«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:
консультация на тему
· определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
· составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов гимназии в связи с введением ФГОС;
· разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.
Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_gotovnosti_pedagogov_k_vvedeniyu_fgos.docx | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:
- определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
- составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов гимназии в связи с введением ФГОС;
- разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.
Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.
На диагностическом этапе было проведено заседание кафедры начального образования гимназии, участники которого разработали критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям начальных классов на заседании кафедры было предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (приложение 2). Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили эксперты – представители администрации гимназии. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС» (приложение 3).
Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в гимназии, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.
Кроме того, были выделены конкретные запросы педагогов по организации научно-методической помощи.
Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:
- средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами;
- средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности;
- неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.
В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание научно-методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе гимназии, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов, как в начальном, так и в среднем звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы научно-методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы кафедры начальных классов на период введения ФГОС (приложение 4), а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога (приложение 5). В приложении 6 представлен примерный план саморазвития педагога.
Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы кафедры начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ учебных предметов (курсов) в соответствии с ФГОС. Учителям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (приложение 7).
Итоговый этап работы в рамках проекта был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС в 1-х классах.
Приложение 1
Содержание этапов реализации проекта
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»
Цель | Мероприятия | Особенности | Результат |
Информационно-аналитический этап | |||
Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС | Прохождение педагогами проблемных курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, обсуждение на педагогических советах возникающих проблем и предложений | Необходимо четкое распределение обязанностей членов рабочей группы. Целесообразно привлечение к работе членов общешкольного родительского комитета, Совета гимназии | Готовность членов рабочей группы к введению и реализации ФГОС. Составление перечня изменений в научно-методической работе гимназии |
Диагностический этап | |||
Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов | Заседание кафедры начального образования:
Заседание рабочей группы с целью проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС. Посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом) | Важно заранее распределить педагогов на группы. Членам управленческой команды необходимо продумать требования к результату (продукту) деятельности групп | Разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС. Создание анкеты для педагогов «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС». Создание листа оценки урока |
Этап планирования работы | |||
Разработка стратегических и тактических планов научно-методической работы гимназии | Заседание научно-методического совета: составление перечня изменений в работе гимназии в связи с введением ФГОС. Составление плана научно-методической работы, принятие его на заседании кафедры начального образования «От саморазвития учителя к развитию гимназии». Проектирование планов саморазвития педагогов | При составлении планов учитываются педагогические затруднения, выявленные на диагностическом этапе. Необходимо предусмотреть организацию индивидуальной помощи по запросам педагогов | План научно-методической работы. Планы саморазвития педагогов |
Основной этап | |||
Формирование готовности педагогов к введению ФГОС | Проведение семинаров, курсовая подготовка учителей, совместное проектирование уроков и занятий, их анализ. Анализ промежуточных результатов | Возможна корректировка плана работы в зависимости от возникающих трудностей | Изменение уровня готовности педагогов к введению ФГОС |
Итоговый этап | |||
Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС | Рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС. Анализ деятельности педагогов по введению ФГОС в 1-х классах. Анализ результатов деятельности: уровень развития и качество знаний обучающихся, степень удовлетворенности родителей. Постановка задач на следующий учебный год | Важно совместное обсуждение достижений и трудностей, а также индивидуальная работа с педагогами, направленная на развитие рефлексивной деятельности участников образовательного процесса | Перечень педагогических достижений и затруднений. Перечень задач научно-методической работы на следующий год. Планы саморазвития педагогов на следующий год |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов по введению ФГОС "Основные принципы дошкольного образования и их реализация"
С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В докладе более подробно раскрываются основные принципы и необходимость их реализации....
Мониторинг (контроль) готовности ДОУ к введению ФГОС ДО
Материал содержит анкеты для педагогов, родителей, руководителей ДОУ. а также карты самоанализа. Разработан на основе материалов ЛОИРО....
Формирование рабочей группы по введению ФГОС ДО.
Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рекомендуется создать в дошкольной образовательной организации рабочую группу по введению ФГОС...
«Критерии готовности педагога к реализации ФГОС ДО»
Диагностическая карта...
Анкета "Готовность педагогов к введению и реализации ФГОС ДО
Анкета "Готовность педагогов к введению и реализации ФГОС ДО"...
Формирование готовности педагогов к реализации ФГОС ДО
Статья посвящена проблеме подготовки педагогов детского сада к деятельности по реализации ФГОС ДО. ...
Презентация «Изменение смысловых ориентиров деятельности педагогов при введении ФГОС ДО»
laquo;Изменение смысловых ориентиров деятельности педагоговпри введении ФГОС ДО»...