Мониторинг (контроль) готовности ДОУ к введению ФГОС ДО
методическая разработка на тему
Материал содержит анкеты для педагогов, родителей, руководителей ДОУ. а также карты самоанализа. Разработан на основе материалов ЛОИРО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Мониторинг готовности ДОУ к ФГОС ДО. | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Мониторинг готовности ДОУ к введению ФГОС дошкольного образования
Направление мониторинга: определить уровень готовности ОУ и педагогов к введению ФГОС ДО
Цель: выявление затруднений, потребностей и образовательных запросов специалистов ДОУ при введении ФГОС ДО
Задачи:
- определение основных рисков введения ФГОС ДО в ДОУ
- получение информации о готовности педагогических кадров ДОУ к работе в новых условиях, умении проектировать и реализовывать образовательный процесс с учетом ФГОС ДО, в т.ч. на основе современных ИКТ-технологий ,
- выявление основных проблем, испытываемых руководителями и педагогами ДОУ в ходе введения ФГОС ДО,
- уточнение содержания запросов педагогов на необходимые информационные и научно-методические ресурсы,
- выявление мотивационных условий, благоприятных для профессионального развития педагога в условиях введения ФГОС ДО,
- определение основных направлений и форм методической поддержки специалистов ДОУ в условиях введения ФГОС ДО
- разработка (корректировка) программ методического и нормативного сопровождения процесса введения ФГОС ДО и программ саморазвития педагогов.
Основные критерии мониторинга:
- принятие педагогом концепции изменений, производимых в системе методического и нормативного сопровождения на основе ФГОС ДО
- наличие системы методического сопровождения специалиста ДОУ в процессе перехода на новые образовательные стандарты, условий включения в нее педагогов, работающих в ДОУ
- соответствие уровня готовности педагогических кадров к введению ФГОС (в частности, уровень развития проектировочных умений, владение современными технологиями, реализуемые программы, использование современных форм представления детских результатов (портфолио, творческих работ и пр.),
- качество документации педагогов ДОУ (какие документы разработаны им и (или) используются),
- соответствие материально-технического обеспечения ДОУ (группы) требованиям ФГОС ДО (в т.ч. методическая оснащенность педагогов),
- уровень удовлетворенности результатами работы педагога родителями воспитанников, администрации ДОУ,
- степень удовлетворенности педагога условиями труда, соответствие их требованиям ФГОС ДО.
Сроки мониторинга:
Участники мониторинга:
- воспитатели разных групп ДОУ,
- педагоги и специалисты ДОУ ( музыкальный руководитель, руководитель физического воспитания, руководитель изостудии, учитель-логопед, психолог, медицинский персонал) ,
- руководитель ДОУ, зам. зав. по ВМР ,
- родителей воспитанников ДОУ.
Мониторинг готовности ДОУ и педагогов ДОУ по введению ФГОС ДО проводится на основе заполнения имеющихся в приложениях к программе мониторинга:
Приложение № 1 – Вопросник, заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ
Приложение № 2 – Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО», заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ,
Приложение № 3 – Самоанализ «Характеристика изменений в деятель-ности педагога, реализующего требования ФГОС ДО» заполняют воспитатели, руководители и другие специалисты ДОУ
Приложение № 4 – Самоанализ «Характеристика изменений в деятельности воспитанника в соответствии с ФГОС ДО» заполняют воспитатели и другие специалисты ДОУ ,
Приложение № 5 – Схему «Карта самоанализа готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ДО» заполняют руководитель ДОУ, зам. зав. по ВМР
Приложение № 6 – «Результаты анкетирования родителей воспитанников» заполняют родители воспитанников ДОУ.
Приложение №1
Вопросник
Уважаемые педагоги и руководители ДОУ, просим Вас ответы на предлагаемые вопросы дать в развернутом виде.
Цели вопросника:
- Выявление профессиональных затруднений руководителей, педагогов и специалистов в период перехода на ФГОС НОО.
- Использование полученной информации для составления плана методической работы ДОУ на учебный год для устранения выявленных проблем.
Ф.И.О ,должность участника мониторинга
_____________________________________________________________________________
- Ваше отношение к введению ФГОС ДО.
- Какие профессиональные трудности у Вас возникли в связи с введением ФГОС?
