«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:
консультация на тему

Ковальчук Оксана Юрьевна

·         определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;

·         составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов гимназии в связи с введением ФГОС;

·         разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.

Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_gotovnosti_pedagogov_k_vvedeniyu_fgos.docx20.71 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»:

  • определение степени готовности педагогов к введению ФГОС;
  • составление перечня изменений, которые следует провести в системе научно-методического сопровождения педагогов гимназии в связи с введением ФГОС;
  • разработка программы научно-методического сопровождения процесса введения ФГОС и программ саморазвития педагогов.

Информационно-аналитический этап проекта ставил своей целью первичную подготовку педагогов, входящих в рабочую группу по организации введения ФГОС: прохождение ими проблемных курсов, изучение тематической литературы, обсуждение первых выявленных проблем и противоречий.

На диагностическом этапе было проведено заседание кафедры начального образования гимназии, участники которого разработали критерии готовности учителей к введению ФГОС. Также всем учителям начальных классов на заседании кафедры было предложено заполнить диагностическую карту «Критерии готовности педагога к введению ФГОС» (приложение 2). Помимо учителей их готовность к введению ФГОС оценили эксперты – представители администрации гимназии. Педагоги заполнили также анкету «Готовность к введению ФГОС» (приложение 3).

Диагностический этап не только выявил ряд трудностей, препятствующих эффективности процесса введения ФГОС в гимназии, но и явился сильным мотивирующим фактором для саморазвития учителей.

Кроме того, были выделены конкретные запросы педагогов по организации научно-методической помощи.

Результаты диагностики готовности учителей начальных классов к введению ФГОС выявили:

  • средний уровень когнитивной готовности педагогов по причине их поверхностного знакомства с новыми нормативными документами;
  • средний уровень мотивации педагогов к введению ФГОС по причине предпочтения стереотипных стратегий деятельности;
  • неадекватную самооценку педагогов по причине недостаточного уровня развития у них рефлексивных навыков.

В рамках реализации этапа планирования работы прошло заседание научно-методического совета, целью которого было составление перечня изменений в образовательной системе гимназии, необходимых для успешного введения федеральных государственных образовательных стандартов, как в начальном, так и в среднем звене. Перечень изменений стал причиной корректировки программы научно-методического сопровождения образовательного процесса, создания плана работы кафедры начальных классов на период введения ФГОС (приложение 4), а также планов саморазвития учителей, которые они составляли на основе примерного плана разработки программы саморазвития педагога (приложение 5). В приложении 6 представлен примерный план саморазвития педагога.

Основной этап проекта включал в себя реализацию планов работы кафедры начальных классов и планов саморазвития педагогов. При составлении планов саморазвития обязательным мероприятием было проектирование рабочих программ учебных предметов (курсов) в соответствии с ФГОС. Учителям было предложено воспользоваться планом разработки рабочей программы учебного предмета (курса) (приложение 7).

Итоговый этап работы в рамках проекта был посвящен повторной диагностике готовности педагогов начального звена к введению и реализации ФГОС, анализу итогов реализации ФГОС в 1-х классах.

Приложение 1

Содержание этапов реализации проекта
«Формирование готовности педагогов к введению ФГОС»

Цель

Мероприятия

Особенности

Результат

Информационно-аналитический этап

Формирование рабочей группы введения и реализации ФГОС

Прохождение педагогами проблемных курсов, изучение тематической литературы, ресурсов Интернета, обсуждение на педагогических советах возникающих проблем и предложений

Необходимо четкое распределение обязанностей членов рабочей группы. Целесообразно привлечение к работе членов общешкольного родительского комитета, Совета гимназии

Готовность членов рабочей группы к введению и реализации ФГОС.

Составление перечня изменений в научно-методической работе гимназии

Диагностический этап

Определение стартового уровня готовности педагогов к введению ФГОС. Формирование мотивационного компонента готовности педагогов

Заседание кафедры начального образования:

  • групповая работа педагогов: разработка критериев готовности учителей к введению ФГОС;
  • самооценка уровня готовности педагогов к введению ФГОС;
  • составление перечня затруднений.

Заседание рабочей группы с целью проектирования листа оценки урока в соответствии с требованиями ФГОС.

Посещение и взаимопосещение уроков с последующим анализом (самоанализом)

Важно заранее распределить педагогов на группы.

Членам управленческой команды необходимо продумать требования к результату (продукту) деятельности групп

Разработка критериев готовности педагогов к введению ФГОС.

Создание анкеты для педагогов «Уровень готовности педагогов к введению ФГОС».

Создание листа оценки урока

Этап планирования работы

Разработка стратегических и тактических планов научно-методической работы гимназии

Заседание научно-методического совета: составление перечня изменений в работе гимназии в связи с введением ФГОС. Составление плана научно-методической работы, принятие его на заседании кафедры начального образования «От саморазвития учителя к развитию гимназии». Проектирование планов саморазвития педагогов

При составлении планов учитываются педагогические затруднения, выявленные на диагностическом этапе.

Необходимо предусмотреть организацию индивидуальной помощи по запросам педагогов

План научно-методической работы.

Планы саморазвития педагогов

Основной этап

Формирование готовности педагогов к введению ФГОС

Проведение семинаров, курсовая подготовка учителей, совместное проектирование уроков и занятий, их анализ.

Анализ промежуточных результатов

Возможна корректировка плана работы в зависимости от возникающих трудностей

Изменение уровня готовности педагогов к введению ФГОС

Итоговый этап

Анализ динамики уровня готовности педагогов к введению ФГОС

Рефлексивная итоговая диагностика готовности педагогов к введению ФГОС. Анализ деятельности педагогов по введению ФГОС в 1-х классах. Анализ результатов деятельности: уровень развития и качество знаний обучающихся, степень удовлетворенности родителей.

Постановка задач на следующий учебный год

Важно совместное обсуждение достижений и трудностей, а также индивидуальная работа с педагогами, направленная на развитие рефлексивной деятельности участников образовательного процесса

Перечень педагогических достижений и затруднений.

Перечень задач научно-методической работы на следующий год.

Планы саморазвития педагогов на следующий год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов по введению ФГОС "Основные принципы дошкольного образования и их реализация"

С 1 января 2014 вступил в силу Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. В докладе более подробно раскрываются основные принципы и необходимость их реализации....

Мониторинг (контроль) готовности ДОУ к введению ФГОС ДО

Материал содержит анкеты для педагогов, родителей, руководителей ДОУ. а также карты самоанализа. Разработан на основе материалов ЛОИРО....

Формирование рабочей группы по введению ФГОС ДО.

Для обеспечения введения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования рекомендуется создать в дошкольной образовательной организации рабочую группу по введению ФГОС...

Анкета "Готовность педагогов к введению и реализации ФГОС ДО

Анкета "Готовность педагогов к введению и реализации ФГОС ДО"...

Формирование готовности педагогов к реализации ФГОС ДО

Статья посвящена проблеме подготовки педагогов детского сада к деятельности по реализации ФГОС ДО. ...

Презентация «Изменение смысловых ориентиров деятельности педагогов при введении ФГОС ДО»

laquo;Изменение смысловых ориентиров деятельности педагоговпри введении ФГОС ДО»...