"Системный подход к экологическому воспитанию в ДОУ"
презентация к уроку по теме
Доклад и презентация на тему: "Развитие мыслительной активности детей - как результат системного подхода к экологическому воспитанию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 26.79 КБ |
sistemnyy_podkhod_k_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_dou.pptx | 1.66 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
Детский сад №3 «Теремок» пгт.Серышево
«Развитие мыслительной активности детей –
как результат системного подхода
к экологическому воспитанию в ДОУ
Воспитатель
первой квалификационной категории
Галочкина Е.Н.
2014г.
Пгт.Серышево
«Если хотите научить ребёнка логически
мыслить – ведите его в природу»
К.Д.Ушинский
Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Она притягательна для него, прежде всего благодаря своему красочному миру, который даёт малышу массу ярких воспоминаний, вызывает радостные переживания.
Научно доказано, что экологическое образование человека следует начинать не в школе, а как можно раньше, еще в дошкольный период. Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.
Большое значение для развития экологического сознания имеет воспитание культуры мышления, т.е. формирование умения пользоваться уникальной способностью человеческого мозга, самопроизвольно увеличивать объем содержащейся в нём информации, приобретать новые знания путем логических рассуждений. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни(труд, наблюдения, игры на участке и в в уголке природы - Центре формирования элементарных представлений о природном окружении. В процессе работы используются разнообразные методы: наглядный, практический, словесный. Выстраивая свою работу по развитию мыслительной активности детей, придерживалась системного подхода. Где, наряду с разнообразием методов, форм и приемов работы уделяется большое внимание развивающей среде, взаимосвязи всех участников воспитательно-образовательного процесса (детей, педагогов, родителей), а также экологической направленности всех видов деятельности дошкольников, с учетом возрастных особенностей.
В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.
Наблюдения за природой – одно из действенных средств всестороннего развития ребёнка. Наблюдая, рассматривая, обдумывая, малыш развивает таким образом и свое мышление. Во время наблюдений старалась не ограничиваться перечислением характерных особенностей, учила замечать разницу, подмечать что-то новое, особенное, им неизвестное и развивала умение все это выразить на словах. В процессе ознакомления детей с природой постоянно стремилась к тому, чтобы во время наблюдения за любым сезонным явлением, за любым объектом мои воспитанники решали такие посильные для них логические задачи, которые вызывали бы у них потребность думать, рассуждать, делать выводы. Например: определить, где раньше растает снег под деревом или на открытом участке.
Не менее интересна была работа с проведением различных опытов. Дети очень любят экспериментировать с водой, песком, растениями. Противоречивые явления будили детскую мысль, вызывали у ребят стремление самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы, например: почему семена, помещенные в тепло и влагу, проросли быстрее или почему запотел пакет, надетый на комнатное растение и помещенное на солнце?
Работая на «оконном огороде» дети приобретали практические навыки: прореживали, пересаживали, пололи, поливали растения. В процессе трудовой деятельности ребята стали более внимательными, начали замечать многое из того, мимо чего раньше проходили. Например: какого же было удивление, когда на месте цветка образовалась завязь, а затем появился настоящий маленький помидор. На основе собственных наблюдений пришли к выводу, что тщательный уход за растениями обеспечивает хороший урожай. У ребят появилось стремление познать причину явлений, происходящих в природе.
Очень полезными являются игры на тему о природе. Бесспорно, игра в любом виде деятельности всегда на первом месте, поэтому и знакомить с природой значительно интереснее через игру. Подобные игры развивают у детей память, учат их различать и обобщать явления, происходящие в природе, развивать способность логически мыслить, рассуждать.
Работая с «паспортами» комнатных растений дети научились анализировать, сопоставлять, умело ориентироваться в цветочной символике, пополнив при этом словарный запас.
Не менее интересной была работа в кружке «Цветочный хоровод», основная цель которого – расширить запас детей о мире растений. Ребята с большим желанием и увлечением работали с природным материалом, вели дневники наблюдений, индивидуальные альбомы практических заданий.
Проводилась работа и по охране природы в виде акций. В нашем детском саду второй год проходит акция: «Подкормите птиц зимой». Главной целью является изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их презентация и размещение на территории детского сада, организация дежурств в «Птичьей столовой». В прошлом году ребята старшей группы стали инициаторами этой акции, которую поддержали дети всех возрастных групп. В этом учебном году, будучи уже подготовительной группой мы приняли участие в районной заочной акции, где заняли первое место. На познавательном занятии «Зимующие птицы нашего края» - дошкольники узнали много интересного из жизни зимующих птиц, читали стихи, играли в дидактические и подвижные игры.
Кроме этого ребята показали театрализованное представление для малышей «Столовая для птиц», рисовали на тему: «Пернатые гости», лепили «Они к нам прилетали», выполнили аппликацию «Птицы на кормушке», конструировали кормушки из бросового материала. Распространяли эмблемы и листовки, призывающие помочь зимующим птицам.