- Какие вопросы по введению ФГОС Вы считаете наиболее освоенными? Какие результаты профессиональной деятельности предполагаете использовать в условиях введения ФГОС ДО?
- Ваши пожелания по организации методической работы по введению ФГОС на следующий учебный год?
- Оцените по трехбалльной шкале свою готовность к введению ФГОС, где: 0 – низкая готовность, 1 – готовность к решению отдельных задач, 2 – готовность к реализации задач ФГОС в полном объеме
0 1 2
Благодарим Вас за участие.
Приложение №2
Анкета для педагога «Готовность к введению ФГОС ДО»
Уважаемые педагоги, просим ответить на предлагаемые вопросы!
Ф.И.О, должность участника мониторинга
_____________________________________________________________________________
№п/п | Вопросы | ответ |
1. | Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на развитии и образовательных результатах воспитанников? | |
2. | Считаете ли вы, что введение ФГОС ДО положительно скажется на материально-технических, финансовых и иных условиях реализации образовательных программ в образовательном учреждении? | |
3. | Как вы считаете, какие положительные изменения произошли (произойдут) в образовательных учреждениях с введением ФГОС? | |
4. | Сформулируйте основные отличия ФГОС от федеральных государственных требований к ДО | |
5. | Перечислите основные требования к документации педагога ДОУ | |
6. | Как вы определили роль участников образовательного процесса при организации перехода на ФГОС ДО? - воспитатель, - специалисты ДОУ - заведующий ДОУ - зам. зав. по ВМР, ст. воспитатель, методист ДОУ - руководитель МО в районе - специалисты муниципального управления образования - родители воспитанников - иные лица (социальные партнеры, попечители) - представители органов контроля и надзора в образовании | |
7. | По вашему мнению, в чем состоит готовность педагогов к введению ФГОС? | |
8. | На ваш взгляд, готовы ли вы к введению ФГОС? Оцените степень готовности в баллах от 1 до 5 | |
9. | Какие педагогические затруднения, связанные с введением ФГОС, вы испытываете ( можете испытать) ? | |
10. | Какую помощь по преодолению педагогических затруднений вы хотели бы получить? | |
11. | На ваш взгляд, готово ли ваше образовательное учреждение к введению ФГОС? | |
12. | Перечислите основные результаты вашей профе-ссиональной деятельности на сегодняшний день |
Приложение № 3
Самоанализ
Характеристика изменений в деятельности педагога, реализующего требования ФГОС ДО
Уважаемые коллеги, просим Вас заполнить предлагаемую таблицу, сопоставив основные изменения в профессиональной деятельности руководителя и педагога ДОУ в условиях введения ФГТ и ФГОС ДО
Ф.И.О, должность участника мониторинга
Предмет изменений | Деятельность педагога по ФГТ | Деятельность педагога после введения ФГОС ДО |
Особенности планирования воспитательно - образова-тельной работы | ||
Особенности организо-ванного обучения | ||
Цели и задачи воспитательно- образова-тельной деятельности | ||
Применяемые методики и технологии (обучения, воспитания, коррекции, развития детей) | ||
Формы НОД и ООД | ||
Характер взаимодействия с родителями воспитанников | ||
Роль образовательной среды ДОУ и группы в решении педагогических задач | ||
Результаты взаимодействия с воспитанниками, особен-ности их изучения и диагностики |
Приложение № 4
Самоанализ
Характеристика изменений в деятельности воспитанника в соответствии с
ФГОС ДО
Уважаемые коллеги, просим Вас заполнить предлагаемую таблицу, сопоставив основные изменения в деятельности воспитанников ДОУ в контексте ФГТ и ФГОС ДО
Ф.И.О, должность участника мониторинга
_____________________________________________________________________________
Предмет изменений | Деятельность воспитанника по ФГТ | Деятельность воспитанника о ФГОС ДО |
Общая характеристика деятельности педагога и ребенка | Основные формы работы: Используемые средства и материалы: Роль педагога, специалиста: Роль воспитанника: | Основные формы работы: Используемые средства и материалы: Роль педагога, специалиста: Роль воспитанника: |
Особенности взаимодействия педагога и воспитанника | ||
Особенности деятельности педагога по адаптации ребенка в ДОУ | ||
Результаты воспитательно-образовательной, коррекционно-развивающей работы | ||
Оценка деятельности воспитанников |
Приложение №5
Схема «Карта самоанализа готовности образовательных учреждений к введению ФГОС ДО»
Коллеги, просим Вас заполнить схему самоанализа, выбрав один из предложенных вариантов ответа ( 0 – отсутствует или представлено мало, 1- представлено частично, 2- представлено в полном объеме) по каждому показателю, критерию или индикатору.
