ресурсы

1. Имеющийся опыт, мотивированность и теоретическая подготовка педагогов,  на основе которого будет выстроена работа.

2. Привлечение специалистов, занимающихся повышением квалификации кадров.

3.Информационные ресурсы

- Имеется  выход в Интернет, стационарная  и сотовая  телефонная связь, электронная почта.

-  официальный сайт  ДОУ (http://dou47.caduk.ru)

   Также был проведен анализ рисков и способов их преодоления.

Планируемый риск

Возможный способ преодоления

Сопротивление отдельных педагогов нововведениям

Использовать возможности  по стимулированию педагогов, вовлечению их в инновационную практику

- часть педагогов формально принимают стандарты, но на деятельность это не выходит;

- часть не вникают в суть предстоящих изменений

Практическая реализация основных мероприятий, заложенных программой.

Увеличение временных затрат на самообразовательную деятельность педагогов

 Возможность предоставления методических дней педагогам ДОО

Образовательные потребности педагогов могут превышать возможности методического сопровождения

Привлечение специалистов извне

Широкий спектр деятельности для педагогов может снизить качество предоставляемых образовательных услуг

Рациональное распределение обязанностей

Определено содержание этапов реализации проекта:

1 этап.  Организационно-подготовительный (август 2013-октябрь 2013)

Содержание этапа:

1.1.  Анализ состояния готовности  ДОО и педагогов к внедрению ФГОС (мониторинг):

- анкетирование педагогов ДОО;

- изучение нормативно-правовой базы,

- создание банка данных по внедрению ФГОС

- определение путей совершенствования методической работы с педагогами.

1.2. Разработка проекта методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного  образования в практику ДОО.

2 этап. Основной ( ноябрь 2013 года – май 2014 года)

Содержание этапа:

2.1. Реализация проекта методического сопровождения внедрения ФГОС дошкольного образования.

2.2. Контроль за соблюдением графика проведения мероприятий проекта.

3 этап. Заключительный (июнь-август 2014 года)

Содержание этапа:

3.1. Оценка эффективности реализации проекта по всем направлениям.

3.2. Выявление, обобщение  педагогического опыта в условиях внедрения ФГОС в практику детского сада.

3.3. Определение путей совершенствования методической работы, обеспечивающей сопровождение внедрения ФГОС  дошкольного образования.

Функциональные  полномочия ответственных лиц за реализацию проекта:

Заведующий:

-  руководит реализацией проекта, координирует деятельность сотрудников по реализации проекта; осуществляет контроль за ходом реализации проекта.

 

Старший воспитатель:

- выполняет функции методической поддержки и консультирования по своему направлению работы; функции информационно-аналитической деятельности

- организует работу методической работы в детском саду:  методических объединений,  повышения педагогического мастерства, семинаров, мастер-классов, круглых столов и др.;

- занимается информационным сопровождением проекта;

- поиск и подбор информационных ресурсов в сети Интернет, периодической печати, литературе;

- обеспечивает систематическую  связь с  электронной почтой, сайтом детского сада.

Педагогические работники:

- являются основными участниками реализации проекта;

Ожидаемые результаты реализации проекта:

  • Определены необходимые изменения в образовательных целях, в содержании образовательных программ, в технологиях обучения и воспитания, в способах и механизмах оценки результатов образовательного процесса; подготовленность педагогов к выбору программ, и учебно-методических пособий
  • Обеспечена информационная, методическая, технологическая готовность педагогов для работы с детьми  по  ФГОС.
  • Повышен уровень сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов детского сада: выработаны новые ценности, принципы взаимодействия и общения с дошкольниками.
  • Расширены возможности и потребности педагогов в повышении своей профессиональной компетентности за счет использования разных форм повышения квалификации.
  • Повышение качества образования.

 Критерии оценки результата

Критерии

Показатели

1. Знание программ и технологии разработки программ

1) создание педагогом   программ, на основе образовательной программы;

2. Готовность педагогов использовать технологии, отвечающие требованиям ФГОС ДО

1) все педагоги прошли обучение на курсах, семинарах;

2) составление педагогами технологической карты освоения образовательных областей, соответствующей требованиям к результатам основной образовательной программы.

3. Решение проблемы выбора программ, учебно-методических  пособий с учетом интересов всех субъектов образовательных отношений

Определен список учебно-методических  пособий, которые будут использоваться в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО

4. Уровень профессиональной компетентности педагогов

1) 100% педагогов, прошли курсовую подготовку повышения квалификации или обучение на семинарах.

2) повышение уровня сформированности мотивационно - профессиональной компетентности педагогов .

Проект состоит из следующих разделов:          

  1. Информационная поддержка педагогов ДОУ;
  2. Поддержка формирования и развития кадрового потенциала;
  3. Поддержка нормативного обеспечения внедрения ФГОС ДО.

Раздел

Содержание

Формы

Планируемый результат

Промежуточный результат

1.Информационная поддержка педагогов и руководителя детского сада

1.Организация  обучения педагогов детского сада по вопросам, связанным с введением ФГОС, повышения квалификации.

- Информационно

 коммуникационные технологии, позволяющие провести обучение

педагогов детского сада

-  Курсы повышения квалификации

- Семинары

- Дистанционное обучение

- Очно-заочное обучение

На уровне ДОО

- Наличие единых подходов при переходе на ФГОС ДО.

- Повышение эффективности управления ДОО, готовности к обновлению

На уровне педагогов

- Знание содержания  и структуры ФГОС

- Принятие  идеологии ФГОС дошкольного  образования;

- Участие педагогов в он-лайн конференции, вебинарах, скайп-консультациях, интернет-мастерских, виртуальных методических выставках.