Не первый год проходит и акция «Спасем зеленую красавицу». Детский сад приобрёл искусственную ёлочку и первые утренники были открыты стихами:
Живи, елочка! Токмакова Ирина
Мне елку купили!
Мне елку купили!
В лесу на опушке ее не рубили.
А сделали елку на добром заводе
Хорошие дяди, веселые тети.
Скорей приходите,
Скорей поглядите
На елку из тонких серебряных нитей:
Вся в хвое мохнатой,
Блестящей и пышной,
Задень -
И она зазвенит еле слышно.
А елка лесная осталась живая,
Стоит на опушке,
Макушкой кивая.
Кому? Никому!
Просто - ветру, метели,
Такой же красивой
Не спиленной ели!
Стало доброй традицией в преддверии Нового года проводить конкурс «Ёлочка-красавица», дети вместе с родителями мастерят ёлочки из разного материала, как альтернативу живой, тем самым спасая ели от вырубки.
Подобные мероприятия сплачивают не только детей, но и родителей, которые становятся активными участниками, помощниками.
Были проведены родительские собрания «Природа – как фактор умственного воспитания детей», «Научите детей любить и охранять природу». Беседы о красоте окружающей природы, как использовать загородные прогулки для расширения знаний, как развить мышление ребенка в период работы, например на даче, консультации: «Знаем ли мы природу», «Природа родного края», «Как организовать живой уголок дома».
В нашем уголке природы ребята с удовольствием рассматривают альбомы «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Цветы, встречающие весну», «Аранжировка – искусство составления букета», «Комнатные растения». «Животный мир родного края», «Цветочные часы». Имеется коллекция семян овощных культур, оформляется коллекция семян цветочных растений.
Системный подход к экологическому воспитанию, продуманное руководство познавательной деятельностью способствуют развитию умственной активности ребенка. Дети становятся более внимательными в отношении наблюдаемых объектов и явлений, устанавливают правильные связи и выводы. Делают несложные умозаключения.
Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
« Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» К.Д.Ушинский Земля – наш общий дом, а человек в нём – часть природы .
Формы работы: 1 . НОД 2. Экскурсии 3. Экпериментирование 4. Режимные моменты ( труд,наблюдения,игры )на участке и в уголке природы – Центре формирования элементарных представлений о природном окружении. Методы: наглядный, практический, словесный Системный подход: 1. Развивающая среда 2. Взаимосвязь всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители) 3. Экологическая направленность всех видов деятельности.
Задачи: - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе. - развитие познавательного интереса к миру природы. - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой) - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.
Наблюдая, рассматривая, обдумывая, малыш развивает своё мышление. Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок – не поймёшь, где бабочка, где живой цветок. Вспыхнул, озарив лужок, ярко-жёлтый огонёк. Мы цветочки не рвём – мы их охраняем!
Противоречивые явления будят детскую мысль, вызывают стремление самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы. Расти росток – раскрой цветок! Бережно удаляем пыль с листочков Мы цветы в саду сажали
Работая на «оконном огороде» дети приобретают практические навыки Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, помидоры и укроп – для приправы и для проб. Есть редиска и салат – наша грядка просто клад! Приходите в огород Посмотреть как всё растёт Как играет в прятки – помидор на грядке.
Знакомить с природой значительно интереснее через игру Вот надели детки маски, показали экологические сказки!
Работая с «паспортами» комнатных растений дети учатся анализировать, сопоставлять, умело ориентироваться в цветочной символике. Цветочная символика легко даётся нам Расскажем всё вам про цветок, Подсказка тут – любой значок!
Дети с большим желанием и увлечением работают с природным материалом Мы из листиков, цветочков Можем сделать что угодно! Фантазии нашей нет преград – ракета, аквариум, просто букет Удивительная работа с семенами – создаём орнамент в круге!
Акция «Подкормите птиц зимой» Прилетели птицы –голуби, синицы! «Почемучки» дети старшей группы – инициаторы проведения акции
Рисуем на тему: «Пернатые гости» В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник – снегири – Ярче утренней зари!
Акция «Спасём зелёную красавицу» Ёлочка – кокетка Воздушное безе Ёлочка - лакомка Макаронное чудо Дружная семейка
Родители – наши активные участники и помощники Соберём метёлкой мусор – чтобы стало чище всем!
Наглядный материал
Системный подход к экологическому воспитанию, продуманное руководство познавательной деятельностью способствуют развитию умственной активности ребёнка. Спасибо за внимание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Системный подход к экологическому образованию дошкольников»
В данной работе представлены теоретическая и практическая значимость многолетней работы дошкольного учреждения, которая заключается в сле...
Обобщение опыта работы по проблеме «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ»
обобщени опыты работы по экологическому воспитанию на творческом отчете ДОУ по экоглогии...
Новые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Использование новых и забытых приемов и технологий, экспериментирования, постановка проблемных ситуаций, игровая, проектная деятельность в обучении детей экологии....
консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"
Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....
Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста
Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...
Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников
Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...
Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"
Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"...