Специфика деятельности педагога-психолога в условиях введения ФГОС
консультация на тему
До введения ФГОС деятельность педагога-психолога образовательного учреждения в соответствии с «Положением о Службе практической психологии в системе департамента образования города Москвы», утвержденным приказом департамента образования города Москвы от 14.05.2003 № 553, строилась по следующим направлениям: психологическая профилактика, психологическое просвещение, психодиагностика, развивающая и психокоррекционная работа, психологическое консультирование, психологическая реабилитация.
Модернизация образования подразумевает обновление содержания образования в целом и переориентацию деятельности педагога-психолога в частности. Основным приоритетом его работы становится создание психолого-педагогических условий, способствующих реализации основной образовательной программы. К ним относятся:
- преемственность содержания и форм организации образовательного процесса по отношению к дошкольному образованию;
- учет специфики возрастного психофизического развития обучающихся;
- формирование и развитие психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- вариативность направлений психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса:
- сохранение и укрепление психологического здоровья обучающихся;
- формирование ценности здоровья и безопасного образа жизни;
- дифференциация и индивидуализация обучения;
- мониторинг возможностей и способностей обучающихся, выявление и поддержка одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- формирование коммуникативных навыков в разновозрастной среде и среде сверстников;
- поддержка детских объединений, ученического самоуправления;
- диверсификация уровней психолого-педагогического сопровождения (индивидуальный, групповой, уровень класса, учреждения);
- вариативность форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза). Традиционные направления деятельности, закрепленные Положением о Службе, трансформировались в формы работы педагога-психолога.
Таким образом, основным предметом деятельности психолога становится психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы. Содержание его работы определяется исходя из следующих аспектов:
- общего перечня психолого-педагогических условий реализации основной образовательной программы;
- содержания основной образовательной программы, разработанной образовательным учреждением, с учетом его типа и вида, а также образовательных потребностей и запросов обучающихся, воспитанников;
- планируемых результатов освоения основной образовательной программы.
Деятельность психолога в части обеспечения психолого-педагогических условий реализации программы включает следующие направления:
- психолого-педагогическое сопровождение основной образовательной программы начального общего образования для достижения планируемых результатов всеми обучающимися, в том числе детьми с ограниченными возможностями здоровья;
- выявление и развитие способностей обучающихся;
- работа с одаренными детьми;
- психолого-педагогическое сопровождение разработки основной образовательной программы начального общего образования, проектирования и развития внутришкольной социальной среды, а также формирования и реализации индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся;
- использование в процессе психологического сопровождения современных технологий деятельностного типа;
- психолого-педагогическое сопровождение организации самостоятельной работы обучающихся;
- психолого-педагогическое сопровождение обновления содержания основной образовательной программы начального общего образования, а также методик и технологий ее реализации.
Педагог-психолог в целях обеспечения условий реализации основной образовательной программы принимает участие в планировании и реализации ее составляющих:
- программы формирования и развития универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы отдельных учебных предметов (в части описания личностных, и метапредметных результатов освоения конкретного учебного предмета, курса);
- программы духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
- программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
- программы воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования;
- программы коррекционной работы.
Кроме того, педагог-психолог принимает участие в разработке и внедрении системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной общеобразовательной программы в образовательном учреждении, прежде всего в части обеспечения комплексного подхода к оценке результатов освоения основной образовательной программы, позволяющего вести оценку предметных, метапредметных и личностных результатов.
Результаты работы по психолого-педагогическому сопровождению реализации основной образовательной программы определяются исходя из комплексной оценки деятельности образовательного учреждения в области создания комфортной развивающей образовательной среды:
- обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
- гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
- комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Результативность деятельности педагога-психолога определяется по следующим критериям:
- достижение обучающимися планируемых показателей освоения основной образовательной программы;
- психолого-педагогическое обеспечение преемственности содержания и форм организации образовательного процесса;
- обеспечение учета специфики возрастного психофизического развития обучающихся при реализации образовательной программы;
- достижение необходимого уровня психолого-педагогической компетентности педагогических и административных работников, родительской общественности;
- сформированность у обучающихся ценностных установок на здоровый и безопасный образ жизни;
- обеспечение дифференцированного и индивидуализированного обучения, в том числе реализация индивидуальных образовательных маршрутов и психологического сопровождения инклюзивного образования;
- функционирование системы мониторингов возможностей и способностей обучающихся, выявления и поддержки одаренных детей, детей с ограниченными возможностями здоровья;
- сформированность коммуникативных навыков обучающихся;
- обеспеченность психолого-педагогической поддержкой деятельности детских объединений, ученического самоуправления;
- вариативность уровней и форм психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса (профилактика, диагностика, консультирование, коррекционная, развивающая работа, просвещение, экспертиза).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Специфика деятельности педагога-психолога по коррекции стилей семейного воспитания
Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малы...
«Специфика построения образовательного процесса в условиях введения ФГОС ДО»
С 1 сентября вступил в силу ФЗ «Об образовании» «273-ФЗ, который внёс ряд существенных изменений в систему образования РФ, в частности в дошкольное образование. «Закон» выделяет дошкольное образование...
Рабочая программа коррекционной образовательной деятельности учителя-логопеда в условиях введения ФГОС ДО
Рабочая программа учителя-логопеда ДОУ регулирует работу специалиста в старшей-подготовительной логопедической группе для детей с ОНР и ФФНР. Программа включает в себя пояснительную записку, характери...
Статья "Организация игровой деятельности младших дошкольников в условиях введения ФГОС дошкольного образования"
В данной статье раскрыто понятие игры в свете ФГОС. Игра - не развлечение, а особенный метод вовлечение детей в творческую деятельность, метод стимулирования их активности....
«Гуманизация деятельности современного ДОУ в условиях введения ФГОС»
В современном образовании целью и результатом деятельности педагогов является ребенок как высшая гуманистическая ценность. Структура государственного стандарта дошкольного образования дает характерист...
Формы работы по речевому развитию и особенности организации коррекционной деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС
Формы работы по речевому развитию и особенности организации коррекционной деятельности в ДОУ в условиях введения ФГОС...
"Деятельность педагога-психолога в детском саду: требования ФГОС ДО"
ФГОС – это совокупность трёх систем требований:-требований к структуре основной образовательной программы;-требований к результату освоения основной образовательной программы;-требований к ...