"Системный подход к экологическому воспитанию в ДОУ"
презентация к уроку по теме

Галочкина Елена Николаевна

Доклад и презентация на тему: "Развитие мыслительной активности детей  - как результат системного подхода к экологическому воспитанию"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar.docx26.79 КБ
Файл sistemnyy_podkhod_k_ekologicheskomu_vospitaniyu_v_dou.pptx1.66 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

                            Детский сад №3 «Теремок» пгт.Серышево

«Развитие мыслительной активности детей –

как результат системного подхода

к экологическому воспитанию в ДОУ

                               Воспитатель

                                            первой квалификационной категории                                                                                                                                                

                                                                        Галочкина  Е.Н.                                            

                                                2014г.

                                            Пгт.Серышево

                                                         «Если хотите научить ребёнка логически

                                                          мыслить – ведите его в природу»

                                                                                                       К.Д.Ушинский

Природа постоянно окружает ребёнка, очень рано входит в его жизнь. Она притягательна для него, прежде всего благодаря своему красочному миру, который даёт малышу массу ярких воспоминаний, вызывает радостные переживания.

           Научно доказано, что экологическое образование человека следует начинать не в школе, а как можно раньше, еще в дошкольный период. Дошкольное детство - самое благодатное время для формирования экологического сознания, понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек в нем - часть природы.

Большое значение для развития экологического сознания имеет воспитание культуры мышления, т.е. формирование умения пользоваться уникальной способностью человеческого мозга,  самопроизвольно увеличивать объем содержащейся в нём информации, приобретать новые знания путем логических рассуждений. Ознакомление детей с природой осуществляется в разнообразных формах: на занятиях, экскурсиях, в повседневной жизни(труд, наблюдения, игры на участке и в в уголке природы - Центре формирования элементарных представлений о природном окружении. В процессе работы используются разнообразные методы: наглядный, практический, словесный. Выстраивая свою работу по развитию мыслительной активности детей,  придерживалась системного подхода. Где, наряду с  разнообразием методов, форм и приемов работы уделяется большое внимание развивающей среде, взаимосвязи всех участников воспитательно-образовательного  процесса (детей, педагогов, родителей), а также экологической направленности всех видов деятельности дошкольников, с учетом возрастных особенностей.

В каждой возрастной группе содержание расширяется, углубляется, опираясь на предыдущие знания.

Наблюдения за природой – одно из действенных средств всестороннего развития ребёнка. Наблюдая, рассматривая, обдумывая, малыш развивает таким образом и свое мышление. Во время наблюдений старалась не ограничиваться перечислением характерных особенностей, учила замечать разницу, подмечать что-то новое, особенное, им неизвестное и развивала умение все это выразить на словах. В процессе ознакомления детей с природой постоянно стремилась к тому, чтобы во время наблюдения за любым сезонным явлением, за любым объектом мои воспитанники решали такие посильные для них логические задачи, которые вызывали бы у них потребность думать, рассуждать, делать выводы. Например: определить, где раньше растает снег под деревом или на открытом участке.

Не менее интересна была работа с проведением различных опытов. Дети очень любят экспериментировать с водой, песком, растениями. Противоречивые явления будили детскую мысль, вызывали у ребят стремление самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы, например: почему семена, помещенные в тепло и влагу, проросли быстрее или почему запотел пакет, надетый на комнатное растение и помещенное на солнце?

Работая на «оконном огороде»  дети приобретали практические навыки: прореживали, пересаживали, пололи, поливали растения. В процессе трудовой деятельности ребята стали более внимательными, начали замечать многое из того, мимо чего раньше проходили. Например: какого же было удивление, когда на месте цветка образовалась завязь, а затем появился настоящий маленький помидор. На основе собственных наблюдений пришли к выводу, что тщательный уход за растениями обеспечивает хороший урожай. У ребят появилось стремление познать причину явлений, происходящих в природе.

Очень полезными являются игры на тему о природе. Бесспорно, игра в любом виде деятельности всегда на первом месте, поэтому и знакомить с природой значительно интереснее  через игру. Подобные игры развивают у детей память, учат их различать и обобщать явления, происходящие в природе, развивать способность логически мыслить, рассуждать.