Просим суммировать общее количество полученных баллов.
В каждой группе критериев следует также самостоятельно охарактеризовать текстом дополнительные условия – индикаторы, ответив на вопрос «Что ещё?»
Ф.И.О, должность участника мониторинга
_________________________________________________________________________________________________________________________
№ п/п | Показатели | Критерии | Индикаторы | балл |
Управленческие условия | ||||
1. | Готовность администрации к нововведениям | Наличие опыта инновационной деятельности | ДОУ является (являлось) базовой площадкой по внедрению инновационных процессов | |
ДОУ является (являлось) экспериментальной площадкой по внедрению инновационных процессов | ||||
ДОУ принимало участие в конкурсе инновационных учреждений ( проектов) | ||||
ДОУ имеет опыт участия в иных конкурсных мероприятиях ( в т.ч. являлось получателем грантов) и т.п. | ||||
Что ещё? | ||||
Администрация Д ОУ инициирует обсуждение и проектирование нововведений | Проведение педагогических советов, совещаний, конференций по проблемам готовности к реализации ООП на основе ФГОС | |||
Что ещё? | ||||
Включенность администрации ДОУ в обсуждение, проектирование и реализацию нововведений | Представители администрации ДОУ входят в состав рабочих (проблемных, проектных) групп | |||
Личное участие администрации ДОУ в работе с субъектами образовательного процесса (родители, педагоги, воспитанники) в части согласования требований к новому результату образования | ||||
Личное участие администрации ДОУ в работе с внешними заинтересованными сторонами (другие ОУ, в том числе ВУЗы, представители общественности и др.) в части согласования требований к новому результату образования | ||||
Что ещё? | ||||
Наличие административной команды | Каждый член управленческой команды имеет четкое представление о своих задачах, ответственности и полномочиях в процессе нововведений | |||
Что ещё? | ||||
Наличие системы «обратной связи» | В ДОУ имеется опыт мониторинга изменений | |||
В ДОУ разработаны свои способы (элементы) мониторинга изменений | ||||
Что ещё? | ||||
2. | Участие родителей в управлении реализацией основной обще-образовательной программы | Наличие системы государственно – общественного управления образовательной деятельностью | В ДОУ создан и работает Совет учреждения (управляющий совет, попечительский совет и т.п.) | |
Совет учреждения ( творческая группа) принимал участие в разработке образовательной программы (её части) | ||||
Совет учреждения имеет возможность влиять на процесс реализации образовательной программы | ||||
В ДОУ имеется опыт внедрения позитивных родительских (детских) инициатив | ||||
Администрация представляет результаты деятельности ДОУ общественности | ||||
Встречи с родителями имеют диалогический, конструктивный характер | ||||
Что ещё? | ||||
3. | Управление процессом реализации основной общеобразовательной программы | Внедрение инноваций в процесс реализации ООП в целях удовлетворения образовательных потребностей всех воспитанников | Образовательная программа ДОУ разработана (скорректирована) на основе информации, полученной в результате измерений, исследований, анализа результатов деятельности ОУ | |
Члены административной команды готовы к гибким изменениям режимов дня (в соответствии с индивидуальными образовательными траекториями воспитанников) | ||||
Сайт образовательного учреждения является элементом управления процессом реализации основной общеобразовательной программы ДОУ | ||||
Что ещё? Итого: | ||||
Педагогические условия | ||||
1. | Уровень профессиональной компетентности педагогов | Владение педагогами современными технологиями организации образовательного процесса | Большая часть педагогов может создавать педагогические ситуации с целью развития и коррекции уровня подготовки и развития воспитанников: гибко перестраивать свою социальную и ролевую позиции; решать стихийные ситуации, выявлять, предупреждать и разрешать конфликты; применять способы физиологической и психологической разгрузки при создании благоприятного психологического климата | |
Большая часть педагогов ДОУ владеет информационными технологиями и использует их в образовательном процессе | ||||