 - Скорректирован план-график повышения квалификации педагогических работников  ДОО в связи с введением ФГОС ДО: 100 % педагогов включены в график па прохождение курсов, 30 % педагогов прошли курсы повышения квалификации.

- 30 % педагогов получили очно-заочное обучение по переподготовке кадров с включением изучения ФГОС ДО.

2.Подготовка банка информационных материалов, обеспечивающих введение ФГОС и реализацию воспитательно-образовательного  процесса ДОУ

 -Совещания

- Семинары

- Круглые столы

- Интернет сообщества

- сайт

3. Подготовка методических рекомендаций для педагогов по моделированию образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО.

Совещания

- Семинары

- Круглые столы

- Проведен Круглый стол «Изучение и сравнительный анализ ФГТ И ФГОС ДО»

- Постоянно действуют семинары-практикумы: «Внедрение ФГОС ДО в ДОО» «Инновационная развивающая среда соотвествтвии с ФГОС ДОО»

2.Поддержка и развитие кадрового потенциала

1.Освоение нового опыта работы, направленного на развитие личностно-ориентированного подхода.

- постоянно-действующий семинар «Внедрение ФГОС в образовательный процесс»

- заседания методического совета детского сада

- способность  педагогов ДОО к  мотивации на саморазвитие

- Освоение педагогами новых подходов, методов и технологий обучения и воспитания;

- Повышение качества  инновационных проектов и рабочих программ  педагогов;

- Использование комплексного подхода к оценке достижений планируемых результатов

Проведен педагогический совет «ФГОС – ориентир развития системы дошкольного образования в РФ»

2.Совершенствование методического  инструментария основной деятельности педагогов.

1. Обучающие семинары:

- «Проектный метод в реализации ФГОС»

- «Современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ »

3.Консультирование по внедрению ФГОС

Проведены семинары:

- «Проектный метод в реализации ФГОС»

- «Современные педагогические технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ »

- Анкетирование педагогов с целью выявления затруднений и проблем в изучении ФГОС дошкольного образования

3.  Разработка и внедрение в практику работы детского сада мониторинга планируемых результатов

- Консультации

Консультирование педагогов по проблеме внедрения ФГОС с целью повышения уровня их компетентности, открытые просмотры, мастер-классы, оказание индивидуальной помощи педагогам по вопросам планировании

3. Поддержка нормативного обеспечения введения ФГОС

1. Оказание методической помощи ДОУ  в приведении нормативной базы в соответствие с ФГОС ДО;

Методический совет

- Наличие пакета документов, регламентирующих деятельность детского сада по переходу на ФГОС дошкольного образования

- Устав детского сада приведен в соответствие с ФГОС дошкольного образования.

- Проведена корректировка годового плана работы детского сада.

- Издан приказ о создании творческой группы по разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Педагоги по мере необходимости изучают нормативно-правовые по введению ФГОС ДО

2. Оказание методической  помощи в определении методического обеспечения в соответствии с ФГОС

- индивидуальная консультационная работа

-подготовка методических рекомендаций

Определен список методических пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО в детском саду

- проводится индивидуальная консультационная работа

3.Оказание методической помощи педагогам  в разработке рабочих программ, в определении задач вариативной части, обеспечивающей организацию регионального компонента

-Семинар – практикум «Выполнение ФГОС в реализации  образовательной программы ДОУ»

-Курсы повышения квалификации

- Подготовка методических рекомендаций

- разработана основная общеобразовательная программа дошкольного образования детского сада

- определена  модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию регионального компонента

- разработан проект основной общеобразовательной программы дошкольного образования детского сада


3. Заключение

          Таким образом, целенаправленная система методической работы по сопровождению ФГОС ДО на этапе подготовки частично обеспечило создание необходимых условий для его внедрения и реализации.

Есть заметные изменения  профессиональной компетенции педагогических работников:

  • положительная мотивация педагогических работников  на осуществление качественной профессиональной деятельности заметно растет;
  • все педагоги расширили представление о содержании ФГОС дошкольного образования;
  • повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проектной технологии.

          Отмечаются и трудности:

     -  не все педагоги детского не готовы к изменениям в силу недостаточной сформированности новых профессиональных компетенций, необходимых для внедрения ФГОС ДО.

     - несоответствие материально-технической базы детского сада условиям качественного введения ФГОС дошкольного образования ( недостаточность оборудования, помещений) для реализации ФГОС дошкольного образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для педагогов и родителей:"Физическая готовность детей к школьному обучению в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования"

Всех нас интересует: "Как будет учиться ребенок?" Этот вопрос волнует и педагогов и родителей, но в первую  очередь нужно знать , а готов ли ребенок к школьному обучению. Готов ли в первую очеред...

Проектирование образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Современные подходы к организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста на занятиях Современное общество ставит перед образованием задачу формирования универсальных способностей, лич...

" Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования». - ХМАО-Югра

Доклад по теме " Реализация регионального компонента в образовательном процессе в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования" - ХМАО-Югра...

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования

Формы работы музыкального руководителя с родителями в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования...

Приоритетное направление работы в МКДОУ Девицком детском саду «Улыбка» в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.

Приоритетное направление работы в МКДОУ  Девицком детском саду «Улыбка» в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования.Презентация и текст к презентации....

«Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ в условиях внедрения ФГОС дошкольного образования»

В статье "Взаимодействие учителя-логопеда с воспитателями ДОУ внедрения ФГОС дошкольного образования"  представлен опыт работы на логопункте, цели, направления, формы работы взаимодействия. А так...

"Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС дошкольного образования"

В системе дошкольного образования произошли большие изменения. С 1 сентября 2013 года вступил в силу новый закон "Об образовании в Российской  Федерации", в котором впервые дошкольное образование...