Работая с «паспортами» комнатных растений дети научились анализировать, сопоставлять, умело ориентироваться в цветочной символике, пополнив при этом словарный запас.

Не менее интересной была работа в кружке «Цветочный хоровод», основная цель которого – расширить запас детей о мире растений. Ребята с большим желанием и увлечением работали с природным материалом, вели дневники наблюдений, индивидуальные альбомы практических заданий.

Проводилась работа и по охране природы в виде акций. В нашем детском саду второй год проходит  акция: «Подкормите птиц зимой». Главной целью является изготовление кормушек детьми совместно с родителями, их презентация и размещение на территории детского сада, организация дежурств в «Птичьей столовой». В прошлом году ребята старшей группы стали инициаторами этой акции, которую поддержали дети всех возрастных групп. В этом учебном году, будучи уже подготовительной группой мы приняли участие в районной заочной акции, где заняли первое место. На познавательном занятии «Зимующие птицы нашего края» - дошкольники узнали много интересного из жизни зимующих птиц, читали стихи, играли в дидактические и подвижные игры.

Кроме этого ребята показали театрализованное представление для малышей «Столовая для птиц», рисовали  на тему: «Пернатые гости», лепили «Они к нам прилетали», выполнили аппликацию «Птицы на кормушке», конструировали  кормушки из бросового материала. Распространяли эмблемы и листовки, призывающие помочь зимующим птицам.

Не первый год проходит и акция «Спасем зеленую красавицу». Детский сад приобрёл искусственную ёлочку и первые утренники были открыты  стихами:

                                   

                                      Живи, елочка!                       Токмакова Ирина

Мне елку купили!

Мне елку купили!

В лесу на опушке ее не рубили.

А сделали елку на добром заводе

Хорошие дяди, веселые тети.

Скорей приходите,

Скорей поглядите

На елку из тонких серебряных нитей:

Вся в хвое мохнатой,

Блестящей и пышной,

Задень -

И она зазвенит еле слышно.

А елка лесная осталась живая,

Стоит на опушке,

Макушкой кивая.

Кому?  Никому!

Просто - ветру, метели,

Такой же красивой

Не спиленной ели!

Стало доброй традицией в преддверии Нового года проводить  конкурс «Ёлочка-красавица», дети вместе с родителями  мастерят ёлочки из разного материала, как альтернативу живой, тем самым спасая ели от вырубки.

Подобные мероприятия сплачивают не только детей, но и родителей, которые становятся активными участниками, помощниками.

Были проведены родительские собрания «Природа – как фактор умственного воспитания детей», «Научите детей любить и охранять природу». Беседы о красоте окружающей природы, как использовать загородные прогулки для расширения знаний, как развить мышление ребенка в период работы, например на даче, консультации: «Знаем ли мы природу», «Природа родного края», «Как организовать живой уголок дома».

В нашем уголке природы ребята с удовольствием рассматривают альбомы «Домашние и дикие животные», «Времена года», «Цветы, встречающие весну», «Аранжировка – искусство составления букета», «Комнатные растения». «Животный мир родного края», «Цветочные часы». Имеется коллекция семян овощных культур, оформляется коллекция семян цветочных растений.

Системный подход к экологическому воспитанию, продуманное руководство познавательной деятельностью способствуют развитию умственной активности ребенка. Дети становятся более внимательными в отношении наблюдаемых объектов и явлений, устанавливают правильные связи и выводы. Делают несложные умозаключения.

Природа оказывает огромное влияние на формирование личности, ее умственное, нравственное, трудовое и физическое воспитание. Какими вырастут наши дети, зависит от нас. Мы должны научить детей не только брать от природы, но и заботиться о ней, охранять и приумножать ее богатства.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Системный подход к экологическому воспитанию в ДОУ «Развитие мыслительной активности детей – как результат системного подхода к экологическому воспитанию в ДОУ» Воспитатель МДОАУ д /с№3 пгт.Серышево Галочкина Е.Н.

Слайд 2

« Если хотите научить ребенка логически мыслить – ведите его в природу» К.Д.Ушинский Земля – наш общий дом, а человек в нём – часть природы .