Большая часть педагогов ДОУ владеет способами организации интерактивных форм обучения (диалог, дискуссия, проектирование, исследование, решение проблем, игры) и использует их в воспитательно-образовательном процессе | ||||
Большая часть педагогов владеет способами организации разнообразных образовательных ситуаций и форм деятель-ности воспитанников ( НОО и ООД: экскурсии, путешествия, проект, мастерская, развлечение, исследование, эксперимент, выставка и др.) и использует их в образовательном процессе | ||||
Большая часть педагогов владеет современными методами диагностики развития детей, использует их в образовательном процессе, в том числе для внесения корректировки в рабочие программы | ||||
Что ещё? | ||||
2. | Условия профессиона-льного развития и самореализации персонала ДОУ | Поддержание и развитие компетентности педагогов | Наличие в ДОУ системы повышения квалификации | |
Возможность участия педагогов в стажировках на базе других ДОУ, в иных формах профессионального педагогического общения | ||||
Образовательное учреждение является площадкой для проведения семинаров, мастер-классов, стажировок педагогов, в том числе из других ДОУ | ||||
Что ещё? | ||||
Система мотивации педагогов к введению инноваций в образовательный процесс | Педагоги вовлечены в процесс обсуждения, проектирования и реализации нововведений | |||
Педагоги активно участвуют в работе проблемных (рабочих, проектных) групп, МО | ||||
Что ещё? | ||||
Система поддержки и развития педагогических инициатив | В ДОУ регулярно проводятся творческие конкурсы педагогов («Лучшая методическая разработка», «Лучший участок ДОУ» и др.) | |||
В ДОУ имеется «Банк продуктивного педагогического опыта» | ||||
Педагоги ДОУ представляют свой опыт на конференциях, семинарах, форумах | ||||
В ДОУ разработана система морального и материального поощрения педагогов | ||||
Что ещё? Итого: | ||||
Организационно – содержательные условия | ||||
1. | Организация процесса реализации ООП | Организация образовательного процесса в ДОУ обеспечивает реализацию индиви-дуальных учебных планов и образовательных траекторий обучающихся | В ДОУ имеется опыт формирования индивидуальных учебных планов для воспитанников ( по инициативе специалистов ДОУ или родителей) | |
В ДОУ имеется опыт проведения занятий (обучающих и воспитательных мероприятий) в других ОУ, в смешанных группах и в различных формах (экскурсии, походы, пленэры, экспедиции) | ||||
В ДОУ имеется опыт учета в индивидуальных маршрутах воспитанников особенностей их образовательной траектории (учет художественной, музыкальной или спортивной, иной тематической деятельности в сфере дополнительного образования) | ||||
В ДОУ имеется опыт использования систем дистанционного обучения, Интернета, ИКТ, ЭОР | ||||
Что ещё? | ||||
2. | Обеспечение реализации ООП | Программно - методическое | Все образовательные области обеспечены методическими разработками | |
Методическая библиотека (в том числе электронная) постоянно пополняется с учетом развития науки и практики | ||||
Что ещё? | ||||
Дидактическое | Мероприятия с детьми в рамках НОД обеспечены системой дифференцированных заданий, позволяющих педагогу организовать совместную и самостоятельную деятельность воспитанников в соответствии с их интересами, возможностями и социальной ситуацией развития | |||
В ДОУ имеются возможности использования воспитанниками ресурсов мультимедиа среды | ||||
В ДОУ есть опыт использования электронных учебно - наглядных пособий и оборудования | ||||
Что ещё? | ||||
Оснащенность образовательного процесса | Есть помещения, оборудованные современными ТСО, ИКТ | |||
Имеются специализированные помещения, оборудованные в соответствии с современными требованиями ФГОС ДО (физкультурный . зал, библиотека, мастерские, изостудии, бассейн, кабинеты специалистов и пр.) | ||||
В ДОУ имеется музей, кафе (столовая), фонотека, видеотека, медиатека и т.д. | ||||
В ДОУ организована возможность доступа учащихся к компьютерным и информационным сетям (интернет) | ||||
Что ещё? Итого: |
Общее количество баллов:
Приложение №6
Результаты анкетирования родителей воспитанников групп, принимающих участие в инновационной работе
Ф.И.О группа №______________________________________________________________
В анкетировании приняли участие: …….. чел/…… % родителей
Дата проведения анкетирования:
Мониторинг профессионально – общественного мнения относительно введения и реализации новых образовательных стандартов дошкольного образования
| |
а) воспитатель группы и (или) администрация образовательного учреждения | Чел/ % |
б) родители других воспитанников группы детского сада | |
в) печатные средства массовой информации ( газеты, журналы и т.д.) | |
г) электронные средства массовой информации ( телевидение, радио и т.д.) | |
д) Интернет-сайт ДОУ; | |
е) другое (указать)_____________________________________________________________ |
2. Можете ли Вы сформулировать основные отличия ФГОС ДО от федеральных государственных требований к дошкольному образованию до введения стандарта? | |
а) да | Чел. / % |
б) нет | |
в) затрудняюсь ответить |
3. Учитывалось ли Ваше мнение при организации воспитательно-образовательной деятельности ( кружков, секции, клубов, общественно-полезных практик, экскурсий и др.) в образовательном учреждении, в целом, при проектировании основной общеобразовательной программы ДОУ( планировании воспитательно-образовательной работы с детьми на группе)? | |
а) да | Чел. / % |
б) нет |
4. Какое участие Вы принимаете в реализации воспитательно-образовательного процесса в целом в ДОУ и в группе, которую посещает ваш ребенок? ( возможен выбор более одного варианта ответа)? Как взаимодействуете с педагогами ДОУ? | |
а) присутствую на мероприятиях | Чел. / % |
б) участвую в организации мероприятий, дополнительных занятий кружков, секций, в походах и т.д.; | |
в) обеспечиваю создание нового «уклада жизни» группы и ДОУ ( совокупности норм, правил, сохраняющих и развивающих устойчивый, сложившийся порядок отношений между участниками образовательного процесса, знаю функции специалистов ДОУ, поддерживаю традиции детского сада) | |
г) участие не принимаю | |
д) другое ( указать) |
5. Кем Вы себя ощущаете в ДОУ ? Своё положение в системе отношений «детский сад-родители» Вы можете охарактеризовать как ( необходимо выбрать только один вариант ответа): | |
а) мы можем совместно решать общие проблемы | Чел. / % |
б) от меня ничего не зависит | |
в) детский сад сегодня обязан обеспечить конкурентоспособное качество образования, и моя задача это контролировать |
6.. Что изменилось в жизни Вашего ДОУ ( группы, которую посещает ваш ребенок) с введением нового ФГТ к дошкольному образованию? | |
Улучшение материально-технической базы школы. | Чел. / % |
Расширение сети кружков. | |
Вовлечение родителей в образовательный процесс |
7. Считаете ли Вы, что с введением и реализацией ФГОС ДО произойдут положительные изменения в деятельности ДОУ и педагогов? | |
а) да, | Чел. /% |
б) нет, | |
в) затрудняюсь ответить |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования (письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736); Готовность введения ФГОС дошкольного образования в МДОУ детский сад "Алёнушка" р.п.Дергачи.
О проекте федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования(письмо Минобрнауки России о 17 июня 2013 г. №08-736);Готовность введения ФГОС дошкольного образования ...
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:
· определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;· составление перечня изменений, которые след...
Самоанализ готовности МБДОУ "Детский сад № 13" к введению ФГОС дошкольного образования
Информационная справка ДОУ, реализация требований к программно-методическому обеспечению, к кадровым условиям, к созданию психолог-педагогических условий, требования к предметно развивающей среде, мат...
Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе
Выступление на конференции и готовности к введению новых ФГОС...
Готовность к введению ФГОС в дошкольных группах при школе
Выступление на конференции о готовности к введению новых ФГОС...
Мониторинг - важная часть воспитательного процесса при введении ФГОС 3 поколения
Для успешного развития и совершенствования воспитательного процесса в образовательных заведениях необходимым условием является мониторинг.Главной целью мониторинга является управление качеством ...
«Организация внутреннего контроля в учреждении дошкольного образования в условиях переходного периода введения ФГОС ДО»
Контроль - специфический вид управленческой деятельности, направленной на сбор, систематизацию и хранение информации о ходе и развитии педагогического процесса, т. е можно сказать, что это систем...