Слайд 3

Формы работы: 1 . НОД 2. Экскурсии 3. Экпериментирование 4. Режимные моменты ( труд,наблюдения,игры )на участке и в уголке природы – Центре формирования элементарных представлений о природном окружении. Методы: наглядный, практический, словесный Системный подход: 1. Развивающая среда 2. Взаимосвязь всех участников воспитательно-образовательного процесса (дети, педагоги, родители) 3. Экологическая направленность всех видов деятельности.

Слайд 4

Задачи: - формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе. - развитие познавательного интереса к миру природы. - формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. - воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы - формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями - формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой) - освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении - формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Слайд 5

Наблюдая, рассматривая, обдумывая, малыш развивает своё мышление. Луг совсем как ситцевый, всех цветов платок – не поймёшь, где бабочка, где живой цветок. Вспыхнул, озарив лужок, ярко-жёлтый огонёк. Мы цветочки не рвём – мы их охраняем!

Слайд 6

Противоречивые явления будят детскую мысль, вызывают стремление самостоятельно искать ответы на возникшие вопросы. Расти росток – раскрой цветок! Бережно удаляем пыль с листочков Мы цветы в саду сажали

Слайд 7

Работая на «оконном огороде» дети приобретают практические навыки Что растёт на нашей грядке? Огурцы, горошек сладкий, помидоры и укроп – для приправы и для проб. Есть редиска и салат – наша грядка просто клад! Приходите в огород Посмотреть как всё растёт Как играет в прятки – помидор на грядке.

Слайд 8

Знакомить с природой значительно интереснее через игру Вот надели детки маски, показали экологические сказки!

Слайд 9

Работая с «паспортами» комнатных растений дети учатся анализировать, сопоставлять, умело ориентироваться в цветочной символике. Цветочная символика легко даётся нам Расскажем всё вам про цветок, Подсказка тут – любой значок!

Слайд 10

Дети с большим желанием и увлечением работают с природным материалом Мы из листиков, цветочков Можем сделать что угодно! Фантазии нашей нет преград – ракета, аквариум, просто букет Удивительная работа с семенами – создаём орнамент в круге!

Слайд 11

Акция «Подкормите птиц зимой» Прилетели птицы –голуби, синицы! «Почемучки» дети старшей группы – инициаторы проведения акции

Слайд 12

Рисуем на тему: «Пернатые гости» В гости в первый день недели К нам синицы прилетели, А во вторник – снегири – Ярче утренней зари!

Слайд 13

Акция «Спасём зелёную красавицу» Ёлочка – кокетка Воздушное безе Ёлочка - лакомка Макаронное чудо Дружная семейка

Слайд 14

Родители – наши активные участники и помощники Соберём метёлкой мусор – чтобы стало чище всем!

Слайд 15

Наглядный материал

Слайд 16

Системный подход к экологическому воспитанию, продуманное руководство познавательной деятельностью способствуют развитию умственной активности ребёнка. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Системный подход к экологическому образованию дошкольников»

В данной работе представлены   теоретическая  и практическая значимость  многолетней работы дошкольного учреждения, которая заключается в сле...

Обобщение опыта работы по проблеме «Современные подходы в экологическом воспитании в ДОУ»

обобщени опыты работы по экологическому воспитанию на творческом отчете ДОУ по экоглогии...

Новые подходы в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Использование новых и забытых приемов и технологий, экспериментирования, постановка проблемных ситуаций, игровая, проектная деятельность в обучении детей экологии....

консультация для воспитателей "Интегрированный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Экологическое воспитание в настоящее время расценивается как приоритетное направление перестройки дошкольного воспитания....

Реализация интегрированного подхода в экологическом воспитании детей дошкольного возраста

Формирование основ экологической культуры в условиях ДОУ необходимо осуществлять интеграцию экологии во всех образовательных областях, через различные формы работы. Необходимо создать целостную систем...

Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. С каждым годом ее звучание становиться сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этого н...

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"

Опыт работы по теме "Системно-деятельностный подход в экологическом воспитании дошкольников